Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятийная карта литературоведения

Поиск

 
 
Художественный мир   Литература  


Схема 2.

Поэтика комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

 


 

 

Классицизм Романтизм Реализм  
- частичное сохранение правила трёх единств - места и времени (дом Фамусова, одни сутки); - говорящие фамилии; - обширные монологи, не способствующие развитию действия; - традиционные амплуа (герой-любовник, инженю, резонёр) - в образе Чацкого признаки романтического героя – бунтаря-одиночки (возвышенные идеалы, протест против несправедливости); – двоемирие: высокие идеи – пошлый мир – нарушение единства действия (2 конфликта, 2 сюжетные линии); – большое число внесценических персонажей; – отказ от традиционной сюжетной развязки и благополучного финала; – характеры героев реалистические, данные во всей сложности и противоречиях; – разговорная речь, афористичность.

 

Таблица 1.

Жизнь и деятельность А.С. Пушкина

Периоды Даты Основные события Круг общения Произведения Поэтика
Детство поэта 1799-1811        
Лицейские годы 1811-1817        
Жизнь в Петербурге 1817-1820        
Южная ссылка 1820-1824        
Михайловское   1824-1826        
Возвращение из ссылки 1826-1830        
Болдинская осень          
Петербург   1831-1833        
Последние годы, дуэль 1834-1837        

Таблица 2.

Цветовые представления звуков А.Белого

Звук Образное представление Ассоциация с цветом
А "белый, летящий открыто"   белый  
Д "в голубеющем Д есть поверхность растительной ткани" сине-зеленый  
Е "желтозелень"   желто-зеленый
Ж "тепло-красное чадное пламя"   красный  
З "розоватость, заря"   светло-красный
И "синева, вышина, заостренность, восторги" синий  
Л "сонанты Л - желты"   желтый  
М "синева фиолетового М отливает пурпуром" сине-красный  
О "краснооранжевый О - полость тела и рта" красно-желтый  
У "в звуке У соединяются пурпур с лазурями" красно-синий  
Х "буква Х растворима кармином"   красно-коричневый  
Ч "проекция темноты на материю" черный

В изучении собранного материала поможет такая форма работы с текстом, как конспектирование. В отличие от выписок, в которых фиксируются лишь отдельные положения и факты, конспект последовательно отражает все основное содержание книги или статьи. Конспектирование бывает свободным (если текст излагается своими словами), текстуальным (если слова автора выписываются дословно), смешанным (если текст излагается своими словами с включением точных цитат). Конспектирование, применяемое в курсовой и выпускной квалификационной работе, рекомендуется оформлять как цитаты, указывая в скобках страницу оригинала.

Ценность собранного, сохраненного материала – читательского дневника, картотеки, схем и таблиц, конспектов – со временем будет только возрастать, так как все это поможет глубоко и творчески освоить тему исследования.

 

 

Написание работы

Написание работы следует начинать с уточнения плана исследования и систематизации собранного материала. Организовать идеи – немалый труд. Каждое законченное произведение должно иметь форму. Форма или структура работы – это детальный план, определяющий ее составные части, их последовательность и соотношение друг с другом.

В каждом отдельном случае план будет индивидуальным, но при построении работы следует учитывать, что в ней должны быть следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, подразделенная на главы и параграфы, заключение, библиографический список, приложение (если есть).

Титульный лист исследования включает следующие сведения: Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», факультет русской филологии и национальной культуры, кафедра литературы, тема исследования, указание жанра работы (реферат, курсовая, выпускная квалификационная), фамилия, имя и отчество студента, курс обучения, данные о научном руководителе, год и место. Название работы должно быть по возможности кратким и точно соответствовать ее содержанию. Иногда для большей конкретизации к названию добавляется подзаголовок (4-6 слов).

Образцы оформления титульного листа приведены в Приложениях 1 и 2.

