Тесты для самопроверки по курсу «Химия окружающей среды» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тесты для самопроверки по курсу «Химия окружающей среды»



1. Содержание озона в атмосфере над некоторой географической точкой
составило 350 е.Д \ Была ли превышена средняя для этого района

концентрация озона, равная 35 мкг/м3?

а) единицы измерений несопоставимы;

б) да, в 1,3 раза;

в) нет, она была в 1,2 раза меньше;

г) нет, эти значения равны;

д)да, концентрация была на 10% больше.

Слой озона высотой 10-5 метра принимается равным одной единице Добсона (е.Д)

2. Какие изменения связаны с увеличением солнечной активности?

а) значительно увеличивается поток солнечной энергии;

б) заметно увеличивается температура в приземном слое атмосферы;

в) в спектре Солнца значительно возрастает доля видимого излучения;

г) в спектре Солнца значительно возрастает доля инфракрасного излучения;

д) в спектре Солнца значительно возрастает доля жесткого излучения.

3. Основную роль в инициировании процессов окисления примесей
в тропосфере играют:

а) кислород воздуха;

б) озон;

в) свободные радикалы;

г) оксиды азота;

д) жесткое излучение.

4. Концентрация озона в атмосфере по мере удаления от Земли:

а) экспоненциально уменьшается с увеличением расстояния от поверхности
Земли;

б) экспоненциально увеличивается с увеличением расстояния от поверхно-
сти Земли;

в) достигает максимального значения в термосфере;

г) достигает максимального значения в стратосфере;

д) достигает максимального значения в мезосфере.

5. Явление локальной температурной инверсии в тропосфере обусловлено:

а) изменением солнечной активности;

б) изменением температурного градиента в тропосфере;

в) изменением альбедо поверхности Земли;

г) ростом выбросов углекислого газа;

д) резким изменением атмосферного давления;

е) изменением влажности воздуха.

6 Необходимым условием для возникновения смога как в Лондоне, так и в Лос-Анжелесе является: а) солнечное излучение;

б) высокое атмосферное давление;

в) высокая концентрация диоксида серы в тропосфере;

г) высокая плотность транспортного потока;

д) температурная инверсия.

7. Какое из утверждений, характеризующих влияние загрязнения атмосфер-
ного воздуха на климат, неверно?

а)увеличение концентрации диоксида углерода может привести к повыше­нию средней глобальной температуры на Земле;

б) увеличение концентрации соединений серы в стратосфере может привес-
ти к уменьшению средней глобальной температуры на Земле;

в) увеличение концентрации фреонов в тропосфере может привести к по-
вышению средней глобальной температуры на Земле;

г) увеличение концентрации пыли в атмосфере может привести к повыше-
нию средней глобальной температуры на Земле;

д) увеличение концентрации метана в тропосфере может привести к повы-
шению средней глобальной температуры на Земле.

8. Как меняются давление, температура и концентрация озона в стратосфере
с увеличением расстояния от поверхности Земли?

а) давление и температура уменьшаются, концентрация озона проходит через максимум;

б)давление уменьшается, температура растет, концентрация озона проходит через максимум;

в) давление уменьшается - температура и концентрация озона увеличивают-
ся;

г) температура растет, концентрация озона и давление уменьшаются;

д) давление, температура и концентрация озона увеличиваются.

9. Как меняются давление, температура и концентрация озона в мезосфере с
уменьшением расстояния до поверхности Земли?

а) давление, температура и концентрация озона увеличиваются; б)давление уменьшается, температура растет, концентрация озона проходит через максимум;

в) давление и температура увеличиваются, концентрация озона проходит че-
рез максимум;

г) давление и температура уменьшаются, концентрация озона увеличивается;
д)давление и концентрация озона уменьшаются, температура растет.

10.Сколько молекул формальдегида присутствует в каждом кубическом сан­тиметре воздуха при нормальных условиях, если его концентрация достигает значения предельно допустимой разовой концентрации ПДКм.р = 0,035 мг/м3?

а) 7,0» 1011;

6) 6,0 • 10й;

в) 3,5 • 1013;

г)3,5•1019;
Д) 3,0 • 1013.

 

12.Какое соединение, присутствующее в атмосфере Земли, улавливает наибольшую долю ее теплового излучения? a) N02: б)С02: в)Н20: г) CC1XF4_X; Д) СН4.

