УДК 316.628 Кудринская Л.А., Кубарев В.С.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

УДК 316.628 Кудринская Л.А., Кубарев В.С.



УДК 316.628 Кудринская Л.А., Кубарев В.С.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Для реализации курса на создание инновационной экономики и модернизацию всех отраслей хозяйства Российской Федерации Министерство экономического развития подготовило проект стратегии развития "Инновационная Россия-2020" [1].

Документ представлен для широкого обсуждения, размещен на сайте министерства 31.12.2010 года. Главные цели стратегии - "обеспечение высокого уровня благосостояния населения" и "закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров". Единственный способ достичь этих целей - сформировать экономику лидерства и инноваций, добиться конкурентоспособных результатов, причем в достаточно короткий срок. Авторы стратегии считают, что это возможно только при удвоении доли высокотехнологичного сектора в ВВП (до 17-20 процентов ВВП к 2020 году) и всех затрат на исследования и разработки (до 2,4 процента ВВП). Решение задач подобного рода невозможно без ускорения в создании высокотехнологичного сектора экономики, что весьма непросто.

Современное положение дел в сфере науки и техники, промышленного производства характеризуется сокращением персонала, незначительным объемом отраслей, основанных на применении современных наукоемких технологий. За период с 1991 года по 2008 год персонал научной отрасли значительно сократился (официальные данные за 2009 г. пока не опубликованы). По данным Росстата, численность занятого исследованиями и разработками персонала составила в 2008 году 761252 человек против 1677800 человек в 1991 году, т.е. 45,4%. При этом самый значительный отток научного и технического персонала дал предпринимательский сектор [2; 546]. Средний возраст научно-технического корпуса также значительно вырос, поскольку в 1990-е годы и позже самые молодые и талантливые ушли из научно-технической отрасли в бизнес или выехали за рубеж.
Решить поставленные государством задачи, сформировать инновационную, умную, наукоемкую экономику невозможно без квалифицированных инновационных специалистов. Необходимо вернуть молодежь в сферу науки, техники, промышленного производства. При этом вернуть умело и по-новому подготовленных специалистов, способных создавать новые образцы научно-технической деятельности, использовать со знанием дела уже имеющиеся новейшие технологии.

Эту задачу подготовки восприимчивых к инновациям и создающих инновации специалистов призваны выполнять учебные заведения высшего профессионального образования. Особое внимание государство уделяет сегодня подготовке инженерного корпуса, роль которого в высокотехнологичной экономике значительно возрастает. Это подтверждается тем, что уже в течение ряда лет на технические специальности выделяется значительное и растущее число бюджетных мест в российских вузах, при уменьшении таких мест для гуманитарных специальностей. Данная государственная политика стала давать плоды, и сегодня технические специальности все более востребованы у молодежи.

В контексте сказанного, перед коллективами технических вузов встает задача усиления научно-творческой инновационной составляющей в организации образовательного процесса. Для решения этой задачи необходимо располагать информацией о различных сторонах учебного процесса, что позволяет вносить коррекции в учебный процесс. Особенно важной является информация о том, как воспринимает сам студент процесс обучения, как он меняется в этом процессе, насколько он видит себя субъектом процесса обучения и будущей профессиональной деятельности. Кроме того, в коллективах вузов появляется понимание, что с позиций эффективности обучения важно привлекать профессионально ориентированного абитуриента: это позволяет уменьшить, если можно так сказать, «брак» обучения – случайно попавших в вуз молодых людей.

В этом случае важно отслеживать ситуацию с привлечением «своего» абитуриента. Число профессионально ориентированных студентов, тех, кто действительно осознанно выбрал интересную для реализации своих природных способностей специальность и предполагает после окончания обучения работать по этой специальности, возрастает. По данным социологических опросов, проводимых в 2009 и 2010 гг. среди студентов Омского государственного технического университета, интерес к содержанию выбранной специальности при поступлении наблюдается у 54-55% опрошенных студентов, а престижность будущей профессии инженера отметили в 2009 г. 28,6%, а в 2010 году – уже 44,5% респондентов.

