Понятие и классификация основных средств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация основных средств.



Предмет бухгалтерского учет

15 в. - теория бухучета, основанная на двойной записи. Основоположником бухучета считается ученый эпохи возрождения Лука Пачоли.

Бухучет условно можно разделить на финансовый и управленческий.

Область сравнения Финансовый учет Управленческий учет
Осн пол-ли инфор Сторонние лица и организации Рук-во и спец-ты (внутренние)
Осн объект учета и анализа Предприятие как эк субъект Структурные подразд предпр
Груп-ка затрат По эл-там затрат По стат кал-ции
Что отражает Сост ср-в и их источ, рез-ты хоз деят Движение ср-в
Сущность Описание в ден форме ср-в фирмы, ист и их движение Связан с процессом произ-ва и явл-ся продолжением фин учета

Бухучет законодательно определяется как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, капитале, обязательствах и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хоз операций.

Объект бухучета – предприятие, организ-правовая форма предприятия определяется гражд кодексом РФ.

Методологические основы организации бух учета и его принципы определены фед законом РФ «о бухучете».

Предмет бухучета – фин-хоз деят-ть предприятия. При этом происходит кругооборот хоз ср-в, который включает в себя:

· Процесс заготовления ср-в произ-ва и предметов труда;

· Процесс произ-ва продукции (работ, услуг);

· Процесс продажи продукции, материальных ценностей, основных средств, нематериальных и других активов.

Объект бухучета – имущество предприятия, капитал, обязательства, хоз операции, осуществляемые предприятиями в процессе хоз деят-ти.

Имущество (хоз. сред-ва):

· Внеоборотные активы (вложения во внеобротные активы, ОС, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности.

· Оборотные активы: производственные запасы и затраты, денежные средства в расчетах (дебиторская задолженность), финн вложения и т.д.

Источники образования хоз средств:

· Собственные: уставной капитал, прибыль, резервныей капитал, добавочный капитал, резервы, созданные в соответствии с уставом орг-ции.

· Заемные: кредиты банков, займы предприятий, кредиторская задолженность.

Задачи бух учета: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, контроль над использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление внутрихозяйственных резервов, предотвращение отрицательных результатов хоз деятельности.

Пользователи бух иноформации:

Внешние: поставщики, банки, инвесторы, биржи (прямой финн интерес), налоговые органы, статистики (косвенный).

Внутренние: администрация, совет директоров, совет акционеров, собственники, совладельцы, менеджеры, специалисты, члены коллектива.

 

Методы бухгалтерского учета

Метод – совокупность специальных приемов и способов, обеспечивающих контроль за движением хоз средств.

Документирование. В бухучете каждая хоз операция фиксируется документами. Подтверждается факт совершения хоз операции или право ее совершения. Сведения в документах – реквизиты. Доказательную и юридическую силу имеют только правильно и вовремя составленные документы.

Классификация документов:

По порядку составления:

· Первичные (составляются сразу после совершения операции – ордер, приходно-кассовый ордер);

· Сводные (составляется на основе первичных документов – авансовый отчет).

По методу составления:

· Внутренние (приходный, расходный кассовые ордера);

· Внешние (составляются за пределами организации – счет-фактура).

По структуре и назначению:

· Оправдательные (подтверждающие совершившеюся хоз операцию - счет-фактура);

· Распорядительные (дают указание на совершение хоз операции – приказ на переоценку).

· Документы бухгалтерского оформления (расчеты, справки, кот составляет бухгалтер).

Обработанные документы разносятся в учетные регистры (книги, карточки, журналы).

По способу записи они м.б. хронологическими (журнал регистрации доверенностей), систематическими (главная книга), комбинированными (журналы-ордера).

Инвентаризация – сверка документов бухучета с фактическим наличием товар товарно-материальных ценностей на предприятии по местам их хранения. Подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухучете (на хранении, арендованные).

Калькулирование – это способ учета затрат на производство и продажу продукции (работ и услуг).

Ведение счетов бухучета и двойная запись.

