Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение гумуса в почве по методу Тюрина
Цель Формирование знаний о основных приемах анализа параметров гидросферы, литосферы 2. Систематизация знаний о физико-химических методах анализа 3. Формирование знаний по оценке современного состояния отдельных геосфер или их частей, прогноза изменения их состояния в условиях антропогенного воздействия, разработки мероприятий по снижению уровня воздействия на геосферы или их составные части. 4. способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности» (ПК-7). 5. определение гумуса в различных типах почв Ульяновской области. Содержание Проведение анализа воды из различных источников (водопроводная вода, родниковая вода, речная вода) Обработка результатов анализа Формулирование выводов Работа с вопросами и расчетными задачами Требования к умениям бакалавров Знать Основы метода фотоколориметрии Термины Технику безопасности при работе в химической лаборатории Негативное влияние примесей в воде на биоту Уметь Решать задачи по соответствующему разделу Проводить количественный анализ Использовать нормативно-техническую документацию Использовать физико-химические методы при анализе проб
Метод основан на окислении гумуса почвы раствором двухромовокислого калия в серной кислоте с последующим определением трехвалентного хрома, эквивалентного содержанию гумуса, на фотоэлектроколориметре. Суммарная погрешность метода, выраженная коэффициентом вариации, составляет, % (отн.): 10 - для диапазона содержания гумуса до 5%; 5 - для диапазона содержания гумуса св. 5%
Методы отбора проб Образцы почвы доводят до воздушно-сухого состояния, измельчают и пропускают через сито с круглыми отверстиями диаметром 1-2 мм. Корни и нераз-ложившиеся растительные остатки, оставшиеся на сите, удаляют. Образцы хранят в коробках или пакетах. Из размолотой почвы отбирают пробу массой 3—5 г для тонкого измельчения. При отборе пробы из коробки почву тщательно перемешивают на всю глубину коробки. Из пакетов почву высыпают на ровную поверхность, распределяют слоем не более 1 см и отбирают пробу не менее чем из пяти мест. Видимые невооруженным глазом неразложившиеся корни и растительные остатки удаляют. Отобранную пробу измельчают и просеивают через сито с размером ячеек 0,25 мм. Оставшиеся на сите частицы почвы измельчают и полностью просеивают через сито.
Для тонкого измельчения используют ступки и измельчительные устройства из фарфора, стали и других твердых материалов. Измельченную пробу тщательно перемешивают, распределяют тонким слоем на ровной поверхности и отбирают пробу для анализа не менее чем из пяти мест. 2. Приборы и реактивы Фотоэлектроколориметр; баня водяная на 50—100 пробирок; весы лабораторные 2-го класса точности с наибольшим пределом взвешивания 200 г и 4-го класса точности с наибольшим пределом взвешивания 500 г; весы торсионные; дозаторы с погрешностью дозирования не более 1 %; бюретки вместимостью 25 и 100 см3 2-го класса точности, грушу резиновую со стеклянной трубкой или устройство для барбатации; ступка фарфоровая с пестиком; - палочки стеклянные длиной 30 см; посуда мерную лабораторную 2-го класса точности, колбы конические вместимостью 250 см3.; пробирки стеклянные термостойкие вместимостью 50 см3.; бумага филыровальная; аммоний-железо (II) сернокислый (соль Мора) х. ч. или ч. д. а.; калия гидроокись, х. ч., ч. д. а. или ч.; калий двухромовокислый, х. ч. или ч. д. а.; калий марганцовокислый, 0,1 н., стандарт-титр; натрий сернистокислый, ч. д. а. или натрий сернистокислый, 7-водный, ч. д. а 3. Подготовка к анализу Приготовление хромовой смеси 40 г тонко измельченного двухромовокислого калия, взвешенного с погрешностью не более 0,1 г, растворяют в дистиллированной воде, доводя объем до 1000 см3, тщательно перемешивают и переливают в колбу из термостойкого стекла вместимостью 3000 см3. К полученному раствору осторожно приливают небольшими порциями по 100 см3, с интервалом в 10-15 мин, 1000 см3 серной кислоты. Колбу с раствором накрывают стеклянной воронкой и оставляют до полного охлаждения. Затем раствор переливают в склянку с притертой пробкой. Раствор хранят неограниченно долго. Приготовление раствора восстановителя 40 г соли Мора или 27,8 г 7-водного сернокислого железа (II), взвешенного с погрешностью не более 0,1 г, растворяют в 700 см3 раствора серной кислоты с концентрацией 0,5 моль/дм3. Раствор фильтруют через двойной складчатый фильтр в мерную колбу, доводят объем до 1000 см3 дистиллированной водой, и тщательно перемешивают.
