ТОП 10:

Работы квалификационной работы



Пейзаж в лирике А.С. Пушкина Реалистическая поэтика

болдинского периода пейзажной лирики А.С. Пушкина

(традиции и новаторство)

 

Вихров и Грацианский в романе Особенности конфликта в

Л. Леонова «Русский лес» романах Л. Леонова

 

Анна Ахматова в воспоминаниях Приемы создания образа в

современников мемуарной прозе писателей «Cеребряного века».

 

С.Д. Довлатов «Заповедник» Повести и рассказы С.Д. Довла-

това в контексте прозы русского

зарубежья

 

Выбрав тему исследования, следует проконсультироваться с научным руководителем, уяснить смысл и степень трудности ее раскрытия. Необходимо иметь представление о методе, которым Вы будете пользоваться.

Биографический метод. Биография и личность автора, его литературное окружение, литературный быт эпохи рассматриваются как определяющие моменты творчества. Возможные варианты формулировок тем: «Творчество А.И. Солженицына рязанского периода», «Прототипы героев романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”», «Литературное окружение М.Цветаевой пражского периода», «Автобиографизм романов А.Марининой о Каменской».

Социологический метод. Сформировался в культурно-исторической школе литературоведения. Акцентирует связи литературы с социальными явлениями определенных эпох. Возможные варианты формулировок тем: «Русское крестьянство в романах Л.Толстого», «Критика сталинизма в романе А.И. Солженицына «Раковый корпус», «Тема революционных преобразований в творчестве В.В. Маяковского», «Народная мораль в повести В. Распутина “Прощание с Матерой”», «Философские идеи 50 – 60-х годов в романе В.Аксёнова «Ожог»».

Сравнительно-исторический и компаративный метод. Произведения разных авторов и разных эпох сопоставляются по общим компонентам формы и содержания (мотивам, темам, образам). Развитие литературы рассматривается в единстве с социально-историческим процессом. Возможные варианты формулировок тем: «Пейзаж в «Записках охотника» И.С. Тургенева» и «Мещерской стороне» К.Г. Паустовского», «Образы каторжан в книге С.В. Максимова «Сибирь и каторга» и художественно-документальной эпопее А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «Тема одиночества в ранней лирике Дж. Байрона и М.Ю.Лермонтова».

Структурный (структурно-семиотический) метод.Исследуется система закономерных связей между элементами произведения (композиция, фонетика, лексика, метрика и т.д.). Текст как «система знаков», «сложно организованный смысл». Возможные варианты формулировок тем: «Смыслообразующая роль ямба в поэме А.С. Пушкина “Граф Нулин”», «Бинарная оппозиция “ночь” – “день” в лирике Ф.И. Тютчева», «Особенности композиции «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова», «Система образов в драме А.Вампилова «Утиная охота»».

Историко-генетический метод.Восходит к мифологической школе. Выявляются истоки зарождения общих (типологических) черт поэтики в литературах различных народов. Возможные варианты формулировок тем: «Миф об Антее в образе Базарова», «Архетип крестьянина в «деревенской прозе» ХХ века», «Фольклорные истоки поэм Н.Клюева и С.Есенина», «Легенда о доне Хуане в произведениях Мольера, Байрона, Пушкина».

Историко-типологический метод.Выявляет общие черты поэтики в произведениях авторов одного литературного течения, направления, одной исторической эпохи. Возможные варианты формулировок тем: «Новый человек» в романах И.С.Тургенева, Н.Г.Чернышевского, Н.С.Лескова», «Сюжетосложение в русской романтической поэме 20-х годов Х1Х века», «Стилевое своеобразие постмодернистской повести рубежа ХХ-ХХ1 веков».

