Теоретические основы изучения интеллекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы изучения интеллекта



Структура интеллекта.

Интеллект является синонимом таких понятий как ум, умственные способности, способности к познавательной деятельности. Интеллект представляет собой интегральную познавательную функцию. Он проявляется в способности к абстрагированию, логическому рассуждению, пространственному воображению, концентрации внимания, оперативному запоминанию, усвоению и использованию знаний. Как правило, чем лучше человек выполняет любое из этих действий, тем лучше развиты и все остальные, что позволяет говорить об интеллекте как о единой функции. Интеллект определяет в конечном счете успешность познавательной деятельности, обучения и адаптации.

Интеллект состоит из нескольких компонент. Факторный анализ выявляет такие стороны интеллекта как общий интеллект, вербальный, числовой и пространственный интеллект. Общий интеллект - это способность к познавательной деятельности, независимо от ее содержания. Уровень общего интеллекта определяет успешность любой познавательной деятельности. Он зависит от степени развития частных видов интеллекта. Вербальный интеллект проявляется в успешности оперирования словесным материалом, способности работать с текстами, понимать смысл высказываний и формулировать собственные мысли. Таким образом, вербальный интеллект теснее всего связан с речью человека. Числовой интеллект проявляется в успешности оперирования числовым материалом, способности к работе с таблицами, вычислениям и точным количественным расчетам. Пространственный интеллект определяет успешность владения наглядно-образным материалом, проявляется в способности к пространственным представлениям и работе с графиками.

Влияние интеллекта на успешность профессиональной деятельности неоднозначно и зависит от ряда специальных, способностей. Иными словами, чтобы человек успешно овладел какой-либо профессией, часто бывает недостаточно только интеллектуальных способностей. Иногда в зависимости от специальности требуются еще и другие способности: технические, математические, художественные, музыкальные, организационные, педагогические, творческие, спортивные и т.д., каждая из которых может включать кроме интеллектуальных еще и другие компоненты: сенсорные, моторные, мнемические, коммуникативные. Например, сенсорными компонентами художественных способностей является уровень развития кожно-мышечной чувствительности, глазомер, способность к цветоразличению, моторным компонентом является координация движений и ловкость рук, мнемическим компонентом является зрительная память, эмоциональным компонентом - художественный вкус.

В любом случае интеллект необходим для овладения профессией и успешности выполнения профессиональной деятельности. Но удельный вес общих умственных способностей в профессиональной деятельности меньше, чем в обучении. Для освоения и начальных этапов деятельности в большинстве профессий определенный уровень развития интеллектуальных способностей необходим и достаточен. Но для высших достижений в области некоторых профессий необходимы еще и специальные способности.

Факторы развития интеллекта.

Интеллект не является психологической константой, а представляет собой функцию. Уровень интеллекта нестабилен, корреляция уровня интеллекта при повторном измерении зависит от интервала времени между тестированием и от возраста испытуемого. Уровень умственного развития определяется большим количеством факторов: наследственными особенностями, состоянием здоровья, функциональными возможностями центральной нервной системы, полом и возрастом человека, содержанием и уровнем образования, экономическими и культурными условиями, образом жизни и характером деятельности человека, мотивами интеллектуальной деятельности, особенностями личности, функциональным состоянием человека. Поэтому, результаты тестирования интеллекта лишь описывают его характеристики, но не объясняют их причин.

Наследственные особенности.

Наследуемость интеллекта подтверждается двумя группами фактов. Во-первых, сравнение интеллекта у однояйцевых и разнояйцевых близнецов показывает более высокое внутрипарное сходство показателей интеллекта у однояйцевых близнецов. Во-вторых, интеллектуальный уровень усыновленных детей в большей степени коррелирует с показателями интеллекта биологических, чем социальных родителей. Таким образом, чем больше генетическое сходство, тем меньше различие по интеллекту. Генетические факторы определяют пределы изменчивости интеллекта, задавая потенциалы умственного развития. Однако, то, насколько человек приблизится к своим предельным возможностям, реализует ли он в полной мере свой умственный потенциал, зависит от других факторов.

Состояние здоровья.

Различные соматические и нервно-психические заболевания ограничивая физическую и умственную работоспособность человека, определяют качество интеллектуальной деятельности и возможный уровень интеллектуального развития. Различные хромосомные, гормональные и иммунные аномалии могут приводить не только к нарушению обмена веществ, морфологическим и физиологическим отклонениям, неравномерности темпов созревания организма, но и к снижению выносливости человека к умственным нагрузкам, ухудшению динамических характеристик мыслительной деятельности. Разные инфекции, интоксикации, травмы, опухоли, нарушения кровообращения, особенно, касающиеся центральной нервной системы, редко оставляют без последствий качество интеллектуальной деятельности и могут затормозить дальнейшее развитие интеллекта или даже привести к снижению интеллектуального уровня. Что же касается психических заболеваний, то такие из них как эпилепсия, шизофрения, олигофрения, различные виды деменции напрямую проявляются не только в энергетических характеристиках и динамике интеллектуальной деятельности, но и в ее структуре и содержании.

