Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жалованные грамоты великого князя Ивана ш на земли и поместьяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Грамота 1482 г. Се яз князь великий Иван Васильевич всеа Руси пожаловал семи Митю да Ерему Трусовых детей Воробина (...) селцем Копцами и з деревнями Бощановским Есипова селцом Солопским и з деревнями Ивановским Кузмина. -(...) а доходом з денежным и з хлебным по старине, как были те селца за Богданом за Есиповым и за Иваном за Кузминым. 2. Грамота 1490 г. Се яз княз великий Иван Васильевич всеа Руси пожаловал Васюка Иванова сына Тыртова... волостькою Костянтиновскую Немово да сына ево Василия <...> в поместье, з доходом з денежным и з хлебным по старине, со всем по тому, как та волостька была за Костянтином за Немым и за его сыном за Василием. . Грамота 1502 г. Се яз княз великий Иван Васильевич всеа Руси и сын мой князь великий Василей Иванович всеа Руси пожаловал есмя Афанасия Иванова сына Мосеева да сына его Федора... деревнями Богдановским Есипова в поместье, з доходом з денежным и с хлебным и с мелким доходом, оприч наших Великих князей обежные дани. Самоквасов ДЛ. Архивные материалы: Новооткрытые документы поместно-вотчинских учреждений Московского
СУДЕБНИК 1497 г. О КРЕСТЬЯНАХ И ХОЛОПАХ "Лета 7006-го месяца септемвриа уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси с детми своими и с бояры п суде как судити бояром и околничим... Статья 57. О христианском отказе. А христианом (крестьянам. - Сост.) отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двое публь. а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора, а четыре годы поживет, и он весь Двор платит. (...) Статья 62. О межах. А кто сореть межу или грани ссечет из великого князя земли боярина и манастыря, или боярской и монастырской у великого князя земли, или боярской или монастырской у боярина или боярской у монастыря и кто межу сорал или грани ссек, ино того бити кнутием, да исцу взяти на нем рубль. А христиане промежу себя в одной волости или в селе кто у кого межу переорет или перекосит, ино волостелем или поселскому (управляющему дворцовыми селами. - Сост.) имати на том за боран (денежный штраф. - Сост.) по два алтына и за рану присудят, посмотря по человеку и по ране и по рассуждению. (...) Статья 66. О полной грамоте (самопродажа в рабство. - Сост.). По полной грамоте холоп. По тиуньству и по ключю по сельскому холоп з докладом и без докладу, и с женою и с детми, которые у одного государя; а которые его дети у иного или себе учнут жиги, то не холопи; а по городцкому ключю (служба. - Сост.) не холоп; по робе холоп, по холопе роба, приданой холоп, по духовной холоп. Судебники XV-XVI веков. М.-Л., 1952. С. 27. 168-170..
Домострой
БЫТ РУССКОЙ СЕМЬИ «Домострой» - русский литературный памятник XVI в. Представляет собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и в особенности семейно-бытового поведения. Предполагают, что «Домострой» возник в XV в. в среде богатого новгородского боярства и купечества. Автор его пользовался литературными источниками в виде сборников «слов» и поучений («Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь» и др.). «Домострой» служил правящему классу нравственным кодексом. В середине XVI в. переработан приближённым молодого царя Ивана IV Васильевича протопопом Сильвестром, который заключил изложение «Домостроя» посланием к своему сыну Анфиму. Содержит ценные сведения о социальном укладе в Русском государстве, даёт подробное описание повседневной жизни родовитого боярства и купечества со множеством бытовых подробностей. Написан в большей своей части живым языком, местами украшен пословицами и поговорками. Полный текст Сильвестровская редакция 1. Наказание от отца к сыну 2. Како християном веровати во Святую Троицу и пречистую Богородицу и Кресту Христову и святым Небесным силам и всем святым и честным и святым мощем и поклонятись им 3. Како таинам Божиим причащатися и веровати воскресению мертвых, и Страшнаго Суда чаяти и касатися всякои святыни 4. Како любити Бога от всея душа, тако же брата своего и страх Божии имети и память смертную 5. Како святительскии чин почитати, тако же и священническии чин и мнишескии 6. Како посещати в монастырех и в болницах и в темницах и всякаго скорбна 7. Како царя и князя чтити и повиноватися во всем и всякому властелю покарятися и правдою служити им во всем, к большим и к меншим, и скорбным и маломощным ко всякому человеку какову быти, и себе о сем внимати 8. Како дом свои украсити святыми образы дом чист имети 9. Како к церквам Божиим и в монастыри с приношением приходити 10. Како священников и иноков в дом свои призывати молитися 11. Како кормити приходящих в дому з благодарением 12. Како мужу з женою и з домочатцы в дому своем молитися 13. Како в церкви мужу и жене молитися чистота хранити и всякого зла не творити 14. Како чтити детем отцов своих духовных и повиноватися им 15. Како детеи своих воспитати во всяком наказании и страсе божии 16. Како чад воспитати с наделком замужь выдати 17. Како дети учити и страхом спасати 18. Како детем отца и мати любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем 19. Како всякому