Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ученые и мыслители тюркского периода. Абу Наср аль-Фараби, М.Кашгари, Ходжа А.Яссави, Ю.Баласагуни и др.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ходжа Ахмед Йассауи наиболее крупный проповедник ислама 11-12 вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце 14-нач.15 вв. в Туркестане («Хазрет Султан»). Он написал сборник стихов «Диван-и Хикмет». Он родился в Испиджабе (Сайрам) в кон.11 в. Большую часть жизни провел в Яссы (Туркестан). В Испиджабе он учился у имама Арыстан баба. Продолжил обучение в Бухаре у шейха Юсуфа Хамадани (проповедник суфизма). Умер в 1167 г. «Диван-и Хикмет» - сборник стихов религиозно-мистического содержания. Яссауи выражает неприятие зла, жадности и жестокости. Выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе. Проповедует аскетизм и смирение. Также можно найти факторы культурно-исторического, этнографического и социально-бытового характера. Дает толкование 4-х позиций: 1) шариата – законы, традиции, обряды; 2) тарихата – идея суфизма; 3) хакихата – приближение объединения с богом; 4) магрифата – познание религии. Ученик и единомышленник Яссауи – Сулейман Бакыргани (Хаким ата). Аль-Фараби родился в Отраре в 870 г. В семье военачальника. Увлекался науками, изучал персидский, греческий языки, побывал в Шаше, Самарканде, Багдаде. Здесь он основательно пополнил свои знания. Это вызвало зависть ученых-богословов, поэтому он переехал в Хорасан. Последние годы жизни провел в Аллепо и Дамаске. Его труды: «Энциклопедия наук», «О происхождении наук», трактаты по философии, математике, логике, медицине, астрономии, физике, музыке. Ученый-энциклопедист основатель арабской философии, «второй учитель» («муаллим ассана). На его работах формировалось мировоззрение Ибн Сины, Омара Хайяма, Да Винчи, Бэкона. Махмуд Кашгари – лингвист, географ, автор «Диуани лугат ат-тюрк» (энциклопедия тюркских народов о культуре, быте, языке, этнонимах и топонимах, титулах, названиях пищи, астрономии, народном календаре, растениях, названиях месяцев и дней, городах, болезнях и лекарствах, металлах и минералах, военной, спортивной и административной терминологии, детских играх и забавах). Он родился в Барсхане, на берегу Иссык-куля. Юсуф Баласагуни воспитывался при дворце, побывал во всех крупных научно-литературных центрах государства Караханидов. Изучил персидский, арабский и китайский языки. Кроме того изучал историю, астрономию и др. Материал для своей поэмы «Кутадгу Билиг» он собирал более 30 лет. Работал полтора года. Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий. Основная идея: знания – единственный источник благополучия как для правителей, так и народа. Сохранилось 3 рукописи поэмы: венская(гератская), написанная уйгурским письмом, а также каирская и наманганская – арабским письмом. Ахмед Иугнеки. Его единственная книга «Хибат ул-Хакайк» («подарок истины»). Родился в конце 12 в. Изучал богословие и арабский и персидский языки. Основные мысли его книги – польза знания, основы морали и человечности. В ней отразились черты морали, существовавшие в то время среди населения Южного Казахстана.