Для социологического анализа состояния процесса обучения, важно представить портрет студента технического профиля. По данным опроса 2009 г. (N=804), проведенного учеными Омского государственного технического университета (были опрошены студенты только технических специальностей), портрет выглядит следующим образом. В 70% случаев это юноша, как правило, из небогатой семьи: 37,4% респондентов ответили, что «Нам хватает денег на еду и одежду, но было бы трудно купить крупную бытовую технику», а 27,2% – «Нам хватает денег на покупку бытовой техники, но мы не можем купить автомобиль».Анализ образования и занятости родителей студентов позволяет говорить о наблюдаемой в течение ряда лет тенденции самовоспроизводства профессиональной группы научно-технической интеллигенции: дети инженеров и техников чаще выбирают профессию своих родителей. Это положительный фактор обучения, поскольку родители в этом случае могут помочь детям разобраться в преподаваемых дисциплинах.

Главная же цель социологического исследования, проведенного в 2009 году, - понять, как изменяется мотивация студента в процессе обучения в отношении учебы и формируется мотивация, связанная с профессиональным творчеством. Объектом анкетного опроса выступили студенты-очники, обучающиеся на первых четырех курсах специалитета и бакалавриата технического профиля (N=804). Была сформирована многоступенчатая выборка. Для этого был проведен расчет выборочной совокупности пропорционально численности студентов на технических факультетах в генеральной совокупности (все студенты технических специальностей очной формы обучения с 1 по 4 курсы). Затем рассчитывалось число учебных групп (среднее число студентов – 20 человек) и случайным образом определялось число групп на каждом курсе обучения. Наконец, проводился сплошной опрос студентов в группах, попавших в выборку. В обследовании приняло участие 68,9% юношей и 31,1% - девушек. Ошибка выборки – 5%.

Была использована методика «Семантический дифференциал», модифицированный вариант методики разработан ст. преподавателем Омского государственного технического университета В. С. Кубаревым. Проведен факторный анализ массива переменных, позволивший изучить отношение студентов к своей учебной деятельности в контексте формирования мотивационно-ценностных структур личности (сравнительный анализ в разрезе курсов). Основной пакет программы обработки социологической информации – SPSS.

Перед нами стояла задача - понять мотивационно-смысловую основу учебной деятельности студентов технического профиля, учитывая которую можно обеспечивать качественное образование, позволяющее выпускнику занять на современном рынке труда достойное рабочее место.

Обучение в вузе качественно постольку, поскольку в его процессе изменяется, развивается сам студент, становясь профессионалом. Если с человеком в этот период ничего не происходит, он никак не изменяется, реализуя учебную деятельность, то это означает, что происходит лишь формальный учебный процесс, не приводящий к становлению востребованного сегодня профессионала-творца, профессионала-новатора.

Поскольку изменить себя может только сам человек, очень важно в процессе профессионального обучения понимать, каким смыслом студенты наделяют учебную деятельность, что именно, какую сторону их личности она призвана преобразовывать и помогать им в осознании себя в контексте профессионального развития.

Другими словами, если в процессе вузовской профессионализации не учитываются те смыслы, реализация которых и делает из формального учебного процесса личностно значимую учебную деятельность, в которой преобразуется студент как ее субъект, то мы не сможем сделать так, чтобы студент в профессии находил свое призвание. Только профессионал по осознанному призванию может стать не просто «функционером на заводе», а инженером-исследователем, разрабатывающим новые технологии, технику и т.д. Поэтому важно понимать ради чего учатся студенты, как они понимают смысл обучения.

Может показаться, что студента технической специальности интересует в учебной деятельности только профессиональное содержание дисциплин, в то время как социально-психологический контекст не важен. Что обучение – это одно, а личностные переживание и смыслы – другое. Наше исследование показало совершенно противоположное.

