Работа № 1 Исследование роли ощущений познавательной деятельности человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа № 1 Исследование роли ощущений познавательной деятельности человека.



Самостоятельная работа

По специальности: общий психологический практикум

 

Выполнила студентка 2-го курса

Очно-заочной формы обучения

Факультет прикладной психологии

Ковчегова А.А.

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

Работа № 1 Исследование роли ощущений познавательной деятельности человека.

 

Дата: 2 октября 2012 г.

Экспериментатор: Ковчегова Анастасия

Испытуемый: Ганюков Александр

Оснащение эксперимента: пять мелких предметов для тактильного распознавания, повязка для глаз, секундомер.

Процесс исследования: состоит из двух частей опытов, задача первой части установить особенности тактильных ощущений, их словестным описанием, во время поочередного предъявления предметов, на не подвижную ладонь испытуемого. Во второй части испытуемый должен ощупать предмет и дать словестное описание.

Инструкция действий 1 части: у испытуемого глаза завязаны повязкой, разверните руку ладонью вверх, на ладони во время исследования вы будите ощущать некоторые воздействия не совершая ощупывающих движений рукой, дайте словестный отчет тех ощущений, которые вы будете испытывать. Все что будете ощущать говорите вслух.

Действия: последовательно предъявляем для тактильного распознания, на каждый предмет отводиться 10 сек., предмет убирается с руки, а в протоколе производиться запись словестного отчета испытуемого.

Задачи: установить особенность тактильного ощущения по словестным описаниям испытуемого когда он не ощупывает предмет, и через 2-4 мин. после 1-ой повторить то же самое, но уже испытуемый ощупывает предмет этой рукой

Инструкция действий 2 части: у испытуемого глаза завязаны повязкой, разверните руку ладонью вверх, на ладони во время исследования вы будите ощущать некоторые воздействия совершая ощупывающих движений рукой, дайте словестный отчет тех ощущений, которые вы будете испытывать. Все что будете ощущать говорите вслух.

 

Таблица

№ опыта предмет Словес. Отчет 1 Словес. Отчет 2
  Бумажные платочки в пакетике 7 шт. Легкий, пластик, пакет Легкое, полиэтиленовая упаковка, платочки бумажные 7 шт.
  Маркер Продолговатое, средней тяжести, пластик Пластик из двух предметов, продолговатой формы, маркер
  Бутылка чудо молока Бутылка из под йогурта, холодная, красного цвета Холодное, бутылка пластиковая с крышкой красного цвета, йогурт
  Ножницы Легкий пластик, ножницы или расческа Пластик, железо, две дырки, ножницы
  Ластик в бумажной упаковке Прямоугольной формы, легкое, ластик Маленький, прямоугольный, ластик, в бумажной упаковке

 

Вывод: В первом случае, мы получаем результат описания более емкое и ограниченное, испытуемый нам дает описания по следующим критериям: вес, температура, площадь. Тут срабатывает ощущение.

Во втором случае, мы получаем более развернутый результат, по мимо того что мы получаем вес, температуру, площадь, так же испытуемый описывает из скольки частей состоит предмет, из какого материала, мы можем отметить 100% угадывание предмета. Здесь уже добавляется активность, добавляется целостность предмета и с помощью восприятия мы можем назвать предмет.

 

Работа № 2 Оценка яркости-четкости представлений (по методу саморанжирования).

Дата: 2 октября 2012 г.

Экспериментатор: Аверьянова Ольга Юрьевна

Испытуемый: Ковчегова Анастасия

Оснащение эксперимента: опросник Д.Маркса. Шкала: 5-представления абсолютно яркие, четкие, чистые, как образ восприятия; 4-представление яркое, четкое, чистое; 3-представление средней яркости-четкости; 2-представление не ясное, тусклое, смутное; 1- представления нет вообще: вы только знаете, что думаете о предмете.

Цель: определение яркости-четкости возникающих представлений.

Таблица для оценки яркости-четкости.

