Таким образом, кривая совокупного спроса предполагает изменяющиеся доходы населения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таким образом, кривая совокупного спроса предполагает изменяющиеся доходы населения.



Замечание.

Однако известная модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов говорит о том, что увеличение уровня цен не обязательно должно означать снижение общего номинального дохода страны, потому что более высокие цены, уплаченные потребителями за товары и услуги, вернутся к ним же, но уже как поставщикам ресурсов в виде возросших доходов, то есть заработной платы, ренты, процентов, прибыли.

Характер кривой совокупного спроса АД определяют следующие факторы:

1. Эффект процентной ставки.

2. Эффект материальных ценностей или эффект богатства.

3. Эффект импортных закупок.

Эти факторы имеют одну общую черту: являются ценовыми факторамисовокупного спроса. Это значит, что они изменяются, когда изменяется уровень цен, и в свою очередь приводят к изменению спроса на реальный объем национального производства.

Эффект процентной ставки.

Этот эффект определяется воздействием изменяющего уровня цен на процентную ставку и, следовательно, на потребительские расходы и инвестиционные расходы предприятий. Когда уровень цен повышается, то повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки в свою очередь приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиции.

Уточнение:

Анализируя кривую совокупного спроса на данном этапе анализа необходимо принять допущение, что объем денежной массы в экономике не изменяется. Когда уровень цен увеличивается, то и потребителям и предприятиям требуется больше денег для соответствующих расходов, то есть увеличивается спрос на деньги, а при неизменной денежной массе увеличение спроса на деньги приводит и к росту цены денег (цена за использование денег). Эта цена и есть процентная ставка. При возросших процентных ставках потребители и предприятия сокращают свои расходы, то есть быстро реагируют на изменение процентной ставки.

Вывод:

Таким образом, повышение уровня цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального производства.

Эффект материальных ценностей или эффект богатства.

В данном случае под богатством понимают все финансовые активы, которыми владеют потребители в частности это активы с фиксированной денежной стоимостью, то есть акции, облигации, срочные счета, наличные деньги. Когда уровень цен увеличивается, то реальная стоимость финансовых активов потребителей уменьшается. Это значит, что потребители станут беднее и сократят расходы (сбережения в это время увеличиваются), совокупный спрос уменьшится. И, наоборот: при уменьшении уровня цен реальная стоимость финансовых увеличивается и может привести к росту потребительских расходов и совокупного спроса (сбережения в это время уменьшаются).

Замечание:

При прогнозируемой инфляции в течение какого-то времени может наблюдаться значительный рост потребительских расходов и, следовательно, совокупного спроса. Такая ситуация в экономике получала название «эффекта Пигу».

Эффект импортных закупок.

Объем экспорта и импорта данной страны зависят кроме всего прочего от соотношения уровня цен в данной стране и за рубежом. При повышении уровня цен в стране, объем ее импорта увеличивается, а экспорта уменьшается. Тем самым сокращается чистый объем экспорта в совокупном спросе страны. При снижении уровня цен в стране, объем импорта уменьшается, а экспорта увеличивается.

Вывод:

Таким образом, при повышении уровня цен в стране «эффект импортных закупок» приводит к уменьшению чистого объема экспорта и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Но сравнительное снижение уровня цен в стране приводит к увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе страны, то есть к увеличению совокупного спроса.

Неценовые факторы совокупного спроса.

Таким образом, анализ кривой совокупного спроса показал, что изменение в уровне цен приводит к таким изменениям уровня затрат потребителей внутри страны, предприятий, государства, иностранцев, которые дают возможность прогнозировать изменения в реальном объеме национального производства. Это значит, что повышение уровня цен «при прочих равных условиях» вызывает сокращение спроса на реальный объем продукта, а уменьшение уровня цен «при прочих равных условиях» приводит к росту спроса на реальный объем национального производства. На рисунке это соотношение представлено движением точек А и В по стабильной кривой совокупного спроса АД1. Если же одно или несколько «прочих условий» изменяются — вся кривая смещается.

Таким образом, чтобы понять, что приводит к изменению в объеме национального выпуска необходимо отличать «изменение в объеме совокупного спроса» на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен от «изменений в совокупном спросе», вызванных изменением неценовых факторов, которые приводят к смещению всей кривой.

