Сущность, формы проявления инфляции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, формы проявления инфляции.



Инфляция – в переводе с латинского «inflatio» означает «вздутие». Первоначально инфляцию сопоставляли с избытком денег в обращении.

М.П. Владимирова, А.И. Козлов предлагает такую трактовку инфляции – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, выражаемый в росте цен, не связанный с повышением качества товаров.

А.А. Тедеев, В.А. Парыгина трактуют инфляцию, как форму кризисного состояния экономики, проявляющейся в диспропорции между натурально-вещественным содержанием и денежным выражением объема производства и потребления, проявляющаяся в обесценивании денежных средств. Выпуск денежных знаков и их кредитных заменителей в большем объеме, чем это требуется для товарооборота, обусловливает повышение уровня оптовых и розничных цен, снижение реальных доходов населения, увеличение бюджетного дефицита и т.д.

О.И. Лаврушин указывает сразу несколько трактовок инфляции различных экономистов:

как переполнение каналов денежного обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающими их обесценение по отношению к золоту, товарам, иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей степени;

как любое обесценение бумажных денег;

как повышение общего уровня цен;

как многофакторный процесс, не имеющий однозначного толкования.

На наш взгляд, инфляция представляет собой многофакторное явление, которое проявляется в росте общего уровня цен и падении покупательной способности денежной единицы.

Раньше инфляция была связана с финансированием государственных расходов при помощи бумажно-денежной эмиссии в периоды экстремального развития экономики, что приводило к нарушению закона денежного обращения и, в конечном счете, обесценению денег и росту товарных цен.

Современная инфляция связана не только с обесценением денег в результате роста цен, но и с критическим состоянием экономики страны в целом. Основной причиной инфляции является нарушение пропорций между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, источниками ссудных капиталов и их использованием, величиной денежной массы в обращении и потребностями хозяйства в деньгах. Таким образом, темпы инфляции прямо пропорциональны темпам роста денежной массы и темпам роста скорости денежного обращения.

Инфляция находится под воздействием внутренних и внешних факторов. К внутренним относятся денежные и неденежные факторы.

Различают два типа инфляции. Инфляция, порожденная денежными факторами, представляет собой инфляцию спроса, а неденежными - инфляцию издержек.

· Денежные факторы – это дефицит государственного бюджета, эмиссия денежных знаков, рост государственного долга, увеличение скорости обращения денег и т.п.

· Неденежные факторы – это снижение роста производительности труда, неравномерное развитие экономики, нарушение пропорций между отраслями народного хозяйства, неравномерность в ценах и т.д.

Инфляция спроса определяется факторами:

1. Милитаризация экономики и рост военных расходов.

Военная техника становится менее приспособленной для использования в гражданских отраслях. Рост военных расходов приводит в росту бюджетного дефицита.

2. Дефицит государственного бюджета и рост государственного долга.

Покрытие дефицита обеспечивается за счет дополнительной эмиссии денежных знаков, либо за счет роста величины размещаемых государственных займов. Например, многие страны пытаются избежать дополнительной эмиссии и начинают использовать налоги для покрытия дефицита государственного бюджета.

3. Кредитная экспансия.

Экспансия – расширение сферы экономического влияния, экономических действий страны. Кредитная экспансия – расширение масштабов кредитования. Кредитная экспансия имеет место, когда экономика страны насыщена иностранной валютой, которая обменивается на национальную.

4. Импортируемая инфляция.

Инфляция, обусловленная избыточным притоком в страну иностранной валюты, повышением цен на импортные това­ры. Под воздействием чрезмерного прито­ка иностранной валюты может происхо­дить разбухание денежной массы кредитных институтов, банков, возникать кредит­ная экспансия, ведущая обычно к инфляции

Инфляция издержек определяется следующими факторами:

1. Снижение роста производительности труда и падение объемов производства.

Вызывается структурными изменениями в производстве, что способствует росту издержек производства на единицу продукции, а следовательно к сокращению объемов прибыли и далее снижению объемов производства и росту цен

2. Расширение сферы услуг и рост их значения в обществе.

В сфере услуг наблюдается медленный рост производительности труда, но в то же время заработная плата работающих в данной сфере занимает значительный удельный вес, что ведет к общему росту цен на услуги

3. Рост оплаты труда в общем объеме издержек производства

Активность профсоюзных организаций не позволяет снижать заработную плату до уровня замедленного роста производительности труда.

