Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 17. Техника безопасности

Поиск

 

Основные требования техники безопасности при работе с осветительным оборудованием, проекционным оборудованием, аппаратурой на сценической площадке

Согласно Правилам техники безопасности для театров и концертных залов, утвержденным Министерством культуры СССР 23 мая 1979 г., проектирование механического оборудования сцен и эстрад, постановочного освещения и звуко-кино-технологического оборудования новых и реконструируемых зданий театров и концертных залов должно выполняться силами специализированных проектных организаций.

Общее руководство работой по технике безопасности и производственной санитарии и ответственность за соблюдение действующего законодательства по охране труда, выполнение правил, норм, инструкций и решений вышестоящих организаций по технике безопасности и производственной санитарии в театре, концертном зале возлагается на директора и на лицо, назначаемое приказом директора: на директора-распорядителя, заместителя директора, на главного инженера. Непосредственная организация работы по технике безопасности и производственной санитарии и осуществление контроля за проведением мероприятий по созданию безопасных условий труда в театре, концертном зале возлагается на старшего инженера (инженера) по технике безопасности. Старший инженер (инженер) подчиняется непосредственно лицу, ответственному за технику безопасности в театре, концертному залу.

Согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации приказом от 6 октября 2002г, сценическая площадка (сцена) - специально оборудованная часть здания, предназначенная для показа спектаклей различных жанров. В состав сцены входят: основная игровая часть (планшет сцены), сообщающаяся со зрительным залом портальным проемом, авансцена, аръерсцена и боковые карманы, объединенные проемами в стенах с основной игровой частью сцены, а также трюм и надколосниковое пространство.

Постановочное освещение - освещение, предназначенное для светового оформления театральных постановок, концертов, эстрадных и цирковых представлений.

Технические аппаратные - помещения, в которых размещаются осветительные и проекционные приборы, устройства управления постановочным освещением, аппаратура связи, электроакустические и кинотехнологические устройства, электроустановки питания и управления электроприводами механизмов сцены (эстрады, манежа).

Согласно общим требованиям ПУЭ Питание электроприемников должно осуществляться от сети 380/220 В с системой заземления ТN-S или ТN-С-S. При реконструкции зрелищных предприятий, имеющих напряжение сети 220/127 или 3х220 В, следует предусматривать перевод сети на напряжение 380/220 В с системой заземления ТN-S или ТN-С-S.

Выбор нестандартного напряжения для электроприемников постановочного освещения и электроустановок механизмов сцены, питаемых от отдельных трансформаторов, выпрямителей или преобразователей, должен осуществляться при проектировании.

Питание электроустановок зрелищных предприятий может осуществляться как от собственной (абонентской) ТП (встроенной, пристроенной или отдельно стоящей), так и от ТП общего пользования. К линиям 0,4 кВ, питающим зрелищное предприятие от ТП общего пользования, не допускается присоединение электроустановок других потребителей. Допускается осуществлять питание электроустановок других потребителей от собственной (абонентской) ТП зрелищного предприятия.

К линиям, питающим электроакустические и кинотехнические устройства, подключение других электроприемников не допускается.

Допустимые отклонения напряжения у осветительных приборов должны соответствовать требованиям ГОСТ 13109-87 «Электрическая энергия. Требования к качеству электрической энергии в электрических сетях общего назначения».

Осветительные приборы постановочного освещения должны иметь предохранительные сетки, исключающие выпадение светофильтров, линз, ламп, других внутренних частей световых приборов и осколков стекла или кварца в случае разрыва лампы.

Постановочное освещение, освещение пюпитров оркестра должны иметь плавное регулирование яркости

В зрительных залах вместимостью более 500 мест рекомендуется предусматривать плавное регулирование яркости источников света.

В помещениях для зрителей должно быть предусмотрено дежурное освещение, обеспечивающее пониженную освещенность не менее 15% нормируемой в этих помещениях. Допускается использовать в качестве части дежурного освещения аварийное или эвакуационное освещение.

В зрительных залах со стационарными киноустановками в случае аварийного прекращения кинопроекции должно предусматриваться автоматическое включение светильников, обеспечивающих не менее 15% нормируемой освещенности для режима освещения зала в перерывах между киносеансами.

