Стадии псих.развития индивида.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии псих.развития индивида.



Психоанализ изначально возник как метод лечения, но вскоре был воспринят как средство получения психологических фактов, которые легли в основу новой психологической системы.

3. Фрейд, анализируя свободные ассоциации пациентов, пришел к выводу, что болезни взрослого человека сводятся к переживаниям детства. Основу теоретической концепции психоанализа составляет открытие бессознательного и сексуального начала.

В понимании Фрейда личность – это взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил. Все стадии психического развития человека, по его мнению, связаны с сексуальным развитием. Рассмотрим эти стадии.

Оральная стадия (от рождения до 1 года). Фрейд считал, что на этой стадии основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни.

Анальная стадия (1–3 года). Она состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и она может контролировать импульсы «Оно».

Фаллическая стадия (3–5 лет). Это высшая ступень детской сексуальности, главной эрогенной зоной выступают генитальные органы. Родители противоположного с ребенком пола становятся первыми, кто привлекает их внимание в качестве объекта любви.

Латентная стадия (5-12 лет). Отмечается снижение полового интереса, инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Энергия либидо (влечения) переносится на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми, на освоение общечеловеческого опыта.

Генитальная стадия (12–18 лет). 3. Фрейд считал, что подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению; в этот период все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которое вновь дает о себе знать.

 

13. Биогенетический подходвыступил исторически первым в объяснении процессов психического развития ребенка (его синонимами являются эволюционно-биологический и натуралистический). Среди его представителей можно назвать С. Холла, Гетчинсона (теория рекапитуляции), К. Бюлера (теория трех ступеней детского развития), В. Штерна (теория конвергенции двух факторов)., Э. Клапареда, А. Гезелла (нормативный подход), 3. Фрейда (теория психосексуального развития) и

Теории рекапитуляции утверждают, что человеческий организм в своем развитии повторяет ряд форм, которые прошли его животные предки в процессе эволюции (онтогенез повторяет филогенез — гласит биогенетический закон Э. Геккеля).

С. Холл утверждает, что зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточных существ до человека, а ребенок в период детства проходит путь развития от первобытного до современного культурного человека.

Гетчинсон выделил 5 периодов человеческой культуры, в соответствий с которыми изменяются интересы, потребности и образ жизни ребенка от рождения до взрослости:1-й - период дикости (0—5 лет): стремление к копанию в земле, все, что попадается, тянет в рот;2-й Г период охоты и захвата добычи (4-12 лет): страх перед"*чужими, действия тайком, жестокость, игры в прятки и др.;3-й - период пастушества (9—14 лет): стремление иметь собственное животное, желание строить хижины, шалаши;4-й — земледельческий период (12—16 лет): основная страсть — садоводство;5-й 7 промышленно-торговый период (14 лет и далее): любимые занятия — обмен, продажа, торговля.

Нормативный подход к психическому развитию (А. Ге-зелл) солидарен с предположением, что ребенок в первые годы жизни повторяет историю развития человеческого рода. По Гезеллу, детство — это также продукт эволюции: чем выще на эволюционной лестнице располагается данный вид, тем длиннее период детства (у человека он самый длинный). Происходит не только удлинение периода детства, надстройка новых «этажей», но и перестройка начальных этапов развития (нижних «этажей»). При этом сохраняется основная функция психического — биологическая адаптация к окружающей среде. Главная роль в психическом развитии отводится созреванию нервной системы.Построение детской психологии как нормативной дисциплины ориентировалось на описание и характеристику достижений ребенка в процессе его роста и развития, на построение норм развития двигательной активности, речи, взаимоотношений ребенка с окружающим миром, взрослыми.Согласно теории трех ступеней К. Бюлера, развитие — биологический по своей природе процесс. Оно происходит постепенно, а не скачкообразно. Автором признавалась идея наследования психических свойств. К. Бюлер выделил 3 ступени развития ребенка: инстинкт, навык, интеллект. Переход от одной ступени к другой определяется структурой развития коры головного мозга. В данной теории подчеркивается сходство примитивного употребления орудий у шимпанзе и ребенка.В теории конвергенции (сближения) двух факторов В. Штерна были выделены два фактора, влияющие на развитие ребенка. Первый фактор - врожденные органические задатки, инстинкты, влечения, второй — влияние окружающей природной и социальной среды. Развитие ребенка понималось как результат взаимодействия (сближения) внутренних данных с внешними условиями. Развитие любой психической функции есть следствие взаимодействия двух факторов в различных их соотношениях.В. Штерн подчеркивал роль сензитивных периодов в психическом развитии, характеризующих внутреннюю готовность для эффективного усвоения внешних воздействий (для обучения языку, музыке и др.). Социальные условия выступают лишь в роли условий, реализующих наследуемые особенности психического развития.

 

 

14. Социогенетический подход.В качестве основной детерминанты психического развития человека признаются социум, культура, общество. Среди направлений, представляющих данный подход, можно назвать следующие: французская социологическая школа (Э. Дюркгейм, П. Жане), французская школа генетической психологии (А. Валлон, Р. Заззо), американская школа культурной антропологии (Ф. Боас, М. Мид), межкультурные исследования в когнитивной психологии (Дж. Брунер), эпигенетическая концепция Э. Эриксона.Французская социологическая школа. Э. Дюркгейм отводил решающую роль в развитии ребенка коллективным представлениям больших общностей людей (целостная система идей, обычаев, верований, моральных установок, общественных институтов, письменности и т.п.), которые не зависят от конкретного индивида и носят всеобщий характер. Усвоение социального опыта происходит благодаря подражанию. В данной теории описан механизм интериоризации (переход внешнего во внутреннее) как механизм формирования внутреннего мира ребенка.Французская школа генетической психологии (А. Валлон) уделяла внимание развитию отдельного индивида в конкретных социальных условиях. Ребенок от рождения беспомощен и нуждается в помощи взрослого. Таким образом, ребенок изначально есть существо социальное. Особое значение для формирования внутреннего мира ребенка имеют отношения к нему других людей и способы их поведения, благодаря которым формируется социальное обшение (эмоция рассматривалась как первая форма такого общения). Развитие ребенка включает качественные изменения его внутреннего мира. Переход от одной стадии к другой совершается через кризисы развития.Р. Заззо исследовал взаимодействие факторов наследственности и среды в психическом развитии. Наследственность человека пластична, что обеспечивает высокую степень обучаемости индивида. Особенно сильно ее влияние на начальных этапах развития.Американская школа культурной антропологии. Ее основатель — Ф. Боас, антрополог, этнограф, лингвист. В этой школе проводились сравнительные исследования общественной жизни и культуры различных народностей, находящихся на ранних ступенях исторического развития; утверждалась культурная обусловленность развития сознания и личности; производился сравнительный анализ процессов взросления у разных народов.Согласно исследованиям М. Мид, характер и способности людей во многом определяются тем, чему они учились, устройством общества, требованиями социальной жизни.В исследованиях Дж.Брунера доказывается, что психическое развитие человека происходит в процессе усвоения средств культуры (языка, символов, ценностей), которые определяют способы переработки информации, влияют на' его восприятие, мышление и другие психические функции. Основными способами познания при этом являются предметные действия, образы и символы, возникающие в соответствующих возрастах.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.018 с.)