Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По цитологии, гистологии, эмбриологии

Поиск

Методические указания

По цитологии, гистологии, эмбриологии

 

для студентов 2 курса факультета ветеринарной медицины и биотехнологии по специальности 111801.65 - «Ветеринария», квалификация - специалист

 

кафедра «Анатомии и физиологии сельскохозяйственных животных»

 

 

Рязань 2013


 

Составитель: И.В. Бочкова

 

Методические указания одобрены методической комиссией факультета ветеринарной медицины

 

Протокол № _________ от ­_________________

 

 

Председатель комиссии Н. И. Торжков


Введение

Цитология, гистология и эмбриология принадлежит к числу наук, которые нельзя изучать теоретически, по книгам. Только путем самостоятельного изучения гистологических препаратов студент может усвоить данную дисциплину. Совместно с анатомией и физиологией Цитология, гистология и эмбриология составляют фундамент теоретического образования ветеринарного врача.

Курс практических занятий по ЦГЭ состоит из изучения гистологических препаратов и закрепляет знания, полученные на лекциях и в результате самостоятельной работы с литературой. Изучение препаратов должно сопровождаться их зарисовкой. Для этой цели студент должен иметь: альбом, цветные карандаши и мягкий простой карандаш (предварительно остро зачиненные).

При зарисовке гистологических препаратов необходимо:

Соблюдать правильный масштаб. Цвета должны соответствовать действительным цветам деталей препарата. Рисунок нужно помещать на листе так, чтобы оставались поля для обозначения. Обозначаемые детали лучше указывать цифрами, а рядом в виде столбца выписывать обозначения. Каждый рисунок должен сопровождаться ясным заголовком, где указывается название ткани или органа, вид животного и способ окраски данного препарата.

Сначала необходимо разметить размеры частей рисунка, затем сделать общие контуры и только после этого приступать к зарисовке деталей препарата. Рисунок может быть выполнен хорошо только в том случае, если студент разобрался в препарате, понимает его или, как образно говорят, внимательно «прочел» препарат. Поэтому к каждому занятию необходимо подготовиться: предварительно просмотреть учебник и лекционные записки с тем, чтобы знать, что должно и можно найти на препарате. Вместе с тем нужно понять, что зарисовка гистологических препаратов не является самоцелью. Она служит для того, чтобы лучше закрепить зрительные впечатления, лучше разобраться в деталях строения, запомнить их.

Изучение каждого препарата обязательно начинается со слабого увеличения, при котором нужно рассмотреть весь срез. Надо иметь в виду, что почти на каждом препарате встречаются такие места, где типичные особенности строения данной ткани или органа выявлены более отчетливо, чем на других местах; нужно постараться найти такое наиболее удобное для изучения и зарисовки место, а не останавливаться на первом попавшемся участке среза. Весьма важно учитывать при этом направление среза; в большинстве случаев необходимо найти место, где разрез прошел вертикально, так как при этом структура ткани или органа выявляется более ясно. Поэтому нужно не спешить переходить к сильному увеличению, а сначала внимательно рассмотреть весь препарат при слабом увеличении. Во многих случаях основное изучение и зарисовка препарата производятся при слабом увеличении. В таком случае по ходу изучения и зарисовки препаратов нужно прибегать для рассмотрения отдельных деталей к сильному увеличению; полезно иногда делать отдельные небольшие зарисовки того, что удалось видеть при сильном увеличении, а затем снова возвратиться к слабому увеличению для окончания общего рисунка. В других случаях при малом увеличении только выбирается нужное и удобное для детального изучения место, которое устанавливается в центр поля зрения для дальнейшего рассмотрения и зарисовки при сильном увеличении.

Выполнив курс практических занятий по гистологии, студент должен научиться определять на любом препарате все ткани, понимать их структуру, уметь определить орган, знать его строение и понимать его функцию, а в некоторых случаях назвать и вид животного (если препарат отличается характерными видовыми особенностями). Эти знания проверяются на зачетах и экзамене, проводимых на препаратах. Для подготовки к начетам и экзаменам выделяется время, в течение которого в учебной аудитории студент может получить микроскоп и препараты для самостоятельной подготовки на основе знаний, приобретенных в теоретическом и практическом курсах.


