Тема 2. Транснациональные корпорации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Транснациональные корпорации



В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Возникновение международных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики и МЭО, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.

Опыт мирового развития показывает, что процесс интернационализации производства как главной предпосылки создания международных корпораций в основе своей имеет модель последовательной интернационализации. Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически и логически первой формы интернационализации — товарного экспорта новыми формами международной предпринимательской деятельности — экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зарубежными инвестициями.

Появление международных корпораций напрямую связано с иностранными прямыми инвестициями, т.к. в мировой практике международная корпорация (МК) рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира.

Различают две формы международных корпораций. Транснациональные корпорации (ТНК) — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы рассредоточены по миру. Многонациональные корпорации (МНК) — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения находятся в разных странах.

Транснациональные и многонациональные компании можно рассматривать как формы существования международных корпораций (МК), а само разделение последних на две формы проявления достаточно условно, т.к. их главным качественным признаком является не то что, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний.

Поэтому международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ.

Комиссия ООН по ТНК рассматривает МК как компанию:

· имеющую хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;

· оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществляющую общую стратегию через один руководящий центр;

· отдельные единицы которой связаны посредством собственности или другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.

В мировой практике под международной корпорацией (МК) понимают крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров, услуг и факторов производства. Как правило, к ним относятся лишь МК, у которых:

· годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд. долларов;

· от 1/5 до l/3 общего оборота приходится на заграничные операции;

· доля зарубежных активов не менее 25%;

· филиалы имеются не менее чем в 6 странах.

В соответствии с теорией транснациональных издержек наиболее важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) материнской и зарубежной фирм.

Начиная с 80-х гг. популярным объяснением развития зарубежного производства становится обеспечение конкурентных преимуществ фирме в перспективе. Эффективность деятельности компании напрямую связывается с оптимизацией внутри- и межкорпоративных связей, с выбором наиболее эффективных цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовиками и покупателями. Совокупный положительный потенциал взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений между головной фирмой и ее зарубежными филиалами вытекает из:

· развития системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек;

· налаживания общей сбытовой сети на основе вертикальных связей;

· обмена финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей стратегии развития и системы управления;

· гармонизации внутрикорпоративных цен и трудовых отношений на основе и в целях разумной дифференциации доходов компании.

Международные корпорации, возникнув в конце XIX в., прошли достаточно долгий путь эволюционного развития.

Характеристика этапов эволюции международных корпораций

I этап (конец XIX — начало XX в.).

1. Транснациональная деятельность промышленных монополий метрополии.

2. Вовлечение в орбиту экономических интересов сырьевой базы колоний.

II этап (между двумя мировыми войнами).

Развитие МК в форме военно-промышленных ТНК, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию).

III этап (50-е гг.).

1. Развиваются МК интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (многонациональные, характерно для стран Западной Европы), так и по сфере деятельности.

2. Создан не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных товаров.

3. Стратегическими целями ТНК становится производство товаров массового спроса для потребителей с высоким жизненным стандартом в промышленно развитых странах.

4. Перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны.

IV этап (60-е — 70-е гг. XX в.).

1. ТНК ориентируются на внешнеэкономическую сферу деятельности, которая стала основным источником их прибыли.

2. Возникает стремление преодолеть сложившееся негативное отношение в принимающих странах и стать органичной частью их национальных экономик;

3. Отказ от стратегии сброса грязных производств в развивающиеся страны, ТНК становятся проводниками достижений НТП, в них, используют национальные инженерно-технические кадры, вступают в партнерские отношения с местными фирмами, интегрируя их в свой состав.

4. Отказ от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал тесно переплетается с финансовыми институтами, торговым капиталом и наукой.

V этап (с 80-х гг.).

Появляется новая форма МК — глобальные, имеющие ряд особенностей:

1. Работают в рамках глобальной стратегии, нацелены на завоевание доминирующих позиций в глобальном экономическом пространстве;

2. Используют глобальные факторы производства (капитал, рабочую силу, природные ресурсы, предпринимательские способности);

3. Создают системы глобального международного производства, размещенного в большинстве стран (сетевая стратегия аутсорсинга).