Управление рабочим и дежурным освещением должно быть предусмотрено: для сцены, эстрады - из аппаратной управления постановочным освещением, с пульта на сцене (эстраде).

Освещение безопасности должно выполняться в помещениях сцены (эстрады), касс, администратора, гардероба, постов охраны, пожарного поста, технических аппаратных, здравпунктов, ТП, КТП, ГРЩ, телефонной станции и в помещениях для животных в цирках.

Эвакуационное освещение должно быть предусмотрено во всех помещениях, где возможно пребывание более 50 чел., а также на всех лестницах, проходах и других путях эвакуации.

Световые указатели должны быть размещены над дверями по путям эвакуации из зрительного зала, со сцены (эстрады, манежа) и из других помещений в направлении выхода из здания и иметь окраску в соответствии с НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования».

Световые указатели должны присоединяться к источнику питания освещения безопасности или эвакуационного освещения или автоматически на него переключаться при исчезновении напряжения на питающих их основных источниках. Световые указатели должны быть включены в течение всего времени пребывания зрителей в здании.

Управление освещением безопасности и эвакуационным освещением должно предусматриваться из помещения пожарного поста, из щитовой аварийного освещения или с ГРЩ (ВРУ).

Для освещения безопасности и эвакуационного освещения, включаемого или переключаемого на питание от аккумуляторной установки, должны применяться лампы накаливания.

Люминесцентные лампы могут применяться при питании светильников от аккумуляторной установки через преобразователи постоянного тока в переменный.

Освещение пюпитров оркестрантов в оркестровой яме должно производиться светильниками, присоединенными к штепсельным розеткам.

В зрелищных предприятиях должна предусматриваться возможность присоединения иллюминационных и рекламных установок.

Питание электродвигателей пожарных насосов, систем противодымной защиты, пожарной сигнализации и пожаротушения, оповещения о пожаре следует предусматривать по самостоятельным линиям от подстанций, ГРЩ или ВРУ.

Электроприводы механизмов сцены должны автоматически отключаться по достижении механизмами крайних положений. Электроприводы механизмов сценических подъемов, противопожарного занавеса, подъемно-спускных площадок и подъемно-транспортных устройств (кроме тельферных) должны иметь аварийное автоматическое отключение переспуска и переподъема непосредственно в силовой цепи, после срабатывания которого должен быть исключен пуск электроприводов аппаратами ручного или автоматического управления. При количестве сценических подъемов более десяти следует предусматривать на пульте механизмов сцены, а при его отсутствии — на пульте помощника режиссера, аппарат управления, обеспечивающий одновременное отключение всех сценических подъемов.

Для аварийной остановки всех механизмов, обслуживающих сцену (эстраду, манеж), должны предусматриваться отключающие аппараты, располагаемые не менее чем в двух местах, откуда хорошо просматривается работа этих механизмов.

Двери в ограждениях вращающейся части сцены (эстрады), подъемно-спускных площадок сцены и оркестра, софитов, технологических подъемников должны быть снабжены блокировочными устройствами, отключающими электродвигатели при открывании дверей и исключающими пуск механизмов после закрывания дверей без дополнительных действий (поворот ключа, нажатие кнопки и т.п.).

Механизмы, имеющие кроме электрического привода механический ручной привод, должны быть снабжены блокировкой, отключающей электропривод при переходе на ручное управление.

Контакты приборов и аппаратов, предназначенные для обеспечения безопасности, должны работать на размыкание соответствующей цепи при исчезновении питания катушки данного прибора или аппарата.

Противопожарный занавес должен быть снабжен блокировками, автоматически отключающими электродвигатель при ослаблении тяговых тросов и гравитационном спуске занавеса. Движение противопожарного занавеса должно сопровождаться световой и звуковой сигнализацией на планшете сцены и в помещении пожарного поста.

Управление дымовыми люками должно предусматривать возможность как одновременного открытия всех люков, так и раздельного открытия и закрытия каждого люка. Допускается предусматривать закрытие дымовых люков вручную.