 

Занятие№1

Занятие № 2.

Тема: «Органы чувств»

Цель занятия — изучение микроскопического и ультрамироскопического строения и морфофункциональных особенностей органов чувств.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Что такое органы чувств?

2. Гистологическое строение органа зрения.

3. Гистологическое строение органа слуха и равновесия.

Задание

1. Зарисовать схему строения зрительного отдела сетчатой оболочки

Ситуационные задачи:

1. У больного на фоне общего нарушения обменных процессов и атеросклероза произошло помутнение хрусталика. К каким последствиям для глаза эго может принести? В связи с чем?

2. У больною произошла тяжелая травма роговицы последующим её помутнением. К каким функциональным нарушением глаза это может привести? Почему?

3. У больного в связи с травмой уха пропал слух с одной стороны. С чем эго может быть связано?

4. У экспериментальных животных поражены рецепторные клетки слуховых гребешков ампул полукружных каналов перепончатого лабиринта. Как называются эти клетки? Какая функция нарушена?

5. У экспериментального животного в результате хронического воспалительного процесса поражен спиральный ганглий. Ка­кие функциональные изменения отмечены у животного?

6. В эксперименте животному нанесена травма эпителия ро­говицы. Возможен ли процесс регенерации? Если возможем, то за счет каких клеток?

7. Перед вами два гистологических препарата задней стен­ки глаза экспериментальных животных. На первом препарате гранулы пигмента содержатся в цитоплазме клеток пигментно­го слоя сетчатки, иа втором — в их отростках. В каких условиях освещения находились животные в момент забоя?

Занятие № 3

Тема: «Сердечно-сосудистая система»

Цель занятия — изучение микро- и ультрамикроскопического строения кровеносных и лимфатических сосудов и сердца

Вопросы для подготовки:

1. Общий план строения сосудов, их классификация

2. Гистологическое строение артерий, артериол, капилляров, венул и вен.

3. Гистологическое строение сердца. Эпикард и перикард. Миокард. Эндокард.

Препарат №1.Артерия эластического типа.

Окраска орсеин.

На срезе видна часть артерии в поперечном разрезе.

Видна внутренняя оболочка-1 с эндотелием-2 и широким подэндотелиальным слоем-3 (выделяется слегка фиолетовой окраской). Основу средней оболочки-4 составляют многочисленные эластические пластинки-5 и циркулярно расположенные слои гладких миоцитов-6. Адвентиция-7 наружняя оболочка имеет значительную толщину. В ней видны жировые отложения и сосуды сосудов-8.

Зарисовать и обозначить:

1. внутренняя оболочка:

2. эндотелий,

3. субэндотелиальный слой;

4. средняя оболочка:

5. эластические пластинки

6. слои гладких миоцитов

7. адвентиция

8. сосуды сосудов

Препарат №2.Артерия мышечного типа.

Окраска гематоксилин-эозином.

При слабом увеличении найти участок стенки артерии, изучить и зарисовать. В составе стенки находим три оболочки: внутренняя оболочка-1 образовани эндотелием-2 и подэндотелиальным слоем-3. Самая толстая оболочка – средняя-4, основную ее массу составляют циркулярно расположенные гладкомышечные клетки-5, между которыми есть эластические волокна в небольшом количестве. Наружная оболочка – адвентиция-7 из РВСТ.

Зарисовать и обозначить:

1. внутренняя оболочка

2. эндотелий,

3. субэндотелиальный слой;

4. средняя оболочка:

5. гладкие миоциты

6. эластические волокна

7. адвентиция

Занятие №4

Препарат №3 Тимус.

Окраска гематоксилин-эозином.

