Факторная нагрузка в разрезе курсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторная нагрузка в разрезе курсов



1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
Стремление к рациональному познанию (13,7%) Стремление к построению завершенной рациональной картины мира (18,4%) Установка на личностный смысл или поиск себя (самоактуализация) (17,2%) Процесс самореализации (12,2%)
Возможность развития профессионального мышления (мировоззр-я) (11,1%) Профессиональное мышление (мировоззрение) (9,6%) Завершенная рациональная картина мира (11%) Ориентация на личностный смысл и свое призвание (10,6%)
Стремление к однозначности, чтобы снять неопределенность (7%) Избегание работы над собой и стремление остаться прежним (8%) Открытость будущему (7,5%) Конфликтность (7,9%)
Вовлеченность в неизменную форму деятельности (5,8%) Выбор устоявшейся формы деятельности (4,6%) Принятие себя (5,6 %) Выбор цели перед лицом неопределенности (7,9%)
Стремление отучиться (4,1%)     Инертность учебного процесса (6,1%)

 

Итак, из таблицы 5 можно выделить следующую динамику осмысленности деятельности.

1. Если на первых двух курсах смысловым основанием учебной деятельности выступало стремление к построению рациональной картины мира и развитию профессионального мышления, то на третьем и четвертом курсе ведущее значение приобретают процессы самоактуализации и самореализации, то есть проблема поиска и реализации себя. Можно сказать, что студент из субъекта познания превращается в субъект профессионального жизненного пути. Это превращение происходит на третьем курсе.

2. Для первых курсов характерна ориентация на воспроизведение прошлого и избегание будущего, а для старших на первое место выступает будущее. Младшие курсы стремятся к воспроизведению себя и своих жизненных отношений, вследствие чего избегают нового, в то время как старшие курсы, наоборот, стремятся преодолеть имеющиеся социальные отношения и представления о себе и утвердить себя в новом качестве. Таким образом, младшие курсы ориентированны на «себя наличного» и стремятся к воспроизведению привычного, а старшие ориентированны на «себя возможного» и стремятся к саморазвитию. Другими словами младшие исходят из того, что они знают, что им нужно и чего они хотят, а старшие, наоборот, из того, чего не знают, из еще неизвестного себя. Отсюда и при постановке целей студенты младших курсов исходят из уже известного и рационально объяснимого, в то время как студенты старших курсов из еще неизвестного, но впечатляющего.

3. Для первого и второго курсов характерна приспособительная стратегия в учебной деятельности. То есть они склонны подчинять себя и выстраивать свою учебу в соответствии с требованиями учебного процесса. Собственно, сама деятельность носит познавательный характер, в которой студенты лишь ученики. На старших курсах, наоборот, студенты уже ищут в учебной деятельности возможность для самореализации. В этом плане учебная деятельность, в которой студент познавал мир, превращается в осуществляющую себя деятельность, в которой он находит свое призвание.

Это подтверждается и результатами применения критерия значимости отличий Краскала-Уолиса. Мы уже отмечали, что курсы статистически значимо отличаются по 9 шкалам. Для наглядности и в контексте проделанного анализа, который выявил схожесть между собой 1-2 курсов и 3-4 курсов, мы рассмотрим их попарно, сравнивая старшие и младшие курсы (рис. 1).

 

Рис. 1. Средние ранговые значения шкал, по которым было получено статистически значимое отличие между курсами.

Примечание*

1. Предсказуемая 6. Бездушная
2. Выбирающая 7. Захватывающая
3. Творческая 8. Изменяющаяся
4. Преодолевающая 9. Воодушевленная
5. Привычная  

 

Из рисунка 1 видно, что на младших курсах значимо более выражены шкалы «предсказуемая», «привычная», «бездушная», в то время как на старших курсах «выбирающая», «творческая», «преодолевающая», «захватывающая», «изменяющаяся», «воодушевленная». Можно с уверенностью сказать, что учебная деятельность на младших курсах предполагает лишь механическое воспроизведение привычного способа учения (например, как в школе), в то время как на старших она принимает активный характер, то есть выстраивается в соответствии с личностным смыслом.

4. Для первых трех курсов характерна односторонность деятельности, в которой превалирует либо познавательная, либо личностная ориентация. Четверокурсники же оказываются перед необходимостью объединения этих сторон.

Таким образом, существует смысловая динамика, которая разделяет период обучения на два этапа. На первом этапе (1,2 курсы) смыслообразующей основой учебной деятельности выступает установка на рациональное познание, а на втором (3,4 курсы) на личностную самореализацию. На младших курсах студент реализует деятельность в качестве субъекта познания, а на старших - в качестве субъекта профессионального жизненного пути. Младшие курсы ориентированны на «себя наличного» и стремятся к воспроизведению привычного, а старшие ориентированны на «себя возможного» и стремятся к самоизменению. При постановке целей младшие курсы исходят из уже известного и рационально объяснимого, в то время как старшие из еще неизвестного, но значимого и личностно переживаемого.Учебная деятельность на младших курсах предполагает лишь механическое воспроизведение привычного способа учения (например, как в школе), в то время как на старших она принимает активный характер и подчиняется процессу самореализации.

Полученные нами результаты позволяют провести коррекцию процесса обучения, особенно в сфере научно-технического творчества, учебно-научной исследовательской работы студентов. Понимание профессорско-преподавательским составом вузов изменений в мотивационно-смысловой сфере студентов позволяет совершенствовать формы и методы преподавания в зависимости от курса обучения. Выпускающим кафедрам необходимо более активно вовлекать студентов старших курсов в научно-исследовательскую деятельность, опираясь на их готовность к самореализации и интерес к творческим исканиям.

При этом нужно учитывать, что выявленная динамика мотивов и смыслов обучения является для студентов, в большинстве своем, неосознаваемой. Особенно это касается ориентации на самоактуализацию и самореализацию. Для того чтобы произошло осмысление деятельности в контексте поиска и реализации себя, необходимы особые психологические практики работы с самосознанием, которые позволят претворить отмеченную динамику в жизнь. Если студенты не будут обеспеченны этой практикой, то отмеченная динамика останется лишь возможностью. Такие практики могут быть реализованы при поддержке специалистов-психологов, например в форме дополнительных семинаров и тренингов по желанию студентов.

Список литературы

1. http://venture-news.ru/last/2049-proekt-innovacionnaya-rossiya-2020.html

2. Российский статистический ежегодник.2009:Стат.сб./ Росстат.-М., 2009, с.546-554.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.007 с.)