Управление лебедкой дымовых люков должно предусматриваться с планшета сцены, из помещения пожарного поста-диспетчерской и помещения лебедки.

Подвижные металлические конструкции сцены (эстрады, манежа), предназначенные для установки осветительных и силовых электроприемников (софитные фермы, портальные кулисы и т.п.), должны быть подключены к защитному заземлению посредством отдельного гибкого медного провода или жилы кабеля, которые не должны одновременно служить проводниками рабочего тока.

Подключение вращающейся части сцены и аппаратуры, размещаемой на ней, допускается осуществлять через кольцевой контакт с двойным токосъемом.

Металлические корпуса и конструкции кинотехнологических устройств, а также распределительных систем и сетей электроакустики, телевидения, связи и сигнализации должны присоединяться к защитному заземлению.

Электротехнические и звуковоспроизводящие кинотехнологические установки, а также оборудование связи и телевидения, требующие пониженного уровня шумов, должны подключаться, как правило, к самостоятельному заземляющему устройству, заземлители которого должны находиться на расстоянии не менее 20 м от других заземлителей, а заземляющие проводники должны быть изолированы от проводников защитного заземления электроустановок.

Сопротивление самостоятельного заземляющего устройства должно соответствовать требованиям предприятия — изготовителя аппаратуры или ведомственным нормам, но не должно превышать 4 Ом.


 

Вопрос 21. Съемка на натуре

Большие теле- или киностудии имеют финансовые возможности для аренды специально оборудованного автомобиля с собственным электрогенератором и приспособлениями для установки осветительной аппаратуры. Такое применение «осветительного грузовика» обычно предусматривает использования вместе с ним экипажа, состоящего из бригады профессиональных осветителей, которые являются специалистами по различным видам съемок на натуре. Они должны иметь необходимую осветительную аппаратуру, а также принадлежности и приспособления для ее сборки и установки таким образом, чтобы организовать именно то освещение,которое требуется режиссеру. Дополнительные сведения касающиеся подробностей применения конкретных видов оборудования и их возможностей, которые используют профессиональные студийные осветители, мы, к сожалению, вынуждены оставить за рамками этой книги. Имеются в виду все осветительное оборудование, от больших и мощных «солнечных» прожекторов, до фонарей всевозможной конструкцииции и регуляторов освещения, применяемых в крупнейших театрах и теле- или киностудиях. Богатые студии почти всегда используют во время съемок на натуре передвижные телевизионные станции, эффективно превращающие работу съемочной бригады на выезде в рутинную студийную съемку несколькими камерами.

Для решения задач, стоящих перед этой «базовой» книгой мы предположим, что работа на натуре представляет собой обычную малоформатную телесъемку, часто ограниченную применением однотрубочной камеры (иногда портативной ре-портажной) или камеры для видеожурналистики, с привлечением небольшой съемочной бригады из трех или четырех человек. Этот тип съемки применяется либо на открытом воздухе (например, во время интервью на улице или в парке), либо внутри помещений (например, в офисе или каком-либо доме). Однако все эти виды работ требуют использования какого-либо небольшого освещения с применением портативных устройств.

Существует три основных вида таких осветительных устройств включающие: крепящиеся на камере, удерживаемые руками (так называемые, ручные) и устанавливаемые на штативе или треноге (напольные). Все эти фонари обычно относят к классу портативной осветительной аппаратуры для того, чтобы их можно было отличать от более мошного оборудования для съемок на натуре, сходного со студийной осветительной аппаратурой (как правило используемой вместе с регуляторами освещенности), однако специально приспособленного к частой транспортировке и работе от батарей. Осветительные устройства для работы на натуре почти всегда используются для улучшения цветового баланса дневного света.

Есть только два способа электрического питания «выездных» осветительных приборов — от аккумуляторных батарей или от источников электричества, которые имеются не месте.

Если осветительное устройство работает на батарейной питании, то ток к нему может подаваться либо от камеры, либо от отдельной батареи. Однако всегда необходимо учитывать, какую электрическую мощность способна обеспечить батарея в течение требуемого времени и какое необходимо освещение.