Дольчатое строение выражено отчетливо и заметно невооруженным глазом. При слабом увеличении находим капсулу-1из РВСТ, в которой содержатся жировые скопления-7. От капсулы отходят междольковые прослойки-2. В дольках различаем корковое вещество-3, лежащее по периферии долек и интенсивнее окрашенное (из-за множества лимфоцитов). Мозговое вещество-4 образует центральную часть дольки и окрашено светлее. В мозговом веществе видны внутридольковые кровеносные сосуды-5. Здесь же видны тимусные тельца (тельца Гассаля)-6, отличающиеся концентрической слоистостью (не путать с кровеносными сосудами!).

Зарисовать и обозначить:

1 - капсула;

2 - междольковые прослойки;

3 - корковое вещество;

4 - мозговое вещество;

5 - внутридольковые кровеносные сосуды;

6 - тимусные тельца (тельца Гассаля);

7 - жировые скопления.

Занятие №5,6.

Тема: «Эндокринная система»

Цель занятия — изучение микроскопического и ультрамикро­скопического строения и гистофизиологии эндокринных желез а также взаимодействия различных звеньев эндокринной си­стемы.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Гистологическое строение гипоталамуса

2. Гистологическое строение гипофиза

3. Гистологическое строение эпифиза

4. Гистологическое строение щитовидной железы

5. Гистологическое строение паращитовидной железы

6. Гистологическое строение надпочечников

7. Диффузная эндокринная система

Препарат №2. Надпочечник.

Окраска гематоксилин-эозином.

На препарате представлен вертикальный разрез коркового и части мозгового вещества надпочечника. Невооруженным глазом видам с поверх­ности капсулу-1, далее идет широкая полоса коркового вещества, и, наконец, более темная часть среза соответствует мозговому веществу. При ориентировке препарата под микроскопом поставить его капсулой вверх. Рассмотреть и зарисовать препарат удобнее при слабом увеличении, для изучения отдельных зон не­обходимо временно прибегать к сильному увеличению. От капсулы в корковое вещество в виде лучей отходят соединительнотканные прослойки-2, образующие строму железы. По ходу прослоек видны разрезы капилляров-3. Клубочковая зона-4 состоит из высоких эпителиальных клеток, образующих «арки». Наибольшую часть толщи коркового вещества занимает пучковая зона-5. В ней особенно ясно видны разрезы капилляров. Клетки, образующие тяжи пучковой зоны имеют губчатый вид. Это объясняется имевшимися в клетках (спонгиоцитах) липоидными включениями, которые растворились при обработке. Самую глубокую часть коркового вещества составляет сетчатая зона-6, в которой тяжи клеток анастомозируют, образуя сеть. Клетки сетчатой зоны мельче клеток пучковой зоны. Мозговое вещество-7 не отграничено от коркового какой-либо прослойкой. Оно образовано тесно переплетающимися и анастомозирующими тяжами клеток, имеющих на препарате темную окраску и неясные границы.

Зарисовать и обозначить:

1 – капсула;

2 - соединительнотканные прослойки;

3 – капилляр;

4 -клубочковая зона;

5 - пучковая зона;

6 - сетчатая зона;

7 - мозговое вещество.

Препарат №3. Гипофиз.

Окраска гематоксилин-эозином.

При слабом увеличение нужно ориентироваться в долях гипофиза, а затем изучить строение всех трех долей при сильном увеличении. Для зарисовки лучше избрать пограничный участок включающий все доли. Рассматриваем железистую долю-1, в ней видны разрезы синусоидных капилляров, вокруг которых лежат тяжи и скопления эпителиальных клеток. Большинство составляют главные клетки-2. Они мелкие, границы слабо выражены, окрашены слабее других. Между главными лежат эозинофильные-3, с четкими границами, красной окраской. Базофильные клетки-4 часто располагаются гнездами, имеют синеватую окраску. Промежуточная доля-5 имеет вид узкой полосы, ограниченной с одной стороны щелью гипофиза-7, а с другой стороны прилегающей к ней невральной долей-6. Промежуточная доля состоит из скопления однородных эпителиальных клеток, среди которых проходят тонкие соединительнотканные тяжи с капиллярами. Невральная доля-6 состоит из невроглии, в которой проходят кровеносные сосуды.