Итак, студентам было предложено оценить свою учебную деятельность по 49-ти качествам, предъявленным в полярных шкалах. Обработка методики проводилась методом факторного анализа. В результате его применения были выделены факторы, анализ и интерпретация которых и позволили построить обобщенную картину смысловой основы учебной деятельности студентов технических специальностей. На первом курсе было выделено 5 факторов (таблица 1), на втором – 4 фактора (таблица 2), на третьем – 4 фактора (таблица 3) и на четвертом курсе – 5 факторов (таблица 4). Кроме этого был применен непараметрический критерий Краскала-Уолеса, направленный на оценку значимости отличий по шкалам методики. В результате были выделены 9 шкал (рис. 1), по которым значимо отличаются смысловые основания учебной деятельности на разных курсах.

Интерпретация методики предполагает следующее. С одной стороны, студенты оценивали по предложенным шкалам учебную деятельность, в связи с чем, мы можем выделить те смыслы, которыми они ее наделяют, как они ее понимают для себя. Но с другой стороны любая деятельность предполагает субъекта, который ее реализует. Поэтому смыслы, которыми наделялась деятельность, касаются не только ее организационно-целевой формы, но и субъекта, который предполагается этой деятельностью. Другими словами, обнаруженные смыслы относятся в первую очередь не к деятельности, а к субъекту, в качестве которого человек реализует деятельность. Собственно, ниже основной акцент мы будем делать не на деятельности как таковой, а на ее субъекте, который и выступает ее смысловой основой.

Качественная оценка субъекта учебной деятельности осуществлялась в двух измерениях: а) характеристики, к которым стремится человек, реализуя учебную деятельность (шкалы, положительно коррелирующие с фактором) – «активность для»; б) характеристики, которым субъект противостоит, против чего направлена его активность (шкалы, отрицательно коррелирующие с фактором) – «активность против». Другими словами субъект учебной деятельности оценивался с точки зрения того, к чему он стремится (чего желает) и того, что он преодолевает как недостаток (чего не желает).

Первый курс

Ниже представлена таблица с содержанием факторов и дается обобщенная характеристика мотивационной сферы студентов первого курса.

Таблица 1

Факторный профиль первого курса

Название № Шкалы фактора Коэффициент корреляции
Фактор 1 «Стремление к рациональному познанию» (13,7%)
Целеустремленная-Бесцельная 0,69
Цельная-Разрозненная 0,67
Организованная-Неорганизованная 0,62
Созидательная-Разрушительная 0,62
Ясная-Смутная 0,60
Конструктивная-Линейная 0,57
Нравственная-Безнравственная 0,54
Самостоятельная-Зависимая 0,53
Динамичная-Статичная 0,52
Привязанная-Отрешенная 0,50
Фактор 2 «Возможность развития профессионального мышления (мировоззрения)» (11,1%)
Вознесенная-Обыденная т 0,71
Захватывающая-Скучная с 0,69
Устаревшая-Обновленная -0,66
Воодушевленная-Тоскливая с 0,55
Возвышенная-Приземленная т 0,52
Отстраненная-Приобщенная и -0,51
Старая-Новая -0,49
Фактор 3 «Стремление к однозначности, чтобы снять неопределенность» (7%)
Утвердительная-Вопросительная 0,64
Шаткая-Устойчивая -0,56
Завершенная-Незавершенная 0,53
Воспроизведенная-Перерожденная 0,44
Преодолевающая-Избегающая 0,42
Несобранная-Собранная -0,41
Фактор 4 «Вовлеченность в неизменную форму деятельности» (5,8 %)
Спокойная-Тревожная 0,61
Прерванная-Длящаяся -0,51
Уравновешенная-Вспыльчивая 0,48
Предсказуемая-Неожиданная 0,47
Вовлеченная-Отстраненная 0,46
Фактор 5 «Стремление отучиться» (4,1%)
Выполненная-Незаконченная 0,52
Выбирающая-Исполняющая -0,50
Близкая-Далекая 0,45
Временная-Вечная -0,40

Второй курс

Ниже представлена таблица с содержанием факторов и дается обобщенная характеристика второго курса.

