Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А.В. Сафронов, Р.А. Соколова↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА»
А.В. Сафронов, Р.А. Соколова
КУРСОВЫЕ И ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЮ: НАПИСАНИЕ И ЗАЩИТА Методические рекомендации
РЯЗАНЬ 2011 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА»
Утверждено на заседании кафедры литературы
Протокол №2 от 15.09.2011 г.
Зав. кафедрой канд. пед. наук, доц. Царева Е.В.
КУРСОВЫЕ И ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЮ: НАПИСАНИЕ И ЗАЩИТА
Методические рекомендации
Для специальности 050301.65 – русский язык и литература Факультет русской филологии и национальной культуры
Составители А.В. Сафронов, канд. филол. наук, доцент Р.А. Соколова, канд. филол. наук, доцент
Рязань 2011
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина
Рецензент: канд. филол. наук И.Ф. Герасимова
КУРСОВЫЕ И ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЮ: НАПИСАНИЕ И ЗАЩИТА: Методические рекомендации. Сост. А.В. Сафронов, Р.А. Соколова. Рязань: Изд-во РГУ имени С.А. Есенина, 2011.
Ответственный редактор проф. А.А. Решетова
@ Издательство Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, 2011
ГЛАВА 1. КУРСОВЫЕ И ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЮ
Курсовая и выпускная квалификационная (дипломная) работы по литературоведению являются необходимой составной частью учебной и научно-исследовательской работы студентов. Курсовая работа – это самостоятельное исследование студента, которое должно закрепить его навыки работы с научной литературой, научить составлению краткой научной сводки по теме с изложением основных научных положений и критическим их разбором, основанном на изученном материале. Выпускная квалификационная работа является завершающим этапом научно-исследовательской деятельности студента в высшем учебном заведении. Эта работа несет обучающую и исследовательскую нагрузку, но значимость последнего аспекта преобладает, что отражает более высокий уровень работы, где в теоретическом и практическом плане разрабатываются неизученные или недостаточно исследованные вопросы, актуальные для литературоведческой науки и практики, для предстоящей работы выпускника в сфере образования. Для успешной научно-исследовательской работы студенту необходимы следующие качества: · умение вести самостоятельные литературоведческие исследования; · постоянная активность, нацеленность на изыскание, на получение новых результатов; · нестандартность мышления, умение подвергать сомнению общепринятое; · способность видеть проблему там, где другие ее не замечают; · умение делать сопоставления и находить оригинальные связи между явлениями; · способность к комбинированию и синтезу идей; · компетентность и гибкость в восприятии информации; · сочетание сильной внутренней мотивации к исследованиям с эмоциональной увлеченностью.
ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЮ Курсовая и выпускная квалификационная работа по литературоведению имеют много общего. Процесс их подготовки и выполнения включает следующие этапы: 1. Выбор темы, ее утверждение и составление плана исследования. 2. Сбор материала. 3. Изучение собранного материала. 4. Написание работы. 5. Литературное и техническое оформление исследования. 6. Защита работы.
