Сако-сарматская эпоха: сведения письменных источников и археологические памятники. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сако-сарматская эпоха: сведения письменных источников и археологические памятники.



Эпоха господства в каз.степях саков и сарматов принято обозначать либо археолог.терминами, либо этнограф. – «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха». В 1 тыс.дон.э. саки стали преемниками андроновцев. Сложный вопрос – этногенез саков (гипотеза: андроновский).

Источники: персидские (могучие мужи); в персидских клинописных надписях говорится о трех группах саков: парадарайя(заморские), хаомоварга(напиток хаома), тигрохауда (остр.шапки). По мнению Акишева сакам-тигрохауда в иранских пис.источ. соответствуют скифы ортокарибантии, поскольку оба означ. остр.шапки.; Бехистунская скальная надпись Дария 1(о саках, живших за Танаисом); персепольская надпись Ксеркса (о саках-хаомоварга). АНТИЧНЫЕ: термин «сармат» в античных с 3 в.дон.э.; греческие (скифы); античный автор Полиэн (о войнах саков с Дарием 1), эллинистические (саки и А.Македонский); Геродот (пришли из Азии, о вооружении, одноглазые мужи-аримаспы,говорят на 7 языках), Арриан (о массагетах, об институции царской власти, о сатрапах, военно-племенной аристократии), Страбон, древнеримский ученый I в.н.э. Плиний Старший, Юстин, Ксенофонт (при персах жил и видел, какие саки умелые всадники). иранские (туры с быстрыми конями), АССИРИЙСКИЕ (мраморная плита царя Ашшурбанапала).

Памятники: По мнению Акишева и Кушаева, мат.культура саков создана племенами-пришельцами - потомками андроновцев Ц.К. и Юж.СибириВажнейшим источником по истории сакских племен, их матер. и дух. культуре явл. археол.памятники – могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. Ц.К. – 7-3вв.до н.э. тасмолинская культура: могильники урочища Тасмола – Маргулан и Кадырбаев (особенность - «усы»), множество могильников в предгорьях Бугулы, Кзылрая, Баянаула, Кента, Улытау. З.К. – (савроматы: аорсы, роксоланы; исседоны)-р.Узень, Эмба, Орь, Илек, Волга, Урал. С.К. - р. Тобол и Ишим. В.К. – на Алтае, р.Иртыш, склоны Калбинского хребта, предгорья Чингизтау и Тарбагатая; «царские» курганы Чиликтинской долины (Черников) – 7-6 вв.до н.э.; в 2003г. экспедиция Толеубаева еще один «царский» курган Чиликты; в 1999г. экс. Самашева - Берельские курганы. Ю.К. и Семиречье – (тигрохауда и массагеты) – Илийская долина, некрополи Бесшатыр, Иссыкский, Тургенский, Кегенский и Алексеевский. Бесшатыр(1 тыс.дон.э.) прав.берег р.Или 31 курган (5 в.дон.э.); Иссык(Заилийский Алатау)-серебр.чаша с 26 знаками – исследовал Аманжолов, Акишев (это свид-во сущ. письменности); могильники Уйгарак и Юж.Тегискен. Хорезмская экспедиция Толстова (городище Чирик-Рабад -столица приаральских саков). Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в их искусстве был "звериный стиль", сложившийся в 7-6 вв.до н.э.

 

Основные черты государственно-политического устройства хунну, усуней и кангюев.

Уйсуньское общество не было однородным. Титул главы гос-ва-гуньмо. Племенная и родовая знать –беки. Общество состояло из богатых людей дружинников жрецов и рядовых скотоводов и

земледельцев. О развитии частной собственности уйсуней свид. находки печатей из глины и камня, найденные при раскопках уйсуньских курганов. Военочальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати. Част. собст. распр. не только на скот но и на землю. Источники свид. о развитой системе должностей и верхушке общества. Наряду со свободными общинниками в обществе уйсуней были рабы в основном из военнопленных. Т.о. пис. источники и рахео. мат-лы свид. о том что общество уйсуней достигло уровня гос-нности. Полит. история уйсуней повествует об их связях с Китаем, закл. дипломат отношений. Канлы. Титул правителя-хан. Власть передавалась по наследству. В управлении гос-вом хан опирался на трех помощников-визирей. В обществе сущ. имущ нер-во. В руках знати сосред огромное богатство плодородные пастбища. Войны превр. в средства обагащения имущих. Пленных обращали в рабов. Были связаны полит. эконом и культ. связями с Китаем, парфией, Римом, Закавказьем. Хунну, стоявшие во главе страны, шаньюй, обладал неогр. властью. В след шли князь (темники).

Они явл. близ. родст. шаньюйя. Темников было 24, каждый имел свой район для кочеванья.

Темники ставили тысячников, сотников. Должности и высшие чины передавались по наследству.

Сохранялись такие институты родового строя как совет старейшин и народного собрания. Характерной чертой обьединений типа об-ва хунн явл. формир. гос-нности со своей админ. и аппаратом принуждения. Су. примитивн. бюрокр.аппарат, налог как форма эксплуатации наличие права. Т.о. племена хунн, уйсуней, канлы достигли высокого уровня в создании своеобразной кочевой цивилизации, характер. гос уровнем обществ. устройства..

 

История Первого Тюркского каганата (551-603гг.).

Тю́ркский кагана́т, Тю́ркютский кагана́т (Кёктюрк — небесные тюрки) — крупное средневековое государство в Азии, созданное племенным союзом тюрок (тюркютов) во главе с правителями из рода Ашина. В период наибольшего расширения (конец VI века) контролировало территории Северо-Восточного Китая (Маньчжурии), Монголии, Алтая, Восточного Туркестана, Западного Туркестана(Средней Азии), Казахстана и Северного Кавказа.История

После падения могущества усуней, Семиречье превратилось в постоянную арену войн. Появившиеся здесь в V веке отряды жужанейвынудили усуней перенести свои кочевья из степной части на Тянь-Шань. На освободившихся землях пытались обосноваться остаткиюэчжи, но после войн с жужанями в 418—419 годах они были вынуждены уйти в Среднюю Азию, где столкнулись с персами и эфталитами. Верховья рек Чу и Талас были захвачены кангарами, которые остановили движение жужаней на запад. Семиречье и Восточный Казахстан были окраинами государства жужаней, поэтому им уделялось мало внимания, однако именно здесь, на Алтае, начинает формироваться сила, способная противостоять жужаням.

[править] Ранняя история

По легенде, от хуннского царевича и волчицы появился род Ашина. Они жили в горах Алтая, число их оценивалось в несколько сот семейств. Считается, что Ашина Асяньше стал вассалом жужаньского кагана. В середине V века Ашина поселились на южной стороне Алтая и стали добывать железо для жужаней.

Многочисленные племена народа теле, расселявшегося в северо-восточном