Таблица 2

Факторный профиль второго курса

Название № Шкалы фактора Коэффициент корреляции
Фактор 1 «Стремление к построению завершенной рациональной картины мира» (18,4%)
Целеустремленная-Бесцельная 0,70
Цельная-Разрозненная 0,68
Организованная-Неорганизованная 0,68
Самостоятельная-Зависимая 0,67
Созидательная-Разрушительная 0,66
Опытная-Неопытная 0,66
Упорядоченная-Хаотичная 0,64
Завершенная-Незавершенная 0,64
Уравновешенная-Вспыльчивая 0,58
Преодолевающая-Изегающая 0,58
Разобщенная-Единая -0,58
Близкая-Далекая 0,54
Приятная-Неприятная 0,52
Утвердительная-Вопросительная 0,51
Нравственная-Безнравственная 0,51
Фактор 2 «Профессиональное мышление (мировоззрение)» (9,6%)
Ущербная-Полноценная -0,65
Культурная-Варварская 0,63
Удовлетворенная-Неудовлетворенная 0,62
Глубокая-Поверхностная 0,58
Отстраненная-Приобщенная -0,56
Зовущая-Молчащая 0,51
Ясная-Смутная 0,49
Устаревшая-Обновленная -0,47
Старая-Новая -0,42
Фактор 3 «Избегание работы над собой и стремление остаться прежним» (8%)
Бездушная-Одухотворенная -0,69
Предсказуемая-Неожиданная -0,55
Захватывающая-Скучная 0,55
Старая-Новая -0,53
Привычная-Необычная -0,51
Воодушевленная-Тоскливая 0,46
Фактор 4 «Выбор устоявшейся формы деятельности» (4,6%)
Конструктивная-Линейная 0,49
Воспроизведенная-Перерожденная 0,48
Выбирающая-Исполняющая 0,47
Прерванная-Длящаяся 0,44
Несобранная-Собранная 0,41

Третий курс

Ниже представлена таблица с содержанием факторов и дается обобщенная характеристика третьего курса.

Таблица 3

Факторный профиль третьего курса

Название № Шкалы фактора Коэффициент корреляции
Фактор 1 «Установка на личностный смысл или поиск себя» (17,2%)
Воодушевленная-Тоскливая 0,74
Вознесенная-Обыденная 0,74
Вовлеченная-Отстраненная 0,73
Захватывающая-Скучная 0,67
Творческая-Посредственная 0,66
Целеустремленная-Бесцельная 0,66
Изменяющаяся-Неизменная 0,61
Отстраненная-Приобщенная -0,59
Близкая-Далекая 0,59
Самостоятельная-Зависимая 0,58
Приятная-Неприятная 0,57
Цельная-Разрозненная 0,53
Привязанная-Отрешенная 0,51
Фактор 2 «Завершенная рациональная картина мира» (11%)
Упорядоченная-Хаотичная 0,63
Выполненная-Незаконченная 0,63
Созидательная-Разрушительная 0,58
Воспроизведенная-Перерожденная 0,56
Привычная-Необычная 0,54
Завершенная-Незавершенная 0,54
Предсказуемая-Неожиданная 0,51
Опытная-Неопытная 0,50
Конструктивная-Линейная 0,50
Уравновешенная-Вспыльчивая 0,48
Удовлетворенная-Неудовлетворенная 0,45
Фактор 3 «Открытость будущему» (7,5%)
Старая-Новая 0,61
Шаткая-Устойчивая 0,61
Замкнутая-Открытая 0,56
Устаревшая-Обновленная 0,53
Разобщенная-Единая 0,50
Культурная-Варварская -0,50
Бездушная-Одухотворенная 0,40
Предельная-Безграничная 0,40
Фактор 4 «Принятие себя» (5,6 %)
Спокойная-Тревожная 0,68
Напряженная-Расслабленная -0,65
Утвердительная-Вопросительная 0,47
Родная-Чужая 0,42
Приятная-Неприятная 0,42

Четвертый курс

Ниже представлена таблица с содержанием факторов и дается обобщенная характеристика четвертого курса.