Историко-функциональный метод. Состоит в изучении судьбы литературного произведения (тиражи книг, переводы на иностранные языки, отклики на прочитанное в мемуарах и переписке, реминисценции и цитаты, иллюстрации, инсценировки, экранизации) Возможные варианты формулировок тем: «Роберт Бёрнс в переводах на русский язык», «В.Маяковский в переписке М.Цветаевой и Б.Пастернака», «Серебряный век» в поэзии В.Высоцкого (цитаты и реминисценции)», «Драматургия Н.В.Гоголя на сцене рязанских театров».

Темы выпускных квалификационных работ утверждаются приказом по университету в начале учебного года, вносить изменения в формулировку темы разрешено, в виде исключения, не позднее, чем за два месяца до защиты.

После того, как вы выбрали тему, необходимо разработать план исследования, который поможет определить основные этапы работы. План – это перечень наиболее важных вопросов, подлежащих разработке; без него сложно написать содержательное, четко построенное исследование. Перед составлением плана рекомендуется внимательно прочитать или перечитать произведения, которым посвящена работа, и общую литературу о творчестве данного писателя.

План не составляется сразу в окончательном виде, так как в процессе написания работы он может измениться. Предварительный план и последующие изменения в работе обязательно должны быть согласованы с научным руководителем.

План исследования, как правило, состоит из введения, нескольких глав, заключения, библиографического списка, приложений. Выбор количества глав основного текста зависит от темы выбранного исследования. Иногда достаточно 2-х, 3-х глав, но встречаются случаи разработки плана с 5-ю, 6-ю и даже 8-ю главами, поэтому к каждой теме дипломного проекта исследователи подходят сугубо индивидуально.

 

 

Сбор материала

В самом начале работы для сбора материала следует обратиться к каталогам и картотекам библиотек. Каталоги содержат сведения об имеющихся в библиотеках книгах; информацию о газетных и журнальных публикациях нужно искать в систематической картотеке статей – СКС (имеется в библиотеке РГУ и РОУ НБ им. Горького). Большую помощь также могут оказать краеведческая картотека (библиотека РГУ, РОУНБ им. Горького), картотека рецензий и картотека персоналий (РОУНБ им. Горького).

Существует немалое количество тематических библиографических пособий, посвященных какому-нибудь одному вопросу или жанру, например, библиографические пособия по стихосложению, по эстетике, по проблемам критического реализма, по мировому значению русской классической литературы и др.

Наибольшую ценность для научной работы имеют персональные библиографические пособия, посвященные отдельным авторам: Пушкину, Гоголю, Тургеневу, Достоевскому, Горькому и др. (библиотека РГУ).

К персональным библиографическим пособиям относятся и так называемые семинарии, посвященные отдельным писателям. Семинарии содержат историю изучения творчества писателя, краткую библиографию его сочинений и важнейшей литературы о его жизни и творчестве, аннотированную тематику семинарских докладов с указанием литературы по каждой теме. Существуют семинарии по Пушкину, Гоголю, Лермонтову, Белинскому, Некрасову, Тургеневу, Л. Толстому, Чехову Горькому, Маяковскому, А. Н. Толстому, Фадееву, Шолохову, Твардовскому, Леонову, Есенину.

В научной работе полезны и необходимы следующие типы изданий:

Сборники воспоминаний современников. Они являются важнейшими первоисточниками для изучения биографии писателя и его творчества.

Книги из серии «Писатели о литературе и искусстве». Они содержат не только литературно-критические статьи писателя, но и отрывки из его дневников, писем, воспоминаний, где излагаются взгляды классика на литературу вообще и на собственное творчество в частности.

Сборники «Писатели в критике» представляют собой подборки наиболее важных статей и высказываний о писателе критиков и историков литературы.

Издания государственной библиографии: «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей» (библиотека РГУ, РОУНБ им. Горького).

Издания ИНИОН, в частности, библиографические указатели и реферативные журналы серии «Литературоведение».

Интернет (Приложение 3).

