Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Терапевтическое применение вкусовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Глава четвертая. ФОРМЫ ДОШ . Все три доши — вата, питта и капха — представляют собой силы, постоянно действующие во всех частях тела. В желудочно-кишечном тракте вата обеспечивает движение пищи, питта поддерживает пищеварительные процессы, посредством которых пища превращается в доступную энергию, а капха образует сами органы и структуры, служащие для приема пищи и усвоения питательных веществ. Все эти три силы действуют даже на клеточном уровне: вата доставляет в клетку питательные вещества, питта отвечает за выделение ферментов, обеспечивающих клеточный метаболизм, а капха формирует клеточную структуру. Но в некоторых органах и частях тела доши достигают повышенной концентрации, и такие части тела считаются центрами сосредоточения дош. Каждая доша имеет пять центров сосредоточения, каждый из которых выполняет особую функцию. Вата сосредоточена в головном мозге, легких, желудке, кровеносной и нервной системах, но наибольшей концентрации она достигает в толстом кишечнике. Главный центр сосредоточения питты — тонкий кишечник, но, кроме того, она скапливается в печени, сердце, глазах и коже. Главный центр сосредоточения капхи — грудная клетка; кроме того, она концентрируется в желудке, полости рта, голове и суставах. Выходя из равновесия, доши вызывают заболевания, связанные с этими центрами. В каждом из своих центров сосредоточения доша принимает особую форму. И эти формы проявления дош необходимо учитывать при диагностике и лечении. Даже если вы, к примеру, относитесь к чистому огненному типу с дисбалансом питты, то в сезон эпидемии вы тоже можете заболеть гриппом — болезнью капхи, характеризующейся повышенным выделением слизи. Если это случится, разумно будет временно отказаться от режима, ориентированного на успокоение питты, и использовать эфирные масла, способные смягчить обострение капхи в области носовых пазух. . ПЯТЬ ФОРМ ВАТЫ Каждая из этих форм ваты управляет движением в нервах, мышцах и кровеносных сосудах соответствующей части тела. Прана-вата — это наша жизненная сила. Она сосредоточена в головном мозге, голове и грудной клетке и отвечает за вдох и глотание (нисходящее движение пищи). Она поддерживает сенсорные функции, а также способность мыслить и чувствовать. Почти все болезни, так или иначе, связаны с расстройством прана-ваты, поэтому дыхательные упражнения и ароматерапия эффективны при любом недомогании. Высокий темп жизни в современном мире и гиперстимуляция, вызванная постоянно обрушивающимся на нас потоком впечатлений, заставляют нас бессознательно сдерживать дыхание, в результате чего наша жизненная сила ослабевает. Обратите внимание, насколько «безжизненным» выглядит человек, когда он смотрит телевизор. Он едва дышит! Он получает зрительную и слуховую стимуляцию, но почти не реагирует на нее.
Удана-вата концентрируется в легких и горле. Ее название означает «воздух, движущийся вверх», и связана она с выдохом. Она поддерживает функции речи и наделяет нас физической силой, умом и памятью. Кроме того, удана-вата ответственна за высвобождение эмоций и избавление от застарелых мыслей и обид (способность прощать).
Самана-вата управляет перистальтическими движениями, перемещающими пищу в желудок и далее, в кишечник. Она гармонизирует и уравновешивает интеллект и эмоции. Кроме того, она отвечает за переход от пищеварения к усвоению переваренных веществ.
Апана-вата — «воздух, движущийся вниз», — отвечает за мочевыделение, дефекацию, менструации, эякуляцию и процесс родов. Она обеспечивает рост плода. Выходя из равновесия, вата обычно скапливается именно в форме апаны, то есть концентрируется в толстом кишечнике — главном из своих центров сосредоточения.
Вьяна-вата распространена по всему телу. Она действует через нервную и кровеносную системы. Она доставляет питание клеткам и выводит из них отходы. Вьяна-вата отвечает за потоотделение, поддержание сердечного ритма, сокращение и расширение кровеносных сосудов, зевоту и чувство осязания. Кроме того, именно она трансформирует избыток любой доши в телесную слабость или изъян.
ПЯТЬ ФОРМ ПИТТЫ Пять форм питты отвечают за метаболизм, пищеварение, выделение ферментов, выделение гормонов, биохимию, процессы трансформации и выработку тепла, а также за умственное восприятие и зрение. Пачака-питта проявляется в форме кислот, вырабатываемых в желудке, и ферментов поджелудочной железы. Она отвечает за аппетит и пищевые пристрастия. Она расщепляет пищу на питательные вещества и отходы. Область пачака-питты — главный центр сосредоточения питты: именно здесь питта чаще всего скапливается и вызывает проблемы.
Ранджака-питта проявляется в печени как желчь, а в селезенке — как выработка красных кровяных телец. Она отвечает за биохимию крови, трансформацию пищи в промежуточные продукты метаболизма и сжигание токсинов, накопившихся в крови.
Садака-питта сосредоточена в сердце и считается центром сознания. Она порождает удовлетворение, отвагу, уверенность в себе и ясность мышления, а также отвечает за усвоение идей.
Алочака-питта сосредоточена в глазах и отвечает за зрительное восприятие и за практическое использование света, непосредственно воздействующего на шишковидную железу.
Бхраджака-питта находится в коже и связана с нашей способностью чувствовать то же, что чувствуют другие люди, то есть быть объективным. Пока эта форма питты пребывает в равновесии, кожа блестит и сияет. Но если бхраджака-питта усиливается сверх меры, кожа становится красной и раздраженной.
ПЯТЬ ФОРМ КАПХИ Пять форм капхи отвечают за поддержание тканей и структур тела, за увлажнение и смазывание, а также за устойчивость, прочность, гибкость и охлаждение. Бодхака-капха находится в слюне и в пищеварительных соках, выделяемых околоушными железами. Она концентрируется в полости рта и отвечает за чувство вкуса. Это чувство особенно важно для людей капха-типа, что может повлечь за собой склонность к перееданию и притупление вкусовых ощущений, а это, в свою очередь, приведет к дисбалансу. Первая потребность, которая пробуждается у младенца, — это потребность в пище, и в течение первого года жизни ребенок тянет в рот все, что попадет ему в руки («оральная фиксация»).
Аваламбака-капха находится в сердце и в слизистой оболочке легких. Она обеспечивает смазку, необходимую для ритмических движений этих органов, отличающихся особой чувствительностью. Недостаток этих увлажняющих жидкостей — один из самых болезненных, самых мучительных недугов, с какими мы только можем столкнуться. Аваламбака-капха укрепляет спину, грудную клетку и сердце, а также придает телу гибкость.
Кледака-капха сосредоточена в желудке. Связанная с ней слизь защищает ткани желудка от пищеварительных соков — жидкостей питты. Смешиваясь с пищей, она обеспечивает внутреннее увлажнение.
Слесака-капха смазывает суставы и придает легкость движениям. При ее обострении или избытке суставы становятся слабыми, опухают или отекают.
Тарпака-капха управляет носовыми пазухами, а также спинномозговой жидкостью. Она увлажняет глаза и нос. Она дарует удовлетворенность и внутреннюю радость. В состоянии просветления Тарпака-капха преображается в амриту — нектар бессмертия.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.133.147 (0.008 с.) |