4. Рост величины косвенных налогов.

Данный фактор вызывается косвенными налогами, которые включаются в цену товаров и услуг. При увеличении налоговых ставок цены на товары и услуги будут расти.

5. Неценовая конкуренция.

В данном факторе имеет место улучшение качества продукции, расширение ассортимента, что естественно приводит к росту цен на эти товары.

Инфляция спроса проявляется в появлении в обороте избыточной денежной массы, которая, в свою очередь, усиливает диспропорции в экономике, сопровождающиеся переливом капиталов из сферы производства в сферу обращения. В результате чего происходит рост цен, который являющийся признаком инфляции издержек. Это означает, что инфляция спроса и инфляция издержек взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.

К внешним факторам, которые влияют на инфляцию, относятся:

§ мировые структурные кризисы, такие как сырьевой, валютный, энергетический;

§ валютная политика ведущих капиталистических стран, направленная на экспорт инфляции;

§ нелегальный экспорт золота и валюты.

В мировой практике в зависимости от темпов роста цен инфляцию подразделяют на три вида (см. рис. 4)

 

 

    Инфляция    
               
               
Ползучая   Галопирующая   Гиперинфляция
         
Среднегодовой темп роста цен не выше 5-10%   Темп роста цен от 10 до 50% (иногда до 100% в год)   Рост цен превышает 100% в год

 

Рис. 4. Виды инфляции.

 

Помимо приведенной классификации, экономике еще присуще следующие виды инфляции:

1. В зависимости от продолжительности:

§ хроническая инфляция;

§ циклическая инфляция.

2. В зависимости от международной экономики:

§ импортируемая инфляция;

§ экспортируемая инфляция.

3. В зависимости от ожидания инфляции:

§ неожидаемая инфляция;

§ ожидаемая инфляция.

4. В зависимости от степени проявления:

§ подавленная инфляция;

§ скрытая инфляция;

§ открытая инфляция.

Направления влияния инфляции на экономику:

1. Усиливает диспропорцию в экономике.

Неравномерный рост цен на товары способствует переливанию капиталов из одних отраслей производства в другие, поскольку спрос потребителей наиболее зависит от цен на эти товары. При этом подрываются стимулы к долгосрочным инвестициям, что ведет к росту безработицы, сдерживанию процесса накопления капитала, дезорганизации хозяйственных связей.

2. Происходит перелив капитала из производства в сферу обращения.

В ходе этого порождается спекулятивная торговля, где капитал быстро оборачивается и приносит прибыль. Инфляция приводит к обесцениванию производительной, товарной и денежной форм капитала.

3. Искажает структуру потребительского спроса.

Рост цен порождает стремление избавиться от денег и приводит к приобретению излишних товаров, независимо от потребности в них.

4. Нарушает емкость внутреннего рынка

Инфляция ведет к снижению заработной платы, всех доходов потребителей, а это в свою очередь приводит к уменьшению сбыта определенного вида товаров.

5. Нарушает функционирование денежно-кредитной системы.

Инфляция приводит к резкому сокращению объемов накоплений и сбережений у населения, а это в свою очередь ведет к сокращению кредитных ресурсов у кредитно-финансовых организаций. В результате в экономике начинается борьба за привлечения капитала в ту или иую сферу экономики.

6. Обостряет государственное финансирование.

В результате инфляции происходит обесценение налоговых поступлений в доходную часть бюджета, а также возникает проблема роста государственного долга.

7. Нарушение в международных отношениях.

Обесценение денег приводит к снижению конкурентоспособности фирм-экспортеров и способствует ввозу товаров из-за рубежа. Капитал страны уходит за границу. Что в сою очередь приводит к негативным последствиям в платежном балансе страны, который показывает экономическое состояние страны.

8. Обостряется валютный кризис.

Различия в темпах инфляции между странами ведут к несоответствию между официальным и рыночным курсом валют, что отрицательно сказывается на мировых ценах.

9. Обостряется социальная проблема населения.

Инфляция по разному проявляется у разных слоев населения, а также рост инфляции сопровождается с ростом безработицы.

Таким образом, инфляция представляет собой многофакторный процесс, оказывающий существенное влияние на экономику в целом и на жизненный уровень населения.