Счета – это учетные регистры, в которых записываются хоз операции. Они являются способом группировки и текущего отражения эк однородных хоз ср-в и их источников с целью контроля за ними.

 

 

Активные счета Пассивные счета Акт-пас счета
отражают
Состояние и движение хоз ср-в предприятия Источники формирования и целевое назначение ср-в расчеты
ОС, материалы, готовая продукция, товары, касса, валютные счета. Уставной капитал, добавочный капитал, резервный капитал, кредиты, расчеты с персоналом. С учредителями, дочерними предприятиями, дебиторами и кредиторами.

 

Акт-пас счета могут иметь как одно, так и два сальдо.

Итоговая сумма, записанная по дебету счета – дебетовый оборот.

Итоговая сумма, записанная по кредиту счета – кредитовый оборот.

В конце месяца по свету выводят обороты и подсчитывают остаток – сальдо.

Схема активного счета - дебет – увеличение, кредит – уменьшение.

Сальдо активного счета=сальдо нач (дебетовое)+оборот по дебету–оборот по кредиту.

Схема пассивного счета – дебет – уменьшение, кредит – увеличение.

Сальдо пассивного счета=сальдо нач+кредитовый оборот-дебетовый оборот.

Акт-пас счета имеют как дебитовое, так и кредитовое сальдо. При этом сальдо м.б. по этим счетам как по дебиту, так и по кредиту.

Каждая хаз операция отражается по дебету и кредиту различных счетов равными суммами – способ двойной записи. Он позволяет устанавливать взаимосвязь м/у объектами учета, осуществлять контроль за хоз деятельностью.

Взаимосвязанные счета, на дебете и кредите которых отражаются одни и те же суммы – корреспондирующими.

Запись, указывающая наименование дебетуемого и кредитуемого счетов, называется корреспонденцией счетов или бух проводкой.

Балансовый метод. Составляется двухсторонняя таблица: левая часть – актив, правая – пассив. В активе отражаются все хоз ср-ва по их видам, а в пассиве – источники их приобретения или образования. Итог актива всегда равен итогу пассива, т.к. в активе и пассиве отражаются одни и те хоз ср-ва, сгруппированные по разным признакам.

В активе приводятся сведения о внеоборотных активах(ОС, нематериальные активы, доходные вложения в мат. ценности и т.д.) и о оборотных активах (запасы, незаверш произ-во, готовая продукция, денеж ср-ва, дебиторская задолж-ть).

Пассив показывает финансовые источники, использованные при формировании хоз ср-в (уставной капитал, прибыль, кредиты, расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с поставщиками).

Баланс предоставляется ежеквартально по форме №1.

Итог баланса – нарастающий итог. Квартал, полугодие, 9 месяцев, год.

 

Форма и техника бухучета

Форма бухучета – порядок сочетания различных видов регистров, техники обработки учетных данных, последовательности и способа производства учетных данных.

Существуют след формы введения бухучета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная, упрощенная.

Журнально-ордерная – для учета хоз операций используются журналы-ордера, запись в которых ведется только по кредитовому принципу. Из журнала-ордера данные заносятся в главную книгу, затем в баланс.

Упрощенная форма – книга учета хоз операций и различные ведомости для аналитического учета, учета зарплаты обязательна кассовая книга. Из оборотной ведомости данные заносятся в Баланс.

Мемориально-ордерная форма учета – по данным первичных или накопительных документов составляются мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал, затем в главную книгу. Эта форма отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники. Недостатки – трудоемкость учета, вызываемая многократным дублированием записей.

Автоматизированная форма учета:

Ввод данных (первичный документ)

Формирование бух записей (проводок)

Компьютерная обработка данных

Формирование отчетности.

В конкретных условиях схема может меняться.

Три способа исправления ошибок:

1. Корректурный способ – неправильно написанная сумма зачеркивается одной чертой так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое. Правильная сумма надписывается над или под зачеркнутым.

2. Дополнительная бух проводка.

