Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вывод:все происходящие в обществе социальные явления и процессы должны быть функциональны, то есть должны способствовать его

Поиск

o выживанию,

o адаптации к окружающей среде

o и развитию.

То, что не функционально или дисфункционально постепенно отмирает.

Главной задачей функционального анализа становится определение и описание функций изучаемого феномена.

 

Американский политолог Габриэль Алмонд (1911) в работе «Политика развивающихся регионов» (1971) не только дополнил и развил взгляды Истона, но и применил структурно-функциональный метод для исследования политической системы.

Г.Алмонд рассматривал политическую систему как совокупность функций всех структур, составляющих ее:

1. Законодательная,

2. Исполнительная,

3. Судебная ветви власти,

4. Чиновничество,

5. Политические партии,

6. Другие группы давления.

Каждый элемент этой системы выполняет определенные функции в интересах всей системы и способствует ее адаптации и эффективной деятельности. Г.Алмонд подразделил функции на три группы исходя из места, которое соответствующие структурные элементы занимают в системе.

В первую группу вошли функции входа или функции процесса, которые реализуют партии, законодательные органы, исполнительные органы, чиновничество и суды. Это:

o артикуляция интересов, то есть высказывание интересов гражданами;

o агрегация интересов, то есть объединение интересов граждан исходя из их разрозненных и расплывчатых высказываний, требований, запросов и т.д. в программы политических партий или правительства;

o определение политического курса;

o осуществление политического курса;

o выполнение судебных решений.

Во вторую группу вошли функции системы, то есть такие, которые определяют, сохранится ли система тождественной самой себе или изменится настолько, что станет иной политической системой. Это функции:

o политической социализации

o -политического рекрутирования, то есть отбор людей для политической деятельности и занятия государственных должностей;

o политической коммуникации, то есть движение политической информации в политической системе и обществе в целом.

Третью группу составляют функции выхода или функции воплощения политического процесса:

o функция политического курса, то есть воздействие проводимой правительством политики на общество в целом и на экономику и культуру в частности;

o регулирование поведения;

o извлечение ресурсов (в форме налогов, сборов и т.д.);

o распределение благ и услуг (между различными группами населения).

Другой вариант функций политической системы Габриэль Алмонд сформулировал вместе с Сиднеем Вербой, отталкиваясь от потребностей системы и необходимости сохранения ее тождественности.

Это функции:

o политической социализации, которая служит сохранению «образца» политической системы, а людям позволяет следовать ценностям и нормам данного общества, проявлять лояльность к существующей власти;

o адаптации к внутренней и внешней среде, которая проявляется как отбор лидеров;

o реагирования, с помощью которого система отвечает на поступающие снаружи и изнутри сигналы. С помощью этой функции система приспосабливается к изменениям;

o экстракции, то есть получение ресурсов из внутренней (из самой системы) или из внешней среды (из природы, экономики и т.д.);

o регулирования, то есть осуществление политической системой управления обществом, которое осуществляется через введение правил и норм и контролем за их выполнением.

Российские теоретики политики Ф.А.Бурлацкий и А.А.Галкин выделили три функции политической системы, а именно:

o определение целей и задач общества;

o мобилизация ресурсов;

o легитимизация действующей власти.

Информационно-коммуникативная модель политической системы

Коммуникативная модель политической системы была создана американским теоретиком Карлом Дойчем (1912-1992). В своей книге «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1966) он исходит из представлении о политической системе, как процессе управления и координации усилий общества по достижению поставленных целей.

К.Дойч разбил процесс на четыре последовательно расположенные блока – субпроцесса, составляющих единый информационно-коммуникативный процесс управления обществом.

В первом блоке расположены многочисленные принимающие элементы, в которые поступают непрерывные потоки информации из внешней и внутренней среды - из разных источников:

o государственных и общественных,

o официальных и неофициальных,

o открытых и закрытых.

Здесь производится отбор необходимых данных и их кодирование.

Во втором блоке происходит сравнение полученной информации с доминирующими в государстве

o ценностями,

o традициями

o и нормами

o и отбор в соответствии с предпочитаемыми целями, ее накапливание и хранение.

Варианты возможного развития процессов и вызванные ими изменения передаются в третий блок или в центр принятия решения.

Готовые решения для их реализации передаются в блок реализации решения, то есть

o исполнители, которые не только выполняют решения,

o но и информируют систему о результатах реализации решений и о состоянии самой системы - подают на вход системы сигнал обратной связи.

Эффективность и стабильность функционирования политической системы зависит

o от количества и качества поступающей информации,

o от состояния ее коммуникационных сетей.

В политическую систему должна поступать

o внешняя информация - необходимый для управления объем фактов о состоянии общества и всей окружающей среды,

o внутренняя информация - о состоянии и динамике изменений самой системы.

Целью политической системы, по Дойчу, является обеспечение стабильного развития и динамического равновесия между интересами всех политических групп.

Влияют следующие движущие силы:

o информационная нагрузка на систему (масштаб правительственных программ, скорость изменений, заложенных в этих программах);

o запаздывание реакции системы на поставленные задачи и изменяющиеся условия функционирования;

o величина приращения реакции самой системы на изменения - чем сильнее реакция системы на новое, тем более система отклонилась от поставленной цели;

o способность системы к упреждению - готовность решать новые проблемы.

К.Дойч вывел три закономерности:

При достижении цели возможность успеха обратно пропорциональна информационной нагрузке и запаздыванию реакции системы;

Успешность функционирования системы зависит от величины приращения реакции на изменения, но при достижении порогового значения изменений, эта закономерность становится обратной;

Успешная работа системы зависит от способности к упреждению, от способности правительства видеть перспективу и предпринимать необходимые действия в случае появления угроз достижению цели.

В демократических государствах – нет искусственных препятствий для производства, передачи и использования информации, источниками которых могут быть

o секретные службы,

o цензура,

o ограничения свободы слова, собраний,

o ограничения деятельности партий, общественных организаций,

o ограничения деятельности средств массовой информации.

В недемократических странах

o ниже информированность граждан,

o ниже скорость передачи информации, ввиду постоянного контроля коммуникаций и цензуры,

o выше скорость распространения и большее количество слухов.

Слухи –

o частично компенсируют недостаток правдивой внешней и внутренней информации,

o но не способствуют адекватной и эффективной коммуникации в системе и обществе.

7 .5. Культурологический подход к исследованию политических систем

В основе понимания политики - культурные характеристики:

o определенные нормы,

o ценности и

o образцы действий,

определяющие поведение людей и функционирование учреждений и организаций, всей политической системы.

По мнению Чарльза Эндрейна, политическая система структурно состоит из трех частей:

Культурные ценности, формирующие политические задачи;

Властные структуры (правительства, партии, социальные объединения внутри страны и иностранные институты, воздействующие на данную политическую систему);

Поведение политиков и рядовых членов общества, не столь активно участвующих в принятии правительственных решений.

У Ч.Эндрейна тип политической системы определяет структура, в которой формирующую роль играет политическая культура.

Именно культурные ценности играют определяющую роль в «производстве политик», то есть в выработке и воплощении в жизнь решений, влияющих на общество в целом. - главной функции всей политической системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.250 (0.006 с.)