Таблица 4

Факторный профиль четвертого курса

Название № Шкалы фактора Коэффициент корреляции
Фактор 1 «Процесс самореализации» (12,2%)
Преодолевающая-Изегающая 0,71
Изменяющаяся-Неизменная 0,66
Захватывающая-Скучная 0,64
Творческая-Посредственная 0,63
Приятная-Неприятная 0,61
Выбирающая-Исполняющая 0,60
Динамичная-Статичная 0,57
Близкая-Далекая 0,55
Утвердительная-Вопросительная 0,53
Родная-Чужая 0,52
Фактор 2 «Ориентация на личностный смысл и свое призвание» (10,6%)
Отстраненная-Приобщенная -0,68
Старая-Новая -0,66
Устаревшая-Обновленная -0,64
Разобщенная-Единая -0,62
Ущербная-Полноценная -0,60
Несобранная-Собранная -0,55
Бездушная-Одухотворенная -0,52
Воодушевленная-Тоскливая 0,51
Вовлеченная-Отстраненная 0,47
Привязанная-Отрешенная 0,45
Зовущая-Молчащая 0,42
Фактор 3 «Конфликтность» (7,9%)
Созидательная-Разрушительная 0,66
Нравственная-Безнравственная 0,66
Культурная-Варварская 0,58
Напряженная-Расслабленная 0,54
Опытная-Неопытная 0,54
Целеустремленная-Бесцельная 0,52
Привычная-Необычная 0,51
Упорядоченная-Хаотичная 0,45
Уравновешенная-Вспыльчивая 0,45
Организованная-Неорганизованная 0,41
Фактор 4 «Выбор цели перед лицом неопределенности» (7,9%)
Спокойная-Тревожная 0,70
Шаткая-Устойчивая -0,55
Удовлетворенная-Неудовлетворенная 0,54
Предсказуемая-Неожиданная 0,53
Выполненная-Незаконченная 0,51
Ясная-Смутная 0,47
Замкнутая-Открытая -0,43
Целеустремленная-Бесцельная 0,43
Организованная-Неорганизованная 0,42
Предельная-Безграничная 0,42
Фактор 5 «Инертность учебного процесса» (6,1%)
Завершенная-Незавершенная 0,63
Прерванная-Длящаяся 0,60
Цельная-Разрозненная 0,45
Упорядоченная-Хаотичная 0,45
Временная-Вечная 0,45
Вознесенная-Обыденная 0,42
Предсказуемая-Неожиданная 0,41

УДК 316.628 Кудринская Л.А., Кубарев В.С.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Для реализации курса на создание инновационной экономики и модернизацию всех отраслей хозяйства Российской Федерации Министерство экономического развития подготовило проект стратегии развития "Инновационная Россия-2020" [1].

Документ представлен для широкого обсуждения, размещен на сайте министерства 31.12.2010 года. Главные цели стратегии - "обеспечение высокого уровня благосостояния населения" и "закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров". Единственный способ достичь этих целей - сформировать экономику лидерства и инноваций, добиться конкурентоспособных результатов, причем в достаточно короткий срок. Авторы стратегии считают, что это возможно только при удвоении доли высокотехнологичного сектора в ВВП (до 17-20 процентов ВВП к 2020 году) и всех затрат на исследования и разработки (до 2,4 процента ВВП). Решение задач подобного рода невозможно без ускорения в создании высокотехнологичного сектора экономики, что весьма непросто.

Современное положение дел в сфере науки и техники, промышленного производства характеризуется сокращением персонала, незначительным объемом отраслей, основанных на применении современных наукоемких технологий. За период с 1991 года по 2008 год персонал научной отрасли значительно сократился (официальные данные за 2009 г. пока не опубликованы). По данным Росстата, численность занятого исследованиями и разработками персонала составила в 2008 году 761252 человек против 1677800 человек в 1991 году, т.е. 45,4%. При этом самый значительный отток научного и технического персонала дал предпринимательский сектор [2; 546]. Средний возраст научно-технического корпуса также значительно вырос, поскольку в 1990-е годы и позже самые молодые и талантливые ушли из научно-технической отрасли в бизнес или выехали за рубеж.
Решить поставленные государством задачи, сформировать инновационную, умную, наукоемкую экономику невозможно без квалифицированных инновационных специалистов. Необходимо вернуть молодежь в сферу науки, техники, промышленного производства. При этом вернуть умело и по-новому подготовленных специалистов, способных создавать новые образцы научно-технической деятельности, использовать со знанием дела уже имеющиеся новейшие технологии.

