Тема: «Органы размножения самок» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Органы размножения самок»



Цель занятия — изучение микроскопического и ультрамикро­скопического строения самок.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Овогенез, его особенности.

2. Эмбриональные источники и процесс развития яичников.

3. Понятие о морфологии яичников и их гистостроении.

4. Гистологическое строение яйцеводов

5. Гистологическое строение матки

6. Гистологическое строение наружних половых органов самок

Задание 1. Рассмотреть под микроскопом и зарисовать следующие гистологические препараты:

Препарат №1. Яичник кошки.

Окраска гематоксилин-эозином.

Под малым увеличением микроскопа изучить препарат яичника. Снаружи яичник покрыт белочной оболочкой и поверхностным эпителием. Под капсулой яичника в корковом веществе находится большое количество мелких примордиальных фолликулов. Овоцит пер­вичного фолликула уже окружен блестящей оболочкой и одним слоем кубических или призматических фолликулярных клеток. Часто встречаются пузырчатые фолликулы, в которых срез про­шел выше или ниже овоцита, и овоцит в фолликуле не виден. Необходимо найти фолликул, в котором срез прошел через яйценосный холмик, и изучить его при большом увеличении. В овоците видны ядро и цитоплазма. Окружающая овоцит проз­рачная оболочка при слегка опущенном конденсоре выглядит как сильно преломляющий свет ободок на поверхности овоцита. За ним следует лучистый венец, образованный фолликулярны­ми эпителиоцитами. Фолликул заполнен фолликулярной жид­костью. На базалы-юй мембране фолликула располагается зер­нистый слой. Снаружи от базальной мембраны лежит соедини­тельно-тканная внутренняя тека с капиллярами и текальными эндокрииоцитами. Наружная тека состоит из плотно располо­женных друг к другу' волокон и веретенообразной формы кле­ток. Атретическое тело можно узнать по сохранившейся в нем деформированной прозрачной оболочке разрушенного овоцита. Желтое тело в фазе расцвета лучше рисовать с демонстрацион­ного препарата. Мозговое вещество содержит кровеносные и лимфатические сосуды и окружающую их рыхлую волокнистую соединительную ткань.

Зарисовать и обозначить:


1) белочную оболочку, покрытую поверхностным эпителием

2) корковое вещество яичника

3) примордиальный фолликул

4) пер­вичный фолликул

5) вторичный фолликул

6) атретическое тело

7) пузырчатый фолликул

8) яйценос­ный холмик (бугорок)

9) овоцит

10); прозрачную зону

11) лучистый венец

12) фолликулярную жидкость

13) зернистый слой

14) соединитель­но-тканную оболочку фолликула, которая состоит из:

а) внут­ренней теки

б) наружной теки

15) желтое тело

16) мозговое вещество яични­ка и в нем:

в) кровеносные сосуды,

г) рыхлую волокнистую неоформленную соединительную ткань.


Препарат№2. Матка кошки в период покоя — поперечный срез рога матки. Окраска гематоксилин-эозином.

Увеличение малое. При малом увеличении микроскопа обратить внимание на форму просвета матки, а также на соотношение оболочек стенки матки. В слизистой оболочке матки (эндометрии) встречаются простые трубчатые железы, имеющие различную длину Подслизистой основы в матке нет и поэтому слизистая переходит в подслизистый слой мышечной оболочки, за которым следуют сосудистый и надсосудистый слои. Снаружи видна серозная оболочка — периметрии.

Зарисовать и обозначить:

1) слизистую оболочку (эндомет­рий) в ней:

а) однослойный призматический реснитчатый эпителий

б) функциональный слой эндометрия

в) базальный слой

г) простые трубчатые железы — маточные

2) мышечную оболочку (миометрий) и в ней:

е) подслизистый слой

ж) сосудис­тый слой

з) надсосудистый слой

3) серозную оболочку — периметрии

Ситуационные задачи:

1. В эксперименте животному ввели фолликулостимулирующий гормон. Как данное экспериментальное воздействие будет влиять на структуру яичника?


Занятие№14.

Тема: «Органы размножения самцов»

Цель занятия — изучение микроскопического и ультрамик­роскопического строения органов размножения самцов.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Сперматогенез, его отличие от оогенеза

2. Гистологическое строение семенников

3. Гистологическое строение семявыносящих путей

4. Гистологическое строение придаточных половых желез

Препарат №1. Семенник. Окраска гематоксилин-эозином.