Оглавление в исследовании – это перечень разделов, глав и параграфов, составленный в той последовательности, в которой они даны в курсовой или выпускной работе. В оглавлении выделяют главы и параграфы (разделы и подразделы) по схеме, принятой в типографских изданиях, указывают номер страницы, на которой напечатано начало раздела, главы, параграфа. Оглавление в работе располагают за титульным листом, что дает возможность сразу понять структуру исследования.

Образец оглавления курсовой работы по теме «Идейный смысл и художественное своеобразие романтических произведений М. Горького»:

Введение ……………………………………………………………….2

 

§ 1. Романтизм как литературное направление и творческий

метод …………………………………………………………………...6

 

§ 2. Историческая и эстетическая закономерность возникно-

вения романтизма в творчестве М. Горького на рубеже

Х1Х – ХХ веков ……………………………………………………….10

 

§ 3. Романтические герои М. Горького. Антитеза Ларры и

Данко в «Старухе Изергиль» …………………………………………14

 

§ 4. Идея сильной и свободной личности в «Песне о

Соколе» и «Песне о Буревестнике» ………………………………….18

 

§ 5. Героизация и романтизация босяков («Челкаш») ……………...21

 

§ 6. Приемы создания романтических образов в произве-

дениях М. Горького: пейзаж, речевая характеристика,

антитеза, гипербола …………………………………………………...24

 

§ 7. Призыв к духовному преображению человека –

пафос ранних романтических произведений М. Горького …………26

 

Заключение ……………………………………………………….........28

 

Библиографический список …………………………………………..30

Оглавление выпускной квалификационной работы предполагает двухступенчатое деление: глава – параграф. В выпускной работе выделение глав является обязательным условием. Оптимальна нумерация параграфов в зависимости от нумерации глав, например, глава 1, параграфы 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 и т. д. Без подобной дифференциации невозможно логично и планомерно раскрыть содержание работы.

Образец оформления оглавления выпускной квалификационной работы по теме «Творчество Мирры Лохвицкой: традиции русской литературной классики, связь с поэтами-современниками»:

Введение ………………………………………………………………...2

 

Глава 1. Своеобразие личности и творчества М.А. Лохвицкой

1.1. Биографические вехи и литературная судьба …………….7

1.2. Становление и развитие образной системы поэзии

М. Лохвицкой ………………………………………………………….16

 

Глава 2. М.А. Лохвицкая в контексте русской поэзии конца

Х1Х – начала ХХ веков.

2.1. Средства художественной выразительности в

лирике М. Лохвицкой …………………………………………………23

2.2. Импрессионистические тенденции в лирике

М. Лохвицкой ………………………………………………………….30

2.3. М. Лохвицкая и К. Бальмонт: личные и твор-

ческие связи ………………………………………………………........37

 

Глава 3. Методические рекомендации к уроку внеклас-

сного чтения по теме «М.А. Лохвицкая и “женский тип” твор-

чества в русской поэзии конца Х1Х – начала ХХ веков» …………..47

 

Заключение …………………………………………………………….55

 

 

Библиографический список ……………………………………..........58

Введение к исследованию должно содержать в виде краткой аннотации освещение степени разработанности данной темы (истории вопроса), анализ основных этапов в развитии научной мысли по выбранной теме, обзор использованных в процессе работы первоисточников. Без прочного освоения того, что по данному вопросу в науке уже разработано, подлинное исследование избранной проблемы невозможно.

Далее следует изложение того нового, что вносится автором в исследование проблемы (новизна исследования). Таким образом, дается обос

нование актуальности темы работы, изложение целевой установки, определяются задачи исследования. Важно описать методы исследования, указать на какие теоретические и методологические положения опирается работа. Обязательным моментом является освещение возможной практической значимости результатов исследования и апробации. К апробации относится публикация исследования или его части, доклады на научных конференциях и т.д. При наличии публикаций по избранной теме дается их библиография. В конце введения указывается объем и структура работы.

Необходимо отметить, что не имеет смысла давать во введении общую характеристику писателя, состоящую из набора громких цитат. Основная цель введения – изложение идей, проблем, задач, которые будут подробно раскрыты в основной части. Введение, как правило, короткий раздел – 4 – 6 страниц.

