Экономические и культурные условия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические и культурные условия.



Чем выше уровень материального благосостояния, тем больше у человека возможностей удовлетворять познавательные потребности. У богатых родителей и ребенка больше игрушек, книг, теле- и видеотехники, компьютеров, поездок, встреч, меньше времени тратится на удовлетворение других потребностей, больше возможностей для получения хорошего образования.

Образ жизни и характер деятельности.

Образ жизни человека характеризуется значением двух наиболее существенных переменных: соотношением производства и потребления и соотношением материального и духовного. Уровень интеллекта зависит прежде всего не от того, сколько человек потребляет (читает, смотрит, слушает, ест), а от того, сколько он производит. Максимальная активность деятельности способствует развитию интеллекта в наибольшей степени. Что производится, материальное или духовное, влияет на развитие интеллекта в меньшей степени, хотя духовное производство несколько более эффективно в развитии интеллекта, чем материальное.

Мотивы интеллектуальной деятельности.

Имеет значение содержание и сила мотивов. По содержанию наиболее эффективны познавательные потребности - любознательность и любопытство. В меньшей степени эффективны материальные и социальные потребности. При этом развитие интеллекта стимулируется, но выступает как средство для достижения других целей, а не как самостоятельная цель деятельности. Зависимость продуктивности интеллектуальной деятельности от силы мотивов имеет криволинейный характер и подчиняется закону Йеркса-Додсона.

 

       
 
 
   
Сила мотива

 


Согласно закону Йеркса-Додсона, любая деятельность характеризуется определенным оптимумом необходимой для ее осуществления силы мотива. До достижения этого оптимума повышение силы мотива приводит к повышению эффективности деятельности, после достижения этого оптимума дальнейшее усиление мотивации ухудшает деятельность. Таким образом, для максимальной успешности интеллектуальной деятельности мотив не должен быть слишком слабым или слишком сильным. Причем, чем сложнее деятельность, чем сложнее интеллектуальная задача, которую человек должен решить, тем меньше должна быть сила мотива. Почему? Чрезмерная мотивация настолько повышает состояние эмоционального напряжения, что выполнение сложных видов деятельности блокируется. Сильные мотивы необходимы только для очень простых видов деятельности.

Особенности личности.

Некоторые черты личности могут облегчать или затруднять интеллектуальную деятельность и развитие. Препятствуют успешной интеллектуальной деятельности такие черты как повышенная ригидность, тревожность, агрессивность, лабильность, импульсивность. Например, импульсивность - склонность к совершению действий без предварительного обдумывания и планирования - приводит к тому, что человек совершает много ошибок и даже не замечает их, не контролирует и не корректирует результаты своей интеллектуальной деятельности. Лабильность - непостоянство, быстрая смена настроения и чрезмерная зависимость деятельности от эмоционального состояния - может приводить к снижению концентрации внимания, повышенной отвлекаемости и быстрой потере интересов. Ряд других черт, таких как ответственность, общительность, склонность к лидерству, дружелюбие, скромность - не влияет на развитие интеллекта и успешность умственной деятельности.

Функциональное состояние человека.

Функциональное состояние человека определяет текущий уровень его работоспособности. Сильный, здоровый, бодрый человек с хорошим настроением может в большей степени реализовать свой интеллектуальный потенциал, в то время как состояние утомления, слабости, раздражительности, подавленности препятствует интеллектуальному развитию.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра (IST)

Общая характеристика

Тест структуры интеллекта создан западногерманским психологом Рудольфом Амтхауэром в 1953 году. Он предназначен для исследования уровня и структуры интеллекта у лиц в возрасте от 13 до 65 лет в целях профессиональной ориентации и профотбора. Оригинальный немецкий тест имеет 3 параллельных формы, эквивалентных по степени сложности, что давало возможность повторного тестирования.

Первый вариант перевода на русский язык и адаптации одной формы IST был выполнен в 1970 году Тартусском государственном университете под руководством эстонских психологов Коэметса и Лийметса. Этот вариант стал наиболее распространенным в России и русскоязычных странах. В дальнейшем на основе незначительной модификации этого варианта была разработана методика исследования особенностей мышления (МИОМ), вошедшая в базовую батарею тестов для профотбора в вооруженных силах. Особенностью модификации была замена открытых вариантов ответов в 4, 5 и 6 субтесте на выбор одного из нескольких предложенных вариантов ответов.

Вторая русскоязычная версия IST была выполнена в Братиславе в Словацком национальном предприятии «Психодиагностика» под руководством Владимира Черны, включала в себя две параллельных формы, была подарена руководителю лаборатории психодиагностики Института общей и педагогической психологии Гуревичу и через него получила распространение среди советских и российских психологов. Отличительной особенностью этого варианта является конструкция 4 субтеста. Если в каждом задании 4 субтеста предыдущей версии IST испытуемый должен был вписать слово или словосочетание, характеризующее общий смысл двух предъявленных слов, то в данной версии испытуемому необходимо отметить номера двух из шести слов, характеризующихся общим смыслом. Вариант IST, разработанный Людмилой Аполлоновной Ясюковой и выпускаемый фирмой «ИМАТОН» представляет собой небольшую модификацию именно этой версии методики.

Третий русский вариант IST был разработан сотрудниками Ярославского государственного университета. Этот вариант включал в себя одну форму. Не смотря на то, что он производится и продается ярославскими специалистами, он является наименее распространенным и относительно малоизвестным среди отечественных психологов.

Все три варианта IST являются достаточно качественными и пригодными для использования, но вследствие того, что каждый из них использует свой собственный набор заданий и отличающиеся друг от друга нормативы, результаты, полученные с помощью этих вариантов несопоставимы между собой. Поэтому при публикации материалов следует обязательно указывать, какой вариант IST был использован.

В данном методическом руководстве описывается вариант IST, адаптированный в Тарту. Материал теста представляет собой брошюру с заданиями и бланк для ответов. Тест состоит из 176 заданий, объединенных в 9 субтестов по 20 заданий в каждом, за исключением 4 субтеста, в котором имеется 16 заданий. Перед каждым субтестом испытуемому предлагается ознакомиться с инструкцией и примерами выполнения заданий. В заданиях субтестов 1-3 и 7-9 испытуемый должен выбрать один из 5 предлагаемых вариантов ответов и отметить его в бланке для ответов. В субтестах 4-6 испытуемый должен вписывать ответы в бланк. Для выполнения каждого субтеста отводиться строго определенное время от 6 до 10 минут (Таблица 1). Тестирование может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме и занимает примерно 90 минут.

Процедура проведения

Перед началом тестирования психолог вслух читает инструкцию по проведению теста, приведенную на первой странице тестовой тетради, и отвечает на вопросы испытуемых. Перед каждым субтестом таким же образом зачитывается описание заданий, и испытуемые выполняют образцы решений. Затем психолог включает секундомер, и испытуемые, молча, самостоятельно выполняют все задания субтеста, не возвращаясь к предыдущему субтесту и не забегая вперед до истечения времени.

 

Таблица 1. Время выполнений субтестов IST

№ субтеста                  
Время (мин)                  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.005 с.)