26. .Источники и историография по монгольскому этапу истории Казахстана. Пока еще у нас методы исторической критики не совершенны и наивны. Зачастую грубые и эмоциональные, во многих случаях не привносящие в наше знание ничего нового, они быстро становятся предметом общественного резонанса. Одной из претенциозных тем в последнее время в Казахстане стала: «Роль монгольской эпохи в истории Казахстана». Обсуждение ее непременно влечет за собой и оценку исторической роли объединителя монгольского народа и создателя первого монгольского государства – Чингиз-хана. В казахстанской историографии не сложилась собственная и самостоятельная традиция монголистики и чингизоведения, их зачатки далеки от уровня подлинного историзма, не сформулированы теоретико-методологические подходы в изучении этого периода, нет ни одного монографического исследования. Отдельные имеющиеся работы наших современников, затрагивающие данную проблематику фиксируют наличие различных, порой диаметрально-противоположных точек зрения. Главным образом это касается оценки роли Чингиз-хана в мировой истории вообще, и казахстанской в частности. Одни высказывают мнения о том, что Чингиз-хан является неким «кровным казахом», другие, еще под влиянием советской историографии, пытаются обозначить некий «образ врага». Для кого сие мудрствование пишется не известно. Несмотря на особые взгляды по этой проблеме В.В. Бартольда, Г.Е. Грумм-Гржимайло, Л.Н. Гумилева, частично Б.Я. Владимирцова, общая оценка исторического значения монгольской эпохи в советской историографии осталась отрицательной. До настоящего времени в казахстанской исторической литературе (кроме работ отдельных авторов крайне тенденциозного характера) оценка советских времен не претерпела особых изменений. История Монгольской империи является целой эпохой всемирной истории, а ее основатель Чингиз-хаган – экстраординарной личностью, покорившей половину мира, превратившей всю евразийскую степную систему в цельный политический организм, с прочной общественно-политической системой, мощной военной организацией и уртонно-коммуникационной системой. Империя Чингиз-хана была явлением поистине мирового значения и, поэтому требует к себе масштабного подхода. Не менее четырех десятков наберется различных исследований, посвященных Чингиз-хану, во всем мире и это только самые известные, причем объем каждого из них от одного до шести томов. Среди них Цю-Чи-джи (Чань Чунь), Ата-Малик Джувейни, Рашид ад-Дин, Абулгази, Кадыргали Джалаири, Джан Джэн Фэй, То Джи, Лубсан Данзан, Саган Сэцэн, Марко Поло, П. Пельо, Ц. Дамдинсурэн, П. Рачневский, К. Ширатори, М. Мураяма, Дж. Неру, В.В. Бартольд, С. Козин, В. Владимирцов, Паллади Кафаров, К. Д’Оссон, Э. Хэниш, Б. Сайшаал, Иринжин, Каной Ясудзо, Ш. Нацагдорж и многие многие другие. 86 тетрадей «Юань Ши» из 210, посвященных монгольскому периоду, освещают биографию Чингиз-хана и его потомков. Историография, посвященная биографии Чингиз-хана превышает 800 наименований. Один лишь китайский терминологический справочник, посвященный «Тайной истории» состоит из шести томов. «Тайная история» переведена на десятки (исследователи называют цифру более 40) языков мира, в том числе ее художественно-литературный перевод без научных и терминологических комментариев уже дважды выходил на казахском языке.Вместе с тем, многочисленные источниковые материалы по истории Монгольской империи и биографии ее основателя – Чингиз-хана, созданные на монгольском и китайском языках, хранят в себе много тайн, недоступных отечественному исследователю. И до тех пор, пока мы не осмыслим весь этот пласт материала, будет очень сложно делать какие-либо заключения по поводу роли монгольской империи в средневековой истории Казахстана. В исторической науке не стоял и не стоит вопрос: «Чингиз-хан монгол или нет?» Он был рожден монголом, посвятил полностью всю свою жизнь делу монгольской государственности. В своем завещании перед смертью он (Чингиз-хан) говорил «Кажется, настал день моей смерти. Я своих монголов объединил в одно государство. Создал империю, протяженность которого составляет год пути. Когда умру, похороните на моей родной земле – Их Отоге, не отрывайте меня от моего народа». Да, ходят множество слухов вокруг личности этого знаменитого человека, но он от рождения до конца остался монголом. Пересмотреть крепко устоявшуюся в науке его биографию уже невозможно. В связи с этим задается вопрос: Почему нам казахам, имеющим свои собственные глубокие корни, понадобился сегодня имидж личности Чингиз-хана? Если при этом раскрывается роль Чингиз-хана во всемирно-историческом процессе, последствия завоеваний монголов, или роли и наследия последующих династий Чингиз-хана для образования государственности народов и т.