Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние материальных и моральных факторов на результаты трудовой деятельности
Активизация трудовой мотивации имеет место и на железнодорожном транспорте. Железнодорожный транспорт – это «кровеносная система» всей страны и относится к структуре естественной монополии. Точное выполнение профессиональных функций кадров имеет здесь первостепенное значение. Особое влияние материальных и моральных стимулов мотивации труда работников на показатели работы всех структурных подразделений в структуре Министерства путей сообщения оказывает внедряемая система ОАО «Российские железные дороги». Основной целью работы предприятия является своевременное и качественное обеспечение потребностей в грузовых и пассажирских автотранспортных перевозках, услугах, связанных с осуществлением транспортного процесса, предоставлением автотранспортных средств, иных машин филиала ОАО «РЖД» и других потребителей – юридических и физических лиц. В современных бизнес-процессах активизация трудовой мотивации представляет собой комплекс действий по совершенствованию моральной и материальной форм стимулирования труда, процесса его организации и социального партнерства. Решающим в реализации этого процесса остается человеческий фактор, это означает возрастание внимания к личности работника, поиски новых стимулов мотивации к труду, определяемых состоянием рынка труда, уровнем и характером занятости трудоспособного населения, остротой социальной напряженности в формировании общественного сознания и психологии граждан в переходной экономике. При переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работника является желание иметь гарантированную заработную плату. На железнодорожном транспорте предусматривался рост реальной заработной платы и материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда. Новая система оплаты труда внедряема с 2003 года, представляет собой совокупность разнообразных форм и методов материального вознаграждения, направленных на повышение материальной заинтересованности работников в результатах труда в соответствии с индивидуальной спецификой каждого трудового процесса и каждой профессии. В основе новой системы оплаты труда заложено восстановление основных функций заработной платы (воспроизводственной, стимулирующей, социальной) и создание материальных и моральных стимулов для обеспечения высокопроизводительного труда [30, с. 26].
На Пермской автобазе используются основные формы оплаты труда, поощрений и надбавок за основные показатели работы в зависимости от специфики профессии. Структура оплаты труда предприятия имеет денежную форму и состоит из тарифной части, носящей постоянный характер, и надтарифной части, носящей переменный характер. Наибольший интерес представляют элементы надтарифной части. К ним относятся: 1. Компенсационные выплаты – выплаты, носящие законодательный, или обязательный характер (определяются трудовым кодексом РФ),
подразделяющиеся на условно-постоянные (служат на долговременной основе) и изменяющиеся (могут изменяться предприятием в сторону увеличения от установленного трудовым кодексом РФ минимума) выплаты. Они состоят из: - условно-постоянных выплат: o Районный коэффициент в размере 1,15 за работу в тяжелых природно-климатических условиях; o 20% надбавка МПС за сложность работы на дорогах Урала; o 25% надбавка за секретность информации; - изменяющихся выплат: o ночные (устанавливаются в коллективном договоре предприятия, не ниже, чем предусмотренные федеральным законодательством). Ночным, подлежащим оплате, считаются часы с 22 ч до 6 ч местного времени. Доплата за работу в ночное время производится в размере 40% от часовой тарифной ставки или оклада за каждый час работы в ночное время; o сверхурочные. Оплату сверхурочных часов работы производят за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы – не менее чем в двойном размере; o за разъездной характер работы; o праздничные и выходные дни; o за вредность. Предприятия самостоятельно оценивает условия труда и вводит для рабочих дифференцированные доплаты за условия труда; в размере до 12% тарифной ставки (оклада) на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и до 24% ставки (оклада) на работах с особо вредными условиями труда. Для обоснованного определения размеров этих доплат оценивают фактическое состояние условий труда на рабочих местах. Данные аттестации рабочих мест оцениваются в баллах и отражаются в карте условий труда рабочего места. Размеры доплат в зависимости от фактического состояния условий труда устанавливаются администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.
