Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 1: «Основные проблемы экономической организации общества».↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИКРОЭКОНОМИКА. ТЕМА 1: «Основные проблемы экономической организации общества». Определение: экономику как общественную науку, которая описывает и анализирует выбор обществом при производстве товаров и услуг, составляют два фундаментальных факта: 1) материальные потребности общества, то есть потребности, составляющих данное общество индивидов, которые буквально безграничны и неутолимы; 2) экономические ресурсы, то есть средства для производства товаров и услуг, которые ограничены или редки. Материальные потребности общества. Материальные потребности общества – это, прежде всего желание потребителей, купить товары и услуги для удовлетворения своих потребностей. Эти товары и услуги разделяются на две категории: 1) товары кратковременного пользования (или текущие товары). К ним относятся продукты питания, повседневная одежда, предметы личной гигиены, коммунальные платежи, а также расходы потребителей на транспорт и различные услуги; 2) товары длительного пользования. К ним относятся любые виды недвижимости (дома, земля), сложная бытовая техника, автомобили и некоторые товары-роскоши. В основе понятия «материальные потребности безграничны» лежит факт роста научно-технического прогресса, то есть когда на основе новых или усовершенствованных производственных технологий предпринимательский сектор производит и предлагает на рынке принципиально новые товары и услуги, тем самым постоянно стимулируя потребителей к приобретению лучшей продукции. В основе понятия «материальные потребности неутолимы» лежит факт ограниченности возможностей всех субъектов рынка, то есть и потребителей, и предпринимателей, и государства в целом. Потребители ограничены свом текущим доходом (заработной платой), а также своим благосостоянием или богатством. Под богатством понимают все финансовые активы, в частности активы с фиксированной денежной стоимостью (акции, облигации, срочные счета, наличные деньги, то есть ликвидные средства) и все материальные активы, накопленные потребителями за определенное время. Кроме того, потребители ограничены возможностью взять в займы или получить кредит. Предприятия точно также ограничены своими доходами и накоплениями, а также кредитоспособностью, то есть наличием у предприятия свободных финансовых средств, позволяющих выполнить государственный заказ или заказ другого предприятия в кредит, который оплачивается производителю в срок, указанный в договоре. Государство ограничено возможностью взимать налоги и получать кредиты. Из понятия «ограниченность возможностей» вытекает понятие «проблема выбора» для каждого субъекта рынка. Для потребителей проблема выбора состоит в том, что как только потребитель выбирает для покупки определенный набор товаров и услуг (благ), он теряет возможность в то же самое время (или, по крайней мере, в течение небольшого промежутка времени) приобрести другой набор благ, поскольку ограничены его возможности, например, размером текущего дохода. Для предприятия. Поскольку доходы предприятия ограничены, то, следовательно, ограничены и его возможности покупать необходимые производственные ресурсы и производить продукцию. Таким образом, необходимо принять решение о том, что из товаров и услуг следует производить в настоящее время, а от чего можно отказаться. Перед проблемой выбора находится и государство, ежегодно определяя основные статьи расходов государственного бюджета. То есть принимается решение о том, в какую отрасль промышленности или сектор экономики направить больше средств, а в какую меньше. В экономике проблему выбора определяют через понятие «альтернативная стоимость». Определение: альтернативная стоимость – это цена товара (услуги), выраженная через цену другого товара (услуги), которую необходимо отдать взамен. Альтернативной стоимостью является только второй по желаемости покупки товар (услуга), то есть только тот товар (услуга), который изначально рассматривался в качестве объекта покупки, но не был куплен и поэтому является альтернативной стоимостью купленному товару. Последнее замечание. Кроме того, что потребительские товары и услуги разделяются на товары текущего спроса и товары длительного пользования, все эти товары можно также отнести к товарам первой необходимости и товарам роскоши. С точки зрения государства товары первой необходимости выделены в особый перечень товаров и услуг, называемых «рыночной потребительской корзиной», денежное выражение которой называется «прожиточный минимум». Эту «корзину» составляют около 25-30 наименований основных продуктов питания, плюс небольшой перечень относительно недорогих отечественных лекарств, плюс коммунальные платежи, плюс расходы на транспорт и ограниченный перечень некоторых