Выбор темы, ее утверждение и составление плана исследования Выбор темы – это первый и весьма ответственный момент работы. Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ разрабатывается и предлагается преподавателями кафедры литературы, которые учитывают актуальность и новизну проблем, возможности получения фактических данных, наличие специальной научной литературы. Студент может писать работу и на свою собственную тему, если научный руководитель сочтет ее соответствующей требованиям, предъявляемым к тематике исследований. Темы бывают широкие и узкие, всесторонне освещенные в науке и малоизученные. Над каждой темой работать непросто, если иметь в виду не компиляцию чужих идей и исследований, а достижение определенного самостоятельного научного результата. Предметом исследования и темой курсовой работы могут быть проблематика, сюжет, композиция, конфликт, анализ образов и системы образов, анализ особенностей портрета и пейзажа, своеобразие поэтического языка и стиля, традиции и новаторство, целостный анализ произведения, сопоставительный – типологический и компаративистский – анализ произведений разных авторов и т. д. Наиболее целесообразной формой выбора темы выпускной квалификационной работы является развитие и углубление тематики курсового сочинения. В этом случае выпускная работа выступает итогом научной и учебно-исследовательской деятельности студента в университете, например: Тема курсовой Тема выпускной Сбор материала В самом начале работы для сбора материала следует обратиться к каталогам и картотекам библиотек. Каталоги содержат сведения об имеющихся в библиотеках книгах; информацию о газетных и журнальных публикациях нужно искать в систематической картотеке статей – СКС (имеется в библиотеке РГУ и РОУ НБ им. Горького). Большую помощь также могут оказать краеведческая картотека (библиотека РГУ, РОУНБ им. Горького), картотека рецензий и картотека персоналий (РОУНБ им. Горького). Существует немалое количество тематических библиографических пособий, посвященных какому-нибудь одному вопросу или жанру, например, библиографические пособия по стихосложению, по эстетике, по проблемам критического реализма, по мировому значению русской классической литературы и др. Наибольшую ценность для научной работы имеют персональные библиографические пособия, посвященные отдельным авторам: Пушкину, Гоголю, Тургеневу, Достоевскому, Горькому и др. (библиотека РГУ). К персональным библиографическим пособиям относятся и так называемые семинарии, посвященные отдельным писателям. Семинарии содержат историю изучения творчества писателя, краткую библиографию его сочинений и важнейшей литературы о его жизни и творчестве, аннотированную тематику семинарских докладов с указанием литературы по каждой теме. Существуют семинарии по Пушкину, Гоголю, Лермонтову, Белинскому, Некрасову, Тургеневу, Л. Толстому, Чехову Горькому, Маяковскому, А. Н. Толстому, Фадееву, Шолохову, Твардовскому, Леонову, Есенину. В научной работе полезны и необходимы следующие типы изданий: Сборники воспоминаний современников. Они являются важнейшими первоисточниками для изучения биографии писателя и его творчества. Книги из серии «Писатели о литературе и искусстве». Они содержат не только литературно-критические статьи писателя, но и отрывки из его дневников, писем, воспоминаний, где излагаются взгляды классика на литературу вообще и на собственное творчество в частности. Сборники «Писатели в критике» представляют собой подборки наиболее важных статей и высказываний о писателе критиков и историков литературы. Издания государственной библиографии: «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей» (библиотека РГУ, РОУНБ им. Горького). Издания ИНИОН, в частности, библиографические указатели и реферативные журналы серии «Литературоведение». Интернет (Приложение 3). Справочные издания. Это энциклопедические, толковые, терминологические, биографические словари и справочники, к которым необходимо обращаться для подбора литературных и других источников, для разъяснения непонятных слов и забытых терминов. Студенту должны быть известны такие, например, издания: Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. – М., 1962 – 1987. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова – М., 2002. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – М., 2007. Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М., 1966. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1999. Энциклопедия литературных героев. – М., 1997. Энциклопедия мировой литературы. – СПб., 2000. Постмодернизм: Энциклопедия. – Минск, 2001. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001. Русские писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / под ред. П.А. Николаева. – М., 1990. Русские писатели, ХХ век: Биобиблиографический словарь: в 2 ч. / под ред. Н.Н. Скатова. – М., 1998. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Главн. научн. ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2008. [Словарь – первый опыт специального справочника по поэтике; содержит более 300 статей о терминах]. Библиографические записи лучше всего делать на специальных карточках, где указывается автор (фамилия и инициалы), название работы, выходные данные, количество страниц. Как показывает практика, у студентов возникают сложности при библиографическом и аналитическом описании произведений печати различного вида, поэтому осветим этот вопрос подробнее. Объектом библиографического описания является книга, брошюра, многотомное издание, отдельный том многотомного издания. Если Вы захотите в свой список включить не только книгу, но ещё и электронный ресурс (CD, DVD-диск), то в этом случае необходимо описание материального носителя (количество физических единиц, сведения о типе и объёме ресурсов, звуке, цвете, размере и т.д.). Аналитическим описанием называется описание части произведения печати. Это может быть статья из книги, сериального издания (журнал, газета, ученые записки и т.д.), а также глава, раздел, параграф или иной фрагмент произведения. Для разграничения элементов описания введена единая система условных разделительных знаков: Точка и тире Точка , запятая : двоеточие ; точка с запятой / косая черта // две косые черты () круглые скобки [ ] квадратные скобки Каждой области описания, кроме первой, предшествует знак «точка и тире». Первое слово каждого элемента (кроме сведений об иллюстрациях) начинают с прописной буквы. Сведения о материалах записываются подряд в строчку, с соблюдением всех разделительных знаков перед каждой группой сведений. В библиографических описаниях слов и понятий применяют унифицированные формы сокращений, например: «и др.» (и другие), «и т.д.» (и так далее), «под ред.» (под редакцией), «сост.»(составитель), «вып.» (выпуск), «сб. научн. тр.» (сборник научных трудов), «Т.» (том), «Ч.» (часть), «М.» (Москва), «СПб.» (Санкт-Петербург), «Л.» (Ленинград). Схема описания: · автор (если есть); при наличии двух и трех авторов указывают только имя первого автора (имена всех авторов приводят в сведениях об ответственности); · заглавие; · общее обозначение материала (текст, электронный ресурс, видеозапись и т.д.); · подзаголовочные данные (если есть); · сведения об ответственности: автор, переводчик, составитель и т.д. (если есть); · выходные данные; при наличии нескольких издательств приводят наименование обоих, кавычки в названии издательства не ставят; · сведения о системных ресурсах (для дисков); в случае, когда электронный ресурс не требует особых условий для установки или просмотра, эти примечания при составлении описания можно опустить; · сведения о режиме доступа (для удалённых ресурсов, например, сайтов). Примеры оформления библиографии: Официальные документы: Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Юрайт, 2005. – 63 с. Стандарты: ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]: Введ. 2004 – 07 – 01. – М.: Изд-во стандартов, 2004. – 105 с. Книги: Курдюмова, Т.Ф. Литература. 9 кл. [Текст]: методические рекомендации / Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина / под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 192 с. Ельчанинов, Александр История религии [Текст] / Александр Ельчанинов, Владимир Эрн, Павел Флоренский. – М.: Русский путь, 2005. – 256 с. Розанов В.В.: pro et contra [Текст]: в 2 кн. / сост., вступ. ст. и прим. В.А. Фатеева. – СПб.: РХГИ, 1995. – (Русский путь). Отдельный том многотомного издания: Розанов В.В.: pro et contra [Текст]: в 2 кн. Кн. 1. / сост., вступ. ст. и прим. В.А. Фатеева. – СПб.: РХГИ, 1995. – 512 с. – (Русский путь). Сборники: Творчество С.А.Есенина: Вопросы изучения и преподавания [Текст]: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. О.В. Воронова. – Рязань: Изд-во РГУ, 2003. – 204 с. Тезисы, материалы конференций: Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд [Текст]: матер. Международной науч. конф., Москва – Рязань – Константиново, 30 сентября – 3 октября 2005 года / под ред. О.Е. Вороновой; А.Н. Захарова; РГУ им. С.