Встроенные в камеру или установленные на ней осветительные фонари обычно обладают небольшой мощностью, однако, как правило превышающей 300 Вт. В этих фонарях используется маленькая, но имеющая высокий к.п.д., кварцевая лампочка, часто помещаемая внутри собственного отражателя и системы линз. Эти лампочки вдвое дороже обычных кварцевых га-логеновых ламп и не столь долговечны (их средний срок службы составляет 50 часов), однако они могут быть встроены в отражающее устройство, которое делает их гораздо более эффективными по сравнению с использованием этих элементов по отдельности. Изготовители часто оценивают светоотдачу таких ламп как «эквивалентную отдаче обычной лампы вдвое большей мощности в ваттах». Когда вы изучаете вопрос о применении таких источников света, вы должны вспомнить основные законы электричества и физики. Вдвое большая мощность в ваттах совсем не означает увеличение светоотдачи в два раза, однако если вы используете лампу меньшей мощности для обеспечения требуемого освещения, то вы продлеваете срок службы батареи и увеличиваете время между процедурами ее подзарядки. Такие фонари предназначены для освещения объекта съемки с расстояния от 2 до 5 м. Уровни освещенности, которые дают обычные фонари этого типа, составляют 700 люкс с расстояния 2,5 м при мощности лампочки 100 Вт, и 1250 люкс с расстояния 7 м при мощности лампочки 200 Вт. Некоторые типы таких фонарей обладают возможностью регулирования ширины луча в диапазоне изменения угла раствора от 20 до 60°, однако вам не следует забывать о законе обратных квадратов, когда будете оценивать прирост освещенности за счет расширения луча.

Решение по поводу выбора подходящего фонаря будет принимать команда осветителей, однако очевидно, что вопрос о его работе должен находиться в компетенции оператора, поскольку именно на камере устанавливается фонарь съемного типа. Есть два варианта установки такого фонаря на телекамере. Один из них состоит в фиксации фонаря с помощью быстродействующего зажима сверху камеры, а другой — в креплении его на кронштейне, который вворачивается в узел соединения основания камеры с треногой.

Эти небольшие осветительные фонари, устанавливаемые на камере, требуют от оператора определенного уровня восприятия. Очень небольшой освещаемый участок, который часто может охватить только голову и плечи человека, будет перемещаться вместе с камерой. Камера должна наехать на объект, с тем чтобы охватить нужный участок съемки и замереть. Таких нарезов света, отражающих движение камеры, обычное для «репортерской» ситуации, вы можете ожидать, если захотите осветить большие участки одним небольшим источником света, перемещающимся вместе с камерой. В комплект поставки таких осветительных фонарей обычно входят шторки и рассеивающие светофильтры.

Поскольку используемые в таких фонарях лампочки являются галогеновыми, они будут иметь цветовую температуру 3200К, что предполагает принятие ряда интересных решений. Если фонарь используется в темноте исключительно для освещения репортера, камеру можно отрегулировать на баланс белого по вольфрамовой лампе. Если же он применяется для получения заполняющего или выравнивающего света в дневное время, вам понадобится светофильтр для коррекции луча вашего фонаря применительно к дневному свету и выполнение баланса белого по дневному свету. Вернувшись назад,.т. е. к тому, что вы уже знаете о цветовой температуре, вы можете выбрать ситуацию «смешанного освещения». Осветительный фонарь малой мощности (например, 20-ваттный), свет которого будет оставлен не фильтрованным, включенный при дневном свете сделает лицо репортера слегка более «теплым», благодаря чему картинка станет привлекательнее.

Ручные фонари, используемые при съемках на натуре, всегда работают от отдельной батареи, вставленной непосредственно в кожух лампы, либо, при больших потребляемых мощностях, от переносной аккумуляторной батареи, которую можно носить вслед за оператором. Осветительные приборы этого типа выпускаются промышленностью в диапазоне мощностей до 500 Вт и часто предлагаются изготовителями вместе с устройства. Хотя эти фонари имеют фокусирующий отражатель, следует хорошо подумать о том, какой прибор применить, поскольку ширину луча этих фонарей можно варьировать в пределах от 40 до 80°. Поэтому нельзя считать их источниками ни высвечивающего, ни заливающего света с точки зрения правильного понимания этих терминов.