непродовольственных товаров, необходимых для повседневной жизни. Стоимость «рыночной корзины» рассчитывается на одного потребителя на месяц. Однако с точки зрения потребителей товары первой необходимости и роскоши определяются исключительно уровнем дохода потребителя. Экономические ресурсы (ограничены или редки). Определение: экономические ресурсы – это все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются при производстве товаров и услуг и поэтому также называются факторами производства. Простейшая классификация экономических ресурсов подразделяет их на две категории: 1) материальные ресурсы (земля или сырьевые материалы и капитал); 2) людские ресурсы (труд и предпринимательские способности). Земля – это широкий термин, обозначающий все естественные ресурсы, которые используются в процессе производства. К ним относятся пахотные земли, леса, водные ресурсы и полезные ископаемые. Доход от предоставления земельных ресурсов называется рентным доходом или просто рентой. Капитал иначе средство производства или инвестиционный товар. Процесс производства и накопления средств производства называется инвестированием. Термин «капитал» охватывает все виды инструментов, машин, оборудования, фабрично-заводские и складские помещения, транспорт, связь, то есть все средства, необходимые для производства и реализации продукции. Доход от предоставления капитала называется доходом в виде процента, то есть это определенный процент, который взимается собственником от общей стоимости капитала. Замечания. 1. В данном случае термин «капитал» не подразумевает деньги, поскольку деньги, как товар ничего не производят, то, следовательно, экономическими ресурсами и факторами производства не являются. К экономическим ресурсам относится только реальный капитал, а деньги необходимы предпринимательскому сектору для покупки реального капитала и найма рабочей силы. 2. Потребление товаров индивидуального спроса (потребительской продукции) называется прямым потреблением, поскольку такие товары и услуги непосредственно удовлетворяют потребности в пище, одежде, услугах и т.д. Однако общество потребляет и средства производства, но такое потребление называется косвенным, потому что средства производства обеспечивают производство потребительской продукции, то есть прямое потребление. Труд – это термин, обозначающий все физические и умственные способности людей, которые применяются в процессе производства товаров и услуг. Доход наемного работника называется заработной платой, которая имеет номинальное значение и реальной выражение. Номинальная заработная плата – это просто определенное количество денег, полученное наемным работником за труд, иначе денежный доход. Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которое можно купить на денежный доход, иначе покупательная способность денежного дохода. Реальные доходы населения зависят от изменения уровня цен в стране. При инфляции (повышении общего уровня цен) реальные доходы населения уменьшаются и, следовательно, на тот же самый денежный доход можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше. При уменьшении уровня цен (дефляции) покупательная способность денежного дохода увеличивается и, следовательно, увеличивается количество покупок товаров и услуг при неизменном денежном доходе. Предпринимательские способности или предприимчивость. Значение этого термина раскрывают четыре взаимосвязанные функции предпринимателя: 1) предприниматель соединяет на своем предприятии все другие ресурсы земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги; 2) предприниматель принимает основные решения в ходе ведения бизнеса, то есть определяет основной курс деятельности предприятия; 3) предприниматель это новатор, который стремится на коммерческой основе вводить в обиход новые производственные технологи, новые формы организации бизнеса; 4) прибыль предпринимателю не гарантирована, он рискует как собственными вложенными в дело средствами, так и средствами своих партнеров и акционеров. Предпринимательский доход называется нормальной прибылью. Нормальная прибыль – это нормальное и минимальное вознаграждение предпринимателя за выполнение им предпринимательских функций. Если же это минимальное вознаграждение не обеспечивается, то предприниматель может изменить направление своей предпринимательской деятельности или вообще отказаться от роли предпринимателя ради получения заработной платы, как наемный работник. Замечание. Необходимо отметить, что такие экономические системы, как традиционная экономика, система свободного предпринимательства и командно-административная экономика в настоящее время в чистом виде не существуют. Все современные экономические системы – это системы смешанные, в которых в управлении экономикой сочетаются роль государства и рынка, либо государства, рынка с элементами традиционной экономики. Традиционная