А. Есенина. – Рязань, 2005. – 572 с. Диссертации: Кирьякова, Т.Б. Формирование ценностных представлений и понятий о языке в процессе речевого развития младших школьников [Текст]: дис… канд. пед. наук / Т.Б. Кирьякова; Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2006. – 159 с. Авторефераты диссертаций: Акимова Е.В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений [Текст]: автореф. дис… канд. пед наук / Е.В. Акимова; Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2006. – 20 с. Статья из сборника: Рязанов, С. Высоцкий – Башлачев – Кинчев: Поиски истины [Текст]: сб. статей / С. Рязанов // Владимир Высоцкий и русский рок. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. – С. 73 – 82. Статья из журнала: Захаров А.Н. Есенин и имажинизм [Текст] / А.Н. Захаров // Российский литературоведческий журнал. – 1997. – № 11. – С. 3 – 41. Статья из газеты: Веселов А.Г. Гуманная поддержка [Текст] / А.Г. Веселов // Учительская газета. – 1996. – 15 сент. – С. 3. Аудиоиздания: Гладков, Г.А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку [Звукозапись] / Геннадий Гладков; исп.: Г. Вицин, В. Ливанов, О. Анофриев [и др.]. – М.: Экстрафон, 2002. – 1 мк. Видеоиздания: Солярис [Видеозапись] / реж. А. Тарковский. – М.: Крупный план, 1999. – 1 вк. Все чаще в научных работах используются электронные информационные ресурсы. Их правильное библиографическое описание регулируется Государственным стандартом. Объектом описания может быть ресурс так называемого локального доступа, т.е. на физическом носителе (дискета, СD-ROM) или ресурс удаленного доступа, т.е. доступный через Интернет. СD-ROM: Уроки английского языка Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. - М.: ООО "Кирилл и Мефодий", 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв. Ресурсы Интернет: Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредметн. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный: МФТИ, 1998. – Режим доступа: http//zhurnal.mipt.rssi.ru. – Загл. с экрана. – № гос. регистрации 03299000013. Об описании электронного ресурса Вы можете также узнать, обратившись к литературе: Библиографическое описание для каталогов и картотек: примеры и комментарии [Текст] / сост. О.П. Монахова; консультант Г.П. Калинина. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (библ-ка "Первого сентября". Сер. "Библиотека в школе". Вып. 5). Панкова Е.В. Библиографическое описание электронного ресурса [Текст] / Е.В. Панкова // Библиотека в школе. – 2009. – № 3. – С. 32 – 35. Более подробная информация о создании библиографического описания к научной работе представлена на сайте нашего университета в разделе «Библиотека: В помощь научной работе». РГУ имени С. А. Есенина: http://library.rsu.edu.ru/ Составленную по теме исследования библиографию следует показать научному руководителю, который подскажет, какие из работ нужно прочитать в первую очередь, какие могут быть исключены.
Схема 1. Схема 2. Таблица 1. Таблица 2. Написание работы Написание работы следует начинать с уточнения плана исследования и систематизации собранного материала. Организовать идеи – немалый труд. Каждое законченное произведение должно иметь форму. Форма или структура работы – это детальный план, определяющий ее составные части, их последовательность и соотношение друг с другом. В каждом отдельном случае план будет индивидуальным, но при построении работы следует учитывать, что в ней должны быть следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, подразделенная на главы и параграфы, заключение, библиографический список, приложение (если есть). Титульный лист исследования включает следующие сведения: Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», факультет русской филологии и национальной культуры, кафедра литературы, тема исследования, указание жанра работы (реферат, курсовая, выпускная квалификационная), фамилия, имя и отчество студента, курс обучения, данные о научном руководителе, год и место. Название работы должно быть по возможности кратким и точно соответствовать ее содержанию. Иногда для большей конкретизации к названию добавляется подзаголовок (4-6 слов). Образцы оформления титульного листа приведены в Приложениях 1 и 2. Оглавление в исследовании – это перечень разделов, глав и параграфов, составленный в той последовательности, в которой они даны в курсовой или выпускной работе. В оглавлении выделяют главы и параграфы (разделы и подразделы) по схеме, принятой в типографских изданиях, указывают номер страницы, на которой напечатано начало раздела, главы, параграфа. Оглавление в работе располагают за титульным листом, что дает возможность сразу понять структуру исследования. Образец оглавления курсовой работы по теме «Идейный смысл и художественное своеобразие романтических произведений М. Горького»: Введение ……………………………………………………………….2