Кроме того, обычным для этих фонарей является применение открытой 500-ваттной лампы для получения заливающего пучка света и 2-киловаттной лампы с рефлектором для создания сфокусированного луча. Такой большой фокусирующий отражатель предназначен главным образом для применения в студии с целью освещения очень больших площадей с расстояния примерно 10 м.

Портативные фонари этой серии часто держат в их собственных футлярах или чехлах в виде «натурных комплектов». В этих же футлярах вместе с фонарями могут храниться также и такие принадлежности, как комплекты рассеивателей света, наборы шторок, вспомогательные держатели, складные отражающие экраны и портативные штативы.

Выпускаются специальные более легкие и миниатюрные версии таких фонарей, удобные для работы телерепортеров. Комплекты осветительной аппаратуры этого типа включают фонари заливающего света, высветки основного объекта и задней подсветки, а также все необходимые для их работы приспособления и небольшие штативы.

Перед тем как применить любой из упомянутых выше фонарей, работающих от сетевого тока, вы должны обязательно вспомнить законы электричества. Если мы возьмем простой пример использования четырех ламп мощностью 1 кВт, то окажется, что для их питания понадобится ток величиной 18 А при напряжении 220 В. Если вы работаете в помещении,' оборудованном электрическими розетками, рассчитанными на ток обычной мощности, то они становятся причиной возникновения двух проблем. Любые используемые удлинители должны соответствовать такой электрической мощности, поэтому обычные бытовые разветвители тока на четыре розетки и их кабель определенно не подходят. Кроме того, стандартные 13-амперные сетевые розетки не рассчитаны на электрическую мощность осветительной аппаратуры. Вам необходимо все это тщательно обдумать и найти правильное решение. Вы можете, например, воспользоваться розетками разных помещений с помощью электрических кабелей необходимой длины. Обычная бытовая электропроводка в большинстве случаев выполняется таким образом, что позволяет пользоваться 30-амперным током через четыре или пять розеток в одном и том же месте. До подключения осветительной аппаратуры к электрической сети вам необходимо узнать, где находится блок плавких предохранителей, на какую величину тока они рассчитаны и какой мощностью тока вы располагаете. В противном случае вы рискуете моментально сжечь плавкие предохранители или, что еще хуже, вызвать возгорание чужого имущества. Очень неразумно полагать, что каждая из 13-ам-перных розеток одного и того же этажа способна давать ток величиной 13 А.


 

Принцип работы ламп HMI

Металлогалогенные лампы HMI-лампы - (или Hydrargyrum medium Arc-length Iodide) - это большое семейство газоразрядных ламп переменного тока, в которых световое излучение образуется в результате электрического разряда в плотной атмосфере смеси паров ртути и галогенидов редкоземельных элементов.. В отличие от ламп накаливания, являющихся тепловыми излучателями в полном смысле этого слова, свет в этих лампах генерируется горящей между двумя электродами дугой. Это ртутные лампы высокого давления с добавками йодидов металлов или йодидов редкоземельных элементов (диспрозий (Dy), гольмий (Ho) и тулий (Tm) а также комплексные соединения с цезием (Cs) и галогениды олова (Sn). Эти соединения распадаются в центре разрядной дуги, и пары металла могут стимулировать эмиссию света, чьи интенсивность и спектральное распределение зависят от давления пара металлогалогенов. Световая отдача и цветопередача дугового разряда ртути и световой спектр значительно улучшаются.

Принцип работы (галогенный цикл): В баллоне лампы присутствуют пары йодидов металлов. При инициации электрического разряда с разогретых электродов начинает испаряться вольфрам, и его пары вступают в соединение с йодидами, образуя газообразное соединение - йодид вольфрама. Этот газ не оседает на стенках колбы (баллон остается прозрачным в течение всего срока работы лампы). Непосредственно вблизи разогретых электродов газ разлагается на пары вольфрама и йод, т.е. электроды окутаны облаком паров металла, оберегающим электроды от разрушения, а стенки колбы от потемнения. При выключении лампы вольфрам оседает (возвращается) на электроды. Таким образом, галогенный цикл обеспечивает длительную работу лампы без потускнения колбы. Металлогалогенные (газоразрядные) лампы стали практически традиционными для применения в профессиональном световом оборудовании.