Зарисовать и обозначить:

1 - железистая доля;

2 - главные клетки;

3 - эозинофильные клетки;

4 - базофильная клетка;

5 – промежуточная доля гипофиза;

6 - невральная доля

7 – щель гипофиза

Препарат №4. Околощитовидная железа.

Окраска гематоксилин-эозином.

При малом увеличении нужно ознакомиться с общим строением околощитовидной железы, а затем - при большом увеличении зарисовать препарат. Под малым увеличением можно увидеть тонкую соединительнотканную капсулу и паренхиму железы. Под большим увеличением можно рассмотреть, что паренхима состоит из тяжей и скоплений эндокриноцитов, разделенных прослойками соединительной ткани. Различают главные паратироциты (имеют синюю окраску) и оксифильные. Среди них есть темные и светлые.

Зарисовать и обозначить:


1 - капсула околощитовидной железы;

2 - околощитовидная железа:

а - строма околощитовидной железы с кровеносными сосудами;

3 - фолликулы щитовидной железы;

б - коллоид;

4 - кровеносные сосуды;

5 - клетки околощитовидной железы;


Задание:

Заполнить таблицу «Характеристика органов эндокринной системы»

Орган/отдел Клетки(название, краткая характеристика) Гормоны Функция гормонов
       

Ситуационные задачи:

1. У экспериментального животного перерезаны аксоны ней­ронов супраоптического и паравентрикулярного иейросекретор­ных ядер (гипоталамо-гипофизарный тракт). Как изменится содержание вазопрессииа и окситоцина в задней доле гипо­физа?

2. У экспериментального животного удален гипофиз. Дея­тельность каких эндокринных желез будет нарушена?

3. У пропорционально сложенного ребенка наступила за­держка роста. Какие клетки гипофиза не функционируют?

4. Предложены три препарата щитовидной железы. На од­ном видны большие фолликулы, заполненные плотным коллои­дом, тироциты плоские. На другом тироциты призматические, коллоид жидкий, фолликулы невелики. На третьем тироциты имеют кубическую форму, а плотность коллоида умеренная. Что можно сказать о функциональном состоянии желез, из ко­торых взят материал?

5. У экспериментального животного удалены околощитовидные железы. Как изменится уровень кальция в крови?

6. На электронной микрофотографии щитовидной железы обнаружена клетка, цитоплазма которой содержит специфиче­скую зернистость. Какая это клетка?

7. Больному длительное время вводили высокие дозы гидро­кортизона. Какая зона коры надпочечников должна быть атро­фирована?

8. Известно, что эндокринная железа выделяет стероидные гормоны. Какая органелла должна быть хорошо развита в ци­топлазме ее клеток?

9. У животного удален один из надпочечников. Какие изменения произойдут в морфологии коры другого надпочечника?

Занятие№7

Препарат № 6. Пищевод.

Окраска гематоксилин-эозином.

На этом препарате знакомимся со строением пищеварительной трубки ее оболочками и их слоями. Невооруженным глазом видны разрезан­ные поперек складок слизистой пищевода, создающие звездообразный на поперечном разрезе просвет трубки. Препарат рассматриваем и зарисовы­ваем при слабом увеличении.

Слизистая выстлана многослойным плоским эпителием-1. Под ним лежит собственная пластинка слизистой оболочки-2. Мышечная пластинка слизистой оболочки-3 в пищеводе различных животных весьма вариабельна. Подслизистый слой -4 состоит из РВСТ и имеет значительную толщину. В подслизистой много слизистых желез пищевода-5. Мышечная оболочка пищевода-6 состоит из поперечно-полосатой мускулатуры. Наружная оболочка пищевода представлена адвентицией7.

Зарисовать и обозначить:

1 - многослойный плоский эпителий слизистой оболочки;

2 - собственная пластинка слизистой оболочки;

3 - мышечная пластинка слизистой оболочки;

4 - подслизистая основа;

5 - железы пищевода;

6 - мышечная оболочка;

7 - адвентициальная оболочка.