Основная часть представляет собственное исследование студента. Порядок изложения материала в ней должен быть подчинен руководящей идее, определенной в заглавии работы. Логичность построения и изложения основного содержания достигаются тогда, когда каждая глава (параграф) имеет определенное целевое назначение и является базой для последующей. Свои основные мысли определите в виде тезисов, к каждому тезису подберите примеры-доказательства (текст художественного произведения, необходимый комментарий, литературную критику, исторические или биографические факты и другой собранный вами материал).

Довольно часто студенты вместе с научными руководителями выбирают для работы темы, представляющие собой целостный анализ какого-нибудь отдельного литературного произведения. В этом случае основная часть должна включать в себя следующие главы и параграфы: творческая история произведения, раскрытие его идейной проблематики на основе конкретного анализа художественных образов, особенности жанра, композиции, стиля и языка произведения, традиции и новаторство автора, место и роль произведения в общественной и литературной жизни.

В основной части выпускной квалификационной работы должна быть отдельная глава под названием «Методические рекомендации для проведения урока (уроков) по творчеству писателя» или «Методические указания по изучению произведения на уроках литературы в средней школе». Здесь студент дает разработку урока (цикла уроков), высказывает свои рекомендации о применении основных положений выпускной работы при изучении литературы на уроке, факультативе, во внеклассной работе. Например: «Система уроков по изучению лирики С.А. Есенина в 11 классе», или «Изучение «Архипелага ГУЛАГ» А.И. Солженицына в рамках факультатива по литературному краеведению».

В конце каждой главы работы приводятся краткие выводы. Это определит содержательность исследования, глубину и полноту раскрытия темы, поможет сделать обоснованное заключение.

При написании работы автор обязан давать ссылки на источник, откуда он заимствует материал или отдельные результаты. Такая ссылка обеспечивает фактическую достоверность сведений о цитируемом документе, предоставляет необходимую информацию о нем, дает возможность разыскать документ, а также получить представление о его содержании, объеме и т. д. Ссылки на использованную литературу могут быть двух видов: внутритекстовые и подстрочные.

Во внутритекстовых ссылках на произведение, включенное в библиографический список, после упоминания о нем или после цитаты из него в квадратных скобках проставляют номер, под которым оно значится в списке, например:

В.Е. Гусев [7] и А.Б. Евстигнеев [13] считают…

Если ссылаются на определенные страницы произведения, ссылку оформляют следующим образом:

Г. Гессе утверждал: «Ученость не всегда и не везде бывала веселой, хотя ей следовало бы такою быть» [3. С. 16].

При ссылке на многотомное издание указывается также и номер тома:

Совпадающие с нашими мысли высказывал еще В.Г. Белинский [18. Т. 1. С. 75].

Если ссылаются на ряд работ одного или на работы нескольких авторов, то в скобках указывают номера этих работ через запятую:

Некоторые авторы [3, 10, 46] не согласны с выводами С.М. Петрова.

При ссылках на конкретные страницы один источник от другого отделяется точкой с запятой:

В полемику включились и другие литературоведы [4. С. 16; 11. С. 52; 39. С. 320 ].

При оформлении подстрочных ссылок приводятся элементы библиографического описания произведения, на которое дается ссылка. Такая ссылка располагается под текстом, внизу страницы, верхняя граница ссылки отмечается чертой, а сама ссылка печатается на 0,5 интервала меньше обычного текстового шрифта. В отличие от библиографической карточки в сноске инициалы писателя ставятся впереди фамилии. Например:

Широко известна развернутая герценовская метафора: «У народа, лишенного общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести»1.

___________________

 

1 А.И. Герцен. Собрание сочинений: В 30 т. – М., 1956. – Т. 7. – С. 198. Далее в тексте работы это издание цитируется с указанием в скобках тома и страницы.