Особенности деятельности международных корпораций на современном этапе:

1. МК являются активными участниками МРТ и способствуют его развитию, используя глобальные производительные силы и ресурсы.

2. В условиях жесткой конкуренции главная цель их деятельности — получение не максимальной прибыли, а обеспечение финансовой устойчивости и завоевание доминирующих позиций на глобальном рынке.

3. Создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии; стремление специализировать каждое предприятие сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно (модель «технологической цепочки»).

4. Осуществляется горизонтальная и вертикальная интеграция производственной, НИОКР, сбытовой и т.п. деятельности разбросанных по частям света подразделений компании.

5. Интенсивно растут прямые иностранные инвестиции МК в сферу услуг.

6. Интенсивное развитие внутрикорпоративной торговли подразделений МК (составляет 1/3 международной торговли) и формирование механизма трансфертного ценообразования;

7. Вывоз капитала нацеливается не только на увеличение количества зарубежных филиалов, но и на сокращение разрыва в организации и технологии производства в различных странах.

8. Разработка, передача и использование технологий преимущественно в рамках замкнутой корпоративной структуры и одновременно создание совместных научно-исследовательских центров и программ, перекрестное лицензирование с другими корпорациями.

9. Диверсификация деятельности МК по формам; «лифрэксдинг» (lifrexding) — комплексное сочетание обмена лицензиями, франчайзинга, экспорта товаров и прямых иностранных инвестиций.

10. «Сплетение» МК, принадлежащих к разным национальным и международным центрам, усиление их взаимодействия (стратегические системы, семьи, альянсы, слияния и поглощения).

Таблица 2 - Крупнейшие слияния и поглощения ТНК в 1999-2008 гг.

Год Компания-приобретатель Приобретаемая компания Сумма сделки, млн.долл.США
    Vodafone Airtouch PLC Mannesmann  
    America Online Inc. (AOL) Time Warner  
    Pfizer Warner-Lambert  
    Exxon Mobil  
    Glaxo Wellcome Plc. SmithKline Beecham Plc.  
    Royal Dutch Petroleum Co. Shell Transport & Trading Co  
    Citicorp Travelers Group  
    AT&T Inc. BellSouth Corporation  
    Comcast Corporation AT&T Broadband & Internet Svcs  
    SBC Communications Ameritech Corporation  
    Sanofi-Synthelabo SA Aventis SA  
    Vodafone Group AirTouch Communications  
    Pfizer Inc. Pharmacia Corporation  
    JP Morgan Chase & Co Bank One Corp  
    Bell Atlantic GTE  
    BP Amoco  
    Inbev Inc . Anheuser-Busch Companies, Inc  
    Qwest Communications US WEST  
    Worldcom MCI Communications  

 

11. Стремление приспособиться к трехполюсной модели мира — открытие хотя бы по одному крупному предприятию — координатору деятельности зарубежных фирм в каждом центре.

 

К началу XXI в. в мире функционировало 63 тыс. МК, имеющих 690 тыс. зарубежных филиалов и аффилированных предприятий по всему миру.

Около 49 тыс. родительских компаний размещается в развитых странах, 11 тыс. — в развивающихся, 3 тыс. — в государствах с переходной экономикой.

Международные корпорации производят 1/4 мирового ВВП и 1/2 мирового промышленного производства, им принадлежит 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Объем продаж зарубежных филиалов ТНК и других компаний превысил к концу XX в. 11 трлн. долларов, а их экспорт приблизился к 2,5 трлн. долларов, что составляет около 1/3 мировой торговли. Если же к этому добавить торговлю в рамках ТНК и связанную с ними торговлю с независимыми компаниями, то получится примерно 2/3 мировой торговли.

В таблице представлено 20 крупнейших корпораций мира за 2010 год по данным Fortune Global 500.

Таблица 3 - Крупнейшие корпорации мира (июль 2010 г.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.210.43 (0.025 с.)