Общая концепция финансов предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая концепция финансов предприятия.



Общая концепция финансов предприятия.

Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Денежный оборот, будучи обособленным полностью или частично, составляет материальную основу финансов предприятий. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов.

 

Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы — собственные источники финансирования расширенного воспроизводства, остающиеся в распоряжении предприятия после выполнения текущих обязательств по платежам и расчетам.

Финансы предприятий являются формой финансирования и кредитования предпринимательской деятельности. Их функционирование направлено на достижение общих целей эффективного.развития предприятий. Финансы микроуровня являются объектом регулирования со стороны государственных и муниципальных законодательных и исполнительных органов власти и управления. Главный субъект принятия важнейших финансовых решений — собственник. Главное лицо, реализующее эти решения и решающее тактические задачи, — финансист предприятия.

Финансы предприятий функционируют в рамках финансовой системы государства. Они являются ее основой. Поэтому все изменения в финансах предприятий связаны с изменениями в финансовой системе государства. Как экономическая категория финансы зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня. Представленные прежде всего государственным бюджетом, опираются на финансовый потенциал предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов предприятий. Распределение и использование финансовых ресурсов предприятий осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

Важный методологический фактор — определение принципов организации и функционирования финансов предприятий, необходимое для выявления направлений воздействия финансов предприятий на развитие предпринимательского сектора экономики, выработки критериев его функционирования. При этом необходимо учитывать, что финансы не обособлены рамками предприятий, а постоянно взаимодействуют с бюджетом,, внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами, страховыми компаниями, институциональными инвесторами.

Финансы предприятий опираются на информационные потоки. Принятие решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в бухгалтерской и статистической отчетности, договорах и соглашениях, коммерческих и расчетных документах и т.п. С ними постоянно работает финансист предприятия.

Финансы предприятий имеют четкую целевую ориентацию, которая накладывает отпечаток на все аспекты деятельности, включая организационный, коммерческий, инвестиционный, договорный и др. Это прибыльная работа, рациональная минимизация затрат, оптимизация финансовых потоков. Финансы предприятий затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества; Однако во всех своих аспектах они ориентированы на поощрение предпринимательской активности.

 

Классификация финансовых ресурсов.

Важной предварительной работой по созданию эффективной системы финансового планирования на предприятии является выявление и анализ доступных для использования финансовых ресурсов.

 

Финансовые ресурсы представляют собой денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении этой организации и предназначенные для осуществления затрат по расширенному

 

воспроизводству, экономическому стимулированию, выполнению обязательств перед государством и финансированию прочих расходов.

 

Для правильной организации финансирования предпринимательской деятельности все источники финансирования классифицируются (отличается от зарубежной).

 

Все источники финансирования делятся на 4 группы:

 

1. Собственные средства.

 

2. Заёмные средства.

 

3. Привлечённые средства.

 

4. Средства государственного бюджета.

 

В зарубежной практике отдельно классифицируются средства предприятия и источники финансирования его деятельности.

 

Средства предприятия делятся на:

 

* авансированный капитал (долгосрочные средства);

 

* средства краткосрочного назначения.

 

Авансированный капитал подразделяется на собственный и заёмный.

 

К собственным средствам в этом случае относятся:

 

* уставный капитал;

 

* выручка от реализации;

 

* амортизационные отчисления;

 

* чистая прибыль предприятия;

 

* резервы, накопленные предприятием;

 

* прочие взносы юридических и физических лиц.

 

В составе привлеченных средств выделяют:

 

* ссуды банков;

 

* заёмные средства, полученные от выпуска акций и других ценных бумаг;

 

* кредиторская задолженность.

 

Источники финансирования делятся на внутренние (собственные средства) и внешние (средства от продажи ценных бумаг, облигаций, ссуды банков и т.д.).

 

В практике учета и планирования финансов рассматривается следующий вариант деления источников финансирования:

 

1. Внутренние источники (все расходы, которые предприятие финансирует за счёт чистой прибыли).

