ТОП 10:

Психологическая диагностика интеллекта и тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра



И.Л.Соломин

Психологическая диагностика интеллекта и тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра

Теоретические основы изучения интеллекта

Структура интеллекта.

Интеллект является синонимом таких понятий как ум, умственные способности, способности к познавательной деятельности. Интеллект представляет собой интегральную познавательную функцию. Он проявляется в способности к абстрагированию, логическому рассуждению, пространственному воображению, концентрации внимания, оперативному запоминанию, усвоению и использованию знаний. Как правило, чем лучше человек выполняет любое из этих действий, тем лучше развиты и все остальные, что позволяет говорить об интеллекте как о единой функции. Интеллект определяет в конечном счете успешность познавательной деятельности, обучения и адаптации.

Интеллект состоит из нескольких компонент. Факторный анализ выявляет такие стороны интеллекта как общий интеллект, вербальный, числовой и пространственный интеллект. Общий интеллект - это способность к познавательной деятельности, независимо от ее содержания. Уровень общего интеллекта определяет успешность любой познавательной деятельности. Он зависит от степени развития частных видов интеллекта. Вербальный интеллект проявляется в успешности оперирования словесным материалом, способности работать с текстами, понимать смысл высказываний и формулировать собственные мысли. Таким образом, вербальный интеллект теснее всего связан с речью человека. Числовой интеллект проявляется в успешности оперирования числовым материалом, способности к работе с таблицами, вычислениям и точным количественным расчетам. Пространственный интеллект определяет успешность владения наглядно-образным материалом, проявляется в способности к пространственным представлениям и работе с графиками.

Влияние интеллекта на успешность профессиональной деятельности неоднозначно и зависит от ряда специальных, способностей. Иными словами, чтобы человек успешно овладел какой-либо профессией, часто бывает недостаточно только интеллектуальных способностей. Иногда в зависимости от специальности требуются еще и другие способности: технические, математические, художественные, музыкальные, организационные, педагогические, творческие, спортивные и т.д., каждая из которых может включать кроме интеллектуальных еще и другие компоненты: сенсорные, моторные, мнемические, коммуникативные. Например, сенсорными компонентами художественных способностей является уровень развития кожно-мышечной чувствительности, глазомер, способность к цветоразличению, моторным компонентом является координация движений и ловкость рук, мнемическим компонентом является зрительная память, эмоциональным компонентом - художественный вкус.

В любом случае интеллект необходим для овладения профессией и успешности выполнения профессиональной деятельности. Но удельный вес общих умственных способностей в профессиональной деятельности меньше, чем в обучении. Для освоения и начальных этапов деятельности в большинстве профессий определенный уровень развития интеллектуальных способностей необходим и достаточен. Но для высших достижений в области некоторых профессий необходимы еще и специальные способности.

Факторы развития интеллекта.

Интеллект не является психологической константой, а представляет собой функцию. Уровень интеллекта нестабилен, корреляция уровня интеллекта при повторном измерении зависит от интервала времени между тестированием и от возраста испытуемого. Уровень умственного развития определяется большим количеством факторов: наследственными особенностями, состоянием здоровья, функциональными возможностями центральной нервной системы, полом и возрастом человека, содержанием и уровнем образования, экономическими и культурными условиями, образом жизни и характером деятельности человека, мотивами интеллектуальной деятельности, особенностями личности, функциональным состоянием человека. Поэтому, результаты тестирования интеллекта лишь описывают его характеристики, но не объясняют их причин.

Наследственные особенности.

Наследуемость интеллекта подтверждается двумя группами фактов. Во-первых, сравнение интеллекта у однояйцевых и разнояйцевых близнецов показывает более высокое внутрипарное сходство показателей интеллекта у однояйцевых близнецов. Во-вторых, интеллектуальный уровень усыновленных детей в большей степени коррелирует с показателями интеллекта биологических, чем социальных родителей. Таким образом, чем больше генетическое сходство, тем меньше различие по интеллекту. Генетические факторы определяют пределы изменчивости интеллекта, задавая потенциалы умственного развития. Однако, то, насколько человек приблизится к своим предельным возможностям, реализует ли он в полной мере свой умственный потенциал, зависит от других факторов.

Состояние здоровья.