§ 1. Романтизм как литературное направление и творческий метод …………………………………………………………………...6
§ 2. Историческая и эстетическая закономерность возникно- вения романтизма в творчестве М. Горького на рубеже Х1Х – ХХ веков ……………………………………………………….10
§ 3. Романтические герои М. Горького. Антитеза Ларры и Данко в «Старухе Изергиль» …………………………………………14
§ 4. Идея сильной и свободной личности в «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» ………………………………….18
§ 5. Героизация и романтизация босяков («Челкаш») ……………...21
§ 6. Приемы создания романтических образов в произве- дениях М. Горького: пейзаж, речевая характеристика, антитеза, гипербола …………………………………………………...24
§ 7. Призыв к духовному преображению человека – пафос ранних романтических произведений М. Горького …………26
Заключение ……………………………………………………….........28
Библиографический список …………………………………………..30 Оглавление выпускной квалификационной работы предполагает двухступенчатое деление: глава – параграф. В выпускной работе выделение глав является обязательным условием. Оптимальна нумерация параграфов в зависимости от нумерации глав, например, глава 1, параграфы 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 и т. д. Без подобной дифференциации невозможно логично и планомерно раскрыть содержание работы. Образец оформления оглавления выпускной квалификационной работы по теме «Творчество Мирры Лохвицкой: традиции русской литературной классики, связь с поэтами-современниками»: Введение ………………………………………………………………...2
Глава 1. Своеобразие личности и творчества М.А. Лохвицкой 1.1. Биографические вехи и литературная судьба …………….7 1.2. Становление и развитие образной системы поэзии М. Лохвицкой ………………………………………………………….16
Глава 2. М.А. Лохвицкая в контексте русской поэзии конца Х1Х – начала ХХ веков. 2.1. Средства художественной выразительности в лирике М. Лохвицкой …………………………………………………23 2.2. Импрессионистические тенденции в лирике М. Лохвицкой ………………………………………………………….30 2.3. М. Лохвицкая и К. Бальмонт: личные и твор- ческие связи ………………………………………………………........37
Глава 3. Методические рекомендации к уроку внеклас- сного чтения по теме «М.А. Лохвицкая и “женский тип” твор- чества в русской поэзии конца Х1Х – начала ХХ веков» …………..47
Заключение …………………………………………………………….55
Библиографический список ……………………………………..........58 Введение к исследованию должно содержать в виде краткой аннотации освещение степени разработанности данной темы (истории вопроса), анализ основных этапов в развитии научной мысли по выбранной теме, обзор использованных в процессе работы первоисточников. Без прочного освоения того, что по данному вопросу в науке уже разработано, подлинное исследование избранной проблемы невозможно. Далее следует изложение того нового, что вносится автором в исследование проблемы (новизна исследования). Таким образом, дается обос нование актуальности темы работы, изложение целевой установки, определяются задачи исследования. Важно описать методы исследования, указать на какие теоретические и методологические положения опирается работа. Обязательным моментом является освещение возможной практической значимости результатов исследования и апробации. К апробации относится публикация исследования или его части, доклады на научных конференциях и т.д. При наличии публикаций по избранной теме дается их библиография. В конце введения указывается объем и структура работы. Необходимо отметить, что не имеет смысла давать во введении общую характеристику писателя, состоящую из набора громких цитат. Основная цель введения – изложение идей, проблем, задач, которые будут подробно раскрыты в основной части. Введение, как правило, короткий раздел – 4 – 6 страниц. Основная часть представляет собственное исследование студента. Порядок изложения материала в ней должен быть подчинен руководящей идее, определенной в заглавии работы. Логичность построения и изложения основного содержания достигаются тогда, когда каждая глава (параграф) имеет определенное целевое назначение и является базой для последующей. Свои основные мысли определите в виде тезисов, к каждому тезису подберите примеры-доказательства (текст художественного