Доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии



СОЦИОЛОГИЯ

Методические указания для студентов

очной формы обучения

 

Составители:

С.В. Козловский

В.С. Сорокина

С.Н. Уваров

 

 

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

 

УДК 316(078)

ББК 60.5я73-9

С 69

 

Методические указания составлены на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от _______________ 2012 г.

 

Рецензент:

А.А. Сергеев – кандидат философских наук, доцент

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

Под общей редакцией С.Н. Уварова

 

Составители:

С.В. Козловский, В.С. Сорокина, С.Н. Уваров –

Доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

С 69 Социология: методические указания / сост.: С. В. Козловский, В. С. Сорокина, С. Н. Уваров; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 28 с.  

 

В методические указания включены материалы, которые помогут студентам при изучении социологии: план семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, вопросы к зачету.

Адресовано студентам Ижевской ГСХА очной формы обучения всех направлений.

 

 

УДК 316(078)

ББК 60.5я73-9

© Козловский С.В., Сорокина В.С., Уваров С.Н., составление, 2012

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение...……………………………………………………………….. План семинарских занятий …………………………………………….. Тема 1. История развития социологии ………………………………… Тема 2. Социология труда……………………………………….…… Тема 3. Методика и техника социологических исследований ……….. Тема 4. Социальная структура и стратификация ……………………… Тема 5. Социальные группы и общности ……………………………… Тема 6. Социология личности ………………………………………… Тема 7. Социология культуры ………………………………………… Тема 8. Социология семьи …………………………………………….. Требования к устному выступлению……………………………….. Проведение социологического исследования…………………….… Вопросы к зачету..…………………........................................................ Список рекомендуемой литературы ………………………………… Интернет-ресурсы по социологии…………………………………… Приложения…………………………………………………………… Приложение А. Образец оформления титульного листа отчета по социологическому исследованию ………….......................................... Приложение Б. Образец оформления списка литературы …………...   .…4 .…6 .…6 .....8 ...9 ...11 ...13 …15 ...17 ...19 …20 …22 …24 …25 …25 …26   …26 …27  

ВВЕДЕНИЕ

 

Социология анализирует взаимоотношения людей. Фактические данные группируются, классифицируются на основе приемов математической статистики. На их основе социология выявляет закономерности в протекании социальных процессов. В результате получается обобщенно-типическая картина поведения, ценностных ориентаций и мнений людей.

Изучение социологии должно помочь студентам разобраться в сложных явлениях современной общественной жизни и научить применять полученные знания на практике. Обучение основам социологических знаний призвано сформировать у студентов социологическое видение процессов, умение критически смотреть на предрассудки массового сознания и пропагандистские упрощения проблем.

Целью освоения дисциплины «Социология» является формирование у студентов комплексной системы представлений о предмете, структуре и возможностях социологии.

Задачи дисциплины:

- изучить теоретические основы социологической науки;

- показать основные научные социологические направления, подходы и концепции;

- способствовать подготовке широко образованных, ответственных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных и профессиональных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований;

- освоить навыки применения основных методов социологического исследования;

‑ развить социализацию студентов вуза;

- содействовать пониманию социальной значимости своей будущей профессии;

- развитие способностей политического участия, толерантности;

- формирование гражданской позиции, уважения и преданности своему государству.

Исходя из поставленных целей и задач, в настоящее издание включены материалы, необходимые студентам очной формы обучения для успешного изучения социологии. Это возможно лишь на основе освоения трудов классиков и последних достижений социологической науки, отраженных в научных исследованиях и учебных пособиях, представленных в списках рекомендуемой литературы и сайтов.

Проведение занятий по социологии включает в себя следующие формы: аудиторные занятия (лекции и семинары), самостоятельная работа студентов (доклады, рефераты, социологические исследования) и проверка знаний (опрос, тесты, контрольные работы). Итоговой формой проверки знаний является зачет.

Посещение аудиторных занятий и подготовка к ним являются обязательными. Наиболее активно необходимо готовиться к семинарам (практическим занятиям). Каждая тема семинара содержит практические задания, ответы на которые студенты обязаны знать.

Изучение социологии формирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, систематизации, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе различных организационных форм; знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами;

- способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- способность использовать основные положения и методы гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

- способность проводить маркетинговые исследования на сельскохозяйственных рынках;

- способность на научной основе организовать свой труд, оценить с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владение навыками самостоятельной работы;

- способность получать и обрабатывать информацию из различных источников, готовность интерпретировать, структурировать и оформлять ее в доступном для других виде;

- умение проводить аудит человеческих ресурсов и способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию; знание основных этапов эволюции управленческой мысли.

 


ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 2. СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

 

Роль социологии труда на производстве. Современные методики социологического исследования трудовых отношений. Труд как ценность. Мотивация трудовых отношений. Рациональный менеджмент: способы повышения эффективности труда. Проблемы социологии труда в современной России.

 

План семинара:

1. Трудовые отношения: понятие и исторические формы.

2. Элтон Мэйо: школа человеческих отношений.

3. Социология труда в России: ускоренная индустриализация и работа социологических бюро в 1920-1930-е гг.

4. Тейлор и Файоль: менеджмент труда.

 

Терминологический минимум: бихевиоризм, забастовка, менеджмент, мотивация, НОТ, пирамида потребностей, семья, социограмма, социометрия, стахановское движение, тейлоризм, труд, эргономика.

 

Темы докладов:

1. Трудовая мотивация (в том числе исторический обзор).

2. Тейлоризм (в том числе исторический обзор).

3. Социометрия Морено: понятие, особенности, сфера применения.

4. Кайдзен: понятие, особенности, сфера применения, история.

 

Основная литература:

1. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков и [др.] – М.: Гардарики, 2008. – 377 с.

2. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов / Б.М. Генкин. – М.: Норма, 2007.

Дополнительная литература

1. Бурганова, Л.А. Теория управления Элтона Мэйо: монография / Л.А. Бурганова, Е.Г. Савкина. – Казань: Изд-во КГТУ, 2007.

2. Гастев, А.К. Как надо работать / А.К. Гастев. – М.: Экономика, 1972.

3. Гаррингтон, Э. 12 принципов производительности / Э. Гаррингтон. – М.: Экономика, 1992.

4. Имаи, М. Путь к снижению затрат и повышению качества. – М.: Альпина Паблишер, 2010.

5. Имаи, М. Японское чудо / М. Имаи // Свой бизнес. – 2007. – № 1.

6. Кравченко, А.И. Социология труда в ХХ веке: Историко-критический очерк / А.И. Кравченко. – М.: Наука, 2001.

7. Морено, Я.Л. Социометрия: Эксперим. метод и наука об обществе; Я.Л. Морено пер. с англ. Боковиков А. – М.: Акад. проект, 2001.

8. Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента / под ред. Й. Кондо. – Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002.

9. Рофе, А.И. Организация и нормирование труда: учебник для вузов / М.: МИК, 2001.

10. Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор. – М.: Консалтинг, 1991.

11. Файоль, А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. – М.: Дело, 1991.

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Назовите основные нарушения, которые обычно присутствуют в осуществлении управления коллективом.

2. Какие нововведения вы хотели бы ввести в управление коллективом?

3. Приведите примеры стереотипов трудового поведения и проанализируйте их.

4. Какая мотивация труда является на ваш взгляд наиболее действенной? Аргументируйте ответ.

5. Сравните европейские и азиатские технологии управления, укажите их особенности.

6. В чем особенности мотивации мужчин и женщин, лиц старшего возраста и молодежи?

7. Проведите социометрическое исследование. Объясните полученные результаты.

ТЕМА 3. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА

ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Человек как биосоциальная система. Формирование личности. Определение и структура личности. Социальные типы личности. Социальный статус и социальная роль. Социализация, десоциализация и ресоциализация. Ценностные ориентации личности. Общественные и личные интересы. Менталитет россиян.

 

План семинара:

1. Социологические теории личности.

2. Социальная типология личности.

3. Понятие и виды социальных норм, контроля, санкций.

4. Дискуссия на тему: «Возможности адаптации в условиях рыночного и советского обществ».

 

Терминологический минимум: аномия, девиантность, делинквентность, индивид, личность, ролевой конфликт, санкции, социализация, социализация вторичная, первичная, социальный контроль, социальные нормы, социальная роль, социальный статус, человек.

 

Темы докладов:

1. Личности советского периода и личности в условиях рыночных отношений (сравнительный анализ).

2. Причины девиантного поведения.

3. Соотношение генетического и социального начала в процессе становления личности.

 

Основная литература:

1. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков и [др.] – М.: Гардарики, 2008. – 377 с.

2. Козлова, О.Н. Социология / О.Н. Козлова. – М.: Омега-Л, 2006. – 315 с.

3. Левада, Ю.А. Лекции по социологии / Ю.А. Левада. – М.: Вече, 2008. – 368 с.

4. Общая социология / Под ред. А.Г. Эфендиева. – М.: Инфра-М, 2008. – 653 с.

5. Тощенко, Ж.Т. Социология / Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 640 с.

6. Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2007. – 344 с.

 

Дополнительная литература:

1. Бегматов, А.С. О динамике взаимосвязи общества и личности / А.С. Бегматов // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 1.

2. Лелеков, В.А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева / // СОЦИС. – 2007. – № 1.

3. Лелеков, В.А. О предупреждении преступности несовершеннолетних / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева / // СОЦИС. – 2007. – № 12.

4. Мягков, А.Ю. Структура и динамика незавершённых самоубийств / А.Ю. Мягков, Е.Ю. Смирнова // СОЦИС. – 2007. – № 3.

5. Сидоров, А.И. Коррупция: и диагноз, и приговор / А.И. Сидоров // СОЦИС. – 2007. – № 2.

6. Тапилина, В.С. Сколько пьет Россия? Объем, динамика и дифференциация потребления алкоголя / В.С. Тапилина // СОЦИС. – 2007. – № 2.

7. Ханипов, Р.М. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики / Р.М. Ханипов // СОЦИС. – 2007. – № 12.

8. Шипунова, Т.В. Подходы к объяснению преступности: противостояние или взаимодополнение / Т.В. Шипунова // СОЦИС. – 2007. – № 1.

9. Янчуновская, Т.М. Социальная характеристика женской наркопреступности / Т.М. Янчуновская, И.Б. Степанов // СОЦИС. – 2008. – № 2.

10. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Наука, 1995. – 939 с.

 

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Определите свой социальный тип.

2. Отличие вторичной социализации от первичной.

3. Какой вид социализации у Вас в настоящее время?

4. Приведите примеры социальных норм, социального контроля и социальных санкций, социальной девиации.

5. Приведите примеры девиантного, делинквентного и криминального поведения.

 

ТЕМА 7. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Понятие и сущность культуры. Формы существования культуры. Воображение и творчество. Культура как ценностное нормативное образование. Роль ценностей в системе культуры. Понятие ценностных ориентаций личности. Общая система ценностей – условие социальной интеграции. Субкультура. Культура и нормативная регуляция поведения.

 

План семинара:

1. Понятие и сущность культуры. Культура и ее компоненты.

2. Формы существования культуры.

3. Динамика социокультурных изменений.

4. Массовая культура исубкультура.

5. Проблемы российской культуры в условиях рынка.

 

Терминологический минимум: китч; контркультура; культура: духовная, массовая, материальная, народная, обыденная; обычай; ритуал; субкультура; специализированная культура; традиции; физическая культура; художественная; элитарная; язык.

 

Темы докладов:

1. Культура и цивилизация (сравнительный анализ).

2. Этикет как часть культуры.

3. Характеристика некоторых современных субкультур (контркультур) (сравнительный анализ).

Основная литература:

1. Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добреньков. – М.: Инфра-М, 2007. – 624 с.

2. Клементьев, Д. Социология / Д. Клементьев. – М.: ЭКСМО, 2007. – 480 с.

3. Кравченко, А.И. Социология / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 432 с.

4. Тощенко, Ж.Т. Социология / Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 640 с.

5. Яременко, С.Н. Социология / С.Н. Яременко, С.Я. Подопригора. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 415 с.

 

Дополнительная литература:

1. Мальковская, И.А. Эволюция зрелищ в человеческом измерении / И.А. Мальковская // СОЦИС. – 2008. – № 2.

2. Пастухов, В.Б. Затерянный мир. Русское общество и государство в межкультурном пространстве / В.Б. Пастухов // Общественные науки и современность. – 2006. – № 2.

3. Рассадина, Т.А. Трансформации традиционных ценностей россиян в постперестроечный период / Т.А. Рассадина // СОЦИС. – 2006. – № 9.

4. Седов, Л.А. Россия: культурно-генетическая специфика / Л.А. Седов // Общественные науки и современность. – 2007. – № 7.

5. Тихонова, Н.Е. Социокультурная модернизация в России (Опыт эмпирического анализа) / Н.Е. Тихонова // Общественные науки и современность. – 2008. – № 2.

6. Хагуров, Т.А. Постмодернизм в плане массовой культуры / Т.А. Хагуров // СОЦИС. – 2007. – № 9.

 

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Назовите знаково-символический элемент культуры.

2. Приведите примеры статики и динамики в культуре.

3. Назовите виды этикета и их отличия друг от друга.

4. Приведите примеры форм культур.

5. Покажите отличие молодежной субкультуры от других субкультур.

6. Приведите примеры контркультуры.

7. Покажите влияние рыночных отношений на социокультурные процессы.

ТЕМА 8. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

 

Социальная сущность брака и его исторические формы. Особенности семьи как социального института. Типы семейных отношений. Связь семьи с другими социальными институтами. Социальные функции семьи. Структура современной семьи. Роль семьи в социализации личности. Положительные тенденции в развитии семьи. Негативные изменения в семейно-брачных отношениях. Проблемы семьи и брака в современной России.

План семинара:

1. Брак: понятие и исторические формы.

2. Семья: понятие и типы.

3. Функции семьи.

4. Тенденции развития семейно-брачных отношений.

 

Терминологический минимум: брак, брак групповой, моногамный, парный, экзогамный, эндогамный; стереотипы воспитания: детоцентризм, прагматизм, профессионализм; семья, семья нуклеарная, расширенная, неотрадиционная, эгалитарная, рекреационная функция, репродуктивная функция семьи.

Темы докладов:

1. Добрачное поведение (в том числе исторический обзор).

2. Распределение ролей и проблема лидерства в современной семье (в том числе исторический обзор).

3. Неполная семья: понятие, виды, проблемы.

4. Развод: понятие, причины, последствия (в том числе исторический обзор).

 

Основная литература:

1. Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добреньков. – М.: Инфра-М, 2007. – 624 с.

2. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков и [др.] – М.: Гардарики, 2008. – 377 с.

3. Клементьев, Д. Социология / Д. Клементьев. – М.: ЭКСМО, 2007. – 480 с.

4. Кравченко, А.И. Социология / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 432 с.

5. Козлова, О.Н. Социология / О.Н. Козлова. – М.: Омега-Л, 2006. – 315 с.

6. Яременко, С.Н. Социология / С.Н. Яременко, С.Я. Подопригора. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 415 с.

Дополнительная литература:

1. Балабанова, Е.С. Экономическая зависимость женщины: сущность, причины и последствия / Е.С. Балабанова // СОЦИС. – 2006. – № 4.

2. Браун, Дж. Гендерные различия в здоровье / Дж. Браун, Л.В. Панова, Н.Л. Русинова // СОЦИС. – 2007. – № 6.

3. Варламова, С.Н. Брачный договор в России: от прошлого к будущему / С.Н. Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова // СОЦИС. – 2008. – № 1.

4. Варламова, С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян / С.Н. Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова // СОЦИС. – 2006. – № 11.

5. Голод, С.И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи / С.И. Голод // СОЦИС. – 2008. – № 1.

6. Гурко, Т.А. Алименты: фактор качественного и количественного воспроизводства населения / Т.А. Гурко // СОЦИС. – 2008. – № 9.

7. Каримова, З.Х. Жизненные ценности одиноких людей / З.Х. Каримова // СОЦИС. – 2007. – № 6.

8. Лысова, А.В. Физическое насилие над женами в российских семьях / А.В. Лысова // СОЦИС. – 2008. – № 9.

9. Ярская-Смирнова, Е.Р. Домашнее насилие над детьми. Стратегия объяснения и противодействия / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов, Е.П. Антонова // СОЦИС. – 2008. – № 1.

 

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Разграничьте понятия: церковный брак, гражданский брак, пробный брак (сожительство).

2. Объясните стереотипы семейного воспитания: детоцентризм, профессионализм, прагматизм.

3. Приведите примеры стереотипов воспитания и проанализируйте.

4. Почему на первое место среди функций семьи ставится репродуктивная?

5. В чем особая значимость воспитательной функции?

6. Роль рекреационной (охранительной) функции семьи в процессе формирования личности.

7. Как изменились функции семьи в последнее время?

8. Назовите тенденции развития семейно-брачных отношений в современном мире и российском обществе.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Выступления могут быть двух видов: специально подготовленное и спонтанное, к которому специально не готовятся, но в ходе обсуждения появляется желание дополнить или исправить сказанное кем-то. В обоих случаях требования к устному выступлению одни и те же.

Основные требования к устному выступлению коротко можно выразить следующими словами: 1) иметь что сказать; 2) уметь сказать; 3) успеть сказать. Рассмотрим каждое из этих требований.

I. К выступлению нужно готовиться заранее, подбирая соответствующий материал с использованием разных источников. При этом следует выделить основную мысль. Она не должна затеряться во множестве произносимых фраз. Если Вы хотите выступить по большому вопросу, где будет несколько проблем, то лучше всего составить план. Это для того, чтобы Вы от волнения не сбились, не перепутали последовательность изложения материала. Если нарушается последовательность, то выступление может быть бездоказательным, без соблюдения логики и, возможно, не совсем понятным для окружающих. В данном случае теряется восприятие всей проблемы в целом. Такое выступление будет состоять из отдельных фрагментов, мало связанных между собой.

Если Вы выступаете, основываясь на свои записи, то следует соблюдать следующие правила:

1) Конспект не должен быть написан мелким почерком от края до края страницы. В противном случае Вы сами не сможете быстро найти нужный Вам материал.

2) В конспекте должны быть выделены «красные» строки, отделяющие одну мысль от другой, четко выделены цифры, даты. Лучше будет, если Вы воспользуетесь разными цветами авторучки, подчеркивая и обозначая нужные факты специальными знаками. Это необходимо для того, чтобы Вы, опустив взгляд на страницу, сразу нашли нужную вам дату, слово, факт.

3) Слева от текста лучше оставлять поля. Это делается для того, чтобы Вы могли делать на них записи, которые будут дополнять и соответствовать тому материалу, который записан на данной странице. Это дополнение Вы не потеряете, не перепутаете с другими фактами и будете знать, к какому вопросу оно относится. Сделанный вами план или конспект должен работать на Вас, а не против Вас.

II. За небольшой промежуток времени вы должны сказать то, что наметили и должны сделать это так, чтобы все Вас услышали и поняли. Поэтому выступление должно быть кратким, емким, живым. Вы должны говорить громко, четко, правильно делать ударения, знать смысл произносимых слов. Если встречаются трудные для Вас слова, то следует потренироваться заранее, чтобы добиться их правильного произношения.

III. Поскольку на практических занятиях Вы будете выступать не один, то следует подумать о том, чтобы дать возможность высказаться всем желающим. А это возможно только в том случае, если вы хорошо подготовитесь к выступлению с соблюдением всех рекомендаций.

Студенты вуза должны научиться рассказывать так, чтобы их слушали и понимали.

Конспект выступления должен быть обязательно, но это не отменяет устного выступления. Любая попытка к монотонному чтению с листа неминуемо вгоняет всех присутствующих в сон. Поэтому чтение доклада недопустимо. Попытайтесь пересказать текст (ни в коем случае не заучивать!). Основная трудность устного выступления в том, что рассказывающий должен понимать то, о чем он говорит. Если Вы поняли, о чем текст, его логику и смысл, то Вы расскажете даже лучше, чем написано в самом лучшем из конспектов.

Для того чтобы лучше понять текст, необходимо составить примеры основных указанных в нем ситуаций. Это позволит Вам, в дальнейшем, ответить на вопросы, если таковые появятся. Ваш рассказ должен быть логичным и строиться по принципу: тезис – пример – выводы. Ваша память сама подскажет вам недостающие звенья этой цепи, если Вы помните хотя бы одно из них.

Выступая публично, помните, что некоторые люди воспринимают информацию не столько на слух, сколько «с губ» рассказчика, поэтому старайтесь говорить, охватывая взглядом всю аудиторию, глядя в глаза слушателям.

 

 

Выбор темы.

Социология изучает проблемы, существующие в обществе. Поэтому вам достаточно мысленно проанализировать действительность, задать несколько вопросов самому себе: «Почему это происходит так, а не иначе?» После нескольких «почему?» вы остановитесь на том, что действительно вас интересует и у вас есть желание выяснить это «почему?». Желательно, чтобы вы выбрали тему наиболее близкую к вашей будущей профессиональной деятельности.

Выбор темы возможен в рамках научного направления кафедры «Социология села Удмуртии»:

а) «Социологический портрет деревни Удмуртской Республики»;

б) «Социальный облик селянина»;

в) «Повышение эффективности труда социологическими методами»;

г) «Социальные изменения в аграрной сфере Удмуртии»;

д) «Удовлетворенность условиями труда»;

е) «Тема по выбору студента».

Выбранная вами тема должна соответствовать трем основным требованиям:

I. Актуальность. Исследование должно быть интересным для Вас.

II. Новизна. Вы должны узнать нечто новое для себя, недопустима подгонка под уже имеющийся ответ.

III. Личный вклад. Целью задания является получение навыков проведения исследования, поэтому заимствования из чужих работ неприемлемы.

Часть опроса студент может провести разместив свою анкету в Интернет на соответствующих сайтах и форумах, но это не отменяет необходимости проводить опрос людей «лицом к лицу», без каких-либо посредников. Это вызвано необходимостью получения личного опыта общения с респондентами и навыков опроса, который иным путем приобрести невозможно. Минимальное число напрямую опрашиваемых лиц должно быть не менее 50 человек.

2. Обработка собранной информации.

Эта часть социологического исследования является наиболее трудоемкой, так как нужно обработать каждую анкету. На это требуется много времени. Чтобы не потерять полученные данные и удобнее их обрабатывать, сделайте матрицу.

В ее левой части перечислите вопросы анкеты. В центральной части выделите место для данных всех анкет. В правой крайней части должны быть графы абсолютных данных (количество всех ответивших на данный пункт вопроса) и удельный вес каждого ответа (т.е. %). Всех респондентов Вы принимаете за 100%.

Пример:

          Абсолют. данные %
1. Ваш пол              
1. Женский +   +      
2. Мужской   +   +    
2.Ваше образование              
1. Среднее   +        
2. Среднее специальное +     +    
3. Высшее     +      

 

Матрицу можно сделать вручную или на компьютере. Абсолютные данные (количество ответивших на вопрос) и процент ответивших в дальнейшем будут фигурировать в ваших выводах. Эти важнейшие данные являются тем конечным результатом, который вы стремились получить.

3. Выводы и рекомендации.

Выводы могут быть сделаны по каждому вопросу или по группе однородных вопросов. Они должны сопровождаться графическими данными. Завершать должен общий вывод о проблеме, степени ее изученности, подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы или гипотез.

Предложенные рекомендации помогут заказчику социологического исследования сразу же приступить к их реализации или они будут ориентиром в повседневной работе по ликвидации проблемы.

Оформление результатов социологического исследования.

Отчет по результатам социологического исследования оформляется на листах форматом А4 также, как реферат, но с надписью: «Социологическое исследование на тему: «…». В отчете обязательно должны быть программа, анкета, анализ каждого вопроса или общий анализ со ссылкой на отдельные вопросы в качестве примера, выводы и рекомендации. К отчету прикладывается матрица.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Объект, предмет и функции социологии.

2. Основоположники социологии: «социальная физика» О. Конта и «органическая» социология Г. Спенсера.

3. Социология М. Вебера и Э. Дюркгейма: «социальные действия» и «социальные факты».

4. Основные направления и школы в современной социологии.

5. Этапы и программа социологического исследования.

6. Методы сбора эмпирических данных, социология труда.

7. Понятие и структура социального действия. Социальные взаимодействия и социальные конфликты.

8. Понятие, признаки и типологические характеристики обществ.

9. Социальные общности, группы и организации.

10. Социальные институты. Семья как социальный институт.

11. Социальное неравенство, социальная стратификация и мобильность.

12. Критерии и система стратификации в современном обществе.

13. Социологические теории личности.

14. Социализация личности. Социальные статусы и роли.

15. Понятие и сущность культуры. Формы культуры.

16. Концепции и факторы социальных изменений.

17. Коллективное поведение. Социальные движения.

18. Мировая система и процессы глобализации.

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добреньков. – М.: Инфра-М, 2007. – 624 с.

2. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков и [др.] – М.: Гардарики, 2008. – 377 с.

3. Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2007. – 344 с.

4. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2009. – 576 с.

Дополнительная литература

1. Арон, Р. Этапы социологической мысли / Р. Арон. – М. Высш. школа, 1993. – 608 с.

2. Будон, Р. Место беспорядка: критика теорий социального изменения / Р. Будон. – М.: Академия, 1998. – 284 с.

3. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М. Юрист, 1990. – 809 с.

4. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М: Едиториал УРСС, 2005. – 632 с.

5. Голосенко, И.А. История русской социологии XIX–XX вв. / И.А. Голосенко, В.В. Козловский. – М: Пресса, 1995. – 286 с.

6. Кравченко, А.И. История зарубежной социологии / А.И. Кравченко. – М.: Академ. проект, 2005. – 704 с.

7. Кравченко, А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. М. Академический прект: «Фонд Мира», 2004. – 736 с.

8. Курбатов, В.И. Современная западная социология. Аналитический обзор концепций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 416 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php

2. http://socioline.ru/

3. http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_humanitarian_11.html

4. http://www.ecsocman.edu.ru/db/sect/5

5. http://www.twirpx.com/file/21408/

6. http://u4ebniki.narod.ru/

7. http://www.bookhere.ru/news/1-0-22

8. http://socinf.narod.ru/library.html

9. http://studentam.net/content/view/92/19/

10. http://www.gumfak.ru/sozciolog.shtml

11. http://www.gorod.org.ru/cntnt/club/nbiblioteka/biblioteka.html

12. http://www.ido.rudn.ru/ffec/soc-index.html

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Образец оформления титульного листа ОТЧеТА

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Образец оформления списка литературы

· Если один автор:

Паршев, А. Почему Россия не Америка / А. Паршев. – М.: Астрель, 2007. – 352 с.

 

· Если два автора:

Пихоя, Р.Г. История современной России. Конец 1970-х – 1991 гг. / Р.Г. Пихоя, А.К. Соколов. – М.: РОССПЭН, 2008. – 423 с.

 

· Если три автора:

Репина, Л.П. История исторического знания: Пособие для вузов / Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. – М., 2004.

 

· Если четыре автора:

Новосельцев, А.П. История Россия с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев [и др.]; под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. – М., 1997.

 

· Если пять и более авторов:

Горинов, М.М. История России с древнейших времен до конца ХХ века: учебное пособие для студентов вузов / М.М. Горинов [и др.]. – М., 2000.

 

· Если статья из журнала:

Милов, Л.В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства / Л.В. Милов // Общественные науки и современность. – 1995. – №1.

 

· Если статья из сборника трудов:

Думин, С.В. «Откуда есть пошла русская земля?» / С.В. Думин, А.А. Турилов // История Отечества: люди, идеи, решения. – М., 1991.

 

• Если электронный ресурс:

Волков, В.В. «Дело Standart Oil» и «дело ЮКОСа» / В.В. Волков [Электронный ресурс] // «Pro et Contra». – 2005. – №2. – Режим доступа: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/73309.htm.

 

Учебное издание

 

СОЦИОЛОГИЯ

Методические указания

для студентов очной формы обучения

 

 

Под общей редакцией С.Н. Уварова

 

 

Составители:

 

Сорокина Валентина Сергеевна

Козловский Степан Викторович

Уваров Сергей Николаевич

 

Редактор Е.В. Волынина

 

Подписано в печать ______________2012 г.

Формат 60х84/16. Усл. печ. л. ____ Уч.-изд. л. ____

Тираж 100 экз. Заказ № ______.

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.

СОЦИОЛОГИЯ

Методические указания для студентов

очной формы обучения

 

Составители:

С.В. Козловский

В.С. Сорокина

С.Н. Уваров

 

 

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

 

УДК 316(078)

ББК 60.5я73-9

С 69

 

Методические указания составлены на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от _______________ 2012 г.

 

Рецензент:

А.А. Сергеев – кандидат философских наук, доцент

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

Под общей редакцией С.Н. Уварова

 

Составители:

С.В. Козловский, В.С. Сорокина, С.Н. Уваров –

доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

С 69 Социология: методические указания / сост.: С. В. Козловский, В. С. Сорокина, С. Н. Уваров; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 28 с.  

 

В методические указания включены материалы, которые помогут студентам при изучении социологии: план семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, вопросы к зачету.

Адресовано студентам Ижевской ГСХА очной формы обучения всех направлений.

 

 

УДК 316(078)

ББК 60.5я73-9

© Козловский С.В., Сорокина В.С., Уваров С.Н., составление, 2012

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.256 с.)