Различные соматические и нервно-психические заболевания ограничивая физическую и умственную работоспособность человека, определяют качество интеллектуальной деятельности и возможный уровень интеллектуального развития. Различные хромосомные, гормональные и иммунные аномалии могут приводить не только к нарушению обмена веществ, морфологическим и физиологическим отклонениям, неравномерности темпов созревания организма, но и к снижению выносливости человека к умственным нагрузкам, ухудшению динамических характеристик мыслительной деятельности. Разные инфекции, интоксикации, травмы, опухоли, нарушения кровообращения, особенно, касающиеся центральной нервной системы, редко оставляют без последствий качество интеллектуальной деятельности и могут затормозить дальнейшее развитие интеллекта или даже привести к снижению интеллектуального уровня. Что же касается психических заболеваний, то такие из них как эпилепсия, шизофрения, олигофрения, различные виды деменции напрямую проявляются не только в энергетических характеристиках и динамике интеллектуальной деятельности, но и в ее структуре и содержании.

Пол

Существуют межполовые различия в характере интеллектуальной деятельности. Они касаются не столько общего уровня интеллектуального развития, сколько типа интеллекта. Так, взрослые мужчины характеризуются в среднем более высокими показателями способностей к пространственной и временной ориентации, пониманию механических отношений и математическим рассуждениям. Женщины же часто превосходят мужчин в скорости восприятия, ловкости рук, счете, беглости речи, запоминании различного материала. Таким образом, мужчины имеют некоторое преимущество в эвристических видах интеллектуальной деятельности, требующих творчества, продуктивных способностей, производства новых неизвестных ранее средств. Женщины же более склонны осуществлять деятельность по алгоритму, требующую репродуктивных способностей, воспроизведения уже имеющихся способов решения. Кроме того, известно, что девочки, как правило, характеризуются более ранними сроками не только физического, но и умственного созревания, по сравнению с мальчиками. Девочки раньше развиваются и раньше достигают предельного уровня развития своих интеллектуальных возможностей. Эта дифференциация соответствует биологической дифференциации мужчин и женщин как преимущественных носителей соответственно функций изменчивости и наследственности среди человеческой популяции.

Возраст.

Интеллект в значительной мере является функцией возраста. Уровень интеллекта непостоянен. Тестирование интеллекта в различные периоды жизни человека дает разные показатели. При этом, в детстве наблюдается большая скорость изменения интеллекта. С возрастом темпы изменения замедляются. При нормальном психическом развитии основные интеллектуальные функции, такие как память, внимание, абстрактное мышление, достигают зрелости к 13-14 годам, после чего развитие интеллекта происходит за счет накопления знаний и формирования навыков умственной деятельности. До 35-40 лет различные показатели интеллекта медленно повышаются, после чего некоторые из них, прежде всего, невербальные, могут снижаться, а некоторые, преимущественно, вербальные, могут оставаться на прежнем уровне или даже незначительно повышаться.

Содержание и уровень образования.

Поскольку, интеллект в большой мере зависит от накопленных знаний и навыков умственной деятельности, уровень интеллекта является функцией образования. Интеллект человека формируется главным образом в процессы образования и обучения. У здорового человека образование является самым мощным фактором развития интеллекта. При прочих равных условиях, чем выше уровень образования, тем выше уровень интеллекта. Содержание образования влияет в основном не на общий уровень, а на вид интеллекта. Советское образование, и гуманитарное, и техническое, более ориентировано на развитие вербального интеллекта и памяти, а европейское и американское образование в большей мере направлено на числовой и пространственный интеллект и внимание. Если человек продолжает образование и самообразование в течение жизни, то спада уровня интеллекта с возрастом может не наступить вообще. Образование способствует упражнению познавательных функций подобно физическим упражнениям.

Особенности личности.

Некоторые черты личности могут облегчать или затруднять интеллектуальную деятельность и развитие. Препятствуют успешной интеллектуальной деятельности такие черты как повышенная ригидность, тревожность, агрессивность, лабильность, импульсивность. Например, импульсивность - склонность к совершению действий без предварительного обдумывания и планирования - приводит к тому, что человек совершает много ошибок и даже не замечает их, не контролирует и не корректирует результаты своей интеллектуальной деятельности. Лабильность - непостоянство, быстрая смена настроения и чрезмерная зависимость деятельности от эмоционального состояния - может приводить к снижению концентрации внимания, повышенной отвлекаемости и быстрой потере интересов. Ряд других черт, таких как ответственность, общительность, склонность к лидерству, дружелюбие, скромность - не влияет на развитие интеллекта и успешность умственной деятельности.

