Россия накануне нового времени (XVI - XVII вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия накануне нового времени (XVI - XVII вв. )



1.XVI век - «столетие выбора»:

а) реевропеизация Московской Руси в первой половине XVI в.;

б) опричная политика Ивана IV и ее последствия.

2. «Смутное время» в России: причины, сущность, этапы, итоги. 3.Стабилизация в России при первых Романовых:

а) экономическое развитие; формирование всероссийского рынка;

б) социально-политическое развитие; предпосылки складывания российского абсолютизма.

Термины

Парламентаризм, самодержавная монархия, сословно-представительная монархия, легитимность, Реформация, церковный раскол, раскольники, старообрядцы, уния, капитализм, мануфактура.

Доклады

Быт и культура Московской Руси XVII в.

Чз - История России с древнейших времен до 1861 г. /Под ред. Н.И.

Павленко. - М.: Высшая школа, 2001. - С. 235-246.

Хф - Родная старина /Сост. В.Д. Сиповский. - М.: Современник, 1993. -С.

356-441.

Церковный раскол: сущность, причины, итоги и последствия.

Чз - Бушуев С.В. История государства Российского. XVII - XVIII вв. -М.: «Книжная палата», 1994. - С. 152-229.

Хф - Крывелев И.А. История религий. Т.2. - М.: «Мысль», 1976. - С. 32-42.

Литература основная

Чз, Аб - Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М.: НОРМА, 2005.

Чз, Аб - История России /Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - М.: Высшая школа, 2005.

Чз, Аб - История России /Под ред. А.А. Радугина. - М.: Библионика, 2004.

Чз – Россия в мировой истории /Под ред. В.С. Порохни. – М. Логос, 2003.

Литература дополнительная

Чз, Аб - Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006.

Чз - История России с древнейших времен до 1861 г. /Под ред. Н.И. Павленко. - М.: Высшая школа, 2001.

Чз - Борисов Н.С., Левандовский А.Г., Щетинов Ю.А. Ключ к истории Отечества. - М.: МГУ, 1995.

Хф - Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. - М.: Просвещение, 1989.

Хф - Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Кн.1. -М.: «Книжная палата», 1991.

Чзп - Галкин Е.Б. Некоторые историко-социальные черты российской монархии //Социологические исследования. 1998. №5. - С. 14-23.

Чз - История России: С древнейших времен до конца XVII века /Отв. ред.

А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. - М.: Издательство «ACT», 1996.

Чз - История России с древнейших времен до наших дней /А.С. Орлов и др. - М.: Проспект, 2000.

Чзп - Морозова Л.Е. Василий Иванович Шуйский //Вопросы истории. 2000. №10.-С. 72-96.

Методические указания

Цель занятия - раскрыть суть цивилизационного выбора, сделанного Россией в XVI веке, проанализировать последствия этого выбора.

1.По первому вопросу необходимо показать, как после освобождения от ордынской зависимости ускоряется социально - экономическое развитие Московской Руси, появляется орган сословного представительства Земский собор, проводится ряд важнейших административных, социальных и правовых реформ, укрепляющих русское государство и его позиции на европейской политической арене. Крутой поворот «на Германы», осуществленный Иваном IV, его опричная политика отбрасывают страну назад от уже завоеванных позиций, в очередной раз приводят к деевропеизации Руси и, в известной степени, служат предпосылкой периода, названного историками «смутное время». Проанализируйте причины выбора восточного пути развития, сущность опричнины и ее последствия.

2. По второму вопросу следует подчеркнуть, что несмотря на переплетение различных по характеру явлений, главное содержание «Смутного времени» нарушение внутреннего равновесия русского общества из-за утраты одной из важнейших частей его конструкции -легитимной монархии. Попытки различных лиц и поддерживавших их социальных групп восстановить утраченную стабильность долгое время были неудачными, так как возникавшие сочетания общественных сил не приносили желаемого результата.

Утраченный с кончиной царя Федора Иоанновича баланс сил в русском обществе был восстановлен после избрания Земским Собором в 1613 году на царство 16-летнего Михаила Романова. Бояре Романовы сумели подняться до осознания общенациональных задач, важнейшей из которых было преодоление анархии.

Отвечая на вопрос «Смутное время»: причины, сущность, этапы, итоги», выясните определение термина «Смута», хронологические рамки этого периода, проанализируйте причины и сущность, кратко охарактеризуйте основные этапы, выделите причины победы Михаила Романова на Земском Соборе 1613 г., рассмотрите итоги.