Задание:

1. Схематично зарисовать вкусовую почку

Ситуационные задачи:

1. В препарате небной миндалины отмечается сильная ин­фильтрация эпителия лейкоцитами, а в криптах много разру­шенных клеток. Каково состояние миндалины?

 

 


Занятие № 8.

Препарат № 1. Дно желудка.

Окраска конго красный.

При малом увеличении микроскопа изучить участок стенки желудка со всеми оболочками. При большом увеличении в слизи­стой оболочке изучить все пластинки. На поверхности слизистой оболочки видны желудочные ямки-2, покрытые однослойным призматическим эпителием. Между желудочными ямками здесь лучше всего видеть подэпите­лиальную собственную пластинку слизистой оболочки-3. Фундальные железы-4 от­носятся к простым трубчатым железам и занимают всю толщу собственного слоя под желу­дочными ямками. Мышечная пластинка слизистой оболочки-5 развита достаточно хорошо, образована двумя слоями мышечных волокон (более тонкий внутренний слой состоит из циркулярных пучков, более толстый наружный – из продольных пучков). Глубже лежит подслизистый слой мышечной оболочки-6, имеющий значительную толщину и состоящий из РВСТ с сосудами и нервами подслизистого сплетения.

Зарисовать и обозначить:


1 - однослойный призматический эпителий;

2 -желудочные ямки;

3 - собственную пластинку сли­зистой оболочки;

4 - фундальные железы (собственные железы дна желудка)

5 - мышечную пластинку слизистой оболочки,

6 - подслизистую основу;


Занятие №9

Занятие № 10

Занятие №11

Тема: «Гистологическое строение органов дыхатель­ной системы»

Цель занятия — изучение микроскопического и ультрамикро­скопического строения органов дыхательной системы

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Развитие дыха­тельной системы.

2. Микроскопическое и ультрамикроскопическое строение стенки носовой полости, а также гортани и трахеи. Клеточный состав эпителия трахеи.

3. Микроскопическое строение различных отделов бронхи­ального дерева легкого. Микро- и ультра структура эпителия бронхов.

4. Респираторный отдел легкого. Легочный ацинус. Микро­скопическое и ультрамикроскопическое строение его компонентов.

Препарат № 1. Трахея. Окраска гематоксилин-эозином.

Под малым увеличением найти основные оболочки стенок трахеи: слизистую, фибринозно-хрящевую и наружную (адвентициальную). При большом увеличении следует изучить многорядный призматический эпителий. В слизистой стенке трахеи отсутствует мышечная пластинка.

Внутреннюю выстилку трахеи образует многорядный мерцательный эпителий-1, в котором много бокаловидных клеток-2б. Подслизистая основа-3 отчетливо выделяется рыхлостью соединительной ткани, в которой много концевых отделов серозных желез трахеи-3в. Слизистая оболочка переходит в надхрящницу-4. Наружняя оболочка-адвентиция-6. В ней встречаются кровеносные и лимфатические сосуды, нервы и жировая ткань.

Зарисовать и обозначить:

1 - многорядный мерцательный эпителий:

а - клеточные реснички;

б - бокаловидная железистая клетка;

2 - собственная пластинка слизистой оболочки (продольно расположенные эластические волокна);

3 - подслизистая основа:

в –серозная железа трахеи;

4 - надхрящница;

5 - волокнисто-хрящевая оболочка с гиалиновым хрящом;

6 - адвентициальная оболочка.

Препарат № 2. Легкое собаки. Окраска гематоксилин-эозином.

Вначале следует выбрать разрез стенки среднего бронха-1 и рассмотреть его при сильном увеличении. Такие бронхи выстланы многорядным мерцательным эпителием-а. под ним лежит собственный слой слизистой-б, сплошной мышечный слой-в и подслизистый слой-г. Хрящевой скелет бронхов образован хрящевыми пластинками-г. Адвентиция-е связывает бронх с легочными альвеолами.

В мелких бронхах отсутствуют хрящ и железы, многорядный эпителий заменен на двурядный, а затем однорядный. Мелкие бронхи-2 часто оказываются сокращенными, и их слизистая собирается в складки. Выбрав несокращенный бронх нужно рассмотреть его стенку при сильном увеличении.