д., то такой шаг можно только приветствовать. Возведение родословной «кият-борджигинов», из которых происходил Чингиз-хан, к Огуз-хану имеет давнюю традицию. Об этом достаточно подробно писали Рашид ад-Дин, Абулгази, Кадыргали Джалаири. Нельзя забывать, что кият-борджигины не есть все монголы (Хамаг Монгол), также как казахи не есть весь тюркский мир. По «Истории Золотого рода Чингиз хагана» («Чингиз хааны Алтан ургийн туух») и других источников ХХІІІ предок Чингиз хана, знаменитый Борте-Чино, реальная историческая личность, который родился в 758 г. был современником тюргешских хаганов Кутлуг Билге, Ата Бойла и других, но он (Борте Чино) не был ханом. А родоначальник Борджигитов - Бутанцар (Бодоночар) (ХІІ предок Чингисхана) родился в 970 г., жил при протоказахском государственном объединении кимаков. Но, к сожалению, стихийный историзм отдельных наших авторов особо не касается вышесказанных направлений. Не думая о пользе и последствиях в своих действиях они пытаются создать из личности Чингиз-хана «искусного домашнего героя» для истории Казахстана. Например, некий К. Данияров в своей последней книге «История Чингисхана» прямо заявляет, что «Чингис хан происходил из подрода тобыкты». Откуда у него подобное откровение, неизвестно. Поскольку по всем родословным схемам казахов тобыкты является подродом аргынов и известны в истории с начала ХVІІ в., так что от киятов до тобыкты лежат целых десять веков. Часть известного монгольского рода кият-борджигинов во время западных походов Чингиз-хана осталась в степях Центральной Азии. С тех пор кияты присутствуют в родовых списках и казахов, и киргизов, и узбеков, и ногайцев, и даже у крымских татар. Ни один из этих народов не вправе присваивать только себе то, что было когда-то общим. И никто из них этого не делает. Если конечно не учитывать «ложку данияровского и иже с ним, дегтя в бочке меда истории тюркских народов». Если Данияров взялся донести до нас историю и культуру тюркских племен Монголии, то уж надо бы поинтересоваться у специалистов, с чего начать их изучение. Уж не с написания монографии - это точно. А раз автор всего этого не ведает, то и вышло у него, что тюркоязычные племена Монголии ХІІ-ХІІІ веков, а именно кереиты, найманы, меркиты и татары, и есть не что иное как казахи. Несомненно то, что части этих родов вошли в состав казахского народа и сыграли важную роль в завершении его формирования. Остановимся на следующем утверждении того же К.Даниярова: «Чингисхан, в то время еще Темирши, стал государем довольно значительного государства из трех казахских родов: кият, меркит, кереит». Во-первых, не ясно о каком периоде идет речь, так как Чингиз-хан дважды провозглашался ханом. Если это 1189 г. – то в провозглашении его ханом участвовали только четырнадцать представителей исключительно монголов-нирунов. Если речь идет о 1206 г. то здесь участвуют представители 31 племени, 23 из них монголы: нируны, дарликины и 8 тюркской ветви. Монголы: кият-борджигин, тэнинут, салжиут, сулдэс, чонос, олхунуд, урут, нутакин, манкут, баарин, дурбэн, хоит, барлас, будат, урианхат, идэркин, эсут, сукэн, баяут, горлас, ойрат, торгут, тумэт. А из ветви тюрков принимали участие: жалайры, найманы, керейты, конгираты, онгуты (уваки), меркиты, усуны и доглаты.
27.Кого завоевали монголы (Какие государственно-политические организмы существовали в Средней Азии и Казахстане накануне нашествия Чингиз-хана) В конце ХП-начале XIII вв. на территории Монголии образовалось крупное кочевое государство под властью одного из представителей родовой верхушки - Темучина. Первоначально оно было основано в долинах рек Керулена и Орхона, затем вследствие объединения родственных племен и завоевания соседних стран Монгольское государство превратилось в могучую империю не только в Центральной Азии, но и во всем мире. В 1203 г. им были разгромлены Кереитское, затем и соседнее Найманское ханство, в 1207-1211 гг. были покорены народы Сибири и Восточного Туркестана. В 1215г. был взят Пекин, а к 1217 г. монголы завоевали все земли к северу от реки Хуанхэ. В 1206 г. Темучин был провозглашен всемонгольским каганом и получил титул Чингисхана. Образование монгольского государства содействовало консолидации ранее малосвязанных племен в единый этнос и к прекращению междусобных войн. Завоевание Жетысу. Государство кара-киданей в Жетысу и Южном Казахстане претерпевало время политического кризиса. Города Мавераннахра постепенно освобождались