Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические вехи становления психологии труда. - тетрадьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Из-ие псих.труда нач-сь в первые годы 20века.В США инициатором пс-го из-ния труда стал инженер Тейлор,он предлагал анализировать труд,т.е.выд-ять его эл-ты,нормализировать и рацион-ть его,а также подбирать рабочих наиб.прнигодных к профессии. Впервые им были заложены идеи научной орг-ции труда. Значит-ым событием в истор.псих.труда было возник-ие ПСИХОТЕХНИКИ.Этот термин ввел в 1903году нем.псих.Штерн применительно к труд.д-ти,этот термин стал исп-ать амер.пс-г Мюнстерберг,он опр-ил психотехнику как науку о практ-ком примен-и пс-гии к задачам кул-ры. В обл-ти пс.труда проводились иссл-ния тех-ники безопасности (ТБ),тест-ние спец-ых спос-тей,из-ись оптим-ная орг-ция труд.-д-ти. В СССР психотех-ка широко расспрос-ась в период с 1925 по 1936г.г.Его крупными теоретиками и орг-рами были:Шпильрейн,Геллерштейн В 1921г. был создан центр-ый институт труда (ЦИТ) В рамках психотех-ки сформ-лась отеч.пс.труда. В сер.30х годов вся система психотех-ких учреждений б.разрушена.В 50ых годах в отеч.псих.вновь стали развиваться идеи пс.труда(ПТ).Основной задачей б.практ.помощь народному хоз-ву.В1957г.произошло спец.совещание по ПТ,к-ое положило начало ПТ как науке в России.Также появ-ся новый термин д/обозначения иссл-ний труд.д-ти «ЭРГОНОМИКА». Впервые этот термин в России б.предложен в 1921г.Мясищевым и Бехтеревым.Но в широкий научный оборот термин вошел т.после 1949г.,когда гр-а англ.ученых во главе с Марелом орг-вала эргономическое общ-во. Термин «ПТ» традиц-но исп-лся в России,в США исп-ся термин «индустриальная пс-гия». В 50-60ые на стыке трад-ной ПТ и соц псих. возникла ОРГАН-НАЯ ПСИХ. в 80х широко обсуждались перспективы созд-ния в нашей стране психол.службы народн.хоз-ва.Но в н.90х сзза трудного экон.положения предприятий многие должности псих-ов были упразднены и соотв-щие отделы закрыты. В наст.время иссл-ия в ПТ напр-ны на гуманиз-цию и безоп-сть труда чела,повыш.надеж-сти и эф-сти его д-ти. В начале 21 века наш мир становится более хрупким и уязвимым. Перспективные напр-ия в совр ПТ в РОССИИ: 1.псих-ий анализ роли чела на совр.этапе развития тех-ки 2.разраб-ка нов.методол-их подходов и принципов анализа межсистемного вз/дей-ия. 3.теоретико-методол-ие проблемы и рез-ты в из-нии профессий и проф-зма. 4.иссл-ние проблем совладания со стрессом и неблагоп-ыми пс-ими состояниями Понятия профессии и специальности. Профессии - исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой ЗНУ, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества. Профессия (с тчк. зр. конкр. чел.)- это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию и средство личностной самореализации. Профессия – (от латинского слова professio – объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Е.А. Климов выделяет более конкретные аспекты понятия "профессия": 1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни. 2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. 3. Профессия как деятельность и область проявления личности. 4. Профессия как исторически развивающаяся система. 5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (например, самим психологом). Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов Специальность - один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, но направленный на достижение более частных, промежуточных результатов.(инж.-иссл., инж.-преподават., инж.- констр.) Специальность конкретизируется в профессии. Соответственно, профессия - это группа родственных специальностей (например, профессия - врач, специальность - врач-терапевт; профессия - учитель, специальность - учитель физкультуры).
Современные концепции трудовой деятельности. – ттрадь Первый из них условно обозначается как структурно-морфологическая парадигма психологического анализа деятельности (А.В. Карпов). Согласно данному подходу основным структурным компонентом деятельности является действие, а организация деятельности в целом трактуется как иерархия систем действий разного уровня сложности. В русле первого (структурно-морфологического) подхода деятельность принимает уровневое строение, наиболее подробно оно раскрыто в психологической теории деятельности А.Н. Леонтьевым. Согласно этой теории деятельность построена на основе структурно-уровневого принципа, который конкретизируется в двух основных положениях: во-первых, общая структура деятельности образована качественно различными уровнями, формами активности человека; во-вторых, эти уровни иерархически соподчинены и образуют целостную систему. Различают три основных уровня организации деятельности: уровень операций, уровень действий и уровень автономной деятельности. Второй из них – уровень действий, занимая центральное место в общей структуре деятельности, наиболее важен для понимания психологических особенностей деятельности и ее строения. Второй подход – так называемая функционально-динамическая парадигма (А.В. Карпов); являясь более современным и совершенным, базируется на следующем основном положении. Деятельность в силу своей исключительной сложности не может основываться и не основывается на каком-либо одном компоненте, например действии. Она предполагает необходимость нескольких качественно разнородных психологических компонентов – единиц, которые закономерно взаимосвязаны между собой и образуют целостную психологическую структуру деятельности. Эта структура динамична, а ее функционирование и есть процесс деятельности. Указанные подходы не взаимоисключают, а скорее взаимодополняют друг друга.
Стресс и дистресс в психологии труда. Стресс - это не просто нервное напряжение (стрессовые реакции присущи и низшим животным, а у человека это связано с "эмоциональными раздражителями"). Стресс - не всегда результат повреждения: "Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен". Дистресс – отрицительная форма стресса. Дистресс - Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса. Виды стресса Эустресс - Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Эмоциональный стресс Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.[15] Психологический стресс Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами. Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса): 1.Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров. 2.Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. 3.Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п. Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям: -в зависимости от частоты и силы проявления -в зависимости от направленности стрессовой агрессии -в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций Профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь - несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека. Профессиональный стресс успеха. Интенсивный стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха. Проблема зарабатывания денег и сопутствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что очень часто крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не радость, а еще большие проблемы (вред). В целом можно выделить две основные линии интерпретации понятия "стресс в труде": В более узкой трактовке стресс - это завышенные требования среды к наличным возможностям субъекта, т.е. перегрузка, сверх-стимуляция и т.п. В более широкой трактовке стресс - это неадекватность в целостной системе взаимоотношений "человек - среда", которая включает не только приведенное выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде. Кстати, это в немалой степени связано с проблемой справедливости в труде, а эта проблема напрямую связана с проблемой чувства собственного достоинства работника. Купер и Маршалл исследовали источники стресса "белых воротничков" и выявили следующие их группы: 1.Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью: слишком много работы плохие физические условия труда; дефицит времени необходимость самостоятельного принятия решения. 2.Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации: ролевая неопределенность, например недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен, или чего он не желает делать… ответственность за других людей и за какие-то вещи Заметим, что ответственность за людей - более стрессогенна; слишком низкая ответственность малая степень участия в принятии решений в организации. 3.Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе: взаимоотношения с руководством, с подчиненными, с коллегами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты; трудности в делегировании полномочий 4.Факторы, связанные с деловой карьерой: два основных стрессогенных фактора: профессиональная "неуспешность", боязнь ранней отставки; статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения "предела" своей карьеры; отсутствие гарантированной работы несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу. 5.Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом: неэффективное консультирование ограничение свободы поведения, интриги и т.п. 6.Внеорганизационные источники стрессов: Основные проблемы менеджера, возникающие в семейной жизни: Мобильность менеджера - ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т.п. Различия по психометрическим данным
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.44 (0.011 с.) |