Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право и обычаи, традиции, их соотношение, единство, различия.

Поиск

Соотношение права и обычаев. Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами. Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости. Уже в этом; заключается их генетическое родство. Данный процесс в принципе является постоянным, он продолжается и сейчас, ибо право формируется не только «сверху», но и «снизу», из народных глубин, корней, традиций.

Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки – мощное средство формирования менталитета личности. Не зря говорят: привычка – вторая натура.

Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков. Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста, рамадана). Подобные социальные стереотипы имеются у всех пародов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп. Это древнейшая форма социальной регуляции.

Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающсго общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.). Традиции обязывают.

В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно

руководствоваться. Например, в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».

Но во всех случаях правовые обычаи должны находится в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И, конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализаци-онному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений. Правовой обычай является одним из источников (форм) права.

 

Правовые презумпции, аксиомы и фикции.

Юридические факты — конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекраще​ние правоотношения.

Правовые презумпции— предположения о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми и наличными фактами.

По факту правового закрепления презумпция бывает:

·​ фактической, те. не выраженной в законе и не имеющей юридической значимости, но учитывающейся (например, родители любят своих детей),

·​ законной;

·​ преюдиции (преюдициальность — обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ра​нее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором по какому-либо другому делу).

Сфера действия презумпций:

·​ общеправовая, т.е. во всех отраслях права (презумпция добропоря​дочности, знания закона);

·​ отраслевая, т.е. не во всех отраслях права (презумпция невиновно​сти—в уголовном праве).

Правовая фикция — несуществующее положение, признанное существующим законодательством и ставшее общеобязательным (например, пропал человек — выдано свидетельство о смерти, а впоследствии уста​навливается, что он жив).

Правовые аксиомы — это общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое, либо косвенное отражение в нормах права.

Вместе с тем следует заметить, что истинность, присущая правовым аксиомам, не всегда объективна. Чаще истинность основана на вере в правовые идеалы и представляет собой своеобразную попытку принимать желаемое за действительное. Получается, что правовые аксиомы истинны не сами по себе, не потому, что они соответствуют действительности, а потому, что люди хотят в них верить. Да, никто не обязан свидетельствовать против своих родственников (ст. 51 Конституции РФ), а если между ними отношения накалились добела (как, например, между крупными бизнесменами братом и сестрой Батуриными)?

Правовая аксиома, прежде чем найти отражение в законодательстве, зарождается в сознании людей. В ней заключен многовековой опыт человечества. Правовыми аксиомами являются простые по содержанию жизненные правила, в которых отображаются начала справедливости. Таким образом, нормы права должны основываться на таких общепризнанных идеях, в которых заложен большой нравственный потенциал.

 

Право и корпоративные религиозные нормы, их соотношение, единство, различие.

Корпоративные нормы - это правила поведения, в соот­ветствии с которыми функционируют и развиваются различ­ные общественные негосударственные формирования (органи­зации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры, союзы).

Право и корпоративные нормы, будучи в единой системе, ибо их объединяет общность объекта регулирования - обще­ственные отношения, значительно отличаются между собой, и эти отличия демонстрируют силу влияния права на нормы кор­поративного характера. Аргументация заметного влияния пра­ва на нормы корпоративные имеет определенное сходство с рас­смотрением этого фактора по отношению к религиозным нор­мам. Корпоративные нормы, как известно, это те нормы, кото­рые регулируют отношения, складывающиеся между членами общественных объединений (политических партий, обществен­ных фондов, профессиональных союзов и организаций, обществ международных организаций и т. д.). Очевидно, что они носят общеобязательный характер только для этих организаций и объединений. Например, нормы Устава садоводческого обще­ства обязательны для всех его членов, но никак не могут влиять на деятельность члена Союза юристов РФ. Однако же право воз­действует на эти нормы, во-первых, законодательной волей, которая является непреодолимой для корпоративных норм; во-вторых, право всегда может запретить общества, которые или носят явно выраженный криминальный характер, или прикры­вают экстремистские политические интересы; в-третьих, влия­ние права на корпоративные нормы предопределено тем, что именно правовые нормы устанавливают принципы, характер и пределы деятельности общественных формирований. В частности, Конституция и законы устанавливают, что осуще­ствление организацией или объединением деятельности, проти­воречащей интересам общества и собственным корпоративным актам, является достаточным основанием для приостановления или прекращения их деятельности. Например, садоводческое об­щество, в нарушение Устава, организовало производственную де­ятельность, под прикрытием общественного туристического объе­динения его члены развернули деятельность по изготовлению и продаже наркотиков и т. п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1917; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.23 (0.011 с.)