Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Транснациональные корпорации

Поиск

В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Возникновение международных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики и МЭО, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.

Опыт мирового развития показывает, что процесс интернационализации производства как главной предпосылки создания международных корпораций в основе своей имеет модель последовательной интернационализации. Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически и логически первой формы интернационализации — товарного экспорта новыми формами международной предпринимательской деятельности — экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зарубежными инвестициями.

Появление международных корпораций напрямую связано с иностранными прямыми инвестициями, т.к. в мировой практике международная корпорация (МК) рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира.

Различают две формы международных корпораций. Транснациональные корпорации (ТНК) — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы рассредоточены по миру. Многонациональные корпорации (МНК) — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения находятся в разных странах.

Транснациональные и многонациональные компании можно рассматривать как формы существования международных корпораций (МК), а само разделение последних на две формы проявления достаточно условно, т.к. их главным качественным признаком является не то что, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний.

Поэтому международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ.

Комиссия ООН по ТНК рассматривает МК как компанию:

· имеющую хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;

· оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществляющую общую стратегию через один руководящий центр;

· отдельные единицы которой связаны посредством собственности или другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.

В мировой практике под международной корпорацией (МК) понимают крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров, услуг и факторов производства. Как правило, к ним относятся лишь МК, у которых:

· годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд. долларов;

· от 1/5 до l/3 общего оборота приходится на заграничные операции;

· доля зарубежных активов не менее 25%;

· филиалы имеются не менее чем в 6 странах.

В соответствии с теорией транснациональных издержек наиболее важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) материнской и зарубежной фирм.

Начиная с 80-х гг. популярным объяснением развития зарубежного производства становится обеспечение конкурентных преимуществ фирме в перспективе. Эффективность деятельности компании напрямую связывается с оптимизацией внутри- и межкорпоративных связей, с выбором наиболее эффективных цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовиками и покупателями. Совокупный положительный потенциал взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений между головной фирмой и ее зарубежными филиалами вытекает из:

· развития системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек;

· налаживания общей сбытовой сети на основе вертикальных связей;

· обмена финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей стратегии развития и системы управления;

· гармонизации внутрикорпоративных цен и трудовых отношений на основе и в целях разумной дифференциации доходов компании.

Международные корпорации, возникнув в конце XIX в., прошли достаточно долгий путь эволюционного развития.

Характеристика этапов эволюции международных корпораций

I этап (конец XIX — начало XX в.).

1. Транснациональная деятельность промышленных монополий метрополии.

2. Вовлечение в орбиту экономических интересов сырьевой базы колоний.

II этап (между двумя мировыми войнами).

Развитие МК в форме военно-промышленных ТНК, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию).

III этап (50-е гг.).

1. Развиваются МК интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (многонациональные, характерно для стран Западной Европы), так и по сфере деятельности.

2. Создан не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных товаров.

3. Стратегическими целями ТНК становится производство товаров массового спроса для потребителей с высоким жизненным стандартом в промышленно развитых странах.

4. Перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны.

IV этап (60-е — 70-е гг. XX в.).

1. ТНК ориентируются на внешнеэкономическую сферу деятельности, которая стала основным источником их прибыли.

2. Возникает стремление преодолеть сложившееся негативное отношение в принимающих странах и стать органичной частью их национальных экономик;

3. Отказ от стратегии сброса грязных производств в развивающиеся страны, ТНК становятся проводниками достижений НТП, в них, используют национальные инженерно-технические кадры, вступают в партнерские отношения с местными фирмами, интегрируя их в свой состав.

4. Отказ от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал тесно переплетается с финансовыми институтами, торговым капиталом и наукой.

V этап (с 80-х гг.).

Появляется новая форма МК — глобальные, имеющие ряд особенностей:

1. Работают в рамках глобальной стратегии, нацелены на завоевание доминирующих позиций в глобальном экономическом пространстве;

2. Используют глобальные факторы производства (капитал, рабочую силу, природные ресурсы, предпринимательские способности);

3. Создают системы глобального международного производства, размещенного в большинстве стран (сетевая стратегия аутсорсинга).

Особенности деятельности международных корпораций на современном этапе:

1. МК являются активными участниками МРТ и способствуют его развитию, используя глобальные производительные силы и ресурсы.

2. В условиях жесткой конкуренции главная цель их деятельности — получение не максимальной прибыли, а обеспечение финансовой устойчивости и завоевание доминирующих позиций на глобальном рынке.

3. Создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии; стремление специализировать каждое предприятие сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно (модель «технологической цепочки»).

4. Осуществляется горизонтальная и вертикальная интеграция производственной, НИОКР, сбытовой и т.п. деятельности разбросанных по частям света подразделений компании.

5. Интенсивно растут прямые иностранные инвестиции МК в сферу услуг.

6. Интенсивное развитие внутрикорпоративной торговли подразделений МК (составляет 1/3 международной торговли) и формирование механизма трансфертного ценообразования;

7. Вывоз капитала нацеливается не только на увеличение количества зарубежных филиалов, но и на сокращение разрыва в организации и технологии производства в различных странах.

8. Разработка, передача и использование технологий преимущественно в рамках замкнутой корпоративной структуры и одновременно создание совместных научно-исследовательских центров и программ, перекрестное лицензирование с другими корпорациями.

9. Диверсификация деятельности МК по формам; «лифрэксдинг» (lifrexding) — комплексное сочетание обмена лицензиями, франчайзинга, экспорта товаров и прямых иностранных инвестиций.

10. «Сплетение» МК, принадлежащих к разным национальным и международным центрам, усиление их взаимодействия (стратегические системы, семьи, альянсы, слияния и поглощения).

Таблица 2 - Крупнейшие слияния и поглощения ТНК в 1999-2008 гг.

Год Компания-приобретатель Приобретаемая компания Сумма сделки, млн.долл.США
    Vodafone Airtouch PLC Mannesmann  
    America Online Inc. (AOL) Time Warner  
    Pfizer Warner-Lambert  
    Exxon Mobil  
    Glaxo Wellcome Plc. SmithKline Beecham Plc.  
    Royal Dutch Petroleum Co. Shell Transport & Trading Co  
    Citicorp Travelers Group  
    AT&T Inc. BellSouth Corporation  
    Comcast Corporation AT&T Broadband & Internet Svcs  
    SBC Communications Ameritech Corporation  
    Sanofi-Synthelabo SA Aventis SA  
    Vodafone Group AirTouch Communications  
    Pfizer Inc. Pharmacia Corporation  
    JP Morgan Chase & Co Bank One Corp  
    Bell Atlantic GTE  
    BP Amoco  
    Inbev Inc . Anheuser-Busch Companies, Inc  
    Qwest Communications US WEST  
    Worldcom MCI Communications  

 

11. Стремление приспособиться к трехполюсной модели мира — открытие хотя бы по одному крупному предприятию — координатору деятельности зарубежных фирм в каждом центре.

 

К началу XXI в. в мире функционировало 63 тыс. МК, имеющих 690 тыс. зарубежных филиалов и аффилированных предприятий по всему миру.

Около 49 тыс. родительских компаний размещается в развитых странах, 11 тыс. — в развивающихся, 3 тыс. — в государствах с переходной экономикой.

Международные корпорации производят 1/4 мирового ВВП и 1/2 мирового промышленного производства, им принадлежит 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Объем продаж зарубежных филиалов ТНК и других компаний превысил к концу XX в. 11 трлн. долларов, а их экспорт приблизился к 2,5 трлн. долларов, что составляет около 1/3 мировой торговли. Если же к этому добавить торговлю в рамках ТНК и связанную с ними торговлю с независимыми компаниями, то получится примерно 2/3 мировой торговли.

В таблице представлено 20 крупнейших корпораций мира за 2010 год по данным Fortune Global 500.

Таблица 3 - Крупнейшие корпорации мира (июль 2010 г.)

Компания Доходы, (млн. долл.) Прибыль, (млн. долл.)
  Wal-Mart Stores 408,214 14,335
  Royal Dutch Shell 285,129 12,518
  Эксон Мобил 284,650 19,280
  BP 246,138 16,578
  Тойота Мотор 204,106 2,256
  Japan Post Holdings 202,196 4,849
  Sinopec 187,518 5,756
  State Grid 184,496 -343
  AXA 175,257 5,012
  China National Petroleum 165,496 10,272
  "Шеврон" 163,527 10,483
  ING Group 163,204 -1,300
  Дженерал электрик 156,779 11,025
  Банк Америки корп. 150,450 6,276
  Фольксваген 146,205 1,334
  КонокоФилипс 139,515 4,858
  «БНП Париба» 130,708 8,106
  Assicurazioni Generali 126,012 1,820
  Allianz 125,999 5,973


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.50 (0.008 с.)