Так в 2006 году инфляция в России составила 9 %, а за 10 месяцев 2007 года инфляция была 9,3 % при плановом показателе на весь год в восемь процентов. Наиболее быстрыми темпами в России растет стоимость продовольствия, в частности, самых необходимых товаров - молока, яиц, масла. Так, яйца подорожали на 20,9 %, а сычужные сыры - на 23,9 %. Цены на бананы выросли на 13 %, а на лимоны - на девять с половиной процентов.

В октябре 2007 года правительство приняло целый ряд антиинфляционных мер, важнейшая из которых - заморозка цен на социально значимые продукты до февраля 2008 года. Заморозка коснулась только масла, молока, хлеба и яиц. Эта мера пока не дала желаемых результатов - цены в России по-прежнему растут опережающими прогноз темпами. Правительство снизило пошлины на ряд импортных товаров, что облегчило доступ зарубежных производителей к российскому рынку.

Необходимо отметить, что в Москве инфляция за октябрь 2007 года составила только 1,3 %, что меньше, чем в среднем по стране. В Санкт-Петербурге цены растут быстрее среднего показателя - в "северной столице" инфляция составила 1, 8 %, а за десять месяцев - 10 %. Заметим, что в малообеспеченных семьях инфляция в 2007 году составила 15% -16%, а в тоже время у высокообеспеченных семьях уровень инфляции за этот же период времени составил 3%.

Как предполагалось ранее в 2008 году инфляция в России составит 7,5-8,5 %, но инфляция составила 13,3%. В 2009 году инфляция, по данным Минфина, составит 13%. В январе 2009 г. Иняляция уже достигла уровня 2%.

Для количественной оценки инфляции Е.Ф. Жуков использует уровень и индекс инфляции, рассчитанный по следующим формулам:

1. Уровень инфляции показывает, на сколько процентов выросли цены за рассматриваемый период времени:

 

R = (∆S / S)* 100% (4.1.)

где R – уровень инфляции,%.

S – сумма цен, руб.,

∆S – сумма, на которую надо увеличить сумму S для сохранения ее покупательной способности, руб.

2. In – индекс инфляции, который определяется:

 

In = 1+ R (4.2.)

Индекс инфляции показывает, во сколько раз выросли цены за определенный период времени.

6. Индекс за рассматриваемый срок равен:

 

In = (1+ r1) * (1+ r2) *(1+ r3) *….*(1+ rn) (4.3)

где n – количество периодов

7. Если периоды и уровень инфляции равны, то индекс инфляции равен:

(4.4)

8. Уровень инфляции за весь срок:

r = In – 1 (4.5)

 

Пример. Месячный уровень инфляции в течение года равен 2%. Требуется определить уровень инфляции за год.

r = In – 1 = 1,19 - 1 = 0,19 = 19%

Индекс цен в текущем году можно также рассчитать исходя из соотношения:

(4.6)

где - цена товаров и услуг в базовом периоде, руб.;

- цена тех же товаров и услуг в текущем периоде, руб.

В экономики существуют индексы цен Г. Пааше и Э. Ласпейреса, в которых имеется зависимость не только от уровня цен на товары и услуги, но и от количества реализованных товаров и услуг.

Индекс цен Пааше:

(4.7)

где - цена товаров и услуг в базовом периоде, руб.;

- цена тех же товаров и услуг в текущем периоде, руб.;

- объем реализованного товара или услуги в базисном году;

- объем реализованного товара или услуги в текущем году;

Индекс Э. Ласпейреса

(4.8)

Значения те же самые, что и формуле индекса Пааше.

Пример. Определить индекс инфляции с помощью индекса цен в текущем году, индекса цен Пааше, индекса цен Э. Ласпейреса, если имеются следующие статистические данные за текущий период и базисный период.

Продукты Цена за 1 кг, руб. Количество проданных товаров, т.
Базисный период Текущий период Базисный период Текущий период
Морковь 10 13 1000 1200
Свекла 9 12 1000 1200
Картошка 13 18 1300 1500

индекса цен Пааше

индекса цен Э. Ласпейреса

Таким образом, инфляция негативно влияет на ход развития экономики любой страны, поэтому правительству необходимо предпринимать шаги по проведению антиинфляционной политике.