13.В результате антропогенной деятельности состав атмосферы за последние 20 лет:

а) претерпел значительные изменения на уровне макрокомпонентов;

б) не изменился;

в)изменился на уровне микрокомпонентов; г) изменился в отдельных регионах;

д)правильными являются несколько из перечисленных выше ответов. 14. Основной причиной возникновения парникового эффекта является: а) изменение направления движения и интенсивности океанических течений; б)изменение орбиты вращения Земли вокруг Солнца;

в)увеличение в атмосфере концентрации соединений, поглощающих в ин­фракрасной области;

г) тепловое загрязнение;

д) правильными являются несколько из перечисленных выше ответов

15.Какой газ в стратосфере поглощает 99% излучения Солнца в опасной для биосферы УФ-области?

а) 02;

б) 03;

в) CC1XF4X;

г) С02;
Д) Н20.

16.Сегодня ученые полагают, что глобальное уменьшение содержания озона в стратосфере может быть вызвано:

а) увеличением интенсивности УФ-излучения;

б) галогенсодержащими углеводородами антропогенного происхождения;

в) резким увеличением концентрации С02 в тропосфере;

г) «зимней воронкой» над Южным полюсом;

д) активизацией вулканической деятельности.

 

17. Массовая вырубка лесов приводит:

а) к опустыниванию;

б) к изменению альбедо Земли;

в) к нарушению кислородного цикла;

г) к увеличению концентрации диоксида углерода в тропосфере;

д) правильными являются все перечисленные выше ответы.

18. Масштабы и скорость проявления глобального изменения климата:

а) не поддаются регулированию мировым сообществом;

б) могут быть ограничены при быстрых действиях всего мирового сообщест-
ва;

в) могут быть достоверно предсказаны при помощи компьютерной модели;

г) уже вышли из-под контроля;

д)не изменились за последние 1000 лет.

19. Злокачественная меланома и другие раковые заболевания кожи могут
быть обусловлены чрезмерным воздействием:

а) фреонов, содержащихся в тропосфере;

б) озона, содержащегося в стратосфере;

в) озона, содержащегося в мезосфере;

г) УФ-излучения Солнца;

д) ИК-излучения Земли.

20. За два столетия, прошедших со времени промышленной революции, кон-
центрация диоксида углерода:

а) увеличилась примерно в два раза;

б) уменьшилась примерно в два раза;

в) осталась неизменной;

г) увеличилась на 25%;

д) уменьшилась на 25%.
21.Озон в тропосфере - это:

а) парниковый газ;

б) сильнейший окислитель;

в) УФ-«экран» планеты;

г) все перечисленные выше факторы являются правильными;

д) два из перечисленных выше ответов являются правильными.

22.Исследователи обеспокоены деградацией озонового слоя в Арктике, по­скольку:

а) в Арктике используют гораздо больше фреонов и других
озоноразрушающих веществ, чем в Антарктиде;

б) население в средних и высоких широтах Северного полушария гораздо
больше, чем в тех же широтах Южного полушария;

в) существуют проекты промышленного развития и заселения Арктики;

г) размеры «озоновой дыры» в Арктике больше, чем в Антарктиде;

д) правильными являются несколько из перечисленных выше ответов.
23. Парниковый эффект обусловливается:

а) увеличением интенсивности УФ-излучения Солнца в последние 100 лет;

б) способностью некоторых молекул поглощать излучение в ИК-области;

в) увеличением концентрации пыли над промышленными зонами;

г) увеличением ИК-составляющей в потоке солнечной энергии, достигаю-
щей поверхности Земли;

д) ростом населения Земли.

24.Какой вид антропогенной деятельности более всего ответствен за гло­бальное повышение концентрации диоксида углерода в атмосфере?

а) автотранспорт;

б) железнодорожный транспорт;

в) морской транспорт;

г) теплоэнергетика;

д) сжигание бытовых отходов.

25.Излучение какого диапазона имеет наименьшую длину волны?

а) видимый свет;

б) ультрафиолетовое излучение;
в)радиоволны;

г) инфракрасное излучение.

26. Атмосфера Земли характеризуется глобальной температурной инверсией:

а) в тропосфере;

б) в стратосфере;

в) в мезосфере;

г) в термосфере;

д) правильными являются несколько из перечисленных выше ответов.

