Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психические регуляторы трудовой деятельности. – тетрадь

Поиск

1. Образ объекта (предмета, средств, условий и процессов труда):
1) чувственный, сенсорный, перцептивный;
2) репрезентативный конкретный образ – воспоминания, представления, воображение;
3) репрезентативный абстрактный образ – понятия, схемы, алгоритмы действий.


2. Образ субъекта:
1) актуальный «Я-образ» - рефлексия своего состояния, возможностей и ограничений;
2) обобщенный «Я-образ» - «Я-концепция» - «Я» в прошлом, настоящем и будущем, «Я» среди других, «Я» как личность и т.п.
3. Образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений: образ своей личности и отношен к окрж.
1) потребности и функциональные состояния;
2) эмоции, чувства, эмоциональные отношения;
3) характер, направленность личности, мировоззрение;
4) профессионализм, опыт, знания, умения, навыки

 

Первая разновидность образа объекта основана на чувственном (сенсорно-перцептивном) восприятии. Поскольку люди в разной степени чувствительны к воздействиям внешних факторов, главной задачей психолога в этом плане является изучение индивидуальных различий и культивирование у работников умения строить чувственный образ (умение видеть, слышать, чувствовать), а не механически формировать исполнительные действия и операции. Этому следует обучать инструкторов и мастеров.
Вторая разновидность образа объекта – репрезентативный конкретный образ, основанный на представлениях и воображении и связанный прежде всего с оперативной памятью и оперативным мышлением.

Оперативная память и оперативное мышление играют большую роль в деятельности операторов СЧМ, которые имеют дело с трансформацией образов управляемых объектов. Всем им присуще образное видение объектов. Например, действия пилота обусловлены образом пространственного положения самолета. Штурман ориентируется на географическое нахождение летательного аппарата, а диспетчер аэропорта действует в соответствии с воздушной обстановкой в районе аэропорта и состоянием взлетно-посадочной полосы. Развивать и совершенствовать оперативную память и мышление можно с помощью оперативных образов на занятиях по тактике, технике пилотирования и с помощью тренажеров.

Третьим видом образа объекта является репрезентативный отвлеченный образ, то есть понятия, схемы, системы понятий, чертежи, пространственное видение, умение мысленно вращать объект. И здесь важную роль играют диагностика, а также развивающие и корректирующие упражнения.

 

В образе субъекта Е.А.Климов выделяет две составляющие: актуальный «Я- образ» и обобщенный «Я- образ». Все это связано с самосознанием. Образы самосознания – одно из необходимых условий нахождения человеком наиболее подходящего для него места в жизни и в трудовой деятельности.

Выраженное профессиональное самосознание – важный критерий подготовленности специалиста. Важнейшей составляющей и важнейшим регулятором трудовой деятельности является образ мира профессионалов, который у представителей разных профессий складывается по-разному и по-разному влияет на мироощущение, а также на образ своего места в мире.

 

Что такое отношения? В психологическом плане это субъективно переживаемые связи и зависимости между человеком и предметами объективного мира. Они включают самого человека, других людей (межличностныеотношения), процессы и явления действительности. В трудовой деятельности все отношения в той или иной степени связаны с переживаниями субъекта труда.

Понятия: профессиография, профессиограмма, психограмма

Профессиография — метод изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. Профессиография обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда. Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности — социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические. Объем, глубина и детальность их изучения зависят от социального заказа.

В самом общем виде профессиограмма определяется как "описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности", сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяют следующие типы профессиограмм:

1. Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).

2. Ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности).

3. Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала).

4. Методические профессиограммы, которые можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать "методологическими".

5. Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

 

27. Классификация методов оценки персонала в психологической трудовой экспертизе.

Адаптация в трудовой деятельности: разновидности, фазы, стадии.

Адаптация персонала — процесс ознакомления, приспособления работников к содержанию и условиям трудовой деятельности, а также к социальной среде организации. Адаптация является одной из составляющих частей управления персоналом. Этот термин применим как к новым сотрудникам, нанимаемым извне, так и к сотрудникам, перемещаемым на новую должность в порядке внутренней ротации. Адаптация — приспособление организма, индивидуума, коллектива к изменяющимся условиям среды или к своим внутренним изменениям, что приводит к повышению эффективности их существования и функционирования.

Классификация

Адаптация персонала подразделяется по направлениям:

1. производственная:

профессиональная;

психофизиологическая;

социально-психологическая;

организационно - психологическая;

организационно-административная;

экономическая;

санитарно-гигиеническая.

2. внепроизводственная:

адаптация к внепроизводственному общению с коллегами;

адаптация в период отдыха.

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.1 (0.008 с.)