Для этих ламп характерны:

· очень высокая световая отдача (до 100 лм/Вт);

· цветовая температура излучения близка к цветовой температуре солнечного света! (ок.6000 К);

· общий индекс цветопередачи Ra(CRI) высок, его значения превышают 90 (чего?); - "примечание редактора"

· возможность повторного зажигания (для некоторых типов ламп) из горячего состояния;

· возможность регулировки светового потока.

Основными преимуществами этих ламп по сравнению с лампами накаливания являются: увеличенная в три-четыре раза световая отдача (до 100 лм/Вт), схожий со спектром дневного света спектр оптического излучения с цветовой температурой от 4500 до 6500 K, а также увеличенная на коэффициент 20 яркость, благодаря чему эти лампы можно назвать почти идеальными источниками концентрированного пучка света. Кроме этого индекс цветопередачи металлогалогенных ламп составляет от 80 (HTI) до 95 (HMI), что практически соответствует максимально возможной "естественной" передаче цветов освещаемого объекта (100). Для некоторых областей применения особенно важным является то, что все лампы серий HMI и НМР, и большая часть ламп серии HTI обладают возможностью повторного зажигания из горячего состояния в любой стадии охлаждения и регулирование светового потока лампы (одноцокольные лампы серий HSR и HSD представляют собой лампы с наружными колбами и предназначены для зажигания только в холодном состоянии). Эти лампы выпускаются с большим диапазоном рабочих мощностей - от 125 до 18000 Вт


 

Вопрос 30. Театральный свет

 

В современных постановках театральный свет играет чрезвычайно важную роль. В качестве театрального света сегодня используются исключительно высокотехнологичные приспособления. Именно свет превращает театральную постановку в настоящее живое действо. Освещение сцены обычно обеспечивается театральными лампами и построенными на их базе ассиметричными и симметричными светильниками. Кроме того, для сценической подсветки часто используются прожекторы. Их мощный свет позволяет высветить и подчеркнуть отдельные элементы сцены или создать требуемый эффект.

Театральные прожекторы представляют собой профессиональные осветительные приборы направленного света с разной мощностью. Они используются при проведении зрелищных мероприятий, требующих большого количества постановочного освещения. В современных театральных прожекторах используются лампы мощностью от 1000 Вт. Все устройства этого типа могут использоваться для верхнего, контрнаправленного и фронтального освещения всей сцены или отдельных объектов. Благодаря применению современной качественной оптики и сферических отражателей удаётся получить луч с максимально чёткими кромками. В большинстве театральных прожекторов для фокусировки луча задействуется шнековая система. Для понижения температуры корпуса устройства снабжаются внутренними тепловыми экранами, которые предотвращают перегрев и в то же время не нарушают естественное перетекание воздуха внутри прибора. В некоторых модификациях используется также термостойкое покрытие, жалюзи теплового обмена и иные приспособления. Прожекторы, используемые для театральной подсветки, в зависимости от назначения, имеют свой тип крепления. В одном из самых популярных ныне вариантов монтажная лира может перемещаться вдоль продольной оси устройства, что увеличивает количество способов установки.

Театральное освещение

Свет, используемый в театральных постановках, не просто освещает сцену, он ещё и должен способствовать единому восприятию таких сложных процессов, как драматургия, театральная техника, игра актёров, звуковое оформление постановки и т. д. Профессионально выполненное освещение должно создавать условия видимости на сцене, корректировать пространственное восприятие, обеспечивать требуемое психологическое воздействие на зрителей. Одним словом на освещение возлагается огромная нагрузка. Для решения всех этих задач разработана масса способов. И, тем не менее развитие театрального освещения и сценической индустрии в целом способствуют появлению новых методик и требующихся для их воплощения устройств. Современное искусство «ставить свет» располагает огромным арсеналом средств и приёмов, позволяющим воплотить любую авторскую или режиссёрскую задумку. Наше предприятие предлагает огромное количество приспособлений для освещения театральных постановок любого типа. Мы не только поможем подобрать подходящие осветительные приборы, но и изготовим их по индивидуальным проектам, поможем установить и наладить всё оборудование.