3. «Красное сторно» - неправильная проводка повторяется, но красным цветом, тем самым неправильная проводка аннулируется. После этого составляется правильная проводка.

Оценка основных средств.

Три метода оценки ОС.

по первоначальной стоимости:

1. для объектов, изготовленных на самом мероприятии, а также приобретенных за плату у других предприятий и лиц – исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу и установке;

2. для объектов, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставной капитал по договоренности сторон;

3. для объектов, полученных от других учредителей и лиц безвозмездно, в качестве субсидий правительственных органов – по рыночным ценам;

4. для объектов, полученных в обмен на другое имущество, по балансовой стоимости этого имущества.

Первоначальная стоимость не подлежит изменению, кроме достройки, дополнительного оборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации, переоценки.

по остаточной стоимости:

определяется как первоначальная за вычетом амортизации. По этой стоимости ОС отражаются в балансе.

по восстановительной стоимости – затраты предприятия по воспроизводству объекта ОС в конкретных экономических условиях. Вост. стоим-ть= первонач стоим-ть*Кпересчета.

Кроме того, рассчитывается остаточная восстановительная стоимость=вост ст-ть-аморт*Кпересчета

К определяется по видам ОС, либо оценочным путем по рыночной стоимости.

Переоценка не чаще 1 раза в год, если была переоценка, то предприятие обязано далее каждый год проводить переоценку данного средства.

 

Учет амортизации ОС

Износ – это мера расходования, потребления или других потерь ОС, возникающих вследствие эксплуатации, течения времени, либо устаревания, вызванного изменением технологии либо ситуацией на рынке.

Причины износа – физическое старение, экономические факторы, устаревание и неадекватность, а также фактор времени.

Амортизация – постепенный перенос части стоимости ОС на себестоимость готовой продукции.

Сроки А устанавливаются гос-ом в зависимости от группы.

Методы начисления амортизации в бухучете:

1. линейный метод

А=первоначальная ст-ть*норма А (100%/срок полез использ)

2. метод уменьшаемого остатка

А=остаточная стоимость*норма А*Кускорения(постановление РФ или 1)

3. по сумме чисел лет полезного использования (кумулятивный)

А=первонач ст-ть*(число лет до конца срока/кумулят число лет экспл)

4. пропорционально объему выполненных работ

А/ед раб=первонач ст-ть*планир объем работ.

 

Контроль учета материалов

МПЗ принимаются к бухучету по фактической себестоимости, которая складывается из договорной стоимости, транспортно-изготовительных расходов, расходов, которые необходимы чтобы привести материалы до пригодного состояния. Суммы в денежной оценке всех поступающих на предприятие материалов=дебетовому обороту по счету 10. Материалы могут числится в учете также по учетным ценам. Существует три вида учетных цен:

Договорные цены

Планово-расчетные цены

Фактическая себестоимость по данным предыдущего месяца или года.

Планово-расчетные цены разрабатывает организация, если их уровень начинает отставать от рыночных более чем на 10%, то организация должна их пересмотреть.

Материалы, которые отпущены в производство, можно оценить одним из 4 способов:

1) по себестоимости каждой единицы

2) по средней себестоимости

3) по себестоимости МПЗ, купленных первыми (метод ФИФО)

4) по себестоимости МПЗ, купленных последними (метод ЛИФО)

 

Учет кассовых операций

Сумма средств, которая может находится в кассе, определяется лимитом, устанавливаемым банком по согласованию с предприятием. Лимит кассового остатка каждое предприятие определяет индивидуально. Расчет лимита остатка кассы подписывает руководитель и главный бухгалтер и представляет данный расчет в обслуживающий банк.

Предельный лимит расчетов наличными в РФ между юриками составляет 100тыс рублей по одной сделке.

Чтобы получить деньги с расчетного счета нужно выписать денежный чек, на основе которого оформляется расходно-кассовым ордером. В конце дня кассир оформляет на основе приходных и расходных ордеров кассовую книгу в двух экземплярах. Первый подшивается к первичным документам по кассе, бухгалтер проверяет отчет, обрабатывает его данные.

