Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные категории психологии развития.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для того чтобы объяснить и описать процесс психического развития человека с различных сторон с учетом его факторов, используются четыре основные категории: развитие, созревание, рост и становление.Под развитием понимается процесс необратимых, направленных и закономерныхизменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.Необратимость - способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.Направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. Понять смысл изменений в каждом отдельном возрасте можно только исходя из целостного представления о развитии психики в онтогенезе (Л.С. Выготский). Направленность развития объясняется также принципом системности, который позволяет рассматривать изменения отдельных составляющих психики человека в ходе его жизни как взаимосвязанные друг с другом и в то же время обусловленные изменениями психики как целого. Направленность развития определяется исходя из его цели.Закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей. Примерами таких систем могут служить отношения- «индивид — среда» в генетической психологии; система «ребенок — взрослый» у Л.С. Выготского и др. Проблема изучения однотипных изменений системы состоит в том, что они не даны исследователю в «готовом» виде, а заданы условиями существования индивида. В другом контексте данная исследовательская проблема выступает как проблема целенаправленного формирования необходимых процессов и свойств психики человека, т. е. выявления таких условий, которые закономерно приведут к развитию тех или иных психических процессов или свойств личности. Закономерность развития представляет его как объективный, внесубъектный процесс.Созревание — процесс, зависящий от индивидных (унаследованных) свойств человека; процесс, состоящий в последовательности генетически запрограммированных изменений не только внешнего вида организма; но и его сложности, интеграции, организации и функций.Рост - процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной функции. Если в ходе развития не обнаруживаются качественные изменения - это рост (Д.Б. Эльконин).Соотношение понятий «развитие», «созревание», «рост» может быть различным в зависимости от методологических позиций той или иной теории развития. В некоторых теориях они отождествляются (например, спиральная теория созревания А. Гезелла: созревание=развитие).
Основные закономерности психического развития человека. В психологии описаны следующие закономерности психического развития: неравномерност ь - неодинаковость, непостоянство в развитии отдельных психических функций, процессов, свойств, его колебательный характер. Выделяются стадии подъема, стабилизации и спада в развитии индивида; гетерохронность - разновременность, асинхронность, несовпадение ро времени фаз развития отдельных органов и функций (Л.С. Выготский); неустойчивость развития, проявляющаяся в кризисах развития; сензитивность развития. Выделяются сензитивные периоды развития - периоды повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям (обучению и воспитанию); кумулятивность развития: результат развития на каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Примером может служить процесс перехода от нагляднодейственного к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению; дивергентность-конвергентность хода развития. Дифференциация и повышение разнообразия психических функций, с одной стороны, и их интеграция, свертывание -другой. Механизмы психического развития - понятие, описывающее конкретные процессы преобразования объекта развития (В.И. Слободчиков). Примерами изученных механизмов развития являются: интериоризация как присвоение форм социальных отношений (Л.С. Выготский) (описывается через понятия социальной ситуации развития, ведущих новообразований, кризисов развития, зоны ближайшего развития); подражание формам поведения другого и рефлексия как механизм «раздвоения», фиксации данной формы поведения как собственной (В.И. Слободчиков). Понятие механизма включено в понятие движущих сил развития, отвечающее на вопрос: «Как происходит развитие, что им движет?».
5. Организация исследования в ПР. Эксперементаль.план.иссл. Принцип объективности. Принцип объективности проявляется в том, что выводы, полученные.в исследовании:а) не зависят от личных особенностей и пристрастий исследователя и.отражают объективные особенности, закономерности, факты онтогенетического развития человека;б) объективно значимы для психического развития индивида, содержательны;в) получены в результате применения научного метода исследования;г) основаны на использовании методик (методов), адекватных предмету исследования;д) являются результатом интерпретации эмпирических фактов в соответствии с конкретной методологией (теоретической системой), в рамках которой выполняется исследование (оппозиция «теоретическая согласованность -эклектизм»);е) направлены на решение конкретных (теоретических и/или практических) задач и имеют вполне определенную область своего применения в научных исследованиях и практике. Использование научного метода включает 4 этапа: 1-й этап — постановка проблемы исследования. При этом проблема должна быть сформулирована конкретно при помощи научных понятий (например, «формирование активного словаря в старшем дошкольном возрасте» или «понимание интонации высказываний» и т. п.), а не размыто (например, «как дети овладевают языком» и т. п.);2-й.этап — формулировка гипотез относительно изучаемого явления (гипотеза, как правило, имеет более общий характер по сравнению с получаемыми выводами);3-й этап — проверка гипотезы, включающая: а) сбор данных; б) статистическую обработку данных; в) содержательную интерпретацию данных;4-й этап - формулировка выводов (в них устанавливаются связи и отношения между.выявленными характеристиками, особенностями свойств, процессов психики, личности, причинные зависимости между ними; результаты исследования соотносятся с логикой психического развития индивида в целом и вписываются в общетеоретический и практический контексты). Экспериментальный план исследования — выбор исследователем обстановки, испытуемых и методов измерения и анализа данных при исследовании психического развития, позволяющий упорядочить сбор данных и структурировать получаемую информацию. В психологии развития выделяются следующие виды условий проведения исследования: 1) лабораторные условия (эксперимент): предполагается обозначение независимой и зависимой переменных и манипуляция ими самим исследователем;2) естественные условия (эксперимент): осуществляется выбор независимых переменных (условий развития индивида), а не манипуляция ими. Типы экспериментальных планов исследования: 1) лонгитюдный план (метод): организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного временного периода;.2) метод поперечных срезов - метод изучения развития, при котором выборка лиц одного возраста наблюдается и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп;3) комбинированный план (когортно-последовательный план): предполагается объединение двух предыдущих планов в одном исследовании, при котором люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, наблюдаются периодически на протяжении длительного периода.
Эксперимент в ПР. Естественный эксперимент (в психологии развития) — метод исследования, объединяющий в себе положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на исследуемого). Е. э. проводится в условиях, близких к естественным для испытуемого (в школе, детском саду и т. п.). Дети не знают, что они являются объектом исследования, что позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и намеренности ответных реакций. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, Е. э. позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных условиях, например, в процессе учебной или игровой деятельности.Недостатком этого метода являются сложность вычленения и регистрации отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Обычно результаты обрабатываются путем качественного анализа полученных данных. Одним из вариантов Е. э. является психолого-педагогический эксперимент, при котором изучение ведется непосредственно процессе обучения с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 886; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.209 (0.006 с.) |