Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В рейтинге 500 крупнейших компаний мира большее количество компаний принадлежит США, японии и китаю.

Поиск

 

Таблица 4 - Географическое размещение ТНК в мире

Ранга Страна Компании
  Соединенные Штаты  
  Япония  
  Китай  
  Франция  
  Германия  
  Соединенное Королевство  
  Швейцария  
  Нидерланды  
  Канада  
  Италия  

 

На 2010 г.в список 500 крупнейших корпораций мира вошли шесть российских компаний – «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», Сбербанк РФ, ТНК-ВР и АФК «Система».

Таблица 5 - Крупнейшие российские корпорации

  Компания Глобальный 500 ранга Город Доходы ($ млн.)
  «Газпром»   Москва 94,472  
  Лукойл   Москва 68,025  
  Роснефть нефть   Москва 34,695  
  Сбербанк России   Москва 30,394  
  ТНК ВР Холдинг   Москва 25,696  
  АФК «Система»   Москва 18,750  

 

Последствия функционирования международных корпораций на территории развивающихся стран можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным последствиям относятся:

· распространение достижений НТП на периферийную зону мировой экономики;

· выделение денежных и технических средств для модернизации местных отраслей промышленности;

· создание новых рабочих мест и повышение уровня занятости местного населения;

· более высокий уровень заработной платы и социального обеспечения занятых в филиалах МК;

· повышение квалификации национальных кадров — «обучающий эффект»;

· включение местных производителей в процессы МРТ.

К отрицательным последствиям присутствия МК в развивающихся странах относят:

· подавление своей мощью местных фирм;

· установление монопольных цен;

· нарушение государственных законов страны присутствия в виде укрытия доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;

· загрязнение своим производством окружающей среды в стране присутствия;

· дестабилизацию ситуации на рынке труда за счет того, что заработная плата работников филиалов МК превышает заработную плату работников местных фирм;

· возможность оказания влияния на политику правительства данной страны.

МК, функционирующие на территории промышленно развитых стран, также оказывают все возрастающее влияние на экономику и политику этих государств.

Можно выделить несколько основных направлений влияния ТНК на мировую экономику.

1. ТНК во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг.

2. ТНК контролируют международное движение капитала и прямых иностранных инвестиций. Они являются основными инвесторами в развивающиеся страны и активно влияют на уровень их экономического развития, сочетая это с обширными сферами влияния в развитых странах.

3. ТНК играют огромную роль в создании и передаче технологии и знаний, концентрируя НИОКР в своих научных центрах. В силу производственных и финансовых возможностей именно они сосредоточивают в своих руках наиболее наукоемкие производства.

4. МК являются важнейшим фактором международной трудовой миграции, способствуя распространению профессиональных знаний, процессу обмена опытом между сотрудниками из разных стран и движению рабочей силы вслед за ПЗИ.

Таким образом, ТНК играют определяющую роль в процессе международной конкуренции, сотрудничая и соперничая друг с другом, а также с малым и средним бизнесом.

Вопросы для обсуждения

1) Дайте определение транснациональной корпорации, объясните ее экономическую природу.

2) Как деятельность современных ТНК влияет на экономику развивающихся стран?

3) Что понимается под транснациональными банками и какова их роль в международном бизнесе?

ТЕМА 3. НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК АКТОРЫ И РЕГУЛИРУЮЩИЕ ИНСТИТУТЫ

В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Интернационализация хозяйственной жизни, нарастание глобализации объективно предопределили необходимость целенаправленного регулирования международных эко-

номических отношений. Многостороннее межгосударственное регулирование отдельных сфер мировой экономики зародилось еще до второй мировой войны. Однако серьезным фактором в мировой экономике оно стало лишь в послевоенные годы.

Межгосударственное регулирование международных отношений — это совокупность добровольно принимаемых на себя различными странами обязательств и общих правил действия в сфере мирохозяйственных связей.

Послевоенная история развития мировой экономики свидетельствует о том, что главными предпосылками становления и развития системы межгосударственного регулирования международных экономических отношений являются следующие процессы.

Во-первых, это необходимость либерализации международной торговли путем снижения таможенных тарифов: разрушенная второй мировой войной экономика Европы требовала быстрого восстановления, что предполагало активизацию внешнеторговых связей, поощряло свободное движение капиталов, требовало упорядочения системы международных расчетов. Этот фактор предопределил решения Бреттон-Вудской конференции и создание таких международных организаций, как ГАТТ, МВФ, МБРР.