Справочные издания. Это энциклопедические, толковые, терминологические, биографические словари и справочники, к которым необходимо обращаться для подбора литературных и других источников, для разъяснения непонятных слов и забытых терминов. Студенту должны быть известны такие, например, издания:

Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. – М., 1962 – 1987.

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.

Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова – М., 2002.

Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – М., 2007.

Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М., 1966.

Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1999.

Энциклопедия литературных героев. – М., 1997.

Энциклопедия мировой литературы. – СПб., 2000.

Постмодернизм: Энциклопедия. – Минск, 2001.

Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

Русские писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / под ред. П.А. Николаева. – М., 1990.

Русские писатели, ХХ век: Биобиблиографический словарь: в 2 ч. / под ред. Н.Н. Скатова. – М., 1998.

Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Главн. научн. ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2008. [Словарь – первый опыт специального справочника по поэтике; содержит более 300 статей о терминах].

Библиографические записи лучше всего делать на специальных карточках, где указывается автор (фамилия и инициалы), название работы, выходные данные, количество страниц. Как показывает практика, у студентов возникают сложности при библиографическом и аналитическом описании произведений печати различного вида, поэтому осветим этот вопрос подробнее.

Объектом библиографического описания является книга, брошюра, многотомное издание, отдельный том многотомного издания. Если Вы захотите в свой список включить не только книгу, но ещё и электронный ресурс (CD, DVD-диск), то в этом случае необходимо описание материального носителя (количество физических единиц, сведения о типе и объёме ресурсов, звуке, цвете, размере и т.д.).

Аналитическимописанием называется описание части произведения печати. Это может быть статья из книги, сериального издания (журнал, газета, ученые записки и т.д.), а также глава, раздел, параграф или иной фрагмент произведения.

Для разграничения элементов описания введена единая система условных разделительных знаков:

Точка и тире

Точка

, запятая

: двоеточие

; точка с запятой

/ косая черта

// две косые черты

( ) круглые скобки

[ ] квадратные скобки

Каждой области описания, кроме первой, предшествует знак «точка и тире». Первое слово каждого элемента (кроме сведений об иллюстрациях) начинают с прописной буквы. Сведения о материалах записываются подряд в строчку, с соблюдением всех разделительных знаков перед каждой группой сведений.

В библиографических описаниях слов и понятий применяют унифицированные формы сокращений, например: «и др.» (и другие), «и т.д.» (и так далее), «под ред.» (под редакцией), «сост.»(составитель), «вып.» (выпуск), «сб. научн. тр.» (сборник научных трудов), «Т.» (том), «Ч.» (часть), «М.» (Москва), «СПб.» (Санкт-Петербург), «Л.» (Ленинград).

Схема описания:

· автор (если есть); при наличии двух и трех авторов указывают только имя первого автора (имена всех авторов приводят в сведениях об ответственности);

· заглавие;

· общее обозначение материала (текст, электронный ресурс, видеозапись и т.д.);

· подзаголовочные данные (если есть);

· сведения об ответственности: автор, переводчик, составитель и т.д. (если есть);

· выходные данные; при наличии нескольких издательств приводят наименование обоих, кавычки в названии издательства не ставят;

· сведения о системных ресурсах (для дисков); в случае, когда электронный ресурс не требует особых условий для установки или просмотра, эти примечания при составлении описания можно опустить;

· сведения о режиме доступа (для удалённых ресурсов, например, сайтов).

Примеры оформления библиографии:

Официальные документы:

Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Юрайт, 2005. – 63 с.

Стандарты:

ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]: Введ. 2004 – 07 – 01. – М.: Изд-во стандартов, 2004. – 105 с.

Книги:

Курдюмова, Т.Ф. Литература. 9 кл. [Текст]: методические рекомендации / Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина / под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 192 с.

Ельчанинов, Александр История религии [Текст] / Александр Ельчанинов, Владимир Эрн, Павел Флоренский. – М.: Русский путь, 2005. – 256 с.