В респираторной части альвеолярные ходы-3 состоят целиком из альвеолярных выпячиваний. Большую часть препарата занимают разрезы альвеол-7.

Зарисовать и обозначить:

1 - стенка среднего бронха:

а - многорядный реснитчатый эпителий;

б - собственная пластинка слизистой оболочки;

в - мышечная пластинка слизистой оболочки;

г - подслизистая основа с бронхиальными железами;

д - хрящевая пластинка волокнисто-хрящевой оболочки;

е — адвентиция;

2 - мелкий бронх;

ж- двурядный реснитчатый эпителий;

3 - альвеолярный ход;

6 - альвеолярный мешочек;

7 - альвеола;

8 - кровеносные сосуды.

Ситуационные задачи:

1. При бронхиальной астме приступы удушья вызываются спазмами гладких мышечных клеток внутрилегочных бронхов.. Бронхи какого калибра задействованы преимущественно? Как вы объясните это на основании особенностей их морфологии?

2. При заболевании (эмфиземе) легкие в недостаточной сте­пени спадаются при выдохе. Какие структурные компоненты респираторных отделов повреждены?


Занятие №12

Занятие №13

Занятие№14.

Занятие№ 15

Тема: «Эмбриология. Половые клетки, их развитие и строение. Оплодотворение и образование зиготы. Дробление и образование бластулы. Гаструляция»

Цель занятия — изучение строения мужских и женских по­ловых клеток, процессов оплодотворения, дробления, образова­ния бластулы, гаструляции.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Понятие об эмб­риогенезе и его связи с онтогенезом и филогенезом.

2.Знание основ цитологии. Представление о строении ядра,
цитоплазмы, органеллах и включениях клетки.

3. Знание мейоза, его особенностей и основных стадий.

4. Строение сперматозоидов. Сперматогенез.

5. Строение яйцеклеток. Их классификация.

6. Механизм и биологический смысл процесса оплодотво­рения.

7. Типы дробления зиготы. Зависимость типа дробления от количества и распределения желтка. Зависимость характера образующейся в результате дробления бластулы от типа дроб­ления.

8.Понятие о гаструляции. Механизмы гаструляции.

Задание 1. Рассмотреть под микроскопом и зарисовать следующие гистологические препараты:

Препарат№1. Спермин морской свинки.Окраска гематоксилином. Уве­личение большое. Следует изучить строение одной клетки. Об­ратить внимание на форму клетки

Зарисовать и обозначить:

1) головку

2) ядро

3) акросому

4) шейку

5) хвостик (жгутик

Препарат№2. Яйцеклетка млекопитающего. Срез яичника кошки. Окраска гематоксилин-эозином.

Увеличение малое и большое. При малом увеличении найти зрелый фолликул, содержащий яйцеклетку. Следует иметь в виду, что в препарате не во всех фолликулах обнаружи­ваются яйцеклетки, так как срез может быть сделан около нее. Отыскав при малом увеличении микроскопа фолликул, содер­жащий овоцит, следует изучить строение яйцеклетки и окру­жающих ее оболочек при большом увеличении.

В яйцеклетке (овоците) видны ядро и цитоплазма с неболь­шим количеством желточных зерен. Клетка окружена розоватой, сильно преломляющей свет (особенно при слегка опущенном конденсоре) прозрачной зоной. Фолликулярные эпителиоциты (мелкие клетки с фиолетовыми ядрами) и их отростки образу­ют лучистый венец.

Зарисовать и обозначить:

1) яйцеклетку

2) прозрачную зону

3) лучистый венец

4) фолликулярные эпителиоциты

Препарат№3. Яйцеклетка лягушки. Окраска гематоксилин-эозином. Увеличение малое. В препарате следует рассмотреть и зарисовать яйцеклетки на разных стадиях развития: а) яйцеклетку, в цитоплазме которой отсутствует желток, б) яйцеклетку на поздней стадии развития, содержащую в цитоплазме большое количество желтка в виде желточных пластин. Вокруг яйцеклеток располагаются фолликулярные клетки.