Увеличение малое и большое. Следует иметь в виду, что извитые семенные канальцы, в которых протекают процессы сперматогенеза, сильно извиваются, поэтому на препарате они всегда срезаны поперек или косо. На малом увеличении видно, что между извитыми канальцами располагается рыхлая соединительная ткань, в которой локализуются скопления крупных железистых интерстициальных эндокриноцитов и кровеносные капилляры.

На большом увеличении необходимо изучить 2—3 поперечных среза извитого канальца, так как только в этом случае можно найти все стадии сперматогенеза. Поддерживающие эпителиоциты лежат на базальной мембране извитого семенного канальца, имеют пирамидальную форму и светлое ядро. Сперматогонии лежат в самом периферическом слое и характеризуются мелкими ядрами, в которых постоянно видны фигуры митозов. Сперматоциты располагаются ближе к просвету канальца и имеют более крупные и бледные ядра. Вторичные сперматоциты мельче первичных. Сперматогонии, только что образовавшиеся в результате второго деления созревания, имеют маленькое бледное овальное ядро. Сперматогонии, вступившие в стадию формирования, характеризуются плотным удлиненным ядром и перемещением цитоплазмы в сторону формирующегося жгутика. В самом внутреннем слое сперматогенных клеток располагаются спермин. Их плотные удлиненные ядра обращены к периферии канальца, а жгутики (хвостики)—в прорвет.

Зарисовать и обозначить:


1) извитые семенные канальцы

2) поддерживающий эпителиоцит

3) сперматогонию

4) первичный сперматоцит

5) вторичный сперматоцит

6) сперматиду

7) спермий

8) интерстиций яичка

9) интерстициальный эндокриноцит.


Препарат№2. Придаток семенника. Окраска гематоксилин-эозином..

Увеличение малое и большое. При изучении данного препарата следует иметь в виду, что выносящие канальцы яичка находятся в головке придатка, а проток придатка лежит в его теле и хвостовой части. Эпителий, выстилающий слизистую оболочку выносящих канальцев, имеет неодинаковую высоту, вследствие чего просвет канальца неровный. В эпителии выносящих канальцев чередуются группы реснитчатых клеток с железистыми клетками, секретирующими по апокриновому типу, за базальной мембраной эпителия лежит мышечно-волокнистый слой. Напротив, двурядный эпителий слизистой оболочки протока придатка образует ровный просвет. В протоке придатка семенника различают высокие призматические клетки, несущие на своих апикальных частях стереоцилии, а между базальными частями этих клеток залегают вставочные клетки. Снаружи располагается мышечно-волокнистая оболочка.

Зарисовать и обозначить:


1) выносящий каналец яичка и в нем:

а) многорядный призматический эпителий

б) мышечно-волокнистый слой

2) проток придатка и в нем:

в) многорядный призматический эпителий

г) стереоцилии на поверхности микроворсинчатых клеток эпителия,

д) мышечно-волокнистую оболочку.


 

 


Занятие№ 15

Тема: «Эмбриология. Половые клетки, их развитие и строение. Оплодотворение и образование зиготы. Дробление и образование бластулы. Гаструляция»

Цель занятия — изучение строения мужских и женских по­ловых клеток, процессов оплодотворения, дробления, образова­ния бластулы, гаструляции.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Понятие об эмб­риогенезе и его связи с онтогенезом и филогенезом.

2.Знание основ цитологии. Представление о строении ядра,
цитоплазмы, органеллах и включениях клетки.

3. Знание мейоза, его особенностей и основных стадий.

4. Строение сперматозоидов. Сперматогенез.

5. Строение яйцеклеток. Их классификация.

6. Механизм и биологический смысл процесса оплодотво­рения.

7. Типы дробления зиготы. Зависимость типа дробления от количества и распределения желтка. Зависимость характера образующейся в результате дробления бластулы от типа дроб­ления.

8.Понятие о гаструляции. Механизмы гаструляции.

Задание 1. Рассмотреть под микроскопом и зарисовать следующие гистологические препараты:

Препарат№1. Спермин морской свинки.Окраска гематоксилином. Уве­личение большое. Следует изучить строение одной клетки. Об­ратить внимание на форму клетки

Зарисовать и обозначить:

1) головку

2) ядро

3) акросому

4) шейку

5) хвостик (жгутик

Препарат№2. Яйцеклетка млекопитающего. Срез яичника кошки. Окраска гематоксилин-эозином.