№ задания в опроснике балл Средний балл
        4,5
        3,75
        3,75
        4,5
Общий средний балл   4,12

Вывод: исходя из полученного результата, можно сказать следующее: низкие показатели дали те представления, которые вызывали не совсем положительные эмоции у испытуемого.

 

Работа №3 Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании.

Дата: 9.10.2012 г.

Экспериментатор: Ковчегова Анастасия

Испытуемый: Смирнова Мария

Самочувствие испытуемого: здорова

Оборудование: экспериментальный материал состоит из набора плоских геометрических фигур разной сложности, которые изготавливаются из жёсткого картона. Для зарисовки фигур, испытуемый должен иметь лист бумаги формата А4 и карандаш.

Инструкция испытуемого: Вам будут предъявлены плоские фигуры. Ваша задача: с закрытыми глазами, путем осязания возможно точно определить форму каждой из них. Затем по команде экспериментатора открыть глаза и воспроизвести свое представление о фигуре графически.

№ фигуры опыт Средний балл для опытов
I II III IV V I II III IV V
                     
            1,3 2,6 3,3   4,6
                     

Вывод: Опыт показал следующее: в случае с простой фигурой были задействованы все пальцы рук, более активными были указательный и большой палец, левая рука крутила фигуру по часовой стрелке, а правая изучала. С фигурой более сложнее, так же были задействованы все пальцы, но более активней были большие пальцы и указательные, левая рука фигуру вращала по часовой стрелке, а правая изучала. С самой сложной фигурой изучение проходило иначе, левая рука изучала левую сторону фигуры указательным и большим пальцем, а правая рука этими же пальцами изучала правую сторону. Нужно отметить, в случае пассивного осязания не подвижной фигуры мы полагались на ощущение и оценка сходства у нас низкая, в отличии от бимануального осязания, где срабатывает уже восприятие и дает нам целостную картину и высокую оценку.

 

 

Работа №4 Исследование пространственных представлений, методом хронометрии умственных действий по методике Шеперда

Дата: 9.10.2012 г.

Экспериментатор: Аверьянова Ольга Юрьевна

Испытуемый: Ковчегова Анастасия

Оснащение: набор изображений шестнадцати пар трехмерных объектов, секундомер.

Протокол:

Номер пробы Угол поворота (градусы) Ответ испытуемого Время реакции  
  Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Одинаковые Одинаковый Разные Разные Одинаковый Разные Разные Одинаковые Одинаковый Одинаковый Разные Разные Одинаковый Разные Разные Разные 3,15 2,65 4,15 3,20 5,20 3,73 3,51 4,50 3,23 3,47 4,30 3,93 3,10 4,40 3,25 4,14

Вывод: Пространственное представление развито на 50%. Временной промежуток от 2,65 сек до 4,40 сек. исключение составляет пятая фигура, где угол 40%. 5,20 сек. От угла не зависит. Правильно угадано 40%.

5 t *

4 *

3 *

2 *

10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 <

Работа №5 Определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса

Дата 16.10.2012

Экспериментатор: Аверьянова Ольга Юрьевна

Испытуемый: Ковчегова Анастасия

Самочувствие: Здорова

Цель: Определить объем кратковременной памяти, проанализировать ход процесса запоминания у данного испытуемого.

Оборудование: Опыт проводиться на цифровом материале. Испытуемому предъявляются последовательно семь рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов. Ряды составлены по таблице случайных чисел. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2-3 секунды, испытуемый письменно воспроизводит в протоколе элементы ряда в том же порядке, как их читал экспериментатор. Опыт проводится четыре раза (на других цифровых рядах).

Результат:

1)1372; 64805; 725318; 0725489; ……..; 1236849..; 386442679;

2)9321; 57340; 394175; …3506; 960213.5; 248..5902; 2483674521;

3)5241; 96023; 254061; 7482383; 64525038; 543986231; 6742387510;

4)7106; 89934; 854086; 85201570; 87324425; 84528133.; 0524648671;

Сводная таблица результатов

Номер опыта Результат воспроизведения
             
  + + + + + + + + + - + + - - - + - - - - - - - - - - - -
%              

 

V=A+m/n+k/2,

Где А-наибольшая длина ряда, воспроизведенных правильно во всех опытах;

n-число опытов;

m-количество правильно воспроизведенных рядов, больших А;

k-количество интервалов между рядами.