 

Если ссылок на странице несколько, дают порядковые номера ссылок (1, 2, 3, 4 и т. д.). Если на одной странице приводится несколько ссылок на одну работу, то при повторных ссылках используют слова «Там же» и номер страницы, с которой взята цитата:

«Жизнь находится не только вне искусства, но и в нем, внутри его, во всей полноте своей ценностной весомости: социальной, политической, познавательной и иной»1, -- пишет М. Бахтин. И как бы продолжая и развивая ту же мысль, отмечает: «Художник не вмешивается в события как непосредственный участник… он занимает существенную позицию вне события, как созерцатель, не заинтересованный, но понимающий смысл совершающегося»2.

____________________

 

1 М.М. Бахтин. Проблема материала, содержания и формы в словесном художественном творчестве // М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 29.

2 Там же. С. 33.

 

В подстрочных ссылках указываются также примечания автора. Например:

Некоторое упование Пришвина на власть большевиков объяснялось тем, что в это время в Москве его бывший елецкий однокашник и друг Н.А. Семашко стал народным комиссаром здравоохранения. Осенью 1921-го Пришвин отправил к Семашко сына Леву, снабдив его рекомендательными письмами и просьбой помочь устроить на учебу. Однако что-то не сложилось, и Пришвин-сын натерпелся во время приема «сраму»*. Зимой он вновь обратился за помощью к Семашко: на этот раз Лева тяжело заболел (на него напала от голода и истощения невероятная сонливость), и, благодаря главному медику страны, писатель отправил сына на лечение в Москву**.

__________________

* У этой истории была интересная рифма. В середине 20-х гг. племянника писателя Андрея Пришвина не приняли в университет, и знаменитый дядюшка написал профессору Львову-Рогачевскому письмо с просьбой помочь талантливому юноше, закончив послание следующим образом: «Я даю этому молодому человеку десять рублей, чтобы он, если его не примут, напился и набил морду всему этому бездушному вузовскому механизму». В университет А.Пришвина приняли.

** Удивительно, как этот мотив – помощь большевика интеллигенту в Гражданскую войну – кочевал в те годы и по жизни, и по литературе. Вспомнить хотя бы «Доктора Живаго» пастернака или «Волны Черного моря» Катаева.

 

Работа с источниками на иностранных языках. При написании работы студенту следует обратить внимание на правильное написание иностранных фамилий, малоизвестных географических названий. При первичном упоминании в тексте малоупотребительных иностранных фамилий и географических названий целесообразно их писать на языке-оригинале. Названия зарубежных периодических изданий передаются в тексте без перевода. При первом упоминании издания в тексте в круглых скобках указывается название на языке-оригинале. Названия иностранных источников и научных работ в основном тексте работы даются на языке, на котором выполнена работа.

Помните о правилах написания числительных в научных текстах. Студенту следует стремиться записывать числительные словами, если при них нет единиц измерения, например: пять книг, десять стихотворений и т. д. Числа с обозначением единиц измерения пишутся цифрами, например, 15 км, 12 кг и т. д. После сокращения точка в этом случае не ставится.

Приводить цитаты следует только по первоисточнику. Цитирование «из вторых рук» допускается лишь в тех случаях, когда речь идет о редких и труднодоступных изданиях. В этих случаях в сноске делается оговорка: «Цит. по кн.:» и далее указывается автор, заглавие, выходные данные, страница.

Объем этой части исследования – 50 – 60 % общего объема работы.

Заключение в исследовании – это тезисное отражение в определенной последовательности выводов, констатирующих положения и результаты основной части работы. Каждому выводу принято давать порядковый номер. Например: «Анализ философско-поэтического контекста романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» позволяет сделать ряд заключительных выводов: во-первых…; во-вторых…; в-третьих…»

Заключение должно быть предельно кратким, четким и конкретным, без излишней детализации (объем – 2 – 3 страницы). В нем не допускаются объяснение или обсуждение выводов; ссылки на источники литературы или на мнение других авторов здесь неуместны. Введение и заключение должны быть связаны между собой по принципу: «Что я хотел доказать» и «Что я получил в итоге».