Увеличение малое и большое. При малом увеличении найти зрелый фолликул, содержащий яйцеклетку. Следует иметь в виду, что в препарате не во всех фолликулах обнаружи­ваются яйцеклетки, так как срез может быть сделан около нее. Отыскав при малом увеличении микроскопа фолликул, содер­жащий овоцит, следует изучить строение яйцеклетки и окру­жающих ее оболочек при большом увеличении.

В яйцеклетке (овоците) видны ядро и цитоплазма с неболь­шим количеством желточных зерен. Клетка окружена розоватой, сильно преломляющей свет (особенно при слегка опущенном конденсоре) прозрачной зоной. Фолликулярные эпителиоциты (мелкие клетки с фиолетовыми ядрами) и их отростки образу­ют лучистый венец.

Зарисовать и обозначить:

1) яйцеклетку

2) прозрачную зону

3) лучистый венец

4) фолликулярные эпителиоциты

Препарат№3. Яйцеклетка лягушки. Окраска гематоксилин-эозином. Увеличение малое. В препарате следует рассмотреть и зарисовать яйцеклетки на разных стадиях развития: а) яйцеклетку, в цитоплазме которой отсутствует желток, б) яйцеклетку на поздней стадии развития, содержащую в цитоплазме большое количество желтка в виде желточных пластин. Вокруг яйцеклеток располагаются фолликулярные клетки.

Препарат№4. Полное равномерное дроблениезародыша аскариды.

Окраска гематоксилином. Увеличение малое. Найти зародыш на стадии двух, четырех, восьми бластомеров. Обратить внимание на примерно равную величину бластомеров и на то, что количество их возрастает в геометрической прог­рессии. Обозначить бластомеры.

Препарат №5. Полное неравномерное дробление зародыша амфибии.

Ок­раска пикрофуксином.

Увеличение малое. Обратить внимание на различную величину бластомеров. Найти мелкие бластоме­ры в области анимального полюса и крупные — в области веге­тативного полюса.

Зарисовать и обозначить:

1) мелкие бластомеры

2) крупные бластомеры

Препарат №6 Бластула лягушки. Окраска пикрофуксином. На малом увеличении видно массивное, состоящее из крупных бластоме-ров дно бластулы. Крыша бластулы построена из множества мелких бластомеров; между ними расположены краевая зона и смещенная в направлении крыши бластулы полость — бластоцель. Обращает на себя внимание многослойность бластодермы.

Зарисовать и обозначить:

1) бластодерму,

2) крышу бластулы,

3) дно бластулы,

4) бластоцель,

5) краевую зону.

Препарат№7. Гаструла лягушки. Окраска пикрофуксином. На этой стадии развития часть материала дна бластулы заполняет бластопор в виде пробки. Хорошо выражены дорсальная губа бластопор а и формирующаяся под ней полость — гастроцель. Вентральная губа бластопора менее развита. Между экто- и энтодермой видны остатки бластоцеля.

Зарисовать и обозначить:


1) эктодерму

2) энтодерму

3) дорсальную губу бластопора

4) желточную пробку

5) вентральную губу бластопора

6) гастроцель

7) бластоцель.


 

Препарат №8. Нейрула лягушки. Окраска пикрофуксином.

При малом увеличении микроскопа на препарате рассмотреть формирование нервной трубки. Видны нервная (модулярная) плас­тинка и нервные валики. Ниже нервной пластики расположена хор­да. По бокам от хорды видны зачатки формирующемся мезодермы.

Зарисовать и обозначить:


1) нервную пластинку;

2) нервные валики;

3) хорду;

4) мезодерму;

5) эктодерму;

6) энтодерму


Ситуационные задачи:

1. На электронной микрофотографии представлен попереч­ный срез сперматозоида. Видны осевые нити, окруженные ми­тохондриями. Через какую часть спермия прошел срез?

2. Яйцеклетка содержит умеренное количество желтка, и распределен он неравномерно. Определите тип яйцеклетки, ха­рактер дробления, вид бластулы будущего зародыша.

3. На гистологическом препарате видна бластула с одно­слойной бластодермой, бластоцелем в центре. Определите, ка­кой тип дробления приводит к образованию такой бластулы? Каковы будут механизмы гаструляции?

4. У двухслойного зародыша ланцетника разрушили внут­ренний листок, сформированный при инвагинации. Развитие ка­ких тканевых зачатков будет нарушено?


Занятие№16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.209.8 (0.033 с.)