экономическая система. Традиционная экономика характеризуется, прежде всего, отсутствием денежной системы и ведением натурального потребительского хозяйства. Это значит, что излишки, предназначенные для обмена, отсутствуют. Производство продукции может обеспечить только личное потребление производителя и его семьи, поскольку производственные силы традиционного общества находятся на очень низком уровне. Именно по этой причине производство и характеризуется как потребительское, то есть потребительское земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, несложное ремесло. Таким образом, что и как производить в традиционно экономике определяется традициями и обычаями, которые не изменяются в течение десятков и сотен лет. Частная собственность. В системе свободного предпринимательства материальные ресурсы являются собственностью частных лиц и частных институтов, а не государства. Однако и при чистом капитализме признается собственность государства на некоторые виды естественных монополий в целях наиболее эффективного функционированиям экономики. Однако при чистом капитализме существуют значительные ограничения прав частной собственности, если производство, осуществляемое на основе собственных ресурсов, наносит вред, как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Конкуренция. Конкуренция означает следующее. Во-первых, наличие на рынке большого числа свободно действующих продавцов и покупателей любого конкретного товара или услуги. Во-вторых, свободу для продавцов и покупателей функционировать на любых ранках и свободно их покидать. 5. Рыночное ценообразование. Известно, что рынок представляет собой просто механизм, осуществляющий контакт между производителями (поставщиками товаров или услуг) и потребителями (предъявителями спроса). Желания продавцов и покупателей относительно предложения и спроса на товары и услуги учитываются на многих рынках и на их основе формируются цены на товары и услуги, обеспечивающие личный интерес и продавцам и покупателям. Таким образам, рыночная система представляет собой многосложную систему связей, через которую капиталистическое общество выносит свои решения о том, что экономика должна производить, как эффективно организовать производство и как следует распределять произведенную продукцию между экономическими единицами. Применение денег. Основная функция денег – это средство обращения, поэтому деньги как удобное средство для обмена служат предпосылкой специализации. Экономическое значение денег заключается в возможности осуществлять специализацию, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, а это в свою очередь означает наиболее эффективное распределение редких ресурсов. Тот факт, что разные страны имеют разные валюты, осложняет международную специализацию и обмен, но наличие международных валютных рынков позволяет осуществлять желательный международный обмен. Однако обмен может быть осуществлен и на бартерной основе, но этот обмен возможен только при условии совпадения потребностей всех участников сделки. Если же потребности не совпадают, обмен не возможен. В результате отказ от специализации и неэффективное распределение ресурсов, поскольку общество будет вынуждено направлять свои редкие ресурсы во многие производства. Гораздо выгоднее осуществлять специализацию, а излишки продукции с помощью денег обменивать на другие необходимые обществу товары. Пример. Таким образом, готовность признать деньги в качестве средства обращения дает возможность осуществить обмен всем участникам сделки и, следовательно, специализироваться на производстве конкретного продукта и приобретать другие, несмотря на несовпадение потребностей каждой из двух пар участников сделки. Очевидно, что бартерный обмен, основывающийся исключительно на совпадении потребностей воспрепятствовал бы такому обмену и, следовательно, всем участникам сделки пришлось бы отказаться от специализации и распределение ресурсов было бы неэффективным. Основные итоги. В монетарной экономической системе домохозяйства как собственники ресурсов продают свои ресурсы предприятиям, а в качестве потребителей расходуют свой денежный доход, полученный от продажи ресурсов, на покупку товаров и услуг. Предприятия, чтобы производить товары и услуги должны покупать ресурсы, затем готовые товары и услуги они продают домохозяйствам в обмен на их потребительские расходы или с точки зрения предпринимателей в обмен на получаемую предприятиями выручку. Конечным результатом этого процесса служит реальный поток экономических ресурсов против часовой стрелки, а денежный поток доходов и потребительских расходов по часовой стрелке. Эти потоки являются одновременными и бесконечно повторяются. Ограничения (недостатки). Существуют некоторые важные недостатки и пробелы в функционировании модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов, характеризующей сделки, совершаемые на основных рынках: 1. Данная модель не отражает огромное количество фактов, относящихся к отдельным ресурсным и продуктовым рынкам, отдельным домохозяйствам, отдельным предприятиям. Кроме того, модель не показывает сделки, совершаемые внутри секторов домохозяйств и предприятий. 