Концентрацию раствора проверяют каждые 3 дня по раствору марганцовокислого калия, приготовленному из стандарт-титра. В три конические колбы наливают при помощи бюретки по 10 см3 раствора соли Мора или раствора 7-водного сернокислого железа (И). Приливают в каждую колбу по 1 см3 концентрированной серной кислоты и 50 см3 дистиллированной воды, затем оттитровывают раствором марганцовокислого калия до слабо-розовой окраски, не исчезающей в течение 1 мин. Для вычисления коэффициента поправки используют среднее арифметическое результатов трех титрований. Коэффициент поправки (К) вычисляют по формуле: Vj К=---- ' где V - VI - объем раствора перманганата калия, израсходованный на титрование, смЗ; - V-объем раствора соли Мора, взятый на титрование, см3. Раствор хранят в бутыли из темного стекла, к которой с помощью сифона присоединяют бюретку. Для предохранения раствора от окисления кислородом воздуха к бутыли присоединяют склянку Тищенко с щелочным раствором сульфата натрия Приготовление щелочного раствора сернистокислого натрия 40 г безводного сернистокислого натрия или 80 г 7-водного сернистокислого натрия взвешивают с погрешностью не более 0,1 г и растворяют в 700 см3 дистиллированной воды. 10 г гидроокиси калия, взвешенного с погрешностью не более 0,1 г, растворяют в 300 см3 дистиллированной воды. Полученные растворы смешивают. 4. Проведение анализа 4.1. Окисление гумуса почвы Массу пробы почвы для анализа определяют исходя из предполагаемого содержания гумуса в почве. Масса пробы для анализа почв составляет: с содержанием гумуса более 7% -50-100 мг; 4-7% - 100-200 мг; 2-4%-250-350 мг; до 2% - 500-700 мг. Пробы почвы, взвешенные с погрешностью не более 1 мг, помещают в пробирки, установленные в штативы. В пробирки с анализируемыми пробами и в девять чистых пробирок для приготовления растворов сравнения приливают дозатором или из бюретки по 10 см3 хромовой смеси и помещают в них стеклянные палочки. Почву с хромовой смесью тщательно перемешивают. Затем штативы с пробирками погружают в кипящую водяную баню и выдерживают в ней в течение 1 ч с момента закипания воды в бане после погружения пробирок. Уровень хромовой смеси в пробирках должен быть на 2-3 см ниже уровня воды в бане. Содержимое пробирок перемешивают стеклянными палочками через каждые 20 мин. По истечении 1 ч штативы с пробирками вынимают и погружают в водяную баню с холодной водой. После охлаждения в пробирки с пробами почвы приливают дозатором по 40 см3 дистиллированой воды, а в пробирки для приготовления растворов сравнения приливают раствор восстановителя, приготовленный по п. 3.2, и дистиллированную воду в объемах, указанных ниже. Затем из пробирок вынимают стеклянные палочки и тщательно перемешивают содержимое барбатацией воздуха, нагнетаемого резиновой грушей через стеклянную трубку. Растворы оставляют для оседания почвенных частиц и полного осветления. Характеристика раствора Номер раствора сравнения 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Объем дистиллированной воды, см3 40 38 36 32 30 25 20 15 10 Объем раствора восстановителя, см3 0 2 4 8 10 15 20 25 30 Масса гумуса, соответстветствующая объему восстановителя в растворе мг 0 1,0 2,07 4,14 5,17 7,76 10,3 12,9 15,5
4.2. Определение гумуса Растворы сравнения и испытуемые растворы фотометрируют в кювете с толщиной просвечиваемого слоя 10-20 мм относительно раствора сравнения № 1 при длине волны 590 нм, или используя оранжево-красный светофильтр с максимумом пропускания в области 560-600 нм. Раствор в кювету фотоэлек-троколориметра переносят осторожно, не взмучивая осадка на дне пробирки. 5. Обработка результатов 5.1. По результатам фотометрирования растворов сравнения строят градуиро-вочный график. По оси абсцисс откладывают массу гумуса в миллиграммах, соответствующую объему восстановителя в растворах сравнения, а по оси ординат соответствующие им показания прибора. Пользуясь градуировочным графиком, по результатам анализа определяют массу гумуса в анализируемых пробах. Массовую долю гумуса (X) в процентах вычисляют по формуле А-К Х= -------- • 100, где m - А - масса гумуса в анализируемой пробе, найденная по графику, мг; - К - коэффициент поправки к концентрации восстановителя; - т- масса пробы почвы, мг; 100 — коэффициент пересчета в проценты. За результат анализа принимают значение единичного определения гумуса. Результат анализа округляют до сотых долей процента - при содержании гумуса до 10% и до десятых долей процента - при содержании гумуса более 10%. 6. Контрольные вопросы 1. Что называют почвой? Каковы её глобальные функции? 2. Что такое гумус? Каковы его основные компоненты? 3. Что такое гуминовые и фульвокислоты, чем они отличатся? В чём заключается их функции в почве? 4. В чём заключается биогеохимическая роль гумуса? 5. Как определяют количество гумуса в почве? На чём основан метод определения гумуса? 6. Охарактеризуйте составные части почв: почвенный раствор, почвенный воздух и твердую фазу почв. 7. Укажите основные различия между органическими остатками и гумусом. Методический инструментарий преподавателя: -активные формы: фронтальный опрос. Средства контроля: Тест № (см. фонд оценочных средств) Содержание внеаудиторной работы бакалавра при подготовке к занятию 1. Владеть содержанием вопросов (по лекции). 2. Подготовить презентации по основным биогеохимическим циклам. Работа в группах. 3. Подготовиться к диагностической самостоятельной работе в форме опроса и теста 4. Изучить термины по данной теме
Литература 1. Голдовская Л.Ф. Химия окружающей среды. - М.: МИР, 2005. - 294 с. (Библиотека УлГПУ) 2. Гусакова Н.В. Химия окружающей среды: учебное пособие для вузов. - Ростов на Дону: Феникс, 2004. - 84 с. (Библиотека УлГПУ) 3. Голицын А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды. - М.: ОНИКС, 2010. - 336 с. (Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/42468) 4. Хентов В.Я. Химия окружающей среды для технических вузов: учеб. пособие. - Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 141 с. (Библиотека УлГПУ) 5. Тарасова Н. П. Химия окружающей среды. Атмосфера: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ.книга, 2007. - 227 с. (Библиотека УлГПУ).
Лабораторная работа № 8 (2 часа)
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 977; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.017 с.) |