 

Светофильтр в оптике

Светофильтр в оптике, технике — оптическое устройство, которое служит для подавления (выделения) части спектра электромагнитного излучения.

Классификация по назначению:

I. Светофильтры съёмочные

Различные съёмочные светофильтры

Светофильтр в фотографии и кинематографе, съёмочный светофильтр — оптическое устройство, которое служит для подавления, выделения или преобразования части светового потока, обычно части спектра.
Светофильтры воздействуют на световой поток, не ограничивая его апертуру или поле зрения, в отличие от апертурной диафрагмы, полевой диафрагмы.

Светофильтры предназначены для воздействия на основной световой поток от снимаемой сцены, в отличие от бленды, ограничивающей действие паразитного светового потока.

Светофильтры (кроме некоторых эффектных, призматических), в отличие от линз, не изменяют направления световых лучей в оптической системе.

Устанавливается на объектив оптических приборов или фотокамер. В фотографии светофильтры применяются для корректировки цвета, изменения яркости и контрастности фотографируемых объектов уже в процессе фотографирования. Светофильтры применяются также для воспроизводства различных цветовых и световых эффектов.

Крепление светофильтров к объективу осуществляется обычно резьбовым соединением, перед передней линзой объектива. Для сверхширокоугольных объективов из-за особенностей их оправы часто предусматривают крепление за задней линзой объектива. В проекционных и осветительных системах фильтры (особенно тепловые) часто устанавливаются между источником света и остальной оптической системой.

Крепление светофильтров к объективу, совмещённое со светозащитной блендой, называется компендиум.

Маркируются съёмочные светофильтры диаметром присоединительной резьбы, условным обозначением типа фильтра и необязательным указанием кратности экспозиции (1x — не требуется изменение экспозиции, 4x — требуется увеличение экспозиции на 2 ступени). Кратность фильтра зависит от спектрального состава света и от спектральной чувствительности фотоматериала. Например, светофильтр Ж-2x имеет кратность около 6 для изоортохроматических и 2 — для панхроматических материалов при спектральном составе света, близком к дневному освещению.

II. Защитный фильтр

Предназначен для предохранения передней поверхности объектива от механических воздействий. Часто в этой роли используется ультрафиолетовый фильтр.

III. Нейтральный фильтр
Служит для снижения эффективной светосилы объектива без изменения геометрической, а также для снижения эффективной светосилы объектива, не имеющего диафрагмы.

IV. Солнечный фильтр — чрезвычайно плотный нейтральный фильтр, позволяющий без вреда для фотографа и фотоматериала снимать Солнце, ядерный взрыв и другие явления, значительно превышающие по яркости обычные предметы.

V. Градиентный фильтр
Выравнивает яркость сцены, притемняя или меняя цвет части изображения. Обычно служит для компенсации избыточной яркости неба и для получения различных художественных эффектов. Также применяется термин «Оттенённый светофильтр».
Спектральные (цветные)

VI. Мозаичные светофильтры для субтрактивной фотопечати
Ультрафиолетовый фильтр (бесцветный фильтр) — предназначен для снижения воздействия ультрафиолетовой части спектра в горных, высотных и иных аналогичных условиях съёмки. Актуален только в случае, если объектив пропускает ультрафиолетовую часть спектра.

VII. Инфракрасный фильтр — пропускает инфракрасную часть спектра, задерживая все остальные части спектра.

VIII. Корректирующие фильтры применяются в чёрно-белой фотографии — «жёлтый фильтр», «жёлто-зелёный фильтр», «оранжевый фильтр» и «красный фильтр». Эти фильтры демпфируют синюю часть спектра и делают изображение более контрастным. «Голубой фильтр» обладает противоположными свойствами.