Розанов В.В.: pro et contra [Текст]: в 2 кн. / сост., вступ. ст. и прим. В.А. Фатеева. – СПб.: РХГИ, 1995. – (Русский путь).

Отдельный том многотомного издания:

Розанов В.В.: pro et contra [Текст]: в 2 кн. Кн. 1. / сост., вступ. ст. и прим. В.А. Фатеева. – СПб.: РХГИ, 1995. – 512 с. – (Русский путь).

Сборники:

Творчество С.А.Есенина: Вопросы изучения и преподавания [Текст]: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. О.В. Воронова. – Рязань: Изд-во РГУ, 2003. – 204 с.

Тезисы, материалы конференций:

Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд [Текст]: матер. Международной науч. конф., Москва – Рязань – Константиново, 30 сентября – 3 октября 2005 года / под ред. О.Е. Вороновой; А.Н. Захарова; РГУ им. С.А. Есенина. – Рязань, 2005. – 572 с.

Диссертации:

Кирьякова, Т.Б. Формирование ценностных представлений и понятий о языке в процессе речевого развития младших школьников [Текст]: дис… канд. пед. наук / Т.Б. Кирьякова; Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2006. – 159 с.

Авторефераты диссертаций:

Акимова Е.В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений [Текст]: автореф. дис… канд. пед наук / Е.В. Акимова; Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2006. – 20 с.

Статья из сборника:

Рязанов, С. Высоцкий – Башлачев – Кинчев: Поиски истины [Текст]: сб. статей / С. Рязанов // Владимир Высоцкий и русский рок. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. – С. 73 – 82.

Статья из журнала:

Захаров А.Н. Есенин и имажинизм [Текст] / А.Н. Захаров // Российский литературоведческий журнал. – 1997. – № 11. – С. 3 – 41.

Статья из газеты:

Веселов А.Г. Гуманная поддержка [Текст] / А.Г. Веселов // Учительская газета. – 1996. – 15 сент. – С. 3.

Аудиоиздания:

Гладков, Г.А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку [Звукозапись] / Геннадий Гладков; исп.: Г. Вицин, В. Ливанов, О. Анофриев [и др.]. – М.: Экстрафон, 2002. – 1 мк.

Видеоиздания:

Солярис [Видеозапись] / реж. А. Тарковский. – М.: Крупный план, 1999. – 1 вк.

Все чаще в научных работах используются электронные информационные ресурсы. Их правильное библиографическое описание регулируется Государственным стандартом. Объектом описания может быть ресурс так называемого локального доступа, т.е. на физическом носителе (дискета, СD-ROM) или ресурс удаленного доступа, т.е. доступный через Интернет.

СD-ROM:

Уроки английского языка Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. - М. : ООО "Кирилл и Мефодий", 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв.

Ресурсы Интернет:

Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредметн. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный: МФТИ, 1998. – Режим доступа: http//zhurnal.mipt.rssi.ru. – Загл. с экрана. – № гос. регистрации 03299000013.

Об описании электронного ресурса Вы можете также узнать, обратившись к литературе:

Библиографическое описание для каталогов и картотек: примеры и комментарии [Текст] / сост. О.П. Монахова; консультант Г.П. Калинина. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (библ-ка "Первого сентября". Сер. "Библиотека в школе". Вып. 5).

Панкова Е.В. Библиографическое описание электронного ресурса [Текст] / Е.В. Панкова // Библиотека в школе. – 2009. – № 3. – С. 32 – 35.

Более подробная информация о создании библиографического описания к научной работе представлена на сайте нашего университета в разделе «Библиотека: В помощь научной работе».

РГУ имени С. А. Есенина: http://library.rsu.edu.ru/

Составленную по теме исследования библиографию следует показать научному руководителю, который подскажет, какие из работ нужно прочитать в первую очередь, какие могут быть исключены.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.219 (0.015 с.)