Эту задачу подготовки восприимчивых к инновациям и создающих инновации специалистов призваны выполнять учебные заведения высшего профессионального образования. Особое внимание государство уделяет сегодня подготовке инженерного корпуса, роль которого в высокотехнологичной экономике значительно возрастает. Это подтверждается тем, что уже в течение ряда лет на технические специальности выделяется значительное и растущее число бюджетных мест в российских вузах, при уменьшении таких мест для гуманитарных специальностей. Данная государственная политика стала давать плоды, и сегодня технические специальности все более востребованы у молодежи.

В контексте сказанного, перед коллективами технических вузов встает задача усиления научно-творческой инновационной составляющей в организации образовательного процесса. Для решения этой задачи необходимо располагать информацией о различных сторонах учебного процесса, что позволяет вносить коррекции в учебный процесс. Особенно важной является информация о том, как воспринимает сам студент процесс обучения, как он меняется в этом процессе, насколько он видит себя субъектом процесса обучения и будущей профессиональной деятельности. Кроме того, в коллективах вузов появляется понимание, что с позиций эффективности обучения важно привлекать профессионально ориентированного абитуриента: это позволяет уменьшить, если можно так сказать, «брак» обучения – случайно попавших в вуз молодых людей.

В этом случае важно отслеживать ситуацию с привлечением «своего» абитуриента. Число профессионально ориентированных студентов, тех, кто действительно осознанно выбрал интересную для реализации своих природных способностей специальность и предполагает после окончания обучения работать по этой специальности, возрастает. По данным социологических опросов, проводимых в 2009 и 2010 гг. среди студентов Омского государственного технического университета, интерес к содержанию выбранной специальности при поступлении наблюдается у 54-55% опрошенных студентов, а престижность будущей профессии инженера отметили в 2009 г. 28,6%, а в 2010 году – уже 44,5% респондентов.

Для социологического анализа состояния процесса обучения, важно представить портрет студента технического профиля. По данным опроса 2009 г. (N=804), проведенного учеными Омского государственного технического университета (были опрошены студенты только технических специальностей), портрет выглядит следующим образом. В 70% случаев это юноша, как правило, из небогатой семьи: 37,4% респондентов ответили, что «Нам хватает денег на еду и одежду, но было бы трудно купить крупную бытовую технику», а 27,2% – «Нам хватает денег на покупку бытовой техники, но мы не можем купить автомобиль».Анализ образования и занятости родителей студентов позволяет говорить о наблюдаемой в течение ряда лет тенденции самовоспроизводства профессиональной группы научно-технической интеллигенции: дети инженеров и техников чаще выбирают профессию своих родителей. Это положительный фактор обучения, поскольку родители в этом случае могут помочь детям разобраться в преподаваемых дисциплинах.

Главная же цель социологического исследования, проведенного в 2009 году, - понять, как изменяется мотивация студента в процессе обучения в отношении учебы и формируется мотивация, связанная с профессиональным творчеством. Объектом анкетного опроса выступили студенты-очники, обучающиеся на первых четырех курсах специалитета и бакалавриата технического профиля (N=804). Была сформирована многоступенчатая выборка. Для этого был проведен расчет выборочной совокупности пропорционально численности студентов на технических факультетах в генеральной совокупности (все студенты технических специальностей очной формы обучения с 1 по 4 курсы). Затем рассчитывалось число учебных групп (среднее число студентов – 20 человек) и случайным образом определялось число групп на каждом курсе обучения. Наконец, проводился сплошной опрос студентов в группах, попавших в выборку. В обследовании приняло участие 68,9% юношей и 31,1% - девушек. Ошибка выборки – 5%.