50.1 – касса предприятия – для учета ден средств в кассе предприятия. Когда предприятие производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счет 50 д.б. открыты соответствующие субсчета.

50.2 – операционная касса – учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор и эксплуатационных участков, остановочных пунктов и т.д. открывается при необходимости.

50.3 – денежные документы – используется для учета находящихся в кассе предприятия почтовых марок, марок гос пошлин, оплаченных авиа билетов и др.

50.3/71 – оприходованы в кассу денежные документы, приобретенные за наличный расчет.

50.3/76 – оприходованы в кассу ден документы, приобретенные в безналичном порядке.

73/50.3 – выдача путевок работникам организации

71/50.3 – на стоимость проездных билетов, выдаваемых работнику, направляемому в командировку, на суммы выданных подотчет почтовых марок и др.

94/50.3 – на сумму выявленной при инвентаризации недостачи ден документов.

99/50.3 – на суммы потерь в связи с чрезвычайными событиями.

 

50/51 – получены деньги с расчетного счета

50/62 – поступила выручка от продажи продукции, работ, услуг и товаров, от реализации ос и пр.

50/90 – поступили деньги от продажи товаров торговой организацией.

50/76 – поступили деньги от дебиторов

50/73.2 – поступили деньги за недостачу от МОЛ

50/91.1 – выявлены излишки ср-в в кассе

50/75 – внесены ден ср-ва от учредителей в счет уст капитала

51/50 – деньги сланы на расчетный счет

71/50 – выданы деньги в поотчет на командировочные

70/50 – выдана зарплата

69.1/50 – выдано по больничному листу

94/50 – выявлена недостача средств в кассе

20,26/50 – оплачены мелкие расходы произв характера.

 

Учет прочих расчетов.

Расчеты предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами связаны с необходимостью перечисления налогов, сборов и других платежей, обеспечивающих деятельность других финансовых подразделений государства.

99/68 – начислен налог на прибыль

70/68 – удержан налог на доходы физических лиц

90/68 – на сумму НДС, извлеченную из выручки

91/68 – начислен налог на имущество

26,44/68 – начислен транспортный, земельный налог и т.д.

20,26,24/69 – начислен есн

68/51 – перечисление налогов в бюджет

69.1-3/51 – рассчитались со страховыми фондами.

Расчеты по претензиями. На счете 76.2 отражаются расчеты по претензиям, предъявляемым к поставщикам и подрядчикам, транспортным и другим организация, а также по предъявленным и признанным штрафам, пеням и неустойкам.

К поставщикам, подрядчикам и транспортным компаниям при проверки их счетов несоответствиям цен и тарифов, обусловленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок. 76.2/60,10,41,20 и т.д.

К поставщикам материалов, товаров, к предприятиям, перерабатывающим материалы данной организации, за обнаружение несоответствие качества стандартам, тех условиям, заказу. 76.2/60

За брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах, признанных плательщиками или присужденных судом. 76.2/20,23,25,26

К поставщикам и транспортным организациям за недостачи груза в пути сверх предусмотренных в договоре величин. 76.2/60

К кредитным организациям по суммам, ошибочно списанным (перечисленным) по счетам организации. 76.2/51

По штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков за несоблюдение договоренных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или присужденных судом. 76.2/91.2

Учет уставного капитала

Уставной капитал – основной источник формирования собственных средств предприятия, необходимых ему для выполнения уставных обязательств.

В наст время в зависимости от формы организации коммерческого предприятия понятие той части собс капитала, размер которого указывается в учредительных документах, реализуется след образом:

· Уст капитал хоз обществ

· Уст фонд гос и муницип унитарных предприятий

· Складочный капитал хоз товариществ

· Паевой фонд производств и потребит кооперативов

Уст капитал определяет миним размер имущества предприятия, гарант интересы его кредиторов. Мин уст капитал для АО должен составлять не менее 1000кратной суммы ММОТ на момент регистрации, для ЗАО – 100 ММОТ.