Препарат№4. Полное равномерное дроблениезародыша аскариды.

Окраска гематоксилином. Увеличение малое. Найти зародыш на стадии двух, четырех, восьми бластомеров. Обратить внимание на примерно равную величину бластомеров и на то, что количество их возрастает в геометрической прог­рессии. Обозначить бластомеры.

Препарат №5. Полное неравномерное дробление зародыша амфибии.

Ок­раска пикрофуксином.

Увеличение малое. Обратить внимание на различную величину бластомеров. Найти мелкие бластоме­ры в области анимального полюса и крупные — в области веге­тативного полюса.

Зарисовать и обозначить:

1) мелкие бластомеры

2) крупные бластомеры

Препарат №6 Бластула лягушки. Окраска пикрофуксином. На малом увеличении видно массивное, состоящее из крупных бластоме-ров дно бластулы. Крыша бластулы построена из множества мелких бластомеров; между ними расположены краевая зона и смещенная в направлении крыши бластулы полость — бластоцель. Обращает на себя внимание многослойность бластодермы.

Зарисовать и обозначить:

1) бластодерму,

2) крышу бластулы,

3) дно бластулы,

4) бластоцель,

5) краевую зону.

Препарат№7. Гаструла лягушки. Окраска пикрофуксином. На этой стадии развития часть материала дна бластулы заполняет бластопор в виде пробки. Хорошо выражены дорсальная губа бластопор а и формирующаяся под ней полость — гастроцель. Вентральная губа бластопора менее развита. Между экто- и энтодермой видны остатки бластоцеля.

Зарисовать и обозначить:


1) эктодерму

2) энтодерму

3) дорсальную губу бластопора

4) желточную пробку

5) вентральную губу бластопора

6) гастроцель

7) бластоцель.


 

Препарат №8. Нейрула лягушки. Окраска пикрофуксином.

При малом увеличении микроскопа на препарате рассмотреть формирование нервной трубки. Видны нервная (модулярная) плас­тинка и нервные валики. Ниже нервной пластики расположена хор­да. По бокам от хорды видны зачатки формирующемся мезодермы.

Зарисовать и обозначить:


1) нервную пластинку;

2) нервные валики;

3) хорду;

4) мезодерму;

5) эктодерму;

6) энтодерму


Ситуационные задачи:

1. На электронной микрофотографии представлен попереч­ный срез сперматозоида. Видны осевые нити, окруженные ми­тохондриями. Через какую часть спермия прошел срез?

2. Яйцеклетка содержит умеренное количество желтка, и распределен он неравномерно. Определите тип яйцеклетки, ха­рактер дробления, вид бластулы будущего зародыша.

3. На гистологическом препарате видна бластула с одно­слойной бластодермой, бластоцелем в центре. Определите, ка­кой тип дробления приводит к образованию такой бластулы? Каковы будут механизмы гаструляции?

4. У двухслойного зародыша ланцетника разрушили внут­ренний листок, сформированный при инвагинации. Развитие ка­ких тканевых зачатков будет нарушено?


Занятие№16

Занятие№17

Заключение

На основании данного курса Цитологии, гистологии, эмбриологии студент должен уметь правильно определять гистологический препарат, понимать его строение, разобрать представленные на нем ткани, то есть «прочитать» препарат.

Основой понимания гистологического препарата является в первую очередь знание тканей живого организма, так как все органы построены из тканей.

После изучения курса Цитологии, эмбриологии и гистологии студент сдает экзамен, состоящий из практической (определить два гистологических препарата из курса частной гистологии) и теоретической части.

Курс Цитологии, гистологии, эмбриологии считается усвоенным тогда, когда студент помимо теоретических знаний может определить любой гистологический препарат, рассказать его строение, показав детали препарата.