Была использована методика «Семантический дифференциал», модифицированный вариант методики разработан ст. преподавателем Омского государственного технического университета В. С. Кубаревым. Проведен факторный анализ массива переменных, позволивший изучить отношение студентов к своей учебной деятельности в контексте формирования мотивационно-ценностных структур личности (сравнительный анализ в разрезе курсов). Основной пакет программы обработки социологической информации – SPSS.

Перед нами стояла задача - понять мотивационно-смысловую основу учебной деятельности студентов технического профиля, учитывая которую можно обеспечивать качественное образование, позволяющее выпускнику занять на современном рынке труда достойное рабочее место.

Обучение в вузе качественно постольку, поскольку в его процессе изменяется, развивается сам студент, становясь профессионалом. Если с человеком в этот период ничего не происходит, он никак не изменяется, реализуя учебную деятельность, то это означает, что происходит лишь формальный учебный процесс, не приводящий к становлению востребованного сегодня профессионала-творца, профессионала-новатора.

Поскольку изменить себя может только сам человек, очень важно в процессе профессионального обучения понимать, каким смыслом студенты наделяют учебную деятельность, что именно, какую сторону их личности она призвана преобразовывать и помогать им в осознании себя в контексте профессионального развития.

Другими словами, если в процессе вузовской профессионализации не учитываются те смыслы, реализация которых и делает из формального учебного процесса личностно значимую учебную деятельность, в которой преобразуется студент как ее субъект, то мы не сможем сделать так, чтобы студент в профессии находил свое призвание. Только профессионал по осознанному призванию может стать не просто «функционером на заводе», а инженером-исследователем, разрабатывающим новые технологии, технику и т.д. Поэтому важно понимать ради чего учатся студенты, как они понимают смысл обучения.

Может показаться, что студента технической специальности интересует в учебной деятельности только профессиональное содержание дисциплин, в то время как социально-психологический контекст не важен. Что обучение – это одно, а личностные переживание и смыслы – другое. Наше исследование показало совершенно противоположное.

Итак, студентам было предложено оценить свою учебную деятельность по 49-ти качествам, предъявленным в полярных шкалах. Обработка методики проводилась методом факторного анализа. В результате его применения были выделены факторы, анализ и интерпретация которых и позволили построить обобщенную картину смысловой основы учебной деятельности студентов технических специальностей. На первом курсе было выделено 5 факторов (таблица 1), на втором – 4 фактора (таблица 2), на третьем – 4 фактора (таблица 3) и на четвертом курсе – 5 факторов (таблица 4). Кроме этого был применен непараметрический критерий Краскала-Уолеса, направленный на оценку значимости отличий по шкалам методики. В результате были выделены 9 шкал (рис. 1), по которым значимо отличаются смысловые основания учебной деятельности на разных курсах.

Интерпретация методики предполагает следующее. С одной стороны, студенты оценивали по предложенным шкалам учебную деятельность, в связи с чем, мы можем выделить те смыслы, которыми они ее наделяют, как они ее понимают для себя. Но с другой стороны любая деятельность предполагает субъекта, который ее реализует. Поэтому смыслы, которыми наделялась деятельность, касаются не только ее организационно-целевой формы, но и субъекта, который предполагается этой деятельностью. Другими словами, обнаруженные смыслы относятся в первую очередь не к деятельности, а к субъекту, в качестве которого человек реализует деятельность. Собственно, ниже основной акцент мы будем делать не на деятельности как таковой, а на ее субъекте, который и выступает ее смысловой основой.

Качественная оценка субъекта учебной деятельности осуществлялась в двух измерениях: а) характеристики, к которым стремится человек, реализуя учебную деятельность (шкалы, положительно коррелирующие с фактором) – «активность для»; б) характеристики, которым субъект противостоит, против чего направлена его активность (шкалы, отрицательно коррелирующие с фактором) – «активность против». Другими словами субъект учебной деятельности оценивался с точки зрения того, к чему он стремится (чего желает) и того, что он преодолевает как недостаток (чего не желает).



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.034 с.)