На момент регистрации уст капитал д.б. оплачен не менее чем на половину. Оставшаяся часть – в течение года.

75/80 – регистрация предприятия

Поступление вкадов:

08.4/75 – в виде ОС

08.5/75 – в виде нематер активов.

Эк смысл УК – наделение вновь созданного предприятия основными и оборотными средствами. Со временем, УК может меняться. Поэтому объективной оценкой ком организации является не размер УК, а стоимость чистых активов. Если по окончании 2 и каждого послед финанс года по бухгалт данным стоимость чистых активов оказывается меньше УК, то акц общество должно объявить об уменьшении своего УК.

80/84 – доведение величины УК до величины чистых активов.

81 счет – собственные акции и доли. Предназначен для обобщения информации о наличии и движении собст акций и ролей общества, выкуплен акционерн обществом у акционеров для дальнейшей перепродажи или аннулировании.

81/50,51,52 – выкуплены акции.

По выкупленным акциям не начисляются дивиденды. Данные акции не принимают участия при подсчете голосов. Они д.б. реализованы не позднее 1 года с момента выкупа. В противном случае общество д. объявить об уменьшении капитала и аннулировании.

 

Фонда и резервы.

82 – резервный капитал. Часть собственных средств предприятия, формируемая за счет прибыли, ежегодно пополняется до суммы равной или большей 5% от УК. Резервный капитал предназначен для покрытия непредвиденных расходов и понесенных затрат в соответствии с учред документами.для акц обществ создание резервного капитала обязанность, для прочих – право.

84/82 – пополнен резервный капитал

82/84 – покрытие балансового убытка за отчетный период

82/66,67 – погашение облигаций обществом

83 – добавочный капитал. Предназначен для отражения переоценки обор активов, эмис дохода, положит и отриц курсовой разницы в случае погашения задолженности у учредит по взносам в УК, выражен в ин валюте.

Ком орг-ции могут не чаще 1 раза в год переоценивать обор активы.

01/83.1 – прирост стоимости ОС по переоценке

63 – резерв по сомнительным долгам. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, не погашенная в установленный срок и не обеспеченная соответствующими гарантиями.

91.2/63 – создан резерв

63/62,76 – резерв израсходован

63/91.1 – если по оконч резервного периода полностью не использован, он переходит к 91.1.

14 – резерв под снижение стоимости мат ценностей.

91.2/14 – создание резерва

Величина резерва опред-ся отдельно по каждому наименованию либо по группам однородных матер ценностей.

В начале периода след за периодом создания резерва зарезервированная сумма восстанавливается след проводкой: 14/94.

59 – резерв под обесценивание финн вложений

Данный резерв создается в сумме, определяемой как разность м/у оценкой на конец отчетного периода финн вложений и акций по котировкам на фондовой бирже и ст-ти принятий к бухучету. Создается за счет 91.2. данные резервы наз-ся поправочными или оценочными.

96 – резерв предстоящих расходов. Счет создается с целью равномерного включения некоторых расходов в издержки произ-ва или обращения.

Куда резерв уходит:

На оплату очередных отпусков, выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и т.д.

Предстоящий ремонт ОС

Подготовительные работы в сезонных отраслях

Гарантийный, послегарантийный ремонт.

20,23,25,26…/96 - резерв создан в начале года.

96/70 – зарплата

96/69.1-3 – ЕСН

96/60 – принят счет за услуги.

86 – целевое финансирование и поступления. Счет используется для обощения информации о движении ср-в, предназначенных для осущ-ния мероприятий целевого назначения. Каждая статься отражается отдельным субсчетом.

76/86 – поступили деньги на мероприятие

86/70 – за счет целевого финансирования начислены детские пособия

86/90 – финансир буд расходов.

84 – нераспределенная прибыль, непокрытый убыток

Отражает финн рез-тат деят-ти предприятия.

99/84 – списана сумма чистой прибыли отчетного года

84/99 – списана сумма чистого убытка отчетного года.