2.Модель совершенно не касается экономической роли правительства. 3.На данной стадии модель исключает международные рынки. 4.Модель предполагает, что домохозяйства расходуют целиком свой денежный доход, то есть потоки расходов и доходов являются равными величинами. В реальных параметрах это означало бы, что уровни производства и занятости также постоянны. 5.Модель не показывает, как фактически формируются цены на ресурсы и продукты. Теория спроса. Определение: спрос – это желание и возможность потребителя купить товары или услуги в определенном месте и в определенное время по каждой возможной цене.
Шкала спроса, кривая спроса, закон спроса. Шкала спроса и кривая спроса Д показывают, что спрос был выше при низких, а не высоких ценах Кривая спроса Д является нисходящей, поскольку демонстрирует обратную зависимость между ценой и величиной спроса. Принципы, лежащие в основе закона спроса: 1. По меньшей цене большее количество покупателей смогут сделать покупку. Это значит, что при изменении цены на определенные товары и услуги, изменяется количество покупателей этих товаров и услуг. Однако при изменении цены на другие товары и услуги изменяется количество покупок этих товаров и услуг. 2. Принцип убывающей предельной полезности. Согласно этому принципу последовательное потребление каких либо товаров или услуг снижает его полезность для потребления, то есть спрос га него уменьшается. Однако потребители готовы купить дополнительные единицы данного товара при условии, что цена на него будет снижаться. 3. Эффекты дохода и замещения. Эффект дохода означает, что при уменьшении цены единицы товара увеличивается покупательная способность денежного дохода потребителя и поэтому он может купить большее количество данного товара по сниженной цене, плюс все альтернативные товары, которые он планировал купить раньше. Эффект замещения относится к взаимозаменяемым товарам, которые могут быть как родственными, так и одного предназначения. Если цены на какой-либо товар увеличатся, то потребитель может купить аналогичный товар (родственный или того же назначения), потому что он теперь относительно дешевле, следовательно, покупательная способность денежного дохода потребителя не изменится. Таким образом, эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что потребители готовы покупать большее количество товаров по более низким ценам. Обобщение. Анализируя кривую спроса, необходимо отличать «изменение величины спроса», вызванное изменением цены и графически предполагающее стабильную кривую, от «изменений в спросе», вызванных изменением одной или нескольких неценовых детерминант, приводящих к смещению всей кривой. К основным неценовым факторам спроса относятся: 1) вкусы или предпочтения потребителей; 2) доходы потребителей; 3) цены на сопряженные товары; 4) ожидания потребителей относительно будущих цен, доходов и наличия товаров; 5) число покупателей на рынке. Доходы потребителей. Известно, что при увеличении доходов потребители увеличивают спрос на дорогие товары длительного пользования, дорогие услуги, продукты питания, одежду и т. д. При уменьшении доходов спрос на такие товары падает. Поэтому, если между изменением дохода и спросом на товар существует прямая зависимость, то такие товары называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Если же между изменением дохода и спросом на товар существует обратная зависимость, то есть снижение дохода приводит к росту спроса на товар, то такие товары называются товарами низшей категории. Цены на сопряженные товары. Различают два вида сопряженных товаров: взаимозаменяемые товары и взаимодополняющие товары. Если товары являются взаимозаменяемыми, то между изменением цены на один из них и спросом на другой существует прямая зависимость. Это значит, что увеличение цены на товар А приводит к уменьшению спроса на него и одновременно к увеличению спроса на родственный ему товар В. Если товары являются взаимодополняющими, то спрос на них предъявляется одновременно, то есть они не могут использоваться один без другого, только вместе, поэтому между изменением цены на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость. Это значит, что увеличение цены на товар А приводит к уменьшению спроса на него и параллельно к уменьшению спроса на дополняющий его товар В. Ожидание потребителей. Ожидание потребителей относительно будущих цен, доходов и наличия товаров также могут изменить характер текущих расходов. Если потребители ожидают увеличения реальных доходов, то они готовы увеличить расходы из своего