человеку рукодельничати и всякое дело делати благословяся 20. Похвала женам 21. Наказ мужу и жене и людем и детем како лепо быти им 22. Каковы люди дерьжать и как о них промышлять во всяком учении, и в божественых заповедеи, и в домовном строении 23. Како врачеватися християном о болезни и от всяких скорбеи 24. О неправедном житии 25. О праведном житии аще кто по бозе живет и по заповедем господним и по отеческому преданию и по християньскому закону, аще ли властелин судит праведно и нелицемерно всем равно богату и убогу, и ближнему и далнему доволни будут уроки праведными, и творити 26. Како жити человеку сметя свои живот 27. Аще кто не разсудя себя живет 28. Аще кто слуг держит без строя 29. Поучати мужу своя жена, как Богу угодити и мужу своему уноровити, и како дом свои добре строити, и вся домашняя порядня, и рукоделье всякое знать и слуг учить и самои делать 30. Добрые жены рукоделные плоды, и береженье всему и что скроит и остатки и обрески беречи 31. Как всякое платье кроити и остатки и обрески беречи 32. Всякая порядня домашняя держати 33. По вся государыни дни дазирати у слуг всего и домашнеи порядни и рукоделья и о самои еи и о всяком бережении и строении 34. По вся дни жене с мужем о всем спрашиватися и советовати о всем и как в люди ходити и к себе призывати и з гостьями что беседавати 35. Слуг наказывати как в люди посылать с чим 36. Женам наказ о пьяньстве и о пьяном питии, и слугам тако же и о потаи не держати ничево нигде и слуг лжи и клеветы не слушати без исправы как их наказывати грозою и жену тако же, и как в гостех быти и дома себя устроивати во всем 37. Как платья всякое жене носити и устроити 38. Как избная парядня устроити хорошо и чисто 39. Аще муж сам не учит, ино суд от Бога приимет аще сам творит и жену и домочатцов учит, милость от Бога приимет 40. Самому государю или кому прикажет годовои запас, и всякои товар купити 41. Себе на обиход купити всякои товар заморскои, и из далных земель 42. О том же коли что купить у кого сел нет и всякои домашнеи обиход, и лете и зиме, и как запасати в год и дома животина водити всякая, и ества и питие держати всегды 43. А толко мужь припасет в год всякого запасу и постного, и тому, устрои 44. О запаснои прибыли впередь 45. Огород и сад как водить 46. Как человеку запасное питие держать про себя и про гость, и как устроити то при людех 47. Тому же пивовареннои наказ как пиво варить и кака мед сытити и вино курити 48. У поваров и у хлебников и везде всякои порядни ключнику дозират 49. Мужу з женою советовати, как ключнику приказати о столовом обиходе о поварне и о хлебне 50. Ключнику приказ как пир лучится 51. Наказ от государя ключнику как ества постная и мясная варить и кормить семья, в мясоед и в пост 52. В житницах и в закромех о береженьи 53. В сушиле тако же смотрити 54. В погребе и на леднике всего беречи 55. А в клетех и в подклетех, и в онбарех, устроити всякая порядня ключнику по государеву наказу 56. В сенницах сено и в конюшнях лошади, и на дворе и дровянои запас устроити и всякая животина 57. В поварнях и в хлебнях, и в деловых избах устроити деланое 58. На погребех и на ледникех, и в житницах, и в сушилех и в онбарех и в конюшнях часто государю смотрити 59. С слугами государю сметяся во всем по тому их жаловати 60. О торговых и о лавочных людех, по тому же счет с ними часто держати 61. Как двор строити или лавка или деревня или анъбар 62. Как дворовое тягло плотит с лавки позем или з деревни подать и должником долг всякои платить 63. Указ ключнику как держать на погребе всякои запас просолнои и в бочках и в кадех и в мерникех и во тчанех и в ведерцах мясо рыба копуста огурцы сливы лимоны икра рыжики грузьди Послание и наказание ото отца к сыну 1. Наказание от отца к сыну Благословляю аз грешныи имярек, и поучаю и наказую, и вразумляю сына своего имярек и его жену и их чад, и домочадцов быти во всяком християньском законе, и во всякои чистои совести и правде, с верою творяще волю Божию и храняще заповеди Его, себе утвержающе во всяком страсе Божии, и в законном жительстве, и жену поучающе, тако же и домочадцов своих наказующе, не нужею ни ранами ни работою тяжкою, имеюще яко дети во всяком покои, сыты и одены и в теплом храме, и во всяком устрои и вдаю вам християньскому жительству, писание се на память и вразумление вам и чадом вашим, аще сего моего писания не внемлете и назания не послушаете, и потому не учнете жити и не тако творити яко же есть писано, сами себе ответ дадите в день Страшнаго Cуда, и аз вашим винам и греху не причастен, кроме моея душа аз о сем о всяком благочинии благословлял, и плакал, и молил, и поучал, и писание предлагал вам, и аще восприимите сие мое худое учение и грубое наказание, и сие писание со всею чистотою душевною прося у Бога помощи и разума поелико возможно как Бог вразумит и начнете делом творити вся се будет на вас милость Божия и Пречистые Богородицы, и великих чудотворцов, и нашего благословления отныне и до века, и дом ваш и чада ваши и стяжание ваше и обилие что вам Бог подаровал от своих трудов да будет благословенно и исполнено всяких благ во веки. Аминь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.146.66 (0.009 с.) |