3.Основные направления деятельности правительств первых Романовых следует проанализировать, раскрывая третий вопрос. Вам

необходимо, пользуясь предложенным планом, описать время правления Михаила, Алексея, Федора, Софьи Романовых. Раскрывая экономическое развитие России, обратите внимание на развитие мелкого товарного производства, на процесс возникновения мануфактур и его отличия от западноевропейского, на рост городов и торговли, на специализацию районов и формирование всероссийского рынка, т.е. на становление капиталистических отношений в России. Анализируя социально-политическое развитие, перечислите мероприятия, способствовавшие усилению власти монарха, осветите предпосылки складывания российского абсолютизма.

 

Семинар №5

Россия в XVIII веке - шаг навстречу европейской цивилизации.

1.Реформы в России в первой четверти XVIII в.: предпосылки, итоги, значение.

2. Россия после Петра I: основные тенденции развития.

3. «Просвещенный абсолютизм» в России. Век Екатерины.

Термины

Гуманизм, рационализм, Просвещение, просвещенный абсолютизм, социальная революция, промышленный переворот, традиционализм, модернизация.

Доклады

Эпоха дворцовых переворотов.

Хф - Платонов С.Ф. Учебник русской истории. - М: ЗВЕНО, 1994.

XVIII век в истории Европы: Просвещение и политика «просвещенного абсолютизма».

Чз, Аб - Всемирная история /Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 2000. - С. 264-268.

Чз, А6 - История России /Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1998,

Литература основная

Чз, Аб - Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М.: НОРМА, 2005.

Чз, Аб - История России /Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - М.:

Высшая школа, 2005.

Чз, Аб - История России /Под ред. А.А. Радугина. - М.: Библионика, 2004.

Чз – Россия в мировой истории /Под ред. В.С. Порохни. – М. Логос, 2003.

Литература дополнительная

Чз, Аб - Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006.

Чз - Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. - Брянск: Курсив, 1998.

Чз - Бушуев С.В. История государства Российского. XVI1-XVIII вв. -М.:

«Книжная палата», 1994.

Чзп - Виноградов В.Н. Дипломатия Екатерины Великой //Новая и новейшая история. 2002. №4,6.

Чз - История России с древнейших времен до наших дней /А.С. Орлов и др. - М.: Проспект, 2000.

Чзп Плотников А.Б. Ограничение самодержавия в России с 1730 г.: идеи и формы //Вопросы истории. 2001. №1. - С. 60-69.

Чзп - Седов С.А. Попытка государственного переворота 1730 г. в России

//Вопросы истории. 1998. №7. - С. 47-61.

Хф - Эйдельман Н. «Революция сверху» в России. - М.: Книга, 1989.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. - С. 263-300 (гл. XI.

Европейничанье - болезнь русской жизни).

Чзп – Запесоцкий Ю.А. Петровские реформы как культурная доминанта (перечитывая Д.С. Лихачева) //Новая и новейшая история. 2007. № 4. С. 67-74.

 

 

Методические указания

Цель занятия – проанализировать основные тенденции развития России в XVIII веке, сравнить их с основными тенденциями развития западноевропейских государств.

1. По первому вопросу необходимо охарактеризовать предпосылки,
цели, итоги, цену и консервативный характер преобразований Петра I, который попытался «европеизировать» Россию при помощи проводимых «сверху» реформ. Несмотря на масштабы и впечатляющие результаты реформ Петра I, ему не удалось переломить основополагающие социально-экономические и социально-политические тенденции развития России, которые оставались антиевропейскими.

2. Вплоть до конца XVIII в. (включая период «просвещенного
абсолютизма» Екатерины II) доминирующими тенденциями развития России оставались усиление самовластия, ужесточение крепостнических порядков, усиление позиций дворянства. Эти тенденции необходимо проиллюстрировать, раскрывая второй вопрос.

З.По третьему вопросу следует акцентировать такую проблему, как роль гуманитарного знания в формировании человека нового времени - в утверждении его достоинства, в высвобождении его от духовной деспотии церкви, в раскрепощении его социальной инициативы и предприимчивости. Именно этот новый тип личности становился активным участником важнейших событий и процессов XVIII века - социальных революций (во Франции, Новом Свете), промышленного переворота. Охарактеризовав основные идеи просветительского движения (естественные права человека, общественный договор, разделение ветвей власти, равенство перед законом, критика церкви, просветительство и др.), следует также раскрыть сущность политики «просвещенного абсолютизма» на примере деятельности Екатерины II.

 

Семинар №6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.01 с.)