Во-вторых, крах колониальной системы империализма и обеспечение экономического развития освободившихся стран, в круг требований которых в 60-е - 70-е гг. входили: перестройка мирохозяйственных отношений, установление нового экономического порядка за счет стабилизации сырьевых рынков при более высоком уровне цен, устранения протекционизма в промышленно развитых странах, льготных условий передачи технологий, увеличения финансовой помощи и др. В результате ранее созданные международные организации (МВФ, МБРР, ГАТТ) утратили однородность своего состава в лице индустриальных стран, в них были допущены освободившиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Кроме того, был создан ряд новых экономических организаций - Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

В-третьих, сырьевые и продовольственные кризисы 70-х и 80-х годов, осложняемые действиями стран-экспортеров нефти, структурные кризисы в промышленно развитых странах объективно обозначили необходимость выработки согласованной позиции последних по отношению к странам ОПЕК и их совместных усилий в процессе структурной перестройки национальной экономики.

В-четвертых, глобализация мировой экономики, необходимость приспособления национальных экономик к происходящим изменениям в мировой экономике требовали координации экономической политики ведущих промышленно развитых стран, выработки различных методов сотрудничества и соглашений, которые обеспечили бы необходимое соответствие национальных политик и международной стабильности. В целях координации экономической политики ведущих стран мира в 1961 году была создана Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в практику вошли регулярные совещания на высшем уровне стран «большой семерки» (США, Канада, Япония, Великобритания, Франция, Германия, Италия) и др.

В-пятых, усиление мощи транснациональных корпораций, деятельность которых нередко вступает в противоречие с интересами развития национальных экономик, как стран базирования, так и принимающих стран, предопределили поиск мировым сообществом форм и методов регулирования их деятельности, в частности в ООН была создана Комиссия по транснациональным корпорациям.

В-шестых, интенсивное развитие процессов региональной экономической интеграции углубило содержание и разнообразило формы межгосударственного регулирования международных экономических отношений путем создания региональных регулирующих структур. Особенно ярко это проявилось на европейском экономическом пространстве.

В-седьмых, 45-летнее противостояние мирового капиталистического хозяйства и мирового социалистического хозяйства, равно, как и распад последнего внесли свои коррективы в процесс функционирования системы межгосударственного регулирования мирохозяйственных отношений. Был создан Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ), ограничивший продажу товаров двойного (гражданского и военного) назначения и передовых технологий в социалистические и развивающиеся страны социалистической ориентации. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) играл роль координатора внешнеэкономических связей социалистических стран. Отказ бывших социалистических стран от планового развития экономики и ее перевод на рыночные основы, распад СЭВа предопределили их вступление во многие регулирующие структуры мирового и регионального уровня (ГАТТ/ВТО, МВФ, Мировой банк, институты ЕС и т.п.).

В-восьмых, интенсивное развитие внешнеэкономического сотрудничества стран и крупных компаний в условиях несогласованности национальных законодательств и различий в способах и методах регулирования внешнеэкономических связей порождало проблемы согласования деятельности между взаимодействующими экономическими субъектами.

Таблица 6 - Характеристика современных неэкономических

Международных организаций

Организация Характеристика деятельности
ЮНЕП - Программа ООН по окружающей среды - Содействие международному сотрудничеству; - Представление рекомендаций по проведению природоохранной политики; - Руководство и координация природоохранных программ; - Постоянное наблюдение за состоянием окружающей среды в мире; - Содействие международным сообществам в накоплении и оценке знаний и информации об окружающей среде
ЮНЕСКО - Выполняет работу по программе «Человек и биосфера»; - Проводит исследования социально-экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и средой
ФАО – Продовольственная и сельскохозяйственная организация - Улучшение производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лесоводства и рыболовства; - Содействует инвестициям в агросферу; - Содействует рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновимых источников энергии
ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения - Содействие экологической безопасности, включая безопасное водоснабжение, питание, удаление отходов
ЮНИДО – Организация ООН по промышленному развитию - Содействует промышленному развитию и установлению нового эколого-экономического порядка
МАГАТЕ - международное агентство по атомной энергии - Разрабатывает норму безопасности и защиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов
ГЭФ – Глобальный экологический Фонд - Помощь развивающимся странам в решении экологических проблем, имеющих планетарный характер. - Первоочередные направления финансирования: глобальное потепление климата, загрязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя

Сложившаяся в мировой экономике на рубеже ХХ-ХХI веков система международного регулирования мирохозяйственных связей представляет собой совокупность объектов, субъектов и инструментов регулирования в мировой экономике.