произведения, необходимый комментарий, литературную критику, исторические или биографические факты и другой собранный вами материал). Довольно часто студенты вместе с научными руководителями выбирают для работы темы, представляющие собой целостный анализ какого-нибудь отдельного литературного произведения. В этом случае основная часть должна включать в себя следующие главы и параграфы: творческая история произведения, раскрытие его идейной проблематики на основе конкретного анализа художественных образов, особенности жанра, композиции, стиля и языка произведения, традиции и новаторство автора, место и роль произведения в общественной и литературной жизни. В основной части выпускной квалификационной работы должна быть отдельная глава под названием «Методические рекомендации для проведения урока (уроков) по творчеству писателя» или «Методические указания по изучению произведения на уроках литературы в средней школе». Здесь студент дает разработку урока (цикла уроков), высказывает свои рекомендации о применении основных положений выпускной работы при изучении литературы на уроке, факультативе, во внеклассной работе. Например: «Система уроков по изучению лирики С.А. Есенина в 11 классе», или «Изучение «Архипелага ГУЛАГ» А.И. Солженицына в рамках факультатива по литературному краеведению». В конце каждой главы работы приводятся краткие выводы. Это определит содержательность исследования, глубину и полноту раскрытия темы, поможет сделать обоснованное заключение. При написании работы автор обязан давать ссылки на источник, откуда он заимствует материал или отдельные результаты. Такая ссылка обеспечивает фактическую достоверность сведений о цитируемом документе, предоставляет необходимую информацию о нем, дает возможность разыскать документ, а также получить представление о его содержании, объеме и т. д. Ссылки на использованную литературу могут быть двух видов: внутритекстовые и подстрочные. Во внутритекстовых ссылках на произведение, включенное в библиографический список, после упоминания о нем или после цитаты из него в квадратных скобках проставляют номер, под которым оно значится в списке, например: В.Е. Гусев [7] и А.Б. Евстигнеев [13] считают… Если ссылаются на определенные страницы произведения, ссылку оформляют следующим образом: Г. Гессе утверждал: «Ученость не всегда и не везде бывала веселой, хотя ей следовало бы такою быть» [3. С. 16]. При ссылке на многотомное издание указывается также и номер тома: Совпадающие с нашими мысли высказывал еще В.Г. Белинский [18. Т. 1. С. 75]. Если ссылаются на ряд работ одного или на работы нескольких авторов, то в скобках указывают номера этих работ через запятую: Некоторые авторы [3, 10, 46] не согласны с выводами С.М. Петрова. При ссылках на конкретные страницы один источник от другого отделяется точкой с запятой: В полемику включились и другие литературоведы [4. С. 16; 11. С. 52; 39. С. 320 ]. При оформлении подстрочных ссылок приводятся элементы библиографического описания произведения, на которое дается ссылка. Такая ссылка располагается под текстом, внизу страницы, верхняя граница ссылки отмечается чертой, а сама ссылка печатается на 0,5 интервала меньше обычного текстового шрифта. В отличие от библиографической карточки в сноске инициалы писателя ставятся впереди фамилии. Например: Широко известна развернутая герценовская метафора: «У народа, лишенного общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести»1. ___________________
1 А.И. Герцен. Собрание сочинений: В 30 т. – М., 1956. – Т. 7. – С. 198. Далее в тексте работы это издание цитируется с указанием в скобках тома и страницы.
Если ссылок на странице несколько, дают порядковые номера ссылок (1, 2, 3, 4 и т. д.). Если на одной странице приводится несколько ссылок на одну работу, то при повторных ссылках используют слова «Там же» и номер страницы, с которой взята цитата: «Жизнь находится не только вне искусства, но и в нем, внутри его, во всей полноте своей ценностной весомости: социальной, политической, познавательной и иной»1, -- пишет М. Бахтин. И как бы продолжая и развивая ту же мысль, отмечает: «Художник не вмешивается в события как непосредственный участник… он занимает существенную позицию вне события, как созерцатель, не заинтересованный, но понимающий смысл совершающегося»2. ____________________
1 М.М. Бахтин. Проблема материала, содержания и формы в словесном художественном творчестве // М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 29. 2 Там же. С. 33.