 

 

Методические указания

по цитологии, гистологии, эмбриологии

 

для студентов 2 курса факультета ветеринарной медицины и биотехнологии по специальности 111801.65 - «Ветеринария», квалификация - специалист

 

кафедра «Анатомии и физиологии сельскохозяйственных животных»

 

 

Рязань 2013


 

Составитель: И.В. Бочкова

 

Методические указания одобрены методической комиссией факультета ветеринарной медицины

 

Протокол № _________ от ­_________________

 

 

Председатель комиссии Н. И. Торжков


Введение

Цитология, гистология и эмбриология принадлежит к числу наук, которые нельзя изучать теоретически, по книгам. Только путем самостоятельного изучения гистологических препаратов студент может усвоить данную дисциплину. Совместно с анатомией и физиологией Цитология, гистология и эмбриология составляют фундамент теоретического образования ветеринарного врача.

Курс практических занятий по ЦГЭ состоит из изучения гистологических препаратов и закрепляет знания, полученные на лекциях и в результате самостоятельной работы с литературой. Изучение препаратов должно сопровождаться их зарисовкой. Для этой цели студент должен иметь: альбом, цветные карандаши и мягкий простой карандаш (предварительно остро зачиненные).

При зарисовке гистологических препаратов необходимо:

Соблюдать правильный масштаб. Цвета должны соответствовать действительным цветам деталей препарата. Рисунок нужно помещать на листе так, чтобы оставались поля для обозначения. Обозначаемые детали лучше указывать цифрами, а рядом в виде столбца выписывать обозначения. Каждый рисунок должен сопровождаться ясным заголовком, где указывается название ткани или органа, вид животного и способ окраски данного препарата.

Сначала необходимо разметить размеры частей рисунка, затем сделать общие контуры и только после этого приступать к зарисовке деталей препарата. Рисунок может быть выполнен хорошо только в том случае, если студент разобрался в препарате, понимает его или, как образно говорят, внимательно «прочел» препарат. Поэтому к каждому занятию необходимо подготовиться: предварительно просмотреть учебник и лекционные записки с тем, чтобы знать, что должно и можно найти на препарате. Вместе с тем нужно понять, что зарисовка гистологических препаратов не является самоцелью. Она служит для того, чтобы лучше закрепить зрительные впечатления, лучше разобраться в деталях строения, запомнить их.

Изучение каждого препарата обязательно начинается со слабого увеличения, при котором нужно рассмотреть весь срез. Надо иметь в виду, что почти на каждом препарате встречаются такие места, где типичные особенности строения данной ткани или органа выявлены более отчетливо, чем на других местах; нужно постараться найти такое наиболее удобное для изучения и зарисовки место, а не останавливаться на первом попавшемся участке среза. Весьма важно учитывать при этом направление среза; в большинстве случаев необходимо найти место, где разрез прошел вертикально, так как при этом структура ткани или органа выявляется более ясно. Поэтому нужно не спешить переходить к сильному увеличению, а сначала внимательно рассмотреть весь препарат при слабом увеличении. Во многих случаях основное изучение и зарисовка препарата производятся при слабом увеличении. В таком случае по ходу изучения и зарисовки препаратов нужно прибегать для рассмотрения отдельных деталей к сильному увеличению; полезно иногда делать отдельные небольшие зарисовки того, что удалось видеть при сильном увеличении, а затем снова возвратиться к слабому увеличению для окончания общего рисунка. В других случаях при малом увеличении только выбирается нужное и удобное для детального изучения место, которое устанавливается в центр поля зрения для дальнейшего рассмотрения и зарисовки при сильном увеличении.

Выполнив курс практических занятий по гистологии, студент должен научиться определять на любом препарате все ткани, понимать их структуру, уметь определить орган, знать его строение и понимать его функцию, а в некоторых случаях назвать и вид животного (если препарат отличается характерными видовыми особенностями). Эти знания проверяются на зачетах и экзамене, проводимых на препаратах. Для подготовки к начетам и экзаменам выделяется время, в течение которого в учебной аудитории студент может получить микроскоп и препараты для самостоятельной подготовки на основе знаний, приобретенных в теоретическом и практическом курсах.


 

Занятие№1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.119 (0.012 с.)