Данный график показывает, что влияние денежных факторов на инфляцию в изучаемый период времени несколько ослаб. Такое состояние связано с функционированием Стабилизационного фонда. Данный график показывает, что величина лага между изменением денежной массы и реакцией инфляции на это изменение совпадает. Лаг – временной интервал между изменением денежной массы в обращении и изменением инфляции в следствии.

Антиинфляционная политика.

Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений.

Методы борьбы с инфляцией:

§ Денежная реформа

§ Антиинфляционная политика

Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы страны, проводимое государст­вом в связи с расстройством денежного об­ращения и в целях укрепления наци­ональной валюты, стабилизации денеж­ной единицы. Возможны следующие ви­ды денежной реформы.: 1) образование новой денежной системы; 2) частичное изменение денеж­ной системы (изменение наименования де­нег, порядка эмиссии и обеспечения банк­нот, масштаба цен и др.); 3) относительная стабилизация денежного обращения с це­лью сдерживания инфляции. Основные ви­ды денежной реформы:

1) полная или частичная замена де­нежных знаков с выпуском денег нового образца при сохранении их нарицательной стоимости;

2) деноминация в виде укрупне­ния денежных единиц;

3) деноминация в фор­ме укрупнения денежных знаков с одновре­менной их заменой или даже изменением денежной единицы;

4) замена отдельных ку­пюр на купюры нового образца;

5) единов­ременная девальвация (или ревальвация) денежной единицы-страны и др.

Антиинфляционная политика:

1. Дефляционная политика:

регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм

снижение государственных расходов

повышение процентных ставок за кредит

повышение налогового обложения в виде косвенных налогов

ограничение денежной массы.

2. Политика доходов:

контроль цен

контроль заработной платы

компенсация расходов.

В современной России из-за высоких темпов инфляции возникает необходимость учитывать влияние инфляционных процессов на результаты деятельности предприятий, финансово-кредитных организаций, органов государственной власти, населения. Если правительство ставит перед собой цель сдерживания экономического роста, то целесообразно проводить дефляционную политику. Если же необходимо, наоборот, стимулировать экономический рост в стране, то применяют политику доходов.

Опыт стран, достигших успеха в снижении инфляции, является полезен для России. Среди основных факторов, способствовавших снижению среднего уровня инфляции в мировой экономике и в отдельных странах, можно выделить:

· структурные изменения в экономике, в том числе реформы, связанные с повышением гибкости рынка труда;

· развитие финансового рынка, расширение спектра финансовых инструментов;

· выработку и реализацию сбалансированной и последователь­ной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания;

· изменения в структуре внешней торговли, переключение на импорт товаров из стран с низким уровнем издержек;

· проведение более жесткой по отношению к инфляции денежно-кредитной политики;

· переключение на режим инфляционного таргетирования со всеми связанными с этим положительными преобразованиями в инсти­туциональной системе;

· более быструю и жесткую реакцию со стороны денежных властей на повышение цен.

Режим денежно-кредитной политики инфляционного таргетиро­вания принято считать наиболее эффективным в борьбе с инфляцией

Таргетирование (от англ. target- цель) – установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки. Безусловными требованиями реализации инфляционного таргетиро­вания являются:

1) абсолютная прозрачность решений и действий центрального банка;

2) доверие экономических агентов к политике денежных властей;

3) институциональная независимость Центрального банка;

4) развитая финансовая система;

5) понимание текущего состояния экономики Ии перспектив ее развития.

Для России также главным инструментом антиинфляционной борьбы является установление контроля над динамикой денежного предложения.

Однако, отметим, что в России снижение инфляции затруднено следующими факторами:

Ø высокие цены на основные товары российского экспорта, которые оказывают повышенное давление на внутренние цены и, а, следовательно, на уровень инфляции;

Ø низкая сберегательная активность населения;

Ø высокая монополизация отдельных товарных рынков.

По статистическим данным в России достигнута инфляция 9%, но этот уровень является высоким по сравнению с бывшими странами СНГ. Страны достигли таких результатов за счет введения инфляционного таргетирования. На графике приведена инфляция бывших стран СССР в 2006 г.

Таким образом, таргетирование инфляции является новым методом денежно-кредитной политики. Таргетирование уже заняло определенное место в экономике. Так к нему перешли страны Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Швеция, Финляндия, Австралия, Испания, Израиль, Чехия и Чили и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (0.069 с.)