Общая характеристика

Тест структуры интеллекта создан западногерманским психологом Рудольфом Амтхауэром в 1953 году. Он предназначен для исследования уровня и структуры интеллекта у лиц в возрасте от 13 до 65 лет в целях профессиональной ориентации и профотбора. Оригинальный немецкий тест имеет 3 параллельных формы, эквивалентных по степени сложности, что давало возможность повторного тестирования.

Первый вариант перевода на русский язык и адаптации одной формы IST был выполнен в 1970 году Тартусском государственном университете под руководством эстонских психологов Коэметса и Лийметса. Этот вариант стал наиболее распространенным в России и русскоязычных странах. В дальнейшем на основе незначительной модификации этого варианта была разработана методика исследования особенностей мышления (МИОМ), вошедшая в базовую батарею тестов для профотбора в вооруженных силах. Особенностью модификации была замена открытых вариантов ответов в 4, 5 и 6 субтесте на выбор одного из нескольких предложенных вариантов ответов.

Вторая русскоязычная версия IST была выполнена в Братиславе в Словацком национальном предприятии «Психодиагностика» под руководством Владимира Черны, включала в себя две параллельных формы, была подарена руководителю лаборатории психодиагностики Института общей и педагогической психологии Гуревичу и через него получила распространение среди советских и российских психологов. Отличительной особенностью этого варианта является конструкция 4 субтеста. Если в каждом задании 4 субтеста предыдущей версии IST испытуемый должен был вписать слово или словосочетание, характеризующее общий смысл двух предъявленных слов, то в данной версии испытуемому необходимо отметить номера двух из шести слов, характеризующихся общим смыслом. Вариант IST, разработанный Людмилой Аполлоновной Ясюковой и выпускаемый фирмой «ИМАТОН» представляет собой небольшую модификацию именно этой версии методики.

Третий русский вариант IST был разработан сотрудниками Ярославского государственного университета. Этот вариант включал в себя одну форму. Не смотря на то, что он производится и продается ярославскими специалистами, он является наименее распространенным и относительно малоизвестным среди отечественных психологов.

Все три варианта IST являются достаточно качественными и пригодными для использования, но вследствие того, что каждый из них использует свой собственный набор заданий и отличающиеся друг от друга нормативы, результаты, полученные с помощью этих вариантов несопоставимы между собой. Поэтому при публикации материалов следует обязательно указывать, какой вариант IST был использован.

В данном методическом руководстве описывается вариант IST, адаптированный в Тарту. Материал теста представляет собой брошюру с заданиями и бланк для ответов. Тест состоит из 176 заданий, объединенных в 9 субтестов по 20 заданий в каждом, за исключением 4 субтеста, в котором имеется 16 заданий. Перед каждым субтестом испытуемому предлагается ознакомиться с инструкцией и примерами выполнения заданий. В заданиях субтестов 1-3 и 7-9 испытуемый должен выбрать один из 5 предлагаемых вариантов ответов и отметить его в бланке для ответов. В субтестах 4-6 испытуемый должен вписывать ответы в бланк. Для выполнения каждого субтеста отводиться строго определенное время от 6 до 10 минут (Таблица 1). Тестирование может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме и занимает примерно 90 минут.

Процедура проведения

Перед началом тестирования психолог вслух читает инструкцию по проведению теста, приведенную на первой странице тестовой тетради, и отвечает на вопросы испытуемых. Перед каждым субтестом таким же образом зачитывается описание заданий, и испытуемые выполняют образцы решений. Затем психолог включает секундомер, и испытуемые, молча, самостоятельно выполняют все задания субтеста, не возвращаясь к предыдущему субтесту и не забегая вперед до истечения времени.

 

Таблица 1. Время выполнений субтестов IST

№ субтеста
Время (мин)

 

И.Л.Соломин

Психологическая диагностика интеллекта и тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.220.21 (0.011 с.)