Смещение кривой совокупного спроса АД вправо к АД2 указывает на увеличение совокупного спроса. Это значит, что теперь потребители, предприятия, правительство, покупатели и иностранцы будут покупать больший объем товаров и услуг чем раньше при данном уровне цен. Смещение влево к АД3 указывает на уменьшение совокупного спроса, то есть объем желаемых покупок будет меньше, чем раньше, при данном уровне цен.

Таким образом, подобные изменения в совокупном спросе происходят при изменении неценовых факторов.

К основным неценовым факторам совокупного спроса относятся:

I. Факторы, изменяющие потребительские расходы:

1. Благосостояние потребителей.

2. Ожидания потребителей.

3. Задолженности потребителей.

4. Налоги с потребителей.

II. Факторы, изменяющие инвестиционные расходы предприятий:

1.Процентные ставки.

2.Ожидаемые прибыли от инвестиций.

3.Технология производства.

4.Налоги с предприятий.

5.Избыточные мощности предприятий.

III. Изменения в государственных расходах на чистый объем экспорта.

IV. Факторы, изменяющие расходы на чистый объем экспорта данной страны.

I. Потребительские расходы.

Потребители могут изменить характер закупок отечественных товаров и услуг даже при неизменном уровне цен. В этом случае сместится вся кривая совокупного спроса. К подобным изменениям в совокупном спросе приводят: благосостояние, ожидание, задолженность и налоги.

Благосостояние потребителей.

В данном случае под благосостоянием потребителей понимают все активы, которыми владеют потребители. Это и финансовые активы (акции, облигации и т.д.) и материальные ценности.

Резкое уменьшение реальной стоимости этих активов при любом уровне цен означает, что потребители реально стали беднее. В результате, потребительские расходы уменьшаются (сбережения в это время увеличиваются), что приведет к сокращению совокупного спроса и смещению кривой влево. И наоборот: увеличение реальной стоимости финансовых и материальных активов потребителей вызовет увеличение расходов потребителей даже при неизменном уровне цен. В результате, совокупный спрос увеличится, и кривая сместится вправо.

Уточнение:

В данном случае не имеется в виду эффект богатства, который является ценовым фактором, изменяется в результате изменения уровня цен и предполагает стабильную кривую совокупного спроса. В данном случае это неценовой фактор, который приводит к изменению в совокупном спросе даже при неизменном уровне цен и смещает всю кривую совокупного спроса.

Пример:

Резкое увеличение курса акций, которыми владеют потребители при неизменном уровне цен, приведет к росту расходов и совокупного спроса. Но резкое уменьшение стоимости недвижимости потребителей может вызвать сокращение расходов и, следовательно, уменьшение совокупного спроса.

Ожидания потребителей.

Если потребители ожидают, что в ближайшем будущем их реальные доходы увеличатся, они готовы увеличить текущие расходы, то есть тратить большую часть текущего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастут (сбережения в это время уменьшатся), кривая смещается вправо. Точно также массовое ожидание инфляции приведет к увеличению текущего совокупного спроса, так как потребители могут принять решение купить товары до повышения цен.

Если же потребители ожидают уменьшение реальных доходов или снижение цен, то потребительские расходы, а, следовательно, и совокупный спрос уменьшатся, кривая сместится влево.

Задолженности потребителей.

Высокий уровень задолженности потребителей, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит или «жизни в долг» в течение некоторого времени приведет к сокращению текущих расходов, чтобы выплатить имеющуюся задолженность. Вследствие этого совокупный спрос уменьшится, кривая сместится влево.

Налоги с потребителей.

Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода (располагаемый доход). В результате количество покупок при данном уровне цен возрастет.

Таким образом, это означает, что снижение налогов приводит к смещению кривой совокупного спроса вправо, а увеличение налогов к смещению влево.

II. Инвестиционные расходы.

Инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства являются вторым неценовым фактором совокупного спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы купить при данном уровне цен, приводит к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот: увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить при данном уровне цен, ведет к увеличению совокупного спроса и смещение кривой вправо. К подобным изменениям в инвестиционных расходах приводят: процентные ставки, ожидаемые прибыли, технология, налоги и избыточные мощности.

Процентные ставки.

«При прочих равных условиях» увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса.

Уточнение:

В данном случае не имеется в виду эффект процентной ставки, которая возникает в результате изменения уровня цен. В данном случае речь идет об изменении процентной ставки вследствие, например, изменения объема денежной массы в стране. Увеличение денежной массы ведет к уменьшению процентной ставки и тем самым к увеличению капиталовложений. И наоборот: уменьшение денежной массы ведет к росту процентной ставки и сокращению инвестиций.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.011 с.)