Как исп-ся данный резерв:

84/70,75 – начислены дивиденды

80/84 – доведение величины УК до величины чистых активов.

 

Налог на прибыль.

плательщиками налога на прибыль являются рос и иностр предприятия, кот получают прибыль от источников РФ. Не платят налог: предприятия переведенные на упрощенную систему налогообложения (УСН), плательщики ЕНВД. Объект налогообложения яв-ся прибыль предприятия. Ставка налога – 24%, из низ 17,5 – в бюджет субъекта федерации, 6,5 – в федеральный бюджет.

Налоговый и отчетный период: налоговый период – 1 календ год, отчетный период – 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год.

Проводки:

99/68.4 – начислен налог.

 

НДФЛ

Плательщики – организации, инд предприниматели, лица, признав налогоплательщиками в связи с перемещением товара ч/з тамож границу РФ.

Освобождаются от уплаты налога:

1. орган, перевед на УСН

2. плательщики ЕНВД

3. организации и инд предпр, у которых в течении 3 предш налогов периодов налоговая база не привысила 1 млн рублей.

Объект налогообложения след операции:

1. реализация работ ТиУ на тер-рии РФ

2. передача на тер РФ работ ТиУ для собств нужд

3. выполнение строит-монтаж работ для собствен потребления

4. ввоз на тамож тер-рию РФ.

Ставки налога – 0% - без налога, 10% - льготные ставки: по продов товарам (искл подакциозных), реализации научной, учебной и книжной продукции, реализация продукции СМИ, реализации книжной продукции связ с образованием и культурой (кроме литературы рекламн и эрот содержания), реализация и продажа жизненнонеобходимых леч средств, изделия медицины. 18% - остальные.

Порядок начисления НДФЛ

1. сумма НДС, подлеж внесению в бюджет определяется как разница м/у суммами налога получен от покупателей за реализацию товара или раб услуги и суммами налога фактич уплач поставщиками за матер ценности, ст-ть которых относится на издержки производства и обращения.

2. все плательщики НДС обязаны составить счет фактуру при совершении операций по реализации товаров с регистр книги продаж

3. НДС по приобретенным матер ценностям применяется к зачету возмещения по мере его оплаты и оприходования при обязат наличие счетов фактур и регистр книги покупок в 10 дневный срок.

Возмещение – 68/19.

Акцизы – налоги, включаемые в цену товаров определенного перечня. Аналогично НДС. Либо в %, либо в рублях и копейках за единицу продукции.

 

ЕНВД

Единый налог на вмененный доход – потенциально возможный валовый доход. 15%. Плательщики – физ лица – предприниматели, осуществл ремонтно-строит работы, бытовые, парикмахерские, медицинские, косметологические и т.д. услуги.

 

Предмет бухгалтерского учет

15 в. - теория бухучета, основанная на двойной записи. Основоположником бухучета считается ученый эпохи возрождения Лука Пачоли.

Бухучет условно можно разделить на финансовый и управленческий.

Область сравнения Финансовый учет Управленческий учет
Осн пол-ли инфор Сторонние лица и организации Рук-во и спец-ты (внутренние)
Осн объект учета и анализа Предприятие как эк субъект Структурные подразд предпр
Груп-ка затрат По эл-там затрат По стат кал-ции
Что отражает Сост ср-в и их источ, рез-ты хоз деят Движение ср-в
Сущность Описание в ден форме ср-в фирмы, ист и их движение Связан с процессом произ-ва и явл-ся продолжением фин учета

Бухучет законодательно определяется как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, капитале, обязательствах и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хоз операций.

Объект бухучета – предприятие, организ-правовая форма предприятия определяется гражд кодексом РФ.

Методологические основы организации бух учета и его принципы определены фед законом РФ «о бухучете».

Предмет бухучета – фин-хоз деят-ть предприятия. При этом происходит кругооборот хоз ср-в, который включает в себя:

· Процесс заготовления ср-в произ-ва и предметов труда;

· Процесс произ-ва продукции (работ, услуг);

· Процесс продажи продукции, материальных ценностей, основных средств, нематериальных и других активов.