Рисунок 2 - Система международного регулирования

Мирохозяйственных связей

Важное место в системе межгосударственного регулирования занимает Организация Объединенных Наций (ООН).

Она создана 24 октября 1945 г., в настоящее время насчитывает 185 членов. Согласно Уставу, ООН преследует следующие цели:

- поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира; улаживать или разрешать, в соответствии с принципами справедливости и международного права, международные споры или ситуации, которые могут привести к нарушению мира;

¾ развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

¾ осуществлять многостороннее сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

¾ быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Для достижения указанных целей Организация и ее члены действуют в соответствии со следующими принципами:

¾ суверенное равенство для всех его членов;

¾ добросовестное выполнение принятых на себя по Уставу обязательств;

¾ разрешение международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;

¾ воздержание в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН;

¾ оказание Организации всемерной помощи во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздержание от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера;

¾ обеспечение Организацией того, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;

¾ невмешательство Организации в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства (этот принцип, однако, не затрагивает применения принудительных мер в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии).

В соответствии с Уставом главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат. Образовано 17 специализированных учреждений ООН, а также международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

ООН является универсальной международной организацией, как по членству, так и по проблемам, находящимся в ее компетенции.

 
 


Международные организации, регулирующие мировую торговлю по критерию масштабности и профильности решаемых задач, условно можно разделить на две группы:

1) международные организации, занимающиеся вопросами мировой торговли в целом;

2) международные организации, занимающиеся вопросами регулирования торговли одним или несколькими связанными товарами.

Первая группа включает в себя: ГАТТ/ВТО, ГАТС, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, МТП.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) — это крупнейшая международная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли. Она была создана в 1947 г. в Женеве, а начала свою работу в 1948 г. Инициатором выступили США: укрепив свою экономику после второй мировой войны, они испытывали потребность в создании стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность поступательного развития мирового товарооборота.

В основу деятельности ГАТТ были положены следующие принципы:

1) тарифные меры признаются в качестве единственного приемлемого средства внешнеторгового регулирования;

2) фиксация тарифов на уровне, определенном договаривающимися сторонами;

3) прогрессивное снижение тарифов в ходе периодически проводимых раундов многостороннихторговых переговоров и их «закрепление» на согласованном уровне;

4) взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

5) принцип наибольшего благоприятствования, означающий, что все договаривающиеся стороны при снижении или отмене ввозных и вывозных пошлин обязаны обеспечить каждой третьей стране аналогичные благоприятные условия.

Основной формой деятельности ГАТТ явилось проведение переговоров и консультаций, которые получили название «раундов». До 1963 г. целью каждого из 5 раундов (Женевского в 1947 году, Аннесси в 1949 году, Торки в 1950 году, Женевских в 1956 и 1960-1961 годах) явилось согласование некоторых взаимных уступок участников в процессе снижения таможенных тарифов. В 1964-1967 гг. (Кеннеди-раунд) эта цель была дополнена разработкой антидемпингового кодекса, а в рамках Токио-раунда в 1973-1979 гг. — разработкой кодексов, расширяющих и усиливающих компетенцию ГАТТ в области нетарифных торговых барьеров.

Уругвайский раунд (1986-1994 г.) стал последним в истории ГАТТ. Рассмотрение на нем проблем, связанных с необходимостью разработки генерального соглашения по торговле услугами, по охране интеллектуальной собственности, об инвестициях в сфере торговли, о совершенствовании механизма деятельности ГАТТ, требовало расширения компетенции этой международной организации, результатом чего стала замена ГАТТ с 1 января 1995 г. Всемирной торговой организацией (ВТО). Главным же результатом деятельности ГАТТ явилось снижение средних импортных пошлин с 40% в 1947 г. до 5% в настоящее время.