В подстрочных ссылках указываются также примечания автора. Например: Некоторое упование Пришвина на власть большевиков объяснялось тем, что в это время в Москве его бывший елецкий однокашник и друг Н.А. Семашко стал народным комиссаром здравоохранения. Осенью 1921-го Пришвин отправил к Семашко сына Леву, снабдив его рекомендательными письмами и просьбой помочь устроить на учебу. Однако что-то не сложилось, и Пришвин-сын натерпелся во время приема «сраму»*. Зимой он вновь обратился за помощью к Семашко: на этот раз Лева тяжело заболел (на него напала от голода и истощения невероятная сонливость), и, благодаря главному медику страны, писатель отправил сына на лечение в Москву**. __________________ * У этой истории была интересная рифма. В середине 20-х гг. племянника писателя Андрея Пришвина не приняли в университет, и знаменитый дядюшка написал профессору Львову-Рогачевскому письмо с просьбой помочь талантливому юноше, закончив послание следующим образом: «Я даю этому молодому человеку десять рублей, чтобы он, если его не примут, напился и набил морду всему этому бездушному вузовскому механизму». В университет А.Пришвина приняли. ** Удивительно, как этот мотив – помощь большевика интеллигенту в Гражданскую войну – кочевал в те годы и по жизни, и по литературе. Вспомнить хотя бы «Доктора Живаго» пастернака или «Волны Черного моря» Катаева.
Работа с источниками на иностранных языках. При написании работы студенту следует обратить внимание на правильное написание иностранных фамилий, малоизвестных географических названий. При первичном упоминании в тексте малоупотребительных иностранных фамилий и географических названий целесообразно их писать на языке-оригинале. Названия зарубежных периодических изданий передаются в тексте без перевода. При первом упоминании издания в тексте в круглых скобках указывается название на языке-оригинале. Названия иностранных источников и научных работ в основном тексте работы даются на языке, на котором выполнена работа. Помните о правилах написания числительных в научных текстах. Студенту следует стремиться записывать числительные словами, если при них нет единиц измерения, например: пять книг, десять стихотворений и т. д. Числа с обозначением единиц измерения пишутся цифрами, например, 15 км, 12 кг и т. д. После сокращения точка в этом случае не ставится. Приводить цитаты следует только по первоисточнику. Цитирование «из вторых рук» допускается лишь в тех случаях, когда речь идет о редких и труднодоступных изданиях. В этих случаях в сноске делается оговорка: «Цит. по кн.:» и далее указывается автор, заглавие, выходные данные, страница. Объем этой части исследования – 50 – 60 % общего объема работы. Заключение в исследовании – это тезисное отражение в определенной последовательности выводов, констатирующих положения и результаты основной части работы. Каждому выводу принято давать порядковый номер. Например: «Анализ философско-поэтического контекста романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» позволяет сделать ряд заключительных выводов: во-первых…; во-вторых…; в-третьих…» Заключение должно быть предельно кратким, четким и конкретным, без излишней детализации (объем – 2 – 3 страницы). В нем не допускаются объяснение или обсуждение выводов; ссылки на источники литературы или на мнение других авторов здесь неуместны. Введение и заключение должны быть связаны между собой по принципу: «Что я хотел доказать» и «Что я получил в итоге». Библиографический список помещается непосредственно после основного