 

2. Краткосрочные финансовые средства (средства, используемые для оплаты текущих расходов – для оплаты сырья, материалов, заработной платы).

 

Формы реализации источников финансирования в этом случае могут быть следующие:

 

* коммерческий кредит;

 

* акцептный кредит;

 

* переводной вексель (тратта);

 

* банковский овердрафт.

 

2. Среднесрочные финансовые средства, которые используются в интервале от 2 до 5 лет для оплаты машин, оборудования и научно-исследовательских разработок. К среднесрочным финансовым средствам относят кредит и аренду.

 

3. Долгосрочные финансовые средства, сроком свыше 5 лет. Они используются для приобретения земли, недвижимости и долгосрочных инвестиций. Выделение этих средств осуществляется путём получения долгосрочных ссуд, облигаций, выпуска акций.

Использование данной классификации в российской практике планирования связано с особенностями внутрифирменного планирования за рубежом и оценкой эффективности использования различных вариантов привлечения финансовых средств.

При определении потребности в денежных ресурсах обязательно должны учитываться следующие моменты:

1. Для какой цели и на какой период требуются денежные средства;

 

2. С какой срочностью требуются средства;

 

3. Наличие необходимых средств на предприятии;

 

4. Величина затрат при оплате долга.

Планирование расходов себестоимости на производство и реализацию продукции.

Размер прибыли – один из важнейших критериев оценки эффективности предпринимательской деятельности – зависит от выручки и себестоимости реализуемой продукции. Поэтому в процессе финансового планирования большое внимание уделяют прогнозированию себестоимости продукции. При этом роль основного отправного документа играет смета затрат на производство.

Следует отметить, что в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности выручка от реализации продукции и затраты, с ней связанные, отражаются по методу начисления. В финансовом планировании, в частности при планировании денежных потоков, оперативном планировании поступлений средств и платежей, важен расчет выручки и затрат по методу оплаты.

Для формирования финансового результата деятельности предприятия от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, работ и услуг.

Планирование затрат на производство продукции начинается с разработки сметы затрат на производство.

В ходе расчета сметы затрат на производство определяются 3 основных вида затрат:

1. себестоимость валовой продукции – сумма элементов всех затрат;

2. производственная себестоимость товарной продукции – разность между себестоимостью валовой продукции и изменениями остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов;

3. полная себестоимость товарной продукции – сумма производственной себестоимости товарной продукции и внепроизводственных расходов.

На основе сметы затрат и данных бухгалтерского учета переходят к расчету плановой величины себестоимости реализованной продукции. Расчет осуществляется по следующей формуле:

Зр = З 1 + ТЗ 2,

где Зр – себестоимость реализуемой продукции; З 1 – себестоимость остатков нереализованной продукции на начало планируемого года; Т– себестоимость товарной продукции планируемого года, определяется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции; З2 – себестоимость остатков нереализованной продукции на конец планируемого года.

 

Таблица 3.2. Смета затрат на производство и реализацию продукции

 

 

Учитывая временные расхождения между движением материальных ценностей (продукции) и движением денежных средств (оплата отгруженной продукции) и необходимость прогнозирования притоков и оттоков денежных средств, целесообразно в остатки нереализованной продукции на начало и конец планируемого года включать не только остатки готовой продукции на складе, но и продукцию отгруженную, но не оплаченную.

 

 

9. Экономическое содержание прибыли

 

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю. На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

 

Планирование сумм амортизационных отчислений.

 

Необходимо понимать, что процесс начисления амортизации представляет собой процесс перенесения стоимости амортизируемых основных фондов на стоимость производимой продукции (работ, услуг).