Библиографический список помещается непосредственно после основного текста работы, он отражает степень изученности студентом данной проблемы.

Наиболее распространенные способы расположения материала в списке литературы: алфавитный, систематический, по главам исследования, хронологический и в порядке упоминания в тексте.

Не останавливаясь детально на каждом способе в отдельности, можно рекомендовать студентам алфавитный вариант, так как с библиографическим списком, составленным в алфавитном порядке, удобнее работать. При этом в начале списка помещается библиография изданий художественных произведений писателя, которому посвящена курсовая работа, потом библиография научно-критической литературы по теме исследования. Работы, опубликованные в сборниках, журналах, газетах, даются в алфавитном порядке авторов так же, как и работы в отдельном издании.

Образец библиографического списка работы по творчеству М. Пришвина:

1. Пришвин, М.М. Весна света [Текст] / М.М. Пришвин. – М.: Молодая гвардия, 1953. – 592 с.

2. Пришвин, М.М. Желанная книга [Текст] / М.М. Пришвин // Детская литература. – 1938. – № 2. – С. 42.

3. Пришвин, М.М. Мы с тобой [Текст] / М.М. Пришвин // Дружба народов. – 1990. – № 6. – С. 18 – 42.

4. Пришвин, М. Незабудки [Текст] / М. Пришвин. – М.: Худ. лит., 1969. – 304 с.

5. Пришвин, М.М. Собрание сочинений [Текст]: в 8 т. – М.: Худ. лит., 1982 – 1986.

6. Пришвин, М.М. Творить будущий мир [Текст] / М.М. Пришвин. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 221 с.

 

* * *

 

7. Агеносов, В.В. Творчество М. Пришвина и советский философский роман [Текст]: монография / В.В. Агеносов. – М.: Прометей, 1988. – 128 с.

8. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст] / М.М. Бахтин. – М.: Худ. лит., 1975. – 504 с.

9. Белецкий, А.И. В мастерской художника слова [Текст]: монография / А.И. Белецкий. – М.: Высшая школа, 1989. – 158 с.

10. Воспоминания о Михаиле Пришвине [Текст]: сборник / сост. Я.З. Гришина, Л.А. Рязанова. – М.: Сов. писатель, 1991. – 368 с.

11. Григорьев, М. Бегство в Берендеево царство. О творчестве Пришвина [Текст] / М. Григорьев // На литературном посту. – 1930. – № 8. – С. 48 – 61.

12. Ершов, Г. Михаил Пришвин. Жизнь и творчество [Текст]: монография / Г. Ершов. – М.: Худ. лит., 1973. – 192 с.

13. Злобина, М. «… И остаться самим собой»? [Текст] / М. Злобина // Новый мир. – 1990. – № 8. – С. 248 – 251.

14. Кириллова, И. Литературное воплощение образа Христа [Текст] / И. Кириллова // Вопросы литературы. – 1991. – № 8. – С. 60 – 74.

15. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста [Текст]: учебное пособие / Ю.М. Лотман. – М.: Искусство, 1970. – 383 с.

16. Пахомова, М.Ф. Михаил Михайлович Пришвин [Текст]: монография / М.Ф. Пахомова. – Л.: Просвещение, 1970. – 128 с.

17. Пришвин и современность [Текст]: сборник / под ред. П.С. Выходцева. – М.: Современник, 1978. – 334 с.

18. Пришвина, В.Д. Путь к слову [Текст] / В.Д. Пришвина. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 262 с.

19. Эткинд, А. Культура против природы [Текст] / А. Эткинд // Октябрь. – 1993. – № 7. – С. 168 – 192.

20. Юлдашева, Л.В. Традиции М. Пришвина в современной советской литературе [Текст] / Л.В. Юлдашева // Вест. Моск. ун-та. – Сер. 9. – Филология. – 1988. – № 6. – С. 3 – 10.