Объект бухучета – имущество предприятия, капитал, обязательства, хоз операции, осуществляемые предприятиями в процессе хоз деят-ти.

Имущество (хоз. сред-ва):

· Внеоборотные активы (вложения во внеобротные активы, ОС, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности.

· Оборотные активы: производственные запасы и затраты, денежные средства в расчетах (дебиторская задолженность), финн вложения и т.д.

Источники образования хоз средств:

· Собственные: уставной капитал, прибыль, резервныей капитал, добавочный капитал, резервы, созданные в соответствии с уставом орг-ции.

· Заемные: кредиты банков, займы предприятий, кредиторская задолженность.

Задачи бух учета: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, контроль над использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление внутрихозяйственных резервов, предотвращение отрицательных результатов хоз деятельности.

Пользователи бух иноформации:

Внешние: поставщики, банки, инвесторы, биржи (прямой финн интерес), налоговые органы, статистики (косвенный).

Внутренние: администрация, совет директоров, совет акционеров, собственники, совладельцы, менеджеры, специалисты, члены коллектива.

 

Методы бухгалтерского учета

Метод – совокупность специальных приемов и способов, обеспечивающих контроль за движением хоз средств.

Документирование. В бухучете каждая хоз операция фиксируется документами. Подтверждается факт совершения хоз операции или право ее совершения. Сведения в документах – реквизиты. Доказательную и юридическую силу имеют только правильно и вовремя составленные документы.

Классификация документов:

По порядку составления:

· Первичные (составляются сразу после совершения операции – ордер, приходно-кассовый ордер);

· Сводные (составляется на основе первичных документов – авансовый отчет).

По методу составления:

· Внутренние (приходный, расходный кассовые ордера);

· Внешние (составляются за пределами организации – счет-фактура).

По структуре и назначению:

· Оправдательные (подтверждающие совершившеюся хоз операцию - счет-фактура);

· Распорядительные (дают указание на совершение хоз операции – приказ на переоценку).

· Документы бухгалтерского оформления (расчеты, справки, кот составляет бухгалтер).

Обработанные документы разносятся в учетные регистры (книги, карточки, журналы).

По способу записи они м.б. хронологическими (журнал регистрации доверенностей), систематическими (главная книга), комбинированными (журналы-ордера).

Инвентаризация – сверка документов бухучета с фактическим наличием товар товарно-материальных ценностей на предприятии по местам их хранения. Подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухучете (на хранении, арендованные).

Калькулирование – это способ учета затрат на производство и продажу продукции (работ и услуг).

Ведение счетов бухучета и двойная запись.

Счета – это учетные регистры, в которых записываются хоз операции. Они являются способом группировки и текущего отражения эк однородных хоз ср-в и их источников с целью контроля за ними.

 

 

Активные счета Пассивные счета Акт-пас счета
отражают
Состояние и движение хоз ср-в предприятия Источники формирования и целевое назначение ср-в расчеты
ОС, материалы, готовая продукция, товары, касса, валютные счета. Уставной капитал, добавочный капитал, резервный капитал, кредиты, расчеты с персоналом. С учредителями, дочерними предприятиями, дебиторами и кредиторами.

 

Акт-пас счета могут иметь как одно, так и два сальдо.

Итоговая сумма, записанная по дебету счета – дебетовый оборот.

Итоговая сумма, записанная по кредиту счета – кредитовый оборот.

В конце месяца по свету выводят обороты и подсчитывают остаток – сальдо.

Схема активного счета - дебет – увеличение, кредит – уменьшение.

Сальдо активного счета=сальдо нач (дебетовое)+оборот по дебету–оборот по кредиту.

Схема пассивного счета – дебет – уменьшение, кредит – увеличение.

Сальдо пассивного счета=сальдо нач+кредитовый оборот-дебетовый оборот.

Акт-пас счета имеют как дебитовое, так и кредитовое сальдо. При этом сальдо м.б. по этим счетам как по дебиту, так и по кредиту.

