Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Устроение Церкви в древний и византийский периоды.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
- Давай поговорим об избрании епископов. Это нормально, что народ и клир избирают епископа? Разве епископа не избирают сами епископы? - Епископа рукополагают сами епископы, а вот избрание епископов в разные времена в Церкви совершалось по-разному. Но нормальная практика, которая была повсеместной в древней Церкви до признания Римской империей христианства – это избрание епископа верующими общины (парикии) из своей среды. - Однако епископы все равно и в древности поставлялись епископами! - Да, в 1-м апостольском правиле действительно сказано: «Епископа да поставляют два или три епископа». Однако если мы обратимся к другим свидетельствам святоотеческого предания, то обнаружим, что рукоположение в древней Церкви, скорее, завершало процесс поставления, а прежде церковный народ, как экклесия, собрание, должен был выразить свое согласие на поставляемого кандидата. - Какие свидетельства ты имеешь в виду? - Два самых первых свидетельства относятся к наиболее ранней части церковного предания. Одно принадлежит самому первому документу послеапостольской письменности – так называмемому «Дидахи» («Учению двенадцати апостолов»). Там сказано так: «Постaвляйте себе тaкже епископов и диaконов, достойных Господa, мужей кротких и несребролюбивых, и прaвдивых, и испытaнных, ибо и они тaкже исполняют для вaс служение пророков и учителей». Ясно, что этот призыв был адресован не к какой-то отдельной корпорации епископов, но ко всему сообществу христиан, так как служение, о котором здесь речь, совершается для всех христиан, для всей Церкви. - Похоже, ты прав. А второе? - Второе принадлежит одному из мужей апостольских, священномученику Клименту, епископу Римскому, который пишет в своем 1-м послании к Коринфской церкви, что клирики поставляются «с согласия всей Церкви» (Климент Римский, 1-е послание к Коринфянам, 44, 3). - Да, сильно… Ведь, насколько я помню, именно сщмч. Климент первый начал писать о роли и власти епископов, значении церковной иерархии, необходимости дисциплины и единства… - И тем весомее его свидетельство, что поставление производится епископами не просто в своем архиерейском междусобойчике, а с согласия всей Церкви. - А еще кто-нибудь писал об этом? - Например, сщмч. Ипполит Римский: «Во епископа да поставляется избранный всем народом и, когда он будет назван и понравится всем, пусть соберется вместе с пресвитерами и присутствующими епископами в воскресный день. По согласию всех да возложат руки на него, а пресвитеры пусть стоят в молчании» («Апостольское предание», 2). Также об этом свидетельствует один из документов древней Церкви – так называемые «Апостольские Постановления»: «В епископа рукополагать... того, кто беспорочен во всем, избран всем народом, как наилучший. Когда его наименуют и одобрят, то народ, собравшись в день Господень с пресвитерством и наличными епископами, пусть даст согласие. Старейший же прочих пусть спросит пресвитерство и народ, тот ли это, кого они просят в начальники. И когда они ответят утвердительно, то пусть снова спросит. И когда в третий раз подтвердят, что достоин, то от всех потребуют знака согласия; а как скоро дадут его, пусть умолкнут». А вот как об этом пишет сщмч. Киприан Карфагенский: «Итак, народ, повинующийся Божественным заповедям и боящийся Бога, должен отделиться от грешника предстоятеля и не участвовать в жертвоприношении святотатственного священника, тем более что он имеет власть избирать священников достойных и низлагать недостойных. Богом, мы знаем, постановлено, чтобы священник был избираем в присутствии народа пред глазами всех и чтобы его достоинство и способность были подтверждаемы общественным судом и свидетельством… Поэтому тщательно надобно хранить и соблюдать то, что по Божественному преданию и апостольскому примеру и соблюдается у нас и почти во всех странах; для правильного поставления все ближайшие епископы должны собраться в ту паству, для которой поставляется предстоятель, и избрать епископа в присутствии народа, вполне знающего жизнь и ознакомившегося с делами избираемого чрез свое обращение с ним» (Письмо 56 к клиру и народу испанскому о Василиде и Марциале). - Какие еще черты древней Церкви можно отметить? - Например, в древней Церкви не было таких централизованных образований, как патриархаты. Были «митрополичьи округа» – объединения местных соседствующих парикий вокруг центральной кафедры – митрополии. Но при этом митрополит – «первый епископ» – не имел большой административной власти, скорее он был наиболее уважаемым епископом, первым среди равных и «спикером» на поместных соборах этих округов. 34-е апостольское правило прямо предписывало, чтобы «первый епископ» ничего не решал без согласия всех. - А потом эта практика изменилась? - Да, с легализацией христианства и утверждением его в качестве официальной религии Римской империи стали происходить перемены в формах управления церковными делами, хотя далеко не везде, не во всем и не сразу. Во-первых, епископы, в соответствии с административным делением империи, стали наделяться административно-судебными полномочиями, аналогичными полномочиям гражданских чиновников. Постепенно организовались патриархаты. Однако поначалу епископы довольно долго избирались народом, как и в первые три века; так на свои кафедры были избраны многие великие отцы и знаменитые церковные деятели, такие как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Мелетий Антиохийский, Кирилл Александрийский… - Я слышал, что при избрании Кирилла Александрийского произошли беспорядки… - Да, отчасти из-за того, что в Церковь вошло много номинальных христиан, и население империи стало постепенно совпадать по численности с количеством населяющих ее христиан, на первый план зачастую стала выходить, как и в общественной жизни, толпа, которой руководили разные политические лидеры и группировки. Нередко они подбивали чернь на беспорядки и бунты, качество же аскетической жизни большинства христиан упало; по этим причинам Лаодикийский Собор своим 13-м правилом запретил сборищу черни (охлосу) участвовать в выборах клириков. - Выходит, миряне были отстранены от участия в управлении церковными делами еще тогда? - Вовсе нет: правило ведь было направлено не против церковного народа, а против охлоса (толпы). Миряне продолжали участвовать в церковных делах: в больших городах общину верующих постепенно стали представлять знатные горожане, которые вместе с епархиальным клиром составляли местный собор, по согласованию с которым митрополиты совершали поставления новых епископов. В Константинополе в избрании патриарха стал принимать участие император как представитель всех мирян империи, но до IX века он избирался уважаемыми гражданами и клириками города. Наряду с этим, довольно долго сохранялись традиции общего народного избрания епископов и клириков (например, в Риме вплоть до VIII века включительно римский епископ избирался общим собранием римских граждан). В сельских местностях Византии и той же Московской Руси кандидатов на священство всегда выбирали крестьяне из своей среды. В монастырях монахи избирали своего игумена. То есть при решении дел все равно учитывалось мнение церковной общины, хотя и происходило это уже не всегда таким же образом, как в древности. - Канонически практика участия церковной общины в управлении делами была закреплена? - Да, это 7-е правило свт. Феофила Александрийского «О имеющих рукоположитися», где прямо предписывается «рукоположение среди церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, аще может и народ свидетельствовать о нем» – то есть, если народ своим свидетельством может подтвердить достоинство рукополагаемого. Еще есть правило 50 (61) Карфагенского Собора, где об избрании епископа говорится: «… и, при народе, к которому избираемый имеет быти поставлен, во-первых да будет исследование о лицах прекословящих: потом да присовокупится к исследованию объявленное ими, и когда явится чистым пред лицем народа, тогда уже да рукоположится».
Беседа 7. О сергианстве.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.90 (0.01 с.) |