текста работы, он отражает степень изученности студентом данной проблемы. Наиболее распространенные способы расположения материала в списке литературы: алфавитный, систематический, по главам исследования, хронологический и в порядке упоминания в тексте. Не останавливаясь детально на каждом способе в отдельности, можно рекомендовать студентам алфавитный вариант, так как с библиографическим списком, составленным в алфавитном порядке, удобнее работать. При этом в начале списка помещается библиография изданий художественных произведений писателя, которому посвящена курсовая работа, потом библиография научно-критической литературы по теме исследования. Работы, опубликованные в сборниках, журналах, газетах, даются в алфавитном порядке авторов так же, как и работы в отдельном издании. Образец библиографического списка работы по творчеству М. Пришвина: 1. Пришвин, М.М. Весна света [Текст] / М.М. Пришвин. – М.: Молодая гвардия, 1953. – 592 с. 2. Пришвин, М.М. Желанная книга [Текст] / М.М. Пришвин // Детская литература. – 1938. – № 2. – С. 42. 3. Пришвин, М.М. Мы с тобой [Текст] / М.М. Пришвин // Дружба народов. – 1990. – № 6. – С. 18 – 42. 4. Пришвин, М. Незабудки [Текст] / М. Пришвин. – М.: Худ. лит., 1969. – 304 с. 5. Пришвин, М.М. Собрание сочинений [Текст]: в 8 т. – М.: Худ. лит., 1982 – 1986. 6. Пришвин, М.М. Творить будущий мир [Текст] / М.М. Пришвин. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 221 с.
* * *
7. Агеносов, В.В. Творчество М. Пришвина и советский философский роман [Текст]: монография / В.В. Агеносов. – М.: Прометей, 1988. – 128 с. 8. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст] / М.М. Бахтин. – М.: Худ. лит., 1975. – 504 с. 9. Белецкий, А.И. В мастерской художника слова [Текст]: монография / А.И. Белецкий. – М.: Высшая школа, 1989. – 158 с. 10. Воспоминания о Михаиле Пришвине [Текст]: сборник / сост. Я.З. Гришина, Л.А. Рязанова. – М.: Сов. писатель, 1991. – 368 с. 11. Григорьев, М. Бегство в Берендеево царство. О творчестве Пришвина [Текст] / М. Григорьев // На литературном посту. – 1930. – № 8. – С. 48 – 61. 12. Ершов, Г. Михаил Пришвин. Жизнь и творчество [Текст]: монография / Г. Ершов. – М.: Худ. лит., 1973. – 192 с. 13. Злобина, М. «… И остаться самим собой»? [Текст] / М. Злобина // Новый мир. – 1990. – № 8. – С. 248 – 251. 14. Кириллова, И. Литературное воплощение образа Христа [Текст] / И. Кириллова // Вопросы литературы. – 1991. – № 8. – С. 60 – 74. 15. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста [Текст]: учебное пособие / Ю.М. Лотман. – М.: Искусство, 1970. – 383 с. 16. Пахомова, М.Ф. Михаил Михайлович Пришвин [Текст]: монография / М.Ф. Пахомова. – Л.: Просвещение, 1970. – 128 с. 17. Пришвин и современность [Текст]: сборник / под ред. П.С. Выходцева. – М.: Современник, 1978. – 334 с. 18. Пришвина, В.Д. Путь к слову [Текст] / В.Д. Пришвина. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 262 с. 19. Эткинд, А. Культура против природы [Текст] / А. Эткинд // Октябрь. – 1993. – № 7. – С. 168 – 192. 20. Юлдашева, Л.В. Традиции М. Пришвина в современной советской литературе [Текст] / Л.В. Юлдашева // Вест. Моск. ун-та. – Сер. 9. – Филология. – 1988. – № 6. – С. 3 – 10.
Минимум используемых источников для курсовых работ – 15 – 20 монографий и статей, меньшее количество свидетельствует о недостаточности изученности темы. Для выпускной квалификационной работы это 30 – 50 и больше; учитывается усложнение уровня исследования и его бо<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.101 (0.013 с.) |