27. Заменители фреонов менее опасны для озонового слоя по сравнению с
фреонами, потому что они:

а) характеризуются меньшим временем жизни в атмосфере;

б) не реагируют с озоном;

в) эффективнее фреонов в качестве хладагентов;

г) разрушаются в тропосфере;

д) правильными являются несколько из перечисленных выше ответов.
28.Фотохимический смог образуется при взаимодействии:

а) химических соединений, выделяемых деревьями, и озоном:

б) оксидов азота углеводородов автомобильных и промышленных выбросов
под действием солнечного излучения:

в) диоксида углерода и метана под действием ИК-излучекия Земли;

г) квазипостоянных компонентов атмосферы под действием жесткого УФ-
излучения;

д).правильными являются несколько из перечисленных выше ответов. 29. Газ, являющийся основной причиной образования кислотных осадков, это:

а) С02;

6)NOx;

в) S02;

г)N2;

Д) 03.

30. Солнечная энергия является результатом:

а) процесса цепного деления урана;

б) процесса термоядерного синтеза гелия;

в) трансформации энергии «большого взрыва»;

г) межзвездных взаимодействий;

д) процесса термоядерного синтеза тяжелых металлов.

31. Концентрация какого газа сильнее всего варьируется в тропосфере?

а) азота;

б) аргона;

в) кислорода;

г) водяного пара;

д) гелия.

32.Озон в тропосфере:

а) присутствует всегда;

б) образуется в результате фотохимических превращений компонентов ан-
тропогенных выбросов;

в) опасен для здоровья людей;

г) образуется в результате лесных пожаров;

д) правильными являются несколько из перечисленных выше ответов.

33. Из общей массы гидросферы доля пресных вод составляет:

а) до 1 %

б) от 2 до 5%;

в) до 20%;

г) от 20 до 30%;

д) более 30%.

34. К главным ионам, доля которых в любых природных поверхностных во-
дах превышает 95% от общей массы катионов или анионов, относятся сле-
дующие группы анионов и катионов (выберите правильный набор):

а) Тф+б Л+б Са2+б Ьп2+б Ау3+ж

б) Na+, К+, Са2+. Fe3+;

в) Na+, К+, Са2+, Mg2+;

г) S042", СГ, НСОз-, С032-, N032";

д) S042-, СГ,НС03", С032-, Н2Р04:

35.Как правильно называются морские воды в соответствии с классификаци­ей природных вод, разработанной О. А. Алекиным?

а) сульфатно-кальциевые, 3-й группы;

б) сульфатно-натриевые, 3-й группы;

в) хлоридно-натриевые, 3-й группы;

г) карбонатно-натриевые, 1 -й группы;

д) карбонатно-кальциевые, 4-й группы.

36. Какие наборы значений рН соответствуют атмосферным и поверхност­ным водам, находящимся в равновесии с С02 атмосферы и кальцитом, при условии отсутствия других примесей, оказывающих влияние на кислотно-основное равновесие в природных водах?

а) 6,0 и 5,6;

б) 6,0 и 7,0;

в) 4,5 и 8,3;

г) 5,7 и 8,3;

д) 7,0 и 7,0.

37. Значение щелочности природных вод определяется суммой концентра-
ций ионов:

а) анионов и катионов;

б) анионов;

в) С032- и S042";

г) НС03", ОН- и удвоенной концентрации С032-;

д) НСОз", ОН" и удвоенной концентрации S042"

38. Каким может быть содержание растворенного кислорода у дна океана в
любое время года?

а) примерно такое же, как у поверхности;

б) составляет 50-70% от значений, являющихся равновесными для соответ-
ствующих условий;

в) в 1,5 раза больше, чем у поверхности;

г) соответствует равновесным значениям, отвечающим данным температуре
и давлению;

д) равно нулю.

39. Какое из утверждений правильно характеризует грунтовые воды?

а) зоны распространения и возможного загрязнения грунтовых вод не сов-
падают;

б) грунтовые воды находятся в зоне аэрации и лежат между двумя водо-
упорными слоями;

в) грунтовые воды относятся к напорным подземным водам;

г) основную опасность для загрязнения грунтовых вод соединениями тяже-
лых металлов представляют выбросы автотранспорта;

д) грунтовыми называют подземные воды, расположенные на первом от по-
верхности земли водоупорном слое, имеющем значительную площадь распро-
странения.

40. Выберите правильный набор катионов, определяющий жесткость при-
родной воды:

a) Na+, К+, Са2+; 6)Fe2+, Са2+, Na+;

в) Са2+, Mg2+;

г) Na+, К;

д) Са2+, Na+.

41. Какое из утверждений неправильно характеризует артезианские воды?