от власти гур-хана. Карлыкские и караханидские правители стали переходить в подданство Хорезма. В 1207 г. кара-кидани потеряли Бухару, затем и Тараз. Кроме того, обострились отношения гурхана с правителями Койлыка и Алмалыка. Попав в затруднительное положение, гурхан Чжилугу обратился за помощью к Кучлук хану найманскому. Вслед за Китаем Чингисхан готовился к походу в Казахстан и Среднюю Азию. Особенно его привлекали цветущие города Южного Казахстана и Жетысу. Осуществить свой план он решил через долину реки Или, где располагались богатые города и правил ими хан найманов Кучлук, которого Чингисхан считал своим врагом. С целью завоевания Жетысу и разгрома Кучлука Чингисхан послал войско во главе с одним из военачальников - Жебенойоном. В 1218г. отряды Жебе совместно с войсками правителей Койлыка и Алмалыка выступили против Кучлука. При этом монголы разрешали мусульманам публичное богослужение, запрещенное ранее найманами, что способствовало переходу всего оседлого населения на сторону монголов. Кучлук, не сумев организовать сопротивление, бежал. Жители Баласагуна открыли ворота монголам, за что город получил название Гобалык -"хороший город". Перед Чингисханом открылась дорога в пределы Хорезма и Мавераннахра. Война в сентябре 1219г. началась с осады Отрара. Разделив свое войско на несколько частей, Чингисхан оставил одну часть для осады города, другую, во главе со своим старшим сыном Жоши, отправил вниз по Сыр-дарье, сам же направился к Бухаре. Осада Отрара продолжалась почти пять месяцев. Кайыр хан зная, что монголы не пощадят его, защищался отчаянно. Предательство одного из военачальников по имени Караджа, ускорило падение Отрара. Выйдя ночью из городских ворот, он сдался монголам. Через эти же ворота осаждающие ворвались в город. Часть войск и жители заперлись в крепости и продолжали обороняться. Только через месяц монголы смогли взять цитадель. Все ее защитники были убиты, крепость разрушена, Кайыр хан казнен, а стены Отрарасрыты. В начале 1221 г. монгольские отряды подступили к столице Хорезма - городу Ургенчу, который был взят после пятимесячной осады. Хорезмшах бежал в Иран, для его преследования Чингисхан отправил крупный отрад под командованием Жебе и Субедея. Узнав о смерти Мухаммеда, монголы через Кавказ направились в Дашт-и-Кыпчак, где столкнулись с яростным сопротивлением западно-кыпчакских племен. Кыпчаки и объединенное войско русских княжеств встретились с монголами на реке Калке в мае 1223 г. Из-за несогласованности действий и разногласий между князьями союзники потерпели поражение. Однако монголы не стали продвигаться вглубь Руси и повернули назад, на соединение с основными силами. Завершение завоевания. Образование улусов. Таким образом, в результате военных действий 1219-1241гг. территории Дешт-и-Кипчака и Мавераннахра вошли в состав империи Чингисхана и были поделены между его сыновьями. Старшему сыну Жоши он отдал земли Сарыарки и дальше на запад, к югу - до Каспийского и Аральского морей. Из среднеазиатских владений в его улус вошли районы низовий Амударьи - северный Хорезм. Ставка находилась в долине Ертиса. Второму сыну Чингисхана - Шагатаю достались Мавераннахр, Жетысу, его ставка была в долине Или. Третьему сыну Угедею Чингис хан выделил Западную Монголию и Тарбагатай, его ставка располагалась вблизи нынешнего Чугучака. Тули наследовал отцовский улус - собственно Монголию.«Татаро-монголы» — термин пришел от кыпчаков, те заимствовали у китайцев. Чингисхан родился в семье богатого нойона в 1162 г. В 20 лет благодаря своей хитрости собирает армию, возвращает свои Земли. На собрании в 1206 г. избирают ханом. Отец — тюрок, мать — род конырат. Большая часть воинов — кыпчаки. Сыновья — Джучи, Чагатай, Угэдэй, Туле. Завоевывают енисейских киргизов, бурят, уйгуров, западные страны 1219 г. — походы на территории Казахстана. Повод – отрарская катастрофа. Семиречье завоевывают без сопротивления. На территории Южного Казахстана население сопротивляется, вследствие этого насилие и террор. Оборона Отрара (5 месяцев) и Сыгнака (7 дней). К весне 1221 г. Завоевание Средней Азии монголами было завершено. Военные действия на территории Казахстана 1219-1224 гг. Войска во главе с Бату двинулись в 1237 г. на покорение Восточной Европы. Три улуса: Джучи — степная часть, Чагатая — Южный и Юго-восточный, Угэдэя — часть Семиречья. Смерть Чингисхана в 1227 г. — распад империи на несколько независимых государств.
28.Военная тактика Чингисхана при завоевании Средней Азии и КазахстанаЖестокий образ ведения войны
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.108 (0.01 с.) |