В настоящее время в соответствии с ПБУ‑6 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств применяются следующие методы начисления амортизационных отчислений:

♦ линейный способ: сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости основных фондов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования основных фондов;

♦ способ уменьшаемого остатка: сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости основных фондов на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этих основных фондов и коэффициента не выше 3;

♦ способ списания стоимости по сумме лет срока полезного использования: сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости основных фондов и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта;

♦ способ списания стоимости пропорционально объему продукции: начисление амортизации производится исходя из натурального показателя объема продукции и соотношения первоначальной стоимости основных фондов и предполагаемого объема продукции (работ) за весь период.

Амортизация не начисляется:

♦ по объектам жилищного фонда;

♦ по объектам основных средств, используемым для реализации законодательства РФ о мобилизации;

♦ по объектам основных средств некоммерческих организаций;

♦ по объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются.

При выборе способа начисления амортизации инвестор руководствуется желанием вернуть вложения в основные средства в самый короткий срок, так как все амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и возмещаются из выручки от продажи товаров.

Следовательно, амортизационные отчисления, с одной стороны, являются элементом текущих эксплуатационных затрат и участвуют в формировании прибыли предприятия, а с другой – выступают налоговыми вычетами, позволяющими исключить из налогооблагаемой базы определенную часть доходов предприятия. В целях налогового учета используются методы начисления: линейный (аналогичен способу с таким же названием, применяемому для целей бухгалтерского учета) и нелинейный (аналогичен способу уменьшаемого остатка).

Начисление амортизации приостанавливается на период восстановления объектов основных средств продолжительностью более одного года. Амортизационные отчисления по основным средствам показываются в учете того отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от финансовых результатов деятельности предприятия в данном периоде.

Амортизация нематериальных активов производится одним из следующих способов:

♦ линейный способ;

♦ способ уменьшаемого остатка;

♦ способ списания стоимости пропорционально объему продукции.

Норма амортизации определяется исходя из срока полезного действия нематериальных активов. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет, но не более срока деятельности организации.

Амортизационные отчисления являются объектом финансового планирования, т. е. включаются в доходный раздел финансового плана (бюджета доходов и расходов) предприятия. Для определения суммы этих отчислений можно пользоваться как методами прямого счета, так и аналитическим методом. При использовании прямого метода расчета сумма амортизационных отчислений (А) устанавливается по формуле:

 

где СБi – балансовая стоимость i‑ro объекта (или их группы), тыс. руб.; Hj – норма амортизации по объекту i‑ro вида, %; п – количество объектов (или их групп), по которым начисляется амортизация (i = 1, 2, 3, п).

При использовании аналитического метода в начале исчисляется средняя стоимость амортизируемых основных фондов на планируемый год (Сос) по формуле:

Сос = СБ + В×К/12 – В1×(12 – К)/12,

где СБ – балансовая стоимость основных средств предприятия на начало расчетного периода; В – стоимость вводимых в эксплуатацию основных средств в планируемом периоде; В1 – стоимость выбывающих из эксплуатации основных средств в планируемом периоде; К – число полных месяцев функционирования основных средств в планируемом периоде; 12 – К – число месяцев, остающихся до конца года после выбытия основных средств.

Среднюю стоимость основных средств, амортизируемых в плановом году, умножают на среднюю фактическую норму амортизации ф), которая сложилась по отчету предприятия за базовый год:

 

А = Сос × Нф /100.

Определенную расчетным путем сумму амортизационных отчислений включают в бюджет доходов и расходов предприятия на предстоящий год. Аналитический метод расчета (в отличие от метода прямого счета) более прост в использовании, но дает менее точный результат, так как расчет ведется не по каждому инвентарному объекту, а по всем основным средствам предприятия.

Нематериальные активы

 

В современных условиях одним из новых видов внеоборотных активов длительного пользования являются нематериальные активы Наряду с основными средствами, долгосрочными финансовыми вложениями и прочими внеоборотными активами они учитываются в I разделе актива баланса предприятия. Их появление в составе активов предприятия связано с переходом к рыночным отношениям, необходимостью приближения к мировой практике хозяйствования

Нематериальные активы представляют собой долгосрочные вложения предприятия в приобретение прав на имущество, не имеющее материальной формы, но приносящее предприятию доход.