а) зоны распространения и возможного загрязнения артезианских вод не совпадают;

 

б) артезианские воды находятся между двумя водоупорными слоями;

в) артезианские воды чаще всего относятся к напорным подземным водам;

г) основную опасность для загрязнения артезианских вод соединениями тя-
желых металлов представляют выбросы автотранспорта;

д) артезианские воды могут иметь различный солевой состав.

42. По современным представлениям возраст Вселенной составляет:

а) (15-20) • 109лет;

б) (15-20) • 1012лет;

в) 1020лет;

г) (4,5-5,0) • Ю9лет;

д) (4,5 -- 5,0) -1020лет.

43.По современным представлениям возраст Земли составляет:

а) 4,5-5 млрд лет;

б) 10-15 млрд. лет;

в) 4» 1012лет;

г) 20 млн. лет;

д) 5 • 1011 лет.

44.Сколько мг гидрокарбонат-иона содержится в каждом литре воды, если её щелочность равна 1,5 • 10"3 моль/л и рН = 7?

а) 91,5 мг/л;

б) 1,5 мг/л;

в) 1500 мг/л;

г) 105,0 мг/л;

д) необходимы дополнительные сведения о концентрациях ионов щелочных
металлов в растворе.

45.Сколько кислорода может содержаться в литре воды, находящейся в рав­новесии с атмосферным воздухом, при температуре 25°С и давлении 10,1 кПа [константа Генри для кислорода при этих условиях Кг = 1,2 • 10"8 моль/(л • Па); концентрация кислорода в воздухе соответствует средним значениям]?

а) 8,3 мг/л;

б) 8,3 г/л;

в) 5,7 мг/л;

г) 5,7 г/л;

д) 0,57 мг/л.

46. Какова общая жесткость воды Мирового океана? Вода Мирового океана
содержит (в мг/л): Na+ - 10 560; Mg2+ - 1270; Са2+ -400; К+ - 380; С1 - 18 980;
S04"2 - 2650; НСОз" - 140; Вг" - 65; F" -1.

а) 124,4 мг-экв./л;

б) 12610 мг/л;

в) 1670 мг-экв./л;

г) 10 градусов жесткости;

д) 2.3 моль/л.

47. Каково значение щелочности воды Мирового океана? Вода Мирового
океана содержит, мг/л: Na+ - 10560; Mg2+ - 1270; Са2+ - 400; К+ - 380;

 

Сl- - 18980; S04 2--2650; НС03- - 140; Вг- - 65; F- - 1.

а) 2,29 • 10"3 моль/л;

б) 140мг/л;

в) 2,29 моль/л;

г) 206 мг-экв/л;

д) 10 960мг/л.

48.Какое значение рН будет характерным для капель атмосферной влаги в случае увеличения концентрации углекислого газа в атмосфере до 60 млн.т., при условии отсутствия других кислых газов, температуре 25° С и нормальном ат­мосферном давлении [константа Генри для С02 Кг = 3,2 • 10-7 моль/(л • Па), константа диссоциации угольной кислоты по первой ступени Кг =3,02 • 10-7]?

а) 5,6;

б) 3,5;

в) 5,3;

г) 6,7;
д) 4,7.

49.Каково среднее время пребывания воды в атмосфере, если по оценкам специалистов в атмосфере находится 12 900 км3 воды, а на поверхность суши и океана выпадает в виде атмосферных осадков в среднем 577 • 1012 м3 воды в год?

а) 8,16 дня;

б) 104 дня;

в) 0,64 дня;

г) 44,72 дня;

д) 6,53 дня.

50.Для типичных почв характерно соотношение объемов твердой, жидкой и газообразной фаз:

2:1:1

1:1:1

1:2:2

1:1:2

51. К типичным компонентам почвенных растворов, концентрации которых значительно превосходят концентрации других ионов, относятся катионы:

Сa2+, Mg2+, K+, NH4+,Na+

Al3+, Cu2+, K+, NH4+,Na+

Сa2+, Mg2+, K+,Fe3+, Zn2+

Сa2+, Ba2+, K+, Al3+,Na+

 

52. Кислотность почв может быть снижена внесением в почву:

известняка

гипса

калийной селитры

всех перечисленных веществ

 

53. Гидролитическая кислотность почв – это кислотность:

обусловленная взаимодействием почвы с уксуснокислым натрием

проявляющаяся при обработке почвы раствором нейтральной соли

обусловленная поглощенными ионами алюминия и водорода

обусловленная ионами водорода в почвенном растворе

54. Насыщенность почвы основаниями определяется содержанием в почвенном поглощающем комплексе:

катионов кальция и магния

катионов натрия и калия

катионов алюминия и водорода

всех почвенных катионов

 

55.Подвижность катионогенных элементов в почвах:

возрастает при увеличении кислотности

не зависит от кислотности

увеличивается при уменьшении кислотности

максимальна в нейтральной среде

 

56. Почвенный воздух обогащен по составу:

оксидом углерода (II)

оксидом азота (II)

оксидом углерода (IV)

кислородом

 

57. Значение актуальной щелочности почв обусловлено наличием в почвенном растворе:

NaOH, KOH

Na2CO3, NaHCO3, Ca(HCO3)2

растворимых соединений алюминия

растворимых соединений железа

 

58. Подвижность катионогенных элементов в почвах:

возрастает при увеличении кислотности

не зависит от кислотности

увеличивается при уменьшении кислотности

максимальна в нейтральной среде

59. Емкость щелочного барьера в почвах определяется:

количеством карбонатов

количеством обменных катионов

содержанием органического вещества

значением окислительно-восстановительного потенциала

 

6. Методические указания по самостоятельной работе студентов

 

Темы ориентированы на развитие творческой инициативы и познавательной активности, побуждение научного интереса к объекту изучения. Форма от­чётности по каждой теме выбираются индивидуаль­но каждым бакалавром. По основным разделам дисциплины бакалавры могут использовать с целью самопроверки тесты.

Успешное изучение курса требует от бакалавров посещения лекций, активной работы на лабораторных занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления и работы с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Лекции по дисциплине «Химия окружающей среды» имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также способствуют формированию навыков работы с научной литературой. В конце лекции преподаватель оставляет время для того, чтобы бакалавры имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Подготовка к лабораторным занятиям это важнейшая форма самостоятельной работы бакалавров над научной, учебной и периодической литературой. На лабораторном занятии каждый бакалавр имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание базовых понятий, законов, закономерностей выполнить опыт. Участие в семинаре позволяет бакалавру соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач по химии.

Лабораторные занятия направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и проведения химических опытов, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Основным методом обучения является самостоятельная работа бакалавров с учебно-методическим материалом, научной литературой и проведение химических опытов под руководством преподавателя.

Основной формой итогового контроля и оценки знаний бакалавров по дисциплине является зачет в 4 семестре.

На самостоятельную работу по курсу «Химия окружающей среды» по учеб­ному плану отводится 40 часов. Ниже приведены темы самостоятельной работы по дисциплине и рекомендуемые виды самостоятельной работы.

 

Проблемы пресной воды

 

Пестициды и их воздействие на объекты окружающей среды

 

Ионизирующее излучение и его воздействие на объекты окружающей среды

 

Полициклические ароматические углеводороды

 

Тяжелые металлы и их воздействие на объекты окружающей среды

 

Источники ионизирующих излучений в окружающей среде

 

Биодеградация токсичных соединений

 

Фиксация азота бактериями

 

Промышленные выбросы в России

Форма от­чётности

Индивидуальная.

Доклады. Реферат Сооб­щения

Презентации

Сообщения

Доклады

7. Материально-техническое оснащение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины имеются:

· оборудованные аудитории;

· лекционная аудитория;

· оборудование и химические реактивы для выполнения экспериментальных работ по химии: весы аналитические, фотоэлектроколориметр ФЭК 56 М, рефрактометр ИРФ-454Б, Рн метр, сушильный шкаф, электроплитка, печь муфельная, центрифуга лабораторная, часы песочные на 2, 3 и 5 мин, водяные бани, термометры, установки для титрования, секундомер, эксикаторы, посуда химическая стеклянная и фарфоровая, реактивы.

· аудио и видео аппаратура, компьютеры.

8. Перечень учебно-методических публикаций по дисциплине, изданных сотрудниками кафедры

Химия окружающей среды: методические рекомендации и лабораторные работы / А.А. Ахметов. – Ульяновск: УлГПУ, 2004. 17 с.

Использованная литература:

1. Ушакова В.Г. Химия окружающей среды: учебно-методический комплекс. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. – 111 с.

2. Тарасова Н.П., Кузнецов.В.А., Сметанников Ю.В. Малков А.В., Додонова А.А. Задачи и вопросы по химии окружающей среды.- М.: Мир,2002.- 365 с.

3. Крупнова Т.Г. Химия окружающей среды: Учебное пособие/ Под ред. Ю.И. Сухарева. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2004. – Ч. 1. – 37 c.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.154 с.)