Основные категории психологии развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные категории психологии развития.



Для того чтобы объяснить и описать процесс психического развития человека с различных сторон с учетом его факторов, используются четыре основные категории: развитие, созревание, рост и становление.Под развитием понимается процесс необратимых, направленных и закономерныхизменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.Необратимость - способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.Направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. Понять смысл изменений в каждом отдельном возрасте можно только исходя из целостного представления о развитии психики в онтогенезе (Л.С. Выготский). Направленность развития объясняется также принципом системности, который позволяет рассматривать изменения отдельных составляющих психики человека в ходе его жизни как взаимосвязанные друг с другом и в то же время обусловленные изменениями психики как целого. Направленность развития определяется исходя из его цели.Закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей. Примерами таких систем могут служить отношения- «индивид — среда» в генетической психологии; система «ребенок — взрослый» у Л.С. Выготского и др. Проблема изучения однотипных изменений системы состоит в том, что они не даны исследователю в «готовом» виде, а заданы условиями существования индивида. В другом контексте данная исследовательская проблема выступает как проблема целенаправленного формирования необходимых процессов и свойств психики человека, т. е. выявления таких условий, которые закономерно приведут к развитию тех или иных психических процессов или свойств личности. Закономерность развития представляет его как объективный, внесубъектный процесс.Созревание — процесс, зависящий от индивидных (унаследованных) свойств человека; процесс, состоящий в последовательности генетически запрограммированных изменений не только внешнего вида организма; но и его сложности, интеграции, организации и функций.Рост - процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной функции. Если в ходе развития не обнаруживаются качественные изменения - это рост (Д.Б. Эльконин).Соотношение понятий «развитие», «созревание», «рост» может быть различным в зависимости от методологических позиций той или иной теории развития. В некоторых теориях они отождествляются (например, спиральная теория созревания А. Гезелла: созревание=развитие).

 

Основные закономерности психического развития человека.

В психологии описаны следующие закономерности психического развития:

неравномерност ь - неодинаковость, непостоянство в развитии отдельных психических функций, процессов, свойств, его колебательный характер. Выделяются стадии подъема, стабилизации и спада в развитии индивида; гетерохронность - разновременность, асинхронность, несовпадение ро времени фаз развития отдельных органов и функций (Л.С. Выготский); неустойчивость развития, проявляющаяся в кризисах развития; сензитивность развития. Выделяются сензитивные периоды развития - периоды повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям (обучению и воспитанию); кумулятивность развития: результат развития на каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Примером может служить процесс перехода от нагляднодейственного к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению; дивергентность-конвергентность хода развития. Дифференциация и повышение разнообразия психических функций, с одной стороны, и их интеграция, свертывание -другой. Механизмы психического развития - понятие, описывающее конкретные процессы преобразования объекта развития (В.И. Слободчиков). Примерами изученных механизмов развития являются: интериоризация как присвоение форм социальных отношений (Л.С. Выготский) (описывается через понятия социальной ситуации развития, ведущих новообразований, кризисов развития, зоны ближайшего развития); подражание формам поведения другого и рефлексия как механизм «раздвоения», фиксации данной формы поведения как собственной (В.И. Слободчиков). Понятие механизма включено в понятие движущих сил развития, отвечающее на вопрос: «Как происходит развитие, что им движет?».

 

5. Организация исследования в ПР. Эксперементаль.план.иссл. Принцип объективности.

Принцип объективности проявляется в том, что выво­ды, полученные.в исследовании:а) не зависят от личных особенностей и пристрастий ис­следователя и.отражают объективные особенности, законо­мерности, факты онтогенетического развития человека;б) объективно значимы для психического развития ин­дивида, содержательны;в) получены в результате применения научного метода исследования;г) основаны на использовании методик (методов), аде­кватных предмету исследования;д) являются результатом интерпретации эмпирических фактов в соответствии с конкретной методологией (тео­ретической системой), в рамках которой выполняется ис­следование (оппозиция «теоретическая согласованность -эклектизм»);е) направлены на решение конкретных (теоретических и/или практических) задач и имеют вполне определен­ную область своего применения в научных исследованиях и практике.

Использование научного метода включает 4 этапа: 1-й этап — постановка проблемы исследования. При этом проблема должна быть сформулирована конкретно при по­мощи научных понятий (например, «формирование ак­тивного словаря в старшем дошкольном возрасте» или «по­нимание интонации высказываний» и т. п.), а не размыто (например, «как дети овладевают языком» и т. п.);2-й.этап — формулировка гипотез относительно изу­чаемого явления (гипотеза, как правило, имеет более об­щий характер по сравнению с получаемыми выводами);3-й этап — проверка гипотезы, включающая: а) сбор данных; б) статистическую обработку данных; в) содер­жательную интерпретацию данных;4-й этап - формулировка выводов (в них устанавлива­ются связи и отношения между.выявленными характери­стиками, особенностями свойств, процессов психики, лич­ности, причинные зависимости между ними; результаты исследования соотносятся с логикой психического разви­тия индивида в целом и вписываются в общетеоретиче­ский и практический контексты).

Экспериментальный план исследования — выбор иссле­дователем обстановки, испытуемых и методов измерения и анализа данных при исследовании психического разви­тия, позволяющий упорядочить сбор данных и структури­ровать получаемую информацию.

В психологии развития выделяются следующие виды ус­ловий проведения исследования: 1) лабораторные условия (эксперимент): предполагает­ся обозначение независимой и зависимой переменных и манипуляция ими самим исследователем;2) естественные условия (эксперимент): осуществляет­ся выбор независимых переменных (условий развития ин­дивида), а не манипуляция ими.

Типы экспериментальных планов исследования: 1) лонгитюдный план (метод): организация исследова­ния, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного временного периода;.2) метод поперечных срезов - метод изучения разви­тия, при котором выборка лиц одного возраста наблюда­ется и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп;3) комбинированный план (когортно-последовательный план): предполагается объединение двух предыдущих планов в одном исследовании, при котором люди, принадле­жащие к нескольким возрастным когортам, наблюдаются периодически на протяжении длительного периода.

 

 

Эксперимент в ПР.

Естественный эксперимент (в психологии развития) — метод исследования, объединяющий в себе положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на исследуемого). Е. э. проводится в условиях, близких к естественным для испытуемого (в школе, детском саду и т. п.). Дети не знают, что они являются объектом исследования, что позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и намеренности ответных реакций. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, Е. э. позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных условиях, например, в процессе учебной или игровой деятельности.Недостатком этого метода являются сложность вычленения и регистрации отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Обычно результаты обрабатываются путем качественного анализа полученных данных. Одним из вариантов Е. э. является психолого-педагогический эксперимент, при котором изучение ведется непосредственно процессе обучения с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.009 с.)