К нематериальным активам относят приобретенные предприятием за плату патенты, лицензии, торговые марки и товарные знаки, другие права по использованию производственной информации, земли и природных ресурсов, программные продукты для ЭВМ, оплату брокерских мест на биржах, права на интеллектуальную собственность («ноу-хау») и т.д.

В Законе Украины «О налогообложении прибыли предприятия» дано следующее прикладное определение нематериальных активов. Так, нематериальные активы — это объекты интеллектуальной, в том числе промышленной собственности, а также другие аналогичные права, признанные в порядке, установленном законодательством, объектом права собственности предприятия.

Нематериальные активы числятся в составе активов предприятия до тех пор, пока они приносят доход. В течение расчетного срока действия активов их необходимо амортизировать, то есть постепенно переносить стоимость на выпускаемый продукт. Затраты в нематериальные активы окупаются за счет дополнительного дохода или дополнительной прибыли (снижения себестоимости), которые получает предприятие в результате их применения или использования в своей хозяйственной деятельности. Стоимость нематериальных активов включает расходы на их приобретение и доведение до состояния, когда они мoгyт быть использованы с выгодой для предприятия.

Источниками финансирования приобретения нематериальных активов выступают собственные и заемные средства предприятия, состав которых рассмотрен применительно к финансированию основных фондов.

23. Экономическое содержание оборотного капитала

Параграф №1 "Оборотный капитал предприятия и инвестиции в оборотные активы"

Значительное время руководство предприятия затрачивает на решение краткосрочных финансовых задач, связанных с управлением оборотными активами. Если не заниматься краткосрочными операциями, то долгосрочные финансовые стратегии успеха не имеют.

Ключевое место занимают проблемы достаточности оборотных активов, механизм их планирования и пополнения, эффективного использования.

Оборотные активы предприятий имеют двойственную экономическую природу. С одной стороны, они представляют собой значительную часть имущества предприятия, воплощенного в материально-производственных запасах, незаконченных расчетах, остатках денежных средств и краткосрочных финансовых вложениях.

С другой, это часть капитала (пассивов), обеспечивающая непрерывность хозяйственной деятельности.

Инвестиции (вложения) в оборотные активы отражаются во втором разделе бухгалтерского баланса, а источники их финансирования в третьем разделе “Капитал и резервы” и в пятом разделе “Краткосрочные обязательства”.

Для оборотных активов как части авансированного капитала характерны три особенности:

1. они должны быть вложены заранее, т.е. авансированы до получения дохода (выручки от продажи товаров);

2. оборотные активы в качестве наиболее ликвидных ресурсов не расходуются и не потребляются, но они постоянно возобновляются (регенерируются) в хозяйственном обороте;

3. абсолютная потребность в оборотных активах зависит от объема хозяйственной деятельности и должна поэтому регулироваться.

При их недостатке или неэффективном использовании финансовое состояние предприятия ухудшается, что непосредственно сказывается на его платежеспособности и в конечном итоге приводит к несостоятельности (банкротству).

Среди важнейших причин генерирующих данный процесс можно назвать:

1. высокая инфляция, обесценивающая будущие доходы;

2. отсутствие механизма пополнения оборотных активов;

3. частичная потеря управляемости финансами предприятий.

Инфляционный эффект утраты оборотных активов возникает по двум причинам:

а) из-за запаздывания последующих расходов относительно получаемых доходов и затрат на формирование запасов;

б) из-за инфляционного роста прибыли, весомая часть которой изымается в виде налогов в бюджетную систему (примерно 1/3).

Если инфляция носит умеренный характер - не более 10-12 % в год (т.е. она предсказуемая), то можно с достаточной степенью точности предвидеть ее влияние на величину оборотных активов.

Оборотные активы непосредственно вовлекаются в процесс производства и сбыта продукции. Поэтому концепция управления оборотными активами сводится к обеспечению предприятия минимальным объемом денежных ресурсов для поддержания его постоянной платежеспособности (ликвидности). Она включает в себя следующие элементы:

1. учет всех составляющих оборотных средств на каждую отчетную дату;

2. анализ состояния и причин, в силу которых сложилось негативное положение с обеспеченностью предприятия оборотными активами;

3. разработку и внедрение в практику работы экономических служб предприятия современных методик управления оборотными средствами;

4. контроль за текущим состоянием важнейших элементов оборотных активов в процессе производственно-коммерческой деятельности;

5. прогноз изменений в оборотных средствах на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Полный цикл оборота оборотных активов характеризует время движения средств предприятия и зависит от скорости производства и реализации продукции.

Формула движения оборотных активов следующая:

Д → МПЗ → НПЗ → ГП → Д′;

где Д′ = Д + ΔД,

где ΔД – изменение величины оборотных активов.

При ΔД < 0 – предприятие убыточно

При ΔД > 0 – оборотный капитал увеличивается на сумму прибыли.

Анализ состояния оборотных активов, их отдельных элементов (запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции на складе, дебиторской задолженности и т.д.), а также показателей их оборачиваемости позволяет:

а) оценить эффективность использования денежных ресурсов в текущей (операционной) деятельности предприятия;

б) определить ликвидность его баланса, т.е. возможность своевременно погасить краткосрочные обязательства;

в) выяснить, во что вкладывается чистый оборотный капитал (собственные оборотные средства) в течение финансового цикла для оценки избытка или недостатка отдельных элементов оборотных средств.

Оборотные активы рекомендуется поддерживать на минимальном, но достаточном уровне. Использование данного критерия важно, чтобы обеспечить снижение доли наименее ликвидных элементов оборотных активов и ускорение их оборачиваемости.

Чистый оборотный капитал (ЧОК) или собственные оборотные средства (СОС) выражает разницу между оборотными активами и краткосрочными обязательствами. Наличие ЧОК – необходимое условие обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Минимальное значение показателя 10% к общему объему оборотных активов. Чем выше данный показатель, тем устойчивее финансовое состояние предприятия, тем больше у него возможностей к проведению независимой финансовой политики.

Для анализа важно изучить динамику изменения величины собственных оборотных средств, принимая во внимание соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностью поставщикам за сырью и материалы.

В тех случаях, когда наблюдается уменьшение собственных оборотных средств, но изменяется соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностью по товарным операциям, можно предположить, что предприятие в значительной степени финансирует свои оборотные активы за счет краткосрочных банковских кредитов. Если к тому же показатели оборачиваемости оборотных активов не улучшаются, то снижение величины собственных оборотных средств свидетельствует о неэффективном управлении текущими активами и увеличении риска в деятельности предприятия.

Напротив, если предприятие поддерживает высокий уровень оборачиваемости оборотных активов (40 – 60) дней, то это свидетельствует о их рациональном использовании.

Для нормальной деятельности предприятия оборотные активы должны находится на всех стадиях производственного цикла и во всех формах (денежной, производительной и товарной). Отсутствие любого элемента оборотных активов на одной из стадий приводит к остановке производства.

Если товар продается в кредит, то предприятию необходимы оборотные средства для поддержания дебиторской задолженности до тех пор, пока покупатель не внесет плату за продукцию (услуги).

Полный цикл оборота оборотных активов измеряется временем с момента закупки сырья и материалов у поставщиков (оплаты кредиторской задолженности) до оплаты готовой продукции покупателями (погашения дебиторской задолженности).

Предприятие далеко не всегда получает деньги от покупателей (клиентов) на момент платежа поставщикам за сырье и материалы. Поэтому и возникает проблема оперативного управления оборотными активами.

В условиях конкурентной среды каждое предприятие заинтересовано в том, чтобы добиваться приемлемого объема производства и продаж и тем самым упрочить свои позиции на рынке. Для достижения такой цели необходимы адекватные материальные и финансовые ресурсы. Масштабы их привлечения зависят от текущих и перспективных целей предприятия.

Во-первых, для осуществления процесса производства и продажи нужно закупать у поставщиков различные материальные ресурсы и пользоваться платными услугами. Данный процесс часто сопровождается отсрочками платежей, длительность которых зависит от финансовых возможностей поставщиков.

При оценке возможных связей с поставщиками рекомендуется учитывать следующие факторы:

а) сравнительные масштабы деятельности поставщика и покупателя;

б) долю предприятия-поставщика в объеме реализации покупателя;

в) уровень монополизации рынка поставщиком;

г) наличие аналогичных товаров на рынке;

д) предположительную структуру рынка (число возможных поставщиков),

Во-вторых, любое предприятие вынуждено создавать материально-производственные запасы на различных стадиях эксплутационного (операционного) цикла. Создание запасов – гарантия против недопоставок материальных ресурсов. Запасы не должны быть чрезмерными, а их содержание стоить дорого.

Ряд полезных советов:

1. целесообразно рассчитывать и строго регулировать поставки каждого вида материальных ресурсов, избегать досрочных или запоздалых поставок;

2. следует согласовывать сроки поставок с поставщиками;

3. целесообразно диверсифицировать своих поставщиков, чтобы в каждый момент воспользоваться благоприятным соотношением спроса и предложения на товары;

4. обслуживание клиента должно быть качественным;

5. во избежание срыва поставок необходимо следить за финансовым положением поставщиков (по данным публикуемой ими отчетности), а также их технической состоятельностью.

В-третьих, рассмотрим поведение предприятия-изготовителя как продавца готовых изделий. Изготовитель продает готовую продукцию покупателям (клиентам), которые в свою очередь могут просить отсрочки платежей, длительность которых зависит от взаимоотношений с клиентами.

При оценке возможных связей с покупателями целесообразно учитывать ряд факторов:

1. уровень монополизации рынка сбыта предприятием-продавцом;

2. масштабы деятельности предприятия-продавца по сравнению с клиентами;

3. техническое опережение конкурентов: уровень качества продукции, диверсификация производства и цен на изделия;

4. репутация продавца и престиж торговой марки.

Ряд практических советов:

1. продолжительность отсрочки платежей, предоставляемых покупателям, зависит от репутации клиента, масштаба его коммерческой деятельности и объема заказов;

2. предоставляя слишком длительные сроки отсрочки платежа клиентам (свыше 1 месяца) предприятие подвергает опасности собственное финансовое положение;

3. для снижения риска неплатежей целесообразно диверсифицировать клиентуру;

4. во избежание финансовых трудностей важно своевременно выписывать счета клиентам;

5. для минимизации риска неплатежей желательно следить за финансовым положением клиента;

6. обслуживание клиентов должно быть качественным.

Итак, в процессе эксплутационной деятельности предприятие постоянно испытывает краткосрочные потребности в денежных средствах для оплаты товарно-материальных ценностей и услуг, а также для предоставления отсрочки платежей покупателям товаров (услуг), то есть покрытия дебиторской задолженности.

На практике различают состав и структуру оборотных активов. Состав оборотных активов – совокупность составляющих их элементов. Структура оборотных средств характеризует удельный вес каждой статьи в общем объеме текущих активов (итоге раздела II актива баланса). Она складывается под влиянием ряда отраслевых и иных факторов:

1. производственные – состав и структура затрат на производство, его тип, характер выпускаемой продукции, длительность технологического процесса и др.;

2. особенности закупок материальных ресурсов – периодичность, регулярность, комплектность поставок, вид транспорта, удельный вес комплектующих изделий в объеме потребления и т.д.;

3. формы расчетов с поставщиками и потребителями товаров;

4. спрос на продукцию данного предприятия, что влияет на величину готовой продукции и дебиторской задолженности.

Колебания объема продаж могут быть трех типов:

а) сезонные - пик спроса приходится на определенные периоды в году. Например, товары для летних или зимних видов спорта, для школьников и др.;

б) циклические – пик спроса приходится на определенные фазы производственного цикла (строительство);

в) долговременные – спрос колеблется на протяжении всего года (радиовещание, телевидение, коммунальные услуги и т.д.).

Все типы спроса различаются по длительности воздействия на производственно-торговую деятельность предприятий состояние их оборотных активов. Так, сезонный цикл требует инвестирования наличных денег в начале цикла. Когда цикл начинается, вложенные средства проходят различные стадии данного цикла. Сначала наличность авансируется в товарные запасы в ожидании будущих продаж. После того, когда заказы выполнены, а готовые изделия отправлены покупателям, запасы сокращаются до минимума. Оборотные активы поставщика вложены в различные элементы дебиторской задолженности. После оплаты готовой продукции дебиторами (покупателями) оборотные активы возвращаются поставщику в форме наличных денег на его расчетный счет в банке. Часть их вновь авансируется в производственные запасы для следующего сезона продаж.

Поскольку финансовые обязательства оплачиваются наличными деньгами, поступающими на расчетный счет, то наиболее важный элемент оборотных активов – наличные денежные средства. Финансистам предприятий необходимо обеспечить достаточный объем наличных денег к моменту наступления платежей по обязательствам государству и партнерам.

Управление наличными денежными средствами преследует три главные цели:

1. увеличение скорости поступления наличных;

2. снижение времени для осуществления наличных платежей;

3. повышение отдачи от вложенных наличных денег.

Высокая ставка банковского процента приводит к необходимости регулирования денежных операций и прежде всего за счет выручки от продажи товаров и услуг.

Структура оборотных средств отражает также специфику операционного цикла. Она показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных, а какая за счет заемных средств. Величина собственных оборотных средств отражает длительность и особенности финансового цикла.

Операционным циклом называется промежуток времени, в течение которого оборотные активы совершают полный оборот.

Финансовым циклом называется отрезок времени, в течение которого однократный оборот совершают собственные оборотные средства. В случаях, когда собственные оборотные средства отрицательные, понятие финансового цикла не существует.

Для анализа оборотных средств необходимо рассмотреть соотношение длительности операционного и финансового циклов, а также сравнить между собой периоды оборота отдельных составляющих – материально-производственных запасов, дебиторской и кредиторской задолженности.

Общая продолжительность операционного и финансового циклов связана со спецификой работы предприятий, в частности, с технологическими особенностями и сложившимися взаимоотношениями с поставщиками и покупателями, но также могут отражать и недостатки в управлении оборотными активами.

Эффективное управление оборотными активами состоит в умелом балансировании между рисками:

1. связанными с недостатком оборотных средств, а значит с угрозой ритмичной работе предприятия из-за дефицита сырья и материалов или с отсутствием возможности удовлетворять запросы потребителей продукции;

2. обусловленными избытком оборотных средств, то есть “замораживанием” денежных ресурсов в материально-производственных запасах и дебиторской задолженности (рис. 1.).

Оптимальный уровень оборотных средств позволяет максимизировать прибыль при приемлемом уровне ликвидности и коммерческого риска.

1. Предприятиям предоставлено право самостоятельно маневрировать оборотными активами в течение года.

2. Они определяют плановую потребность в оборотных активах исходя из специфики своей деятельности.

3. Предприятия могут реализовать используемые МПЗ сторонним организациям по рыночным ценам. Выручка от их реализации отражается в составе бухгалтерской прибыли (на счете № 80 “Прибыли и убытки”).

Рис. 7.1. Виды коммерческих рисков, влияющих на оборотные активы

4. В распоряжении предприятий остается также экономия, полученная от ускорения оборачиваемости оборотных активов в качестве их внутреннего финансового резерва.

5. Недостаток собственных оборотных средств восполняется за счет чистой прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия после налогообложения.

Чтобы выжить в рыночной среде, каждое предприятие обязано обеспечивать эффективное использование и ускорение оборачиваемости оборотных активов,

 

Процедуры банкротства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.21.86 (0.118 с.)