Каждая хаз операция отражается по дебету и кредиту различных счетов равными суммами – способ двойной записи. Он позволяет устанавливать взаимосвязь м/у объектами учета, осуществлять контроль за хоз деятельностью.

Взаимосвязанные счета, на дебете и кредите которых отражаются одни и те же суммы – корреспондирующими.

Запись, указывающая наименование дебетуемого и кредитуемого счетов, называется корреспонденцией счетов или бух проводкой.

Балансовый метод. Составляется двухсторонняя таблица: левая часть – актив, правая – пассив. В активе отражаются все хоз ср-ва по их видам, а в пассиве – источники их приобретения или образования. Итог актива всегда равен итогу пассива, т.к. в активе и пассиве отражаются одни и те хоз ср-ва, сгруппированные по разным признакам.

В активе приводятся сведения о внеоборотных активах(ОС, нематериальные активы, доходные вложения в мат. ценности и т.д.) и о оборотных активах (запасы, незаверш произ-во, готовая продукция, денеж ср-ва, дебиторская задолж-ть).

Пассив показывает финансовые источники, использованные при формировании хоз ср-в (уставной капитал, прибыль, кредиты, расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с поставщиками).

Баланс предоставляется ежеквартально по форме №1.

Итог баланса – нарастающий итог. Квартал, полугодие, 9 месяцев, год.

 

Форма и техника бухучета

Форма бухучета – порядок сочетания различных видов регистров, техники обработки учетных данных, последовательности и способа производства учетных данных.

Существуют след формы введения бухучета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная, упрощенная.

Журнально-ордерная – для учета хоз операций используются журналы-ордера, запись в которых ведется только по кредитовому принципу. Из журнала-ордера данные заносятся в главную книгу, затем в баланс.

Упрощенная форма – книга учета хоз операций и различные ведомости для аналитического учета, учета зарплаты обязательна кассовая книга. Из оборотной ведомости данные заносятся в Баланс.

Мемориально-ордерная форма учета – по данным первичных или накопительных документов составляются мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал, затем в главную книгу. Эта форма отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники. Недостатки – трудоемкость учета, вызываемая многократным дублированием записей.

Автоматизированная форма учета:

Ввод данных (первичный документ)

Формирование бух записей (проводок)

Компьютерная обработка данных

Формирование отчетности.

В конкретных условиях схема может меняться.

Три способа исправления ошибок:

1. Корректурный способ – неправильно написанная сумма зачеркивается одной чертой так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое. Правильная сумма надписывается над или под зачеркнутым.

2. Дополнительная бух проводка.

3. «Красное сторно» - неправильная проводка повторяется, но красным цветом, тем самым неправильная проводка аннулируется. После этого составляется правильная проводка.

Понятие и классификация основных средств.

ОС – материально-вещественные ценности, используемые как средство оплаты труда в натуральной форме в течение длительного времени в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, или для управленческих нужд организации. Кроме того, предполагается, что эти средства будут приносить доход и что они куплены не для перепродажи в будущем. К ОС (согласно положению по БУ «учет ОС») относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, инвентарь и принадлежности, многолетние насаждения, рабочий, продуктивный и племенной скот, прочие ОС сроком службы более 12 месяцев или одного операционного цикла, капитальные вложения на улучшения земель, в арендованные объекты ОС, земельные участки, объекты природопользования.

ОС длительное время обслуживают производство, продажу продукции и свою стоимость переносят на готовый продукт постепенно, по мере износа (посредством начисления амортизации).

Классификация ОС:

1. по отраслевому признаку – в пром-ти, с/х, на транспорте.

2. по назначению – производственные ОС осн деят-ти, произв ОС др отрасл, непроизводственные.

3. по видам – здания и сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование и прочие.

4. по принадлежности – собственные, арендованные, лизинг.

5. по признаку использования – в экспл, на реконструкции, в запасе или на консервации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.233.189 (0.227 с.)