Тема 5. Социальные группы и общности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Социальные группы и общности



 

Понятие социальных групп, общностей, организаций, институтов. Их виды и типология. Лидерство в группе. Группообразующие процессы в современном обществе. Новые тенденции и формы национально-этнического, социально-территориального структурирования общества. Существенные признаки организации. Дифференциация и специализация социальных институтов в современном российском обществе.

 

План семинара:

1. Социальная группа: понятие и виды.

2. Социальные общности: понятие, черты, виды.

3. Социальные организации: понятие, виды, существенные признаки организации.

4. Социальные институты: типология, функции и дисфункции.

 

Терминологический минимум: социальная группа, социальный институт, социальная общность, социальная организация, функции и дисфункции.

 

Темы докладов:

1. Неформальные организации в обществе.

2. Социальный институт «образование».

3. Практика формирования и функционирования социального государства в Западной Европе и России.

 

Основная литература:

1. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков и [др.] – М.: Гардарики, 2008. – 377 с.

2. Елсуков, А.Н. Социология: Краткий курс. Учеб. пособие для вузов / А.Н. Елсуков. – Минск: ТетраСистема, 2008. – 128 с.

3. Кравченко, А.И. Социология / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 432 с.

4. Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2007. – 344 с.

5. Яременко, С.Н. Социология / С.Н. Яременко, С.Я. Подопригора. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 415 с.

Дополнительная литература:

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер. – М.: Экономика, 2004. – 449 с.

2. Алешин, В.И. Научно-интеллектуальный потенциал в управлении современной организацией / В.И. Алешин // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 6.

3. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 632 с.

4. Елютина, М.Э. Геронтологическая составляющая кадровой работы современного руководителя / М.Э. Елютина, Т.В. Смирнова // СОЦИС. – 2006. – № 3.

5. Калякин, О.А. О совершенствовании управления предприятием / О.А. Калякин // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 6.

6. Комаровский, В.С. Бюрократия и современные проблемы реформирования государственной службы / В.С. Комаровский, О.В. Гаман-Голутвина // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 2.

7. Михайленок, О.М. Российская армия: социальное неравенство и социальная динамика / О.М. Михайленок // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 4.

8. Мосина, Н.В. Подходы к формированию компетентности будущего специалиста / Н.В. Мосина // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 1.

9. Овчаренко, А.Н. Социальное управление в информационном обществе: новые подходы / А.Н. Овчаренко // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 6.

10. Смольников, В.Г. Бюрократия и бюрократизм / В.Г. Смольников // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 3.

 

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Чем отличаются неформальные организации от формальных?

2. Приведите примеры формальных и неформальных социальных организаций.

3. Назовите и объясните стили управления организациями.

4. Назовите отличие нации от народности, приведите примеры.

5. Приведите примеры других общностей (кроме этнических).

6. Назовите самую малую и самую большую социальные группы.

7. Приведите примеры разных социальных групп.

8. Дайте характеристику вашей студенческой группе, исходя из видов социальных групп.

9. Приведите примеры функций нескольких социальных институтов.

10. Приведите примеры дисфункций нескольких социальных институтов.

11. Чем отличается социальный институт от социальной организации?

12. Выделите социальные группы среди населения Удмуртии.

ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Человек как биосоциальная система. Формирование личности. Определение и структура личности. Социальные типы личности. Социальный статус и социальная роль. Социализация, десоциализация и ресоциализация. Ценностные ориентации личности. Общественные и личные интересы. Менталитет россиян.

 

План семинара:

1. Социологические теории личности.

2. Социальная типология личности.

3. Понятие и виды социальных норм, контроля, санкций.

4. Дискуссия на тему: «Возможности адаптации в условиях рыночного и советского обществ».

 

Терминологический минимум: аномия, девиантность, делинквентность, индивид, личность, ролевой конфликт, санкции, социализация, социализация вторичная, первичная, социальный контроль, социальные нормы, социальная роль, социальный статус, человек.

 

Темы докладов:

1. Личности советского периода и личности в условиях рыночных отношений (сравнительный анализ).

2. Причины девиантного поведения.

3. Соотношение генетического и социального начала в процессе становления личности.

 

Основная литература:

1. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков и [др.] – М.: Гардарики, 2008. – 377 с.

2. Козлова, О.Н. Социология / О.Н. Козлова. – М.: Омега-Л, 2006. – 315 с.

3. Левада, Ю.А. Лекции по социологии / Ю.А. Левада. – М.: Вече, 2008. – 368 с.

4. Общая социология / Под ред. А.Г. Эфендиева. – М.: Инфра-М, 2008. – 653 с.

5. Тощенко, Ж.Т. Социология / Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 640 с.

6. Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2007. – 344 с.

 

Дополнительная литература:

1. Бегматов, А.С. О динамике взаимосвязи общества и личности / А.С. Бегматов // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 1.

2. Лелеков, В.А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева / // СОЦИС. – 2007. – № 1.

3. Лелеков, В.А. О предупреждении преступности несовершеннолетних / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева / // СОЦИС. – 2007. – № 12.

4. Мягков, А.Ю. Структура и динамика незавершённых самоубийств / А.Ю. Мягков, Е.Ю. Смирнова // СОЦИС. – 2007. – № 3.

5. Сидоров, А.И. Коррупция: и диагноз, и приговор / А.И. Сидоров // СОЦИС. – 2007. – № 2.

6. Тапилина, В.С. Сколько пьет Россия? Объем, динамика и дифференциация потребления алкоголя / В.С. Тапилина // СОЦИС. – 2007. – № 2.

7. Ханипов, Р.М. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики / Р.М. Ханипов // СОЦИС. – 2007. – № 12.

8. Шипунова, Т.В. Подходы к объяснению преступности: противостояние или взаимодополнение / Т.В. Шипунова // СОЦИС. – 2007. – № 1.

9. Янчуновская, Т.М. Социальная характеристика женской наркопреступности / Т.М. Янчуновская, И.Б. Степанов // СОЦИС. – 2008. – № 2.

10. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Наука, 1995. – 939 с.

 

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Определите свой социальный тип.

2. Отличие вторичной социализации от первичной.

3. Какой вид социализации у Вас в настоящее время?

4. Приведите примеры социальных норм, социального контроля и социальных санкций, социальной девиации.

5. Приведите примеры девиантного, делинквентного и криминального поведения.

 

ТЕМА 7. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Понятие и сущность культуры. Формы существования культуры. Воображение и творчество. Культура как ценностное нормативное образование. Роль ценностей в системе культуры. Понятие ценностных ориентаций личности. Общая система ценностей – условие социальной интеграции. Субкультура. Культура и нормативная регуляция поведения.

 

План семинара:

1. Понятие и сущность культуры. Культура и ее компоненты.

2. Формы существования культуры.

3. Динамика социокультурных изменений.

4. Массовая культура исубкультура.

5. Проблемы российской культуры в условиях рынка.

 

Терминологический минимум: китч; контркультура; культура: духовная, массовая, материальная, народная, обыденная; обычай; ритуал; субкультура; специализированная культура; традиции; физическая культура; художественная; элитарная; язык.

 

Темы докладов:

1. Культура и цивилизация (сравнительный анализ).

2. Этикет как часть культуры.

3. Характеристика некоторых современных субкультур (контркультур) (сравнительный анализ).

Основная литература:

1. Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добреньков. – М.: Инфра-М, 2007. – 624 с.

2. Клементьев, Д. Социология / Д. Клементьев. – М.: ЭКСМО, 2007. – 480 с.

3. Кравченко, А.И. Социология / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 432 с.

4. Тощенко, Ж.Т. Социология / Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 640 с.

5. Яременко, С.Н. Социология / С.Н. Яременко, С.Я. Подопригора. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 415 с.

 

Дополнительная литература:

1. Мальковская, И.А. Эволюция зрелищ в человеческом измерении / И.А. Мальковская // СОЦИС. – 2008. – № 2.

2. Пастухов, В.Б. Затерянный мир. Русское общество и государство в межкультурном пространстве / В.Б. Пастухов // Общественные науки и современность. – 2006. – № 2.

3. Рассадина, Т.А. Трансформации традиционных ценностей россиян в постперестроечный период / Т.А. Рассадина // СОЦИС. – 2006. – № 9.

4. Седов, Л.А. Россия: культурно-генетическая специфика / Л.А. Седов // Общественные науки и современность. – 2007. – № 7.

5. Тихонова, Н.Е. Социокультурная модернизация в России (Опыт эмпирического анализа) / Н.Е. Тихонова // Общественные науки и современность. – 2008. – № 2.

6. Хагуров, Т.А. Постмодернизм в плане массовой культуры / Т.А. Хагуров // СОЦИС. – 2007. – № 9.

 

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Назовите знаково-символический элемент культуры.

2. Приведите примеры статики и динамики в культуре.

3. Назовите виды этикета и их отличия друг от друга.

4. Приведите примеры форм культур.

5. Покажите отличие молодежной субкультуры от других субкультур.

6. Приведите примеры контркультуры.

7. Покажите влияние рыночных отношений на социокультурные процессы.

ТЕМА 8. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

 

Социальная сущность брака и его исторические формы. Особенности семьи как социального института. Типы семейных отношений. Связь семьи с другими социальными институтами. Социальные функции семьи. Структура современной семьи. Роль семьи в социализации личности. Положительные тенденции в развитии семьи. Негативные изменения в семейно-брачных отношениях. Проблемы семьи и брака в современной России.

План семинара:

1. Брак: понятие и исторические формы.

2. Семья: понятие и типы.

3. Функции семьи.

4. Тенденции развития семейно-брачных отношений.

 

Терминологический минимум: брак, брак групповой, моногамный, парный, экзогамный, эндогамный; стереотипы воспитания: детоцентризм, прагматизм, профессионализм; семья, семья нуклеарная, расширенная, неотрадиционная, эгалитарная, рекреационная функция, репродуктивная функция семьи.

Темы докладов:

1. Добрачное поведение (в том числе исторический обзор).

2. Распределение ролей и проблема лидерства в современной семье (в том числе исторический обзор).

3. Неполная семья: понятие, виды, проблемы.

4. Развод: понятие, причины, последствия (в том числе исторический обзор).

 

Основная литература:

1. Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добреньков. – М.: Инфра-М, 2007. – 624 с.

2. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков и [др.] – М.: Гардарики, 2008. – 377 с.

3. Клементьев, Д. Социология / Д. Клементьев. – М.: ЭКСМО, 2007. – 480 с.

4. Кравченко, А.И. Социология / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 432 с.

5. Козлова, О.Н. Социология / О.Н. Козлова. – М.: Омега-Л, 2006. – 315 с.

6. Яременко, С.Н. Социология / С.Н. Яременко, С.Я. Подопригора. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 415 с.

Дополнительная литература:

1. Балабанова, Е.С. Экономическая зависимость женщины: сущность, причины и последствия / Е.С. Балабанова // СОЦИС. – 2006. – № 4.

2. Браун, Дж. Гендерные различия в здоровье / Дж. Браун, Л.В. Панова, Н.Л. Русинова // СОЦИС. – 2007. – № 6.

3. Варламова, С.Н. Брачный договор в России: от прошлого к будущему / С.Н. Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова // СОЦИС. – 2008. – № 1.

4. Варламова, С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян / С.Н. Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова // СОЦИС. – 2006. – № 11.

5. Голод, С.И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи / С.И. Голод // СОЦИС. – 2008. – № 1.

6. Гурко, Т.А. Алименты: фактор качественного и количественного воспроизводства населения / Т.А. Гурко // СОЦИС. – 2008. – № 9.

7. Каримова, З.Х. Жизненные ценности одиноких людей / З.Х. Каримова // СОЦИС. – 2007. – № 6.

8. Лысова, А.В. Физическое насилие над женами в российских семьях / А.В. Лысова // СОЦИС. – 2008. – № 9.

9. Ярская-Смирнова, Е.Р. Домашнее насилие над детьми. Стратегия объяснения и противодействия / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов, Е.П. Антонова // СОЦИС. – 2008. – № 1.

 

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Разграничьте понятия: церковный брак, гражданский брак, пробный брак (сожительство).

2. Объясните стереотипы семейного воспитания: детоцентризм, профессионализм, прагматизм.

3. Приведите примеры стереотипов воспитания и проанализируйте.

4. Почему на первое место среди функций семьи ставится репродуктивная?

5. В чем особая значимость воспитательной функции?

6. Роль рекреационной (охранительной) функции семьи в процессе формирования личности.

7. Как изменились функции семьи в последнее время?

8. Назовите тенденции развития семейно-брачных отношений в современном мире и российском обществе.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Выступления могут быть двух видов: специально подготовленное и спонтанное, к которому специально не готовятся, но в ходе обсуждения появляется желание дополнить или исправить сказанное кем-то. В обоих случаях требования к устному выступлению одни и те же.

Основные требования к устному выступлению коротко можно выразить следующими словами: 1) иметь что сказать; 2) уметь сказать; 3) успеть сказать. Рассмотрим каждое из этих требований.

I. К выступлению нужно готовиться заранее, подбирая соответствующий материал с использованием разных источников. При этом следует выделить основную мысль. Она не должна затеряться во множестве произносимых фраз. Если Вы хотите выступить по большому вопросу, где будет несколько проблем, то лучше всего составить план. Это для того, чтобы Вы от волнения не сбились, не перепутали последовательность изложения материала. Если нарушается последовательность, то выступление может быть бездоказательным, без соблюдения логики и, возможно, не совсем понятным для окружающих. В данном случае теряется восприятие всей проблемы в целом. Такое выступление будет состоять из отдельных фрагментов, мало связанных между собой.

Если Вы выступаете, основываясь на свои записи, то следует соблюдать следующие правила:

1) Конспект не должен быть написан мелким почерком от края до края страницы. В противном случае Вы сами не сможете быстро найти нужный Вам материал.

2) В конспекте должны быть выделены «красные» строки, отделяющие одну мысль от другой, четко выделены цифры, даты. Лучше будет, если Вы воспользуетесь разными цветами авторучки, подчеркивая и обозначая нужные факты специальными знаками. Это необходимо для того, чтобы Вы, опустив взгляд на страницу, сразу нашли нужную вам дату, слово, факт.

3) Слева от текста лучше оставлять поля. Это делается для того, чтобы Вы могли делать на них записи, которые будут дополнять и соответствовать тому материалу, который записан на данной странице. Это дополнение Вы не потеряете, не перепутаете с другими фактами и будете знать, к какому вопросу оно относится. Сделанный вами план или конспект должен работать на Вас, а не против Вас.

II. За небольшой промежуток времени вы должны сказать то, что наметили и должны сделать это так, чтобы все Вас услышали и поняли. Поэтому выступление должно быть кратким, емким, живым. Вы должны говорить громко, четко, правильно делать ударения, знать смысл произносимых слов. Если встречаются трудные для Вас слова, то следует потренироваться заранее, чтобы добиться их правильного произношения.

III. Поскольку на практических занятиях Вы будете выступать не один, то следует подумать о том, чтобы дать возможность высказаться всем желающим. А это возможно только в том случае, если вы хорошо подготовитесь к выступлению с соблюдением всех рекомендаций.

Студенты вуза должны научиться рассказывать так, чтобы их слушали и понимали.

Конспект выступления должен быть обязательно, но это не отменяет устного выступления. Любая попытка к монотонному чтению с листа неминуемо вгоняет всех присутствующих в сон. Поэтому чтение доклада недопустимо. Попытайтесь пересказать текст (ни в коем случае не заучивать!). Основная трудность устного выступления в том, что рассказывающий должен понимать то, о чем он говорит. Если Вы поняли, о чем текст, его логику и смысл, то Вы расскажете даже лучше, чем написано в самом лучшем из конспектов.

Для того чтобы лучше понять текст, необходимо составить примеры основных указанных в нем ситуаций. Это позволит Вам, в дальнейшем, ответить на вопросы, если таковые появятся. Ваш рассказ должен быть логичным и строиться по принципу: тезис – пример – выводы. Ваша память сама подскажет вам недостающие звенья этой цепи, если Вы помните хотя бы одно из них.

Выступая публично, помните, что некоторые люди воспринимают информацию не столько на слух, сколько «с губ» рассказчика, поэтому старайтесь говорить, охватывая взглядом всю аудиторию, глядя в глаза слушателям.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.046 с.)