2. Стимулирующие выплаты: o системные премии (например, за рационализаторское предложение экономии энергоресурсов, материалов и т.п.); o единовременные премии (выслуга лет); o вознаграждение по итогам работы за год; o профессиональное мастерство; o за совмещение профессий; o расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ; o «дорожная» фиксированная доплата к минимальному размеру оплаты труда, установленному в отрасли, для всех работников дороги при наличии права по росту среднемесячной заработной платы в зависимости от роста производительности труда и выполнении заданных плановых показателей по фонду заработной платы. 3. Социальные выплаты – выплаты, которые включают в себя поощрения. Они выплачиваются из прибыли предприятия и могут составлять от 1-го до 6-ти размеров ежемесячной заработной платы, например при уходе на пенсию. Это и материальная помощь и выплаты по условиям коллективного договора. К основным недостаткам системы оплаты труда, сдерживающим проведение структурных преобразований на железнодорожном транспорте, следует отнести:
1. Отставание средней заработной платы работников железнодорожного транспорта как одной из ведущих отраслей народного хозяйства от среднего уровня оплаты труда в передовых отраслях экономики и утрата ее стимулирующей функции. 2. Слабая связь заработной платы работников с конечными результатами их труда, низкая эффективность системы премирования и превращение премий в плановые выплаты. 3. Низкая доля тарифа по отношению к общей заработной плате. 4. Относительно низкая заработная плата руководителей отрасли по сравнению с руководителями других реальных секторов экономики. 5. Недостаточная гибкость Единой тарификационной сетки (ЕТС), препятствующая оплате труда отдельных категорий работников, в первую очередь квалифицированных специалистов, в соответствии с уровнем, сложившимся на рынке труда. В связи с этим актуальным становится создание более эффективной системы оплаты труда на железнодорожном транспорте. Это обусловлено повышением мотивации работников отрасли, что по расчетам Пермской автобазы может увеличить производительность труда в 2,5 раза, а, следовательно, и уровень оплаты труда. Система оплаты труда руководителей высшего звена (начальники и их заместители, главные экономисты и инженеры) должна предусматривать фиксированную заработную плату и систему вознаграждений, в т.ч. из прибыли. В целом деятельность Пермской автобазы может быть представлена в виде ромба (рис. 3)
Рис. 3. Компоненты бизнес-системы на уровне Пермской автобазы
Вершина «1» ромба соответствует планируемым бизнес-процессам росту прибыли, перевозок, качеству услуг автобазы, и способствует определению вершины «2», т.е. необходимого объема работ в рамках организационной структуры.
Для того чтобы люди, выполняющие работу, были заинтересованы в удовлетворении потребностей клиентов в автотранспортных услугах, необходимы новые системы управления и оценок, определяющих вершину «3». Применение традиционных и внедрение новых элементов управления, определяют систему управления автобазы, ее функции, методы и организационно-техническую структуру управления (рис. 4).
Рис. 4. Воздействие и взаимосвязь основных элементов при разработке системы управления предприятием
При этом организационная структура управления должна быть тесно связана с организационно-штатной структурой предприятия, определенной по соответствующему объему работ, функциям, участникам, потокам заданий (рис. 5).
Рис. 5. Организационная структура управления предприятием и организационно-штатная структура предприятия Данная система управления формирует в компонентах ромба бизнес-системы вершину «4», которая определяет механизмы формирования системы ценностей и убеждений сотрудников, что оказывает прямое влияние на все производственные и трудовые процессы, происходящие в Автобазе. В условиях формирования стабильной рыночной экономики, основанной на росте макроэкономических показателей, возрастает требование к качеству жизни. Это создает объективные условия необходимости создания более тесной взаимосвязи между трудовым вкладом работника и его материальным вознаграждением. Только тогда можно на деле реализовать принцип «кто лучше работает – тот лучше живет», отвечающий сути заработной плате, которая становится мощным стимулом прогресса и действенным средством развития производства. Что касается моральных (нематериальных) форм мотивации труда, то они определены Пермской автобазой (см. приложение 3). Эти формы применимы к федеральному железнодорожному транспорту, т.к. награды, льготы и поощрения первично утверждаются на уровне ОАО «РЖД». При этом работники поощряются за образцовое выполнение трудовых обязанностей, перевыполнение производственных заданий, повышение производительности труда и эффективности производства, улучшение качества работы, новаторство в труде, проявление инициативы и находчивости.
Наряду с материальными и моральными формами поощрения имеет место и проблема демотивации труда. Одной из ее форм хищение работников предприятия. В ходе борьбы с этими негативами, как показали социологические исследования и анализ полученных данных, был получен научно обоснованный вывод о том, что не заработная плата, а, прежде всего льготы, выстроенные, определенным образом влияют на положительное отношение работника к своему труду [28, с. 66]. Мотивационная программа Пермской автобазы содержит в себе единый ключевой принцип – система льгот как главный стимулирующий механизм, который описывается следующими положениями: 1. иерархия отношений; 2. круговая порука; 3. льготы; 4. регулярная аттестация. В основу специфики механизма мотивации труда закладывается стимулирующая система, которая состоит из морального и материального стимулирования, а также социальных гарантий, которые являются важными аспектами Пермской автобазы (см. приложение 4). Выплата надбавок и система участия работников в распределении прибыли обеспечивает высокий уровень заинтересованности в конечных результатах деятельности предприятия. А система социального обеспечения и гарантий направлена на усиление связи работы с предприятием, улучшение микроклимата, повышение авторитета и имиджа Пермской автобазы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.022 с.) |