Всемирная торговая организация (ВТО) — преемница ГАТТ, функционирует во многом так же как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий, благодаря совершенствованию ряда процедур принятия решений.

Центральная задача ВТО — либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.

Основополагающими принципами ВТО являются предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставления национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; «прозрачность» торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций, переговоров и т.д.

Все страны — члены ВТО принимают на себя обязательства выполнять 18 соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируются свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

Тенденция либерализации международной торговли услугами наиболее ярко проявилась в заключении в рамках ГАТТ в 1994 г. Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Разработка Соглашения проходила в течение почти 20 лет и представляла собой сложный поиск компромисса между многими странами с разными интересами в этом специфическом секторе торговли.

Основными обязательствами стран-членов ВТО в соответствии с ГАТС являются:

1) взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле услугами (за некоторыми временными и другими исключениями);

2) взаимное предоставление национального режима в отдельных секторах торговли услугами и по каждой форме их поставок, которые определяют сами участники Соглашения;

3) развитие процесса либерализации торговли услугами в дальнейшем;

4) обеспечение гласности в отношении национального регулирования торговли услугами;

5) создание ряда национальных административных органов, необходимых для функционирования ГАТС (предоставление информации, осуществление контактов, разрешение споров).

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) создана в 1962 г. по решению ЭКОСОС ООН. Инициатором создания были развивающиеся и социалистические страны с целью восполнения недостатка внимания к торговым проблемам третьего мира.

Задачи ЮНКТАД: содействие развитию мировой торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного взаимовыгодного сотрудничества; выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений; участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) учреждена в 1964 г. с целью содействия прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. В актив комиссии можно отнести подготовку текстов Конвенции ООН о морской перевозке грузов («Гамбургские правила»), Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция о купле-продаже) и др.

Международная торговая палата (МТП) была создана в 1922 г. и играет в целом дополняющую и вспомогательную роль. Она издает сборники международных коммерческих терминов («ИНКОТЕРМС»), распространяет обычаи, правила и нормы международной торговли а также выполняет роль посредника в установлении контактов между торговцами и предпринимателями разных стран и их торгово-промышленными палатами.

Вторая группа организаций, специализирующихся на регулировании международной торговли отдельными видами товаров, включает в себя: ОПЕК, МОПЭМ, АПЕФ, СИПЕК, ЕОУС, МОКК, МОК, МОНК, МОС и др.

Среди институтов наднационального регулирования международных валютно-финансовых отношений ведущая роль принадлежит Международному валютному Фонду и учреждениям Мирового (Всемирного) банка.

Международный валютный фонд — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи в случаях валютных затруднений, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. МВФ, имеющий статус специализированного учреждения ООН, практически является институциональной основой мировой валютной системы.

Он учрежден на Бреттон-Вудской Международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 01 по 22 июля 1944 г., свою практическую деятельность начал с 1 марта 1947 г. Конференция приняла статьи Соглашения о МВФ, которое стало его Уставом и вступило в силу 27 декабря 1945 г.

Целями МВФ являются:

- содействие международному валютному сотрудничеству путем консультаций и взаимодействия по валютным проблемам;

- создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли;

- содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальвации валют, вызываемой конкуренцией;

- оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, которые препятствуют развитию мировой торговли;

- предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платежных балансов без применения мер;

- сокращение продолжительности и масштабов дефицита международных платежных балансов государств-членов.

В функции МВФ входит:

- поддержание общей системы расчетов и системы расчетов по специальным правам заимствования (СПЗ);

- наблюдение за состоянием международной валютной системы;

- содействие стабильности обменных курсов валют и упорядоченных валютных взаимоотношений;

- предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов;

- пополнение валютных резервов стран-членов путем распределения СПЗ;

- предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.

Всемирный банк — международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам. В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации. Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:

· Международный банк реконструкции и развития и

· Международная ассоциация развития.

В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка ещё три организации:

· Международная финансовая корпорация;

· Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций;

· Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка.

Вопросы для обсуждения

1) В чем отличие ВТО от других международных экономических организаций?

2) Какую роль играет Международная финансовая корпорация для развития частных предприятий?

3) Какова регулирующая роль МВФ в глобальной экономике?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.78 (0.017 с.)