Функциональные возможности центральной нервной системы (ЦНС)

От организации и функционирования ЦНС зависят практически все показатели интеллектуальной деятельности. Блок регуляции тонуса и бодрствования, охватывающий стволовые структуры мозга, и прежде всего, ретикулярную формацию, обеспечивает регуляцию энергетического уровня познавательной деятельности, проявляясь в умственной работоспособности и внимании. Блок приема информации, включающий затылочно-теменные, височные и центральные отделы больших полушарий головного мозга, обеспечивает зрительное, слуховое и тактильно-кинестетическое восприятие, анализ информации и ассоциативную деятельность. Блок управления движениями, включающий лобные доли больших полушарий, обеспечивает программирование и контроль исполнительных компонент интеллектуальной деятельности и ее произвольность.

Доминирующее полушарие (у правшей чаще левое) дает возможность осуществлять речевую деятельность, слушание и говорение, чтение и письмо, счет, отвечает за абстрактно-логическое мышление, дискретную, последовательную и аналитическую переработку информации, использование знаков. Подчиненное полушарие (правое у правшей) позволяет оперировать пространственными образами, воспринимать информацию целостно, параллельно и синтетически, обеспечивает воображение.

Любой вид интеллектуальной деятельности требует участия и согласованного функционирования всех отделов ЦНС. Нарушение работы соответствующих отделов приводит к таким

грубым расстройствам интеллектуальной деятельности, как амнезии, агнозии, апраксии, афазии. Относительное преобладание какого-либо из отделов может определять стиль мышления, тип интеллекта: вербальный или невербальный.

Пол

Существуют межполовые различия в характере интеллектуальной деятельности. Они касаются не столько общего уровня интеллектуального развития, сколько типа интеллекта. Так, взрослые мужчины характеризуются в среднем более высокими показателями способностей к пространственной и временной ориентации, пониманию механических отношений и математическим рассуждениям. Женщины же часто превосходят мужчин в скорости восприятия, ловкости рук, счете, беглости речи, запоминании различного материала. Таким образом, мужчины имеют некоторое преимущество в эвристических видах интеллектуальной деятельности, требующих творчества, продуктивных способностей, производства новых неизвестных ранее средств. Женщины же более склонны осуществлять деятельность по алгоритму, требующую репродуктивных способностей, воспроизведения уже имеющихся способов решения. Кроме того, известно, что девочки, как правило, характеризуются более ранними сроками не только физического, но и умственного созревания, по сравнению с мальчиками. Девочки раньше развиваются и раньше достигают предельного уровня развития своих интеллектуальных возможностей. Эта дифференциация соответствует биологической дифференциации мужчин и женщин как преимущественных носителей соответственно функций изменчивости и наследственности среди человеческой популяции.

Возраст.

Интеллект в значительной мере является функцией возраста. Уровень интеллекта непостоянен. Тестирование интеллекта в различные периоды жизни человека дает разные показатели. При этом, в детстве наблюдается большая скорость изменения интеллекта. С возрастом темпы изменения замедляются. При нормальном психическом развитии основные интеллектуальные функции, такие как память, внимание, абстрактное мышление, достигают зрелости к 13-14 годам, после чего развитие интеллекта происходит за счет накопления знаний и формирования навыков умственной деятельности. До 35-40 лет различные показатели интеллекта медленно повышаются, после чего некоторые из них, прежде всего, невербальные, могут снижаться, а некоторые, преимущественно, вербальные, могут оставаться на прежнем уровне или даже незначительно повышаться.

Содержание и уровень образования.

Поскольку, интеллект в большой мере зависит от накопленных знаний и навыков умственной деятельности, уровень интеллекта является функцией образования. Интеллект человека формируется главным образом в процессы образования и обучения. У здорового человека образование является самым мощным фактором развития интеллекта. При прочих равных условиях, чем выше уровень образования, тем выше уровень интеллекта. Содержание образования влияет в основном не на общий уровень, а на вид интеллекта. Советское образование, и гуманитарное, и техническое, более ориентировано на развитие вербального интеллекта и памяти, а европейское и американское образование в большей мере направлено на числовой и пространственный интеллект и внимание. Если человек продолжает образование и самообразование в течение жизни, то спада уровня интеллекта с возрастом может не наступить вообще. Образование способствует упражнению познавательных функций подобно физическим упражнениям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.059 с.)