Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Всякая порядня домашняя держатиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
А всякому рукоделью и у мужа и у жены, всякая бы порядня и снасть была в подвории и плотницкая и портново мастера и железная и сапожная, и у жены бы всякому еи рукоделью и домовитому обиходу всякая бы была порядня своя, и держано бы то бережно где что пригоже ино что себе ни зделал и нихто ничево не слыхал, в чюжии двор не идешь ни пошто свое без слова а поваренная порядня и хлебная, а все бы было у собя сполна и медяное и оловяное и железное, и деревяное каково ся лучит, а лучится у кого кокая ссуда взять или свое дать саженье или мониста или съкрута женьня судно серебряное или медяно или оловяное или какое платно и како ни буди запас пересмотрити и нового и ветшаного, где измято или избито или утло или што где изваляно или подралося, и которая на чем ни буди притча или што не цело, и все то, исчести и сметити и записати и хто емлет и хто дает обема то бы было ведомо а что весовое то бы извешено, и всякои ссуды бы цена поставлена по грехом какова притча станетца ино на обе стороны хлопотов и остуды нет ино тому платежь, а всякая ссуда имати и давати в честь и беречи паче своего и отнести на срок чтобы сами государи того не просили и по то не посылали ино и впредь дадут и дружба впрок, а толко чюжаго не беречи или не срок не отнести или испортив отдать ино остуда в век и убыток в том, и продажа живет и впередь нихто ни в чем не верит. По вся государыни дни дазирати у слуг всего и домашнеи порядни и рукоделья и о самои еи и о всяком бережении и строении А по вся дни государыня у слуг дазирает которые пекут и варят и всякие приспехи делают и которые всякое рукоделие делают и которая служька хорошо делает по приказу или есть варит или хлебы печет или колачи или пироги или какие нибудь приспехи или какое рукоделие зделает хорошо и за то слушка примолвити и пожаловати и есть подати и по преже писанному как дворовым людем от государя бережение и по службе смотря, а хто худо и не по приказу зделает или не слушает или ленитца или испортит што или нечисто стряпает или крадет ино по преже писаному наказанию учити как от государя слугам живет впереди о том наказании писано как кого пожаловати или наказати или научити а в горнице и в комнате и в сенех и на крыльце и на леснице всегда бы было чисто и рано и позно а стол и суды всякие всегда чисто мыти, и скатерть чиста а сама бы государыня всегда была устроина во всяком обиходе, таковыи бо у нее служки были вежливы по преже писаному а с слугами бы государыня пустошных речеи ни пересмешных отнюд не говорила ни торговки ни безделные женки ни волхвы никако не приходили а постеля и платья по гряткам и в сундукех и в коробьях, и убрусы и рубашки и ширинки все бы было хорошенко и чистенько и беленко уверчено и укладяно и не перемято и не сполщено а саженье и мониста и лучшее платья всегда бы было в сундукех и в коробьях за замком а ключи бы держала в малам ларце а все бы ведала сама. По вся дни жене с мужем о всем спрашиватися и советовати о всем и как в люди ходити и к себе призывати и з гостьями что беседавати А по вся бы дни у мужа жена спрашивалася и советовалася о всяком обиходе и воспоминала что надобет а в гости ходити и к себе звати ссылатца с кем велит мужь а гостьи коли лучится или самои где быти за столом сести луччее платье переменити, отнюд беречися от пьяного пития пьяныи мужь дурно, а жена пьяна в миру не пригоже, а з гостьями беседовати о рукодельи и о домашнем строении как порядня вести и какое рукоделеицо здети чего не знает, и того у добрых жен спрашиватися вежливо и ласково и кто что укажет на том ниско челом бити или у собя в подворье у которои гостьи услышит добрую пословицу, как добрые жены живут, и как порядню ведут и как дом строит и как дети и служок учат, и как повинуются им во всем, и то в ceбе внимати, а чево доброво не знает, ино спрашиватца вежливо, а дурных и пересмешных и блудных речеи не слушати и не беседовати о том, или в гостях увидит добрую порядню или вь естве или в питье или в каких приспесех или какое рукоделье необычно, или какая домашняя порядня где хороша, или которая добрая жена и смышленая и умная и в речех и в беседе и во всяком обиходе или где слушки умны и вежливы и порядливы и рукоделны и ко всякому добру смышлены и всего того добра примечати и внимати чево не знает или чево не умеет и о том спрашиватися вежливо и ласково и о том бити челом и пришед на подворья то все мужу сказать на упокои, с такими то з добрыми женами пригоже сходитися ни ествы ни пития для добрыя ради беседы и науку для да внимать то в прок себе а не пересмехатися и ни о ком не переговаривати и спросят о чем про кого иногды и учнут пытати ино отвещати не ведаю аз ничего того и не слыхал и не знаю, и сама о ненадобном не спрашиваю, ни о княинях ни о боярынях ни о суседах не пересужаю. Слуг наказывати как в люди посылать