сегодняшнего дохода. Точно также и ожидание роста цен и дефицита товаров приведет к увеличению спроса. Если же потребители ожидают уменьшение реальных доходов, то текущие расходы могут уменьшиться (сбережения в это время увеличатся). К уменьшению спроса приведут и ожидания снижения цен и изобилие товаров, поскольку потребители могут принять решение купить товар после снижения цен. Число покупателей на рынке. Число покупателей на рынке, а, следовательно, и спрос может измениться в результате, как изменения цены товара, так и изменения других неценовых факторов спроса. Число покупателей и спрос увеличатся, если произойдут благоприятные перемены в отношении потребителей к данному товару. Если увеличится доход или ожидается его увеличение, если ожидается рост цен и дефицит товаров, а также, если уменьшится цена на один из взаимодополняющих товаров или увеличится цена на один из взаимозаменяемых товаров (спрос на другой товар увеличится). Число покупателей и спрос уменьшатся, если произойдут неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей относительно данного товара. Если уменьшится доход или ожидается его уменьшение, если ожидается уменьшение цен и изобилие товаров, а также, если увеличится цена на один из взаимодополняющих товаров или уменьшится цена на взаимозаменяющий товар (спрос на аналог уменьшится). Теория предложения. Определение: предложение показывает, какое количество товаров и услуг желают и способны произвести и предложить на рынке производители по каждой возможной цене. Из этого определения вытекает понятие «цена предложения». Цена предложения – это максимальное количество товаров, которое готовы предложить на рынке производители в соответствии с рыночной ценой и издержками на его производство. Это значит, что чем ниже рыночная цена товара, тем меньше его предложение, поскольку у многих производителей данного товара уровень издержек может оказаться значительно выше, чем общая выручка от продажи. По мере того, как рыночная цена будет увеличиваться, будет увеличиваться и предложение, а конкуренция усиливаться. Шкала предложения и кривая предложения S показывают, что предложение было больше при высоких, а не низких ценах (действует функция цены мотивация для производства). Таким образом, закон предложения выражает прямую или положительную зависимость между ценой за единицу товара и величиной предложения. Кривая предложения S является восходящей, поскольку демонстрирует прямую зависимость между ценой и величиной предложения. Обобщение. Таким образом, анализируя кривую предложения, необходимо отличать «изменение величины предложения», вызванное изменением цены и графически представляющее стабильную кривую, от «изменений в предложении», вызванных изменениями одного или нескольких неценовых факторов, приводящих к смещению всей кривой. К основным неценовым факторам предложения относятся: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги с предприятий; 4) цены на другие товары; 5) ожидание производителей относительно будущих цен; 6) число продавцов на рынке. Цены на ресурсы. Изменение цен на ресурсы приводит к изменению издержек, а, следовательно, прибыли предприятия и в результате объема предложения товаров на рынке. Увеличение цен на ресурсы вызывает увеличение издержек на единицу продукции, сокращает прибыли и предложение товара на рынке и наоборот: уменьшение цен на ресурсы снижает издержки на единицу продукции, увеличивает прибыли и, возможно, увеличит объем предложения данного товара. Таким образом, снижение цен на ресурсы приводит к смещению кривой вправо, а их увеличение к смещению влево. Технология производства. Новые и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию производства дополнительного количества товаров, следовательно, предложение увеличивается. Объясняется это тем, что применение лучшей технологии позволяет производить единицу продукции с меньшими затратами (ресурсов), следовательно, издержки на единицу продукции уменьшаются, что ведет к росту прибыли и предложения товара. Налоги с предприятий. Все налоги, которые уплачивают предприятия, они рассматривают как издержки, снижающие их прибыль. Поэтому повышение налогов ведет к уменьшению прибыли (после вычета налогов) и, следовательно, объем выпуска и предложения товара уменьшается. Снижение налогов приводит к противоположному результату. Таким образом, увеличение налогов смещает кривую влево, а их уменьшение приводит к смещению вправо. Цены на другие товары. Анализируя этот неценовой фактор, необходимо учитывать и еще два других фактора. Во-первых, это функция денег мотивация для производства. Это значит, что если данное предприятие изготавливает два товара А и В и рыночная цена товара А увеличилась (цена товара В предполагается неизменной), то предприятие может увеличить производства товара А. Второй фактор это понятие редкости или