IX. Конверсионный фильтр — общее название группы фильтров, служащих для преобразования (конверсии) спектра
Для цветной фотографии применяются светофильтры всевозможных цветовых оттенков. Например, «красно-коричневые фильтры» и «синие фильтры» для создания эффекта искусственного освещения при дневном свете или э ффекта дневного света при искусственном освещении.

X. Флуоресцентный фильтр — специальный корректирующий светофильтр, приводящий освещение лампами дневного света к балансу, близкому к лампам накаливания.

XI. Конверсионные фильтры для фотографирования при свете ламп накаливания на цветную фотоплёнку, предназначенную для солнечного освещения и наоборот.

XII. Мозаичный фильтр — светофильтр, состоящий из большого числа элементов разных цветов, расположенных в определённом порядке. Применяется при получении пробного цветного отпечатка, по которому определяется комбинация корректирующих субтрактивных светофильтров.
В цифровой фотографии цветные светофильтры используются реже, так как последующая обработка изображения на компьютере позволяет получить практически идентичные их применению результаты.

XIII. Эффектные
Имеется множество фильтров, которые в процессе фотографирования производят различные световые эффекты на изображении. Например, светящиеся короны вокруг источников света или сверкающие в различных местах звёзды. Имеются различные цветные фильтры, которые изменяют цветовые переходы и соотношение цветов.

XIV. Туманные — создают эффект дымки, тумана. Понижают контраст и насыщенность цвета

XV. Диффузные (софт-фильтр) — снижают резкость. Изготавливаются:
Рефракционные. Простейший вариант — вазелин на стекле
Дифракционные. Большое количество тонких штрихов, нанесённых на стекло

XVI. Звёздные — превращают изображения точечных источников света и ярких бликов в «звёзды». Обычно используют явление дифракции. Обозначаются по числу лучей. Изготавливаются нанесением на стекло нескольких групп параллельных прямолинейных штрихов, создающих дифракционную картину. Число образуемых лучей всегда вдвое больше числа групп штрихов. Некоторые фильтры носят отдельные названия:
Солнечные — восьмилучевые
Астроиды — четырёхлучевые
Радужные — образуют гало или радужное пятно дифракционного происхождения вокруг изображений точечных источников света.

XVII. Цветные и многоцветные — изменяют цветовое решение снимаемой сцены или её части
Множительные призмы — создают дублированное изображение
Синтезированные голографические фильтры — Голографическое изображение оптической системы является оптической системой. Однако помимо съёмки существующих оптических систем, можно рассчитать технически не реализуемую в веществе оптическую систему, после чего синтезировать голограмму такой системы и напечатать такую голограмму (например, отштамповать её на прозрачном пластике). Таким образом изготавливаются «коронные», «спиральные» фильтры, результатом применения которых является создание определённой формы (не реализуемой никакими другими фильтрами)вокруг изображений источников света. В строго математическом смысле, звёздные фильтры являются частным случаем синтезированных голографических.[3][4]
Поляризационные — см. ниже
Насадочные линзы
Основная статья: Насадочная линза
Из-за одинакового способа применения и закрепления на объективе к съёмочным светофильтрам часто относят насадочные линзы:
Полулинза — закреплённая в поворотной оправе половинка положительной линзы. Создаёт эффект различного расстояния наводки на резкость для частей кадра. Как правило, применяется в макросъёмке для получения резкого изображения двух различных участков кадра, при невозможности достичь диафграмированием необходимой глубины резко изображаемого пространства.
Макролинза — служит для макросъёмки, применяется в основном на аппаратах с несменной оптикой. Обозначается оптическая сила в диоптриях или фокусное расстояние.
Широкоугольный конвертер — насадка даёт эффект уменьшения фокусного расстояния.
Светофильтры методов цветовоспроизведения
Основная статья: Методы цветной фотографии
Основная статья: Цветовоспроизведение
[править]Аддитивные фильтры
Аддитивные светофильтры (лат. additivus — прибавляемый) — цветоделительные зональные светофи льтры, выделяющие из исходного светового потока белого света трёх пространственно разделённых (с помощью друг



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.34 (0.022 с.)