с чим А слуг своих заповедываи о людех не переговаривати, и где в людех были, и что видели недобро тово дома не сказывали бы а что дома деется того бы в людех не сказывали, о чем послано то и паметуи а о ином о чем учнут спрашивати того не отвечеваи и не ведаи и не знаи того борзее отделавшися да домои ходи и дело кажи, а иных вестеи не приноси што не приказано ино промежь государеи никакои ссоры не будет и неподобные речи и блудные, то бы отнюд не было то доброму мужу похвала и жене, толко у них таковы служки вежливы а пошлешь куды слушку или сына и што накажешь говорити или што зделати или што купить и ты вороти да спроси ему што ты ему наказал что ему говорити или что ему зделати, или что ему купити и толко по тъвоему наказу тебе все изговорит ино добро а пошлешь с слугою к кому еству или питье или что ни буди, да воротив спроси его куды несет толко так скажет как наказано то добро, а посылати питие вполне, а еству целу ино солгать не умееть, а товар посылаи сметив или смеряв, а деньги счетши а што весовое свесив а всево лучши запечатав ино безгрешно да о том наказывати что послано без государя отдать ли, или домов отнести и о тех всех людех не догадается государь или государыня сына или слуги воротит да спросит куды и с чим послали и что наказали и умная слушка вежливая сам воротся да вежливенко соимя колпак, у государя или у государыни спросив о всем переговорит что наказано толко по тому ино добро а куды пошлют в добрые люди у ворот легонко поколотит а по двору идешь и о ком спросит каким делом идешь ино того не сказывати а отвечать не к тебе аз послан, к кому аз послан с тем то и говорить а у сенеи или у избы или у кельи и ноги грязные отерти нос высмаръкати и да выкашлятся, да искусно молитва сотворити, а толко аминя не отдадут ино и в другое и в третие молитва сотворити поболши перваго, а ответа не отдадут ино легонко потолкатися и как впустят ино в ту пору носа не копать перстом ни кашлять ни сморкать вежливенко стоять и на сторону не смотрить до что наказано то исправит а о ином ни о чем не беседовать до борзее к себе поити до тот ответ государю сказать о чем посылан а где лучится быти у кого в подворье или в кельи при государи или без государя никакои вещи ни доброи ни худои ни дорогои ни дешево не ворошити ни смотрети бес прошения ни с места на место не переложити, и с собою возмя ничево не вынести без благословения а ествы и пития також не покушати чево не ведено то святотатьство, и лакомъство кто на то дерзает без благословения и без веления тому ни в чем не верити и заочи его никуды не пошлют по Еуаггелию в мале бе верен надо многими тя поставлю а что куды послано покрыто, или повязано, или запечатано или заверчено того не дьвигнути и не посматривати ествы или пития что послано того не покушивати каково послано таково и отнести, толко туто осмотрити как дают цело ли и вполне ли посылают чтобы там неверки не было куды то нести. Женам наказ о пьяньстве и о пьяном питии, и слугам тако же и о потаи не держати ничево нигде и слуг лжи и клеветы не слушати без исправы как их наказывати грозою и жену тако же, и как в гостех быти и дома себя устроивати во всем А у жены бы отнюд никако же никоторыми делы питье не было ни вино ни мед ни пиво ни гостиньцы, питие бы было в погребе да на леднике пила бы безхмелную, брагу и квас и дома, и в людех, аще приидут отколе жены о здоровъи спросить, тем пития пьяного не давать, а свои женки, и девки не пили же бы в людех и дома допьяна, а жене втаи мужа своего не ести и не пити, и похоронак на еству и на питье, потаи мужа своего не держати, а у подруг и у племяни потаи мужа своего питья и ествы и зделки и поминков всяких не просить и самои не давать а у себя чюжево не держать без мужня ведома, о всем советовати с мужем, а не с холопом и не с робою отнюд беречися от всякаго зла а раб своих и рабынь ложьными словесы не обговаривати мужу своему и насердки не держати а кто что избродит и то мужу сказати прямо бес прибавки а мужу и жене отнюд оговору не слушати никаково и не веровати без обыску, без прямого а жене к мужу безлепиц домашних не доносити чего сама не возможет управити а которое дурное дело то мужу сказати в правду а в чем которая женка или девка не слушает и слово и наказание неимет ее, или какову пакость учинит о том о всем с мужем переговорити каково кому наказание учинити, а гостьи коли лучатся и их почтивати питием как пригожа, а самои пьяново пития хмелново не пити а питие и еству и всякои обиход приносит один человек сверстнои кому приказано а мужеск пол туто и рана и поздно отнюд никако же никакими делы не был бы, кроме того кому приказано сверстному человеку что принести или о чем спроситца или о чем ему приказати, и всего на нем пытати и безчиния и невежества, а иному никому тута дела нет, а завтракати мужу и жене отнюдь не пригоже кроме немощи, ести и пити в подобно время.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.221 (0.01 с.) |