ограниченности ресурсов, то есть поскольку производственные возможности данного предприятия ограничены наличием редких ресурсов, то очевидно, что увеличение производства товара А приведет к сокращению производства товара В (в результате перераспределения ресурсов из В в А). Таким образом, рыночное предложение товара А увеличится, а предложение товара В уменьшится. Ожидания производителей. Если производители товаров и услуг ожидают снижения рыночных цен, то текущее предложение может увеличиться по каждой цене, поскольку производители могут принять решение продать товар по текущим высоким ценам и наоборот. Если ожидается увеличение рыночных цен, то текущее предложение может уменьшиться по каждой цене, поскольку производители могут принять решение продать товар по будущим более высоким ценам. Данное положение не относится к скоропортящейся продукции, такая продукция будет продана по любой рыночной цене и даже в том случае, если уровень издержек на единицу продукции будет выше цены за единицу товара, чтобы избежать полной потери товара. Число продавцов на рынке. Число продавцов и, следовательно, рыночное предложение может измениться в результате изменения других неценовых факторов предложения. Число продавцов и предложение уменьшатся, если увеличиваются издержки на единицу продукции в результате роста цен на ресурсы, увеличения налогов, применения неэффективной технологии, а так же, если производители ожидают увеличения рыночных цен и, кроме того, снижение рыночной цены товара также приводит к уменьшению его предложения. Число продавцов и предложение увеличиваются, если производители ожидают снижение рыночных цен, если увеличивается рыночная цена товара или уменьшаются издержки на единицу продукции в результате снижения цен на ресурсы, уменьшения налоговых ставок и применения новой технологии. II. Сложные случаи. Кроме вышеупомянутых простых случаев изменения предложения и спроса существуют и более сложные случаи изменения спроса и предложения нам рынке, то есть когда предложение и спрос изменяются одновременно, причем либо разнонаправлено, либо однонаправлено. А именно: 1.S увеличивается, Д уменьшается. 2.Д увеличивается, S уменьшается. 3.S увеличивается, Д увеличивается. 4.S уменьшается, Д уменьшается. Во всех этих случаях предложение и спрос изменяются под воздействием неценовых факторов. I. Эластичный спрос. 1) Если спрос эластичен, то при уменьшении цены единицы товара общая выручка фирмы увеличится. Это произойдет, потому что дополнительная выручка, полученная от увеличения спроса вследствие уменьшения цены, окажется больше, чем потери фирмы от снижения цены. Так что в результате общая выручка фирмы увеличится. Вывод. В данном случае при снижении цены товара на столько увеличивается количество покупателей, что это позволило фирме не только покрыть потери от снижения цены, но и получить дополнительную выручку. В результате общая выручка фирмы возрастет. На данной кривой спроса Д эластичный спрос рассматривается в ценовом интервале от 5 $ до 4 $ при цене Р1 = 5 $ спрос Q1 = 2000 единиц, то есть общая выручка фирмы 10 000 $, что выражено площадью прямоугольника OP1AQ1. При уменьшении цены на 1 $, то есть от Р1 до Р2 и предположении, что спрос не изменится, то есть останется в точке Q1=2000 ед. фирма потеряет 2000 $, что выражено площадью P2P1AC. Однако при снижении цены происходит параллельный рост спроса от Q1 до Q2, то есть на 2000 единиц. В результате фирма получает дополнительную выручку 8000 $ (4 $ * 2000 ед.), что выражено площадью прямоугольника Q1СВQ2. Таким образом, при уменьшении цены фирма потеряла 2000$, а дополнительно получила 8000$, то есть чистый рост общей выручки 6000$, следовательно, спрос эластичен. 2) Если спрос эластичен, то при увеличении цены единицы товара общая выручка фирмы уменьшится. Это произойдет, потому что дополнительная выручка, полученная фирмой от увеличения цены, окажется меньше, чем потери фирмы от уменьшения спроса из-за роста цены. Так что в результате общая выручка фирмы снизится. Таким образом, в данном случае увеличения цены товара привело к такому значительному уменьшению количества покупателей товара, что даже рост цены не позволил фирме покрыть потери от уменьшения спроса. В результате общая выручка фирмы снизится. Вывод. Если спрос эластичен, то цена за единицу товара и общая выручка изменяются в противоположном направлении. II. Неэластичный спрос. 