 

Минимум используемых источников для курсовых работ – 15 – 20 монографий и статей, меньшее количество свидетельствует о недостаточности изученности темы. Для выпускной квалификационной работы это 30 – 50 и больше; учитывается усложнение уровня исследования и его больший объем.

Приложение – это дополнительный материал (схемы, таблицы, фотокопии, ксерокопии), помогающий конкретизировать отдельные фрагменты исследования. Приложение располагается в конце работы, после списка литературы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово "Приложение" и номер, обозначены арабской цифрой (без знака №).

 

2.5. Литературное и техническое оформление исследования

Совершенствование рукописи – процесс весьма кропотливый, требующий большой сосредоточенности, времени и напряженного труда. Ошибается тот, кто думает, что это – пустяки, дело одного-двух дней.

Проверку курсовой и выпускной квалификационной работы нельзя свести к поиску орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Освободиться от них, безусловно, необходимо, но начинать надо с другого.

1.Читая рукопись в первый раз, основное внимание обратите на содержание написанного. Определите:

· раскрыта ли тема работы;

· соответствует ли она составленному плану;

· соразмерны ли ее части;

· являются ли выводы следствием рассуждений;

· удачно ли подобраны цитаты.

Как уже говорилось, в научном труде часто приходится прибегать к цитированию. Проверяя работу, помните, что в этом деле надо соблюдать меру. Цитата должна быть связана с авторским текстом, являясь доказательством или подкреплением мыслей автора. Чрезмерное цитирование придает работе компилятивный характер.

2. При повторном чтении главное внимание уделите языку и стилю написанного, обозначая и исправляя попутно речевые и фактические ошибки.

Как добиться высокого стилистического и языкового совершенства текста? Ни один перечень наставлений не даст исчерпывающего ответа. Но, в частности, студент должен достичь:

· соответствия речи литературным нормами и грамматическим правилам;

· точного подбора слов для выражения мыслей;

· простоты изложения, исключения вычурных фраз, ложного пафоса, словесных штампов;

· точности изложения литературных и исторических фактов;

· сочетания научности с эмоциональностью (при помощи эпитетов, метафор, сравнений).

Выполнение этих требований достигается в результате напряженных поисков слова, многократных перечеркиваний и исправлений, исключения из текста не относящихся к теме подробностей.

Всмотритесь в рукописи выдающихся мастеров художественной литературы, вдумайтесь в то, что они говорят о своей неустанной, поистине титанической работе по совершенствованию произведений. Общеизвестны афоризмы А.П. Чехова: «Искусство писать – искусство вычеркивать», «Краткость – сестра таланта». А.Н. Толстой писал: «Марать нужно много, чем больше, тем лучше. Писать без помарок нельзя… Человека должно мучить, если он на странице не найдет ни одного места, чтобы зачеркнуть и переправить». Н.В. Гоголь утверждал, что лишь после восьмого собственноручного переписывания достигается художественная законченность произведения. Эти наблюдения помогут Вам укрепиться в мысли о необходимости совершенствования написанного.

Безусловно, работа на компьютере значительно облегчает процесс создания и совершенствования рукописи. Однако хотелось бы предостеречь студентов от бездумного «скачивания» готовых работ из Интернета. Во-первых, они не всегда соответствуют теме Вашего исследования, целям и задачам, поставленным перед Вами научным руководителем. Во-вторых, для научного руководителя не составит большого труда обнаружить плагиат (программа «Антиплагиат» используется во всех вузах), и Вы окажетесь в весьма неудобном положении. В-третьих, текст на экране монитора и текст на бумаге воспринимаются глазами и «аналитическим отделом» мозга по-разному, и поэтому после выхода работы из принтера следует перечитать и проверить ее еще раз.

Несколько рекомендаций по исправлению ошибок в работе.