V=5+4/4+0,5= 6,5-средний

 

100%-

75%-

50%-

25%-

4 5 6 7 8 9 10

 

 

Вывод: объем кратковременной памяти равен 6,5, соответствует среднему значению объема кратковременной памяти взрослого человека. По графику видно, что с увеличением количества элементов уменьшается эффективность их запоминания.

Личные наблюдения: в первых двух случаях пыталась запомнить цифровой ряд, проговаривая за экспериментатором, следующие два случая пыталась запомнить цифровой ряд разделяя его на две равные части. Результат показал, что эффективнее оказался второй случай.

 

 

Самостоятельная работа

По специальности: общий психологический практикум

 

Выполнила студентка 2-го курса

Очно-заочной формы обучения

Факультет прикладной психологии

Ковчегова А.А.

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

Работа № 1 Исследование роли ощущений познавательной деятельности человека.

 

Дата: 2 октября 2012 г.

Экспериментатор: Ковчегова Анастасия

Испытуемый: Ганюков Александр

Оснащение эксперимента: пять мелких предметов для тактильного распознавания, повязка для глаз, секундомер.

Процесс исследования: состоит из двух частей опытов, задача первой части установить особенности тактильных ощущений, их словестным описанием, во время поочередного предъявления предметов, на не подвижную ладонь испытуемого. Во второй части испытуемый должен ощупать предмет и дать словестное описание.

Инструкция действий 1 части: у испытуемого глаза завязаны повязкой, разверните руку ладонью вверх, на ладони во время исследования вы будите ощущать некоторые воздействия не совершая ощупывающих движений рукой, дайте словестный отчет тех ощущений, которые вы будете испытывать. Все что будете ощущать говорите вслух.

Действия: последовательно предъявляем для тактильного распознания, на каждый предмет отводиться 10 сек., предмет убирается с руки, а в протоколе производиться запись словестного отчета испытуемого.

Задачи: установить особенность тактильного ощущения по словестным описаниям испытуемого когда он не ощупывает предмет, и через 2-4 мин. после 1-ой повторить то же самое, но уже испытуемый ощупывает предмет этой рукой

Инструкция действий 2 части: у испытуемого глаза завязаны повязкой, разверните руку ладонью вверх, на ладони во время исследования вы будите ощущать некоторые воздействия совершая ощупывающих движений рукой, дайте словестный отчет тех ощущений, которые вы будете испытывать. Все что будете ощущать говорите вслух.

 

Таблица

№ опыта предмет Словес. Отчет 1 Словес. Отчет 2
  Бумажные платочки в пакетике 7 шт. Легкий, пластик, пакет Легкое, полиэтиленовая упаковка, платочки бумажные 7 шт.
  Маркер Продолговатое, средней тяжести, пластик Пластик из двух предметов, продолговатой формы, маркер
  Бутылка чудо молока Бутылка из под йогурта, холодная, красного цвета Холодное, бутылка пластиковая с крышкой красного цвета, йогурт
  Ножницы Легкий пластик, ножницы или расческа Пластик, железо, две дырки, ножницы
  Ластик в бумажной упаковке Прямоугольной формы, легкое, ластик Маленький, прямоугольный, ластик, в бумажной упаковке

 

Вывод: В первом случае, мы получаем результат описания более емкое и ограниченное, испытуемый нам дает описания по следующим критериям: вес, температура, площадь. Тут срабатывает ощущение.

Во втором случае, мы получаем более развернутый результат, по мимо того что мы получаем вес, температуру, площадь, так же испытуемый описывает из скольки частей состоит предмет, из какого материала, мы можем отметить 100% угадывание предмета. Здесь уже добавляется активность, добавляется целостность предмета и с помощью восприятия мы можем назвать предмет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.031 с.)