1) Если спрос неэластичен, то при уменьшении цены единицы товара общая выручка фирмы уменьшится. Это произойдет, потому что дополнительная выручка, полученная фирмой от увеличения спроса вследствие уменьшения цены, окажется меньше, чем потери фирмы от уменьшения цены. Так что в результате общая выручка фирмы уменьшится. Пример. Неэластичный спрос рассматривается на кривой спроса от 2$ до 1$. При цене Р4 =2$ спрос Q4 = 11000 единиц, то есть общая выручка 22000$, что выражено площадью прямоугольника OP4FQ4. При снижении цены на 1$, то есть до Р5 и предположении, что спрос не изменится, то есть останется в точке Q4 = 11000 единиц фирма потеряет 11000$, что выражено площадью прямоугольника P5P4FH. Однако при уменьшении цены происходит параллельный рост спроса от Q4 до Q5, то есть на 5000 единиц. Тем самым фирма получает дополнительную выручку 5000$, что выражено площадью прямоугольника.Q4HGQ5. Таким образом, при снижении цены фирма потеряла 11000$, а дополнительно получила только 5000$, то есть чистая потеря общей выручки 6000$, следовательно, спрос неэластичен. 2) Если спрос неэластичен, то при увеличении цены единицы товара общая выручка фирмы увеличивается, потому что дополнительная выручка, полученная от увеличения цены, окажется больше, чем потери фирмы от уменьшения спроса вследствие роста цены. Так что в результате общая выручка фирмы увеличится. Таким образом, в первом случае при уменьшении цены произошло лишь незначительное увеличение количества покупок, что не позволило фирме компенсировать потери от снижения цены. В результате общая выручка снизилась. Во втором случае увеличение цены привело лишь к незначительному уменьшению количества покупок, что не повлекло за собой уменьшение общей выручки и, более того, было компенсировано ростом цены. В результате общая выручка увеличилась. Вывод. Если спрос неэластичен, то цена за единицу товара и общая выручка фирмы изменяются в одном и том же направлении. Эластичность предложения. Если производители товаров и услуг чувствительны к изменению спроса и цены, то есть могут отреагировать на эти изменения изменением объема производства, то предложение эластично и наоборот. Эластичность предложения измеряют при помощи коэффициента Еs, который вычисляется по той же формуле, что и коэффициент Еd, но в данном случае необходимо заменить «спрашиваемую» продукцию, на «предлагаемую» продукцию. Основным фактором, определяющим степень эластичности предложения, является время, которое необходимо производителю, чтобы отреагировать на изменение спроса и цены изменением объема производства, а изменение объема производства требует изменения количества всех используемых ресурсов, изменение количества ресурсов требует значительного времени. То есть следует ожидать, что чем продолжительнее время, которым располагает производитель, чтобы изменить количество всех используемых ресурсов, тем больше изменится объем производства и выше будет эластичность предложения. В связи с этим при анализе эластичности предложения рассматривают три временных рыночных периода: 1. Кратчайший рыночный период. 2.Краткосрочный (короткий) рыночный период. 3.Долгосрочный (долгий) рыночный период. Постоянные издержки Постоянными называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы и поэтому должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам, как правило, относится оплата обязательств фирмы по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, а также жалование высшему управленческому персоналу и будущим специалистам фирмы. Таблица №2. В таблице №2 (колонка 2) показана сумма постоянных издержек, равная 100$. Таблица показывает, что согласно определению показатель постоянных издержек остается неизменным при всех уровнях производства, включая и нулевой. Переменные издержки Определение: переменными называются такие издержки, величина которых меняется при изменении объема производства. К таким издержкам относится затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и тому подобные переменные ресурсы. Таблица №2 (колонка 3) показывает, что сумма переменных издержек меняется в прямой зависимости от объема производства. Однако необходимо отметить, что прирост суммы переменных издержек, связанный с увеличением объема производства на одну единицу не является постоянным. Обоснование: в начале процесса увеличения производства переменные издержки будут какое-то время возрастать уменьшающимися темпами и, как показывает таблица №2 так, будет продолжаться до четвертой единицы производимой продукции. Затем переменные издержки начнут увеличиваться нарастающимитемпами в расчете на каждую последующую единицу производимой продукции. Такое поведение переменных издержек обусловлено законом убывающей отдачи. Это значит, что увеличение предельного продукта в течение кого-то времени будет вызывать все меньший и меньший прирост переменных ресурсов для производства каждой дополнительной единицы продукции. А поскольку все единицы переменных ресурсов покупаются по одной и той же цене, это значит, что сумма переменных издержек будет увеличиваться уменьшающимися темпами. Но как только предельная производительность начнет падать в соответствии с законом убывающей отдачи, то все большее и большее количеств
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.223 (0.012 с.) |