Особенно часто встречается неоправданное повторение однокоренных слов (тавтология): «рассказчик рассказал», «объединить воедино», «характер характеризуется», «изобразить образ», «следует отметить следующие особенности». Сходный недостаток – использование разноязычных корней с одинаковыми значениями: «первая премьера», «народный фольклор». Избегайте таких повторений. Возможности русского языка в этом отношении огромны. Вот пример использования синонимов, помогающих избежать повторения: Пушкин изображает, поэт воспевает, писатель рассказывает, автор описывает, художник отмечает, мастер слова создает образ, классик раскрывает.

В различных стилях речи широко используются фразеологические обороты – устойчивые словосочетания, образующие смысловое единство. Помните, что разрушение фразеологизма противоречит литературной норме. В студенческих работах, к сожалению, часто встречаются неправильные сочетания: «заслужить известность» (вместо «добиться известности»), «имеет интерес для нас» (вместо «представляет интерес»), «играет значение» (вместо «имеет значение»), «придавать внимание» (вместо «уделять внимание»).

В научной литературе не принято высказываться от первого лица: «я полагаю», «мною предложено» и т.д. Следует писать: «мы считаем», «по нашему мнению», «мы ставим своей задачей», «нами рассматривается вопрос», «нам удалось доказать» и т.п.

Глаголы в научных текстах обычно употребляются в безличной форме: предполагается, рассматривается, является очевидным и т.п. При изложении результатов исследования глаголы употребляются в прошедшем времени, например: «исследование осуществлялось», «замысел писателя всесторонне освещен», «критик считал», «автор ответил» и т.п.

3. Полностью написанная курсовая работа начисто переписывается и представляется научному руководителю.

Первый вариант выпускной квалификационной работы можно сдавать руководителю либо в целом, либо по частям – главам, параграфам – по мере их написания, но в любом случае черновой вариант в полном объеме должен быть завершен к концу марта, для студентов ОЗО – к началу ноября.

4. Первый вариант курсовой и выпускной квалификационной работы прочитывается научным руководителем, который указывает на имеющиеся недочеты, высказывает пожелания по корректировке текста, отмечает моменты, требующие доработки и т.д.

Студент в обязательном порядке учитывает сделанные руководителем замечания, дорабатывает или перерабатывает текст, сверяет цитаты, цифры, сноски, фамилии и инициалы, названия и т.п. Оформлять работу в чистовом варианте следует после того, как ее еще раз просмотрит руководитель.

5. При техническом оформлении работы следует руководствоваться следующими рекомендациями.

Объем текста зависит от характера темы, материала (стихотворные цитаты занимают больше места), от индивидуального стиля (кто-то предпочитает лаконичные фразы, а кто-то пишет «кудряво»). Текст печатается через 1,5 интервала в формате Word. Практика показывает, что объем курсовой работы составляет как минимум 25 страниц компьютерного (14 кегль) текста. Объем выпускной квалификационной работы определяется степенью раскрытия темы, на практике он колеблется от 50 до 80 и более страниц.

Печатать работу следует на одной стороне листа бумаги формата А4. Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах бумаги формата не более A3. Страница сплошного текста включает 28 – 30 строк (по 57 – 60 знаков в строке). Меньшее число строк допускается на начальных, заключительных страницах и перед заголовками. Заголовки отделяются от текста интервалами: тремя сверху и двумя снизу. Каждую новую главу начинайте с новой страницы, при этом обозначайте не только порядковый номер главы, но и ее название. Название каждой новой части и параграфа в тексте работы следует выделать более жирно. Слово «тема» и кавычки в названии не пишутся; в конце заголовка точка не ставится.

Не допускается начинать последнюю строку страницы с нового абзаца. Концевая (последняя) строка абзаца должна превышать размер абзацного отступа не менее чем на восемь знаков. Последняя страница структурной части работы должна содержать не менее десяти строк.

Четко обозначайте красную строку, при помощи которой выделяются переходы от одной законченной мысли к другой. Абзацный отступ должен быть равен пяти знакам. Страницы текста должны иметь поля:

левое – 30 мм,

верхнее – 20 мм,

правое – 15 мм,

нижнее – 25 мм.

Все страницы работы нумеруются от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист, на нем цифра «1» не ставится; на следующей странице ставится цифра «2» и т.д. Порядковый номер страницы печатается на середине верхнего или нижнего поля.

Для наглядности в исследовательскую работу можно включить таблицы и графики. Графики выполняются четко, красиво, желательно в цвете, в строгом соответствии с требованиями деловой документации.

Нумерация таблиц, графиков (отдельно для таблиц и графиков) должна быть сквозной на протяжении всей дипломной работы. Слово "таблица" и ее порядковый номер (без знака №) пишется сверху самой таблицы в правой стороне, затем дается ее название.

При ссылке на таблицу следует указать номер страницы, на которой она расположена. Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу можно только в том случае, если она целиком не умещается на одной странице. При этом на другую страницу переносится и шапка таблицы, а также заголовок "Продолжение таблицы". Если таблица заимствована, делается обязательная ссылка на первоисточник (по правилам цитирования).

 

 

Защита работы

Порядок защиты студенческих работ имеет некоторые отличия в зависимости от уровня сложности.

Защита курсовых работ проходит на базе научно-исследовательских объединений студентов. По завершении курсовая работа проверяется научным руководителем, а затем защищается на студенческой научной конференции и оценивается с учетом мнения студентов и преподавателей, принимавших участие в ее обсуждении. Участие в региональных, республиканских, международных студенческих научных конференциях может приравниваться к защите курсовых работ.

Если за курсовую работу выставлена неудовлетворительная оценка, то после устранения студентом недостатков она может быть представлена на повторную защиту.

Оценка за курсовую работу выставляется научным руководителем на титульном листе, в зачётной книжке (раздел «Производственная работа») и в ведомости. Курсовая работа хранится на кафедре в течение 2 лет.

Выпускная квалификационная работа подписывается студентом на последнем листе работы, после библиографического списка.

Работа представляется на кафедру научному руководителю за 20 дней до защиты. Научный руководитель расписывается на титульном листе, пишет отзыв с анализом сильных и слабых сторон и представляет его вместе с работой заведующему кафедрой. В отзыве научного руководителя оценка за работу не выставляется, но обязательна формулировка «рекомендуется к защите». На основании этих материалов заведующий кафедрой решает вопрос о допуске студента к защите, о чём делается запись на титульном листе.

Выпускная квалификационная работа должна быть отрецензирована. Представляется внешняя рецензия; обычно рецензентами выступают специалисты по тематике работы, учителя литературы средних школ, преподаватели лицеев и колледжей, в исключительных случаях – сотрудники университета, не работающие на данной кафедре. В рецензии, поданной не позднее, чем за 15 дней до защиты, обязательно указывается оценка, которую заслуживает работа, отмечаются достоинства и недостатки работы, влияющие на оценку.

К числу достоинств работы относятся: чёткая структура и логичность изложения материала, умение классифицировать существующие по данной проблеме мнения с их критической оценкой, новизна и актуальность, самостоятельность, достоверность, достаточный объём, большая научная и практическая значимость полученных выводов, точный, выразительный язык.

К недостаткам относятся: плагиат, компилятивность, отсутствие самостоятельного мнения автора, неумение критически осмыслить научную литературу, недостаточное умение обобщать и делать выводы, ограниченный объём, фактические ошибки, ошибки в оформлении библиографии, сносок и ссылок.

Выпускная квалификационная работа, допущенная к защите, с отзывом научного руководителя и рецензией передается до начала Государственных экзаменов в Государственную аттестационную комиссию.

Защита работы проводится на открытом заседании ГАК, на котором могут присутствовать, задавать вопросы и обсуждать дипломную работу все желающие. Выпускнику предоставляется слово для доклада, в котором в пределах 10 – 15 минут излагаются мотивы выборы темы, цель работы, ее основное содержание и выводы. Готовясь к защите, студент заранее составляет тезисы выступления (структуру доклада необходимо предварительно обсудить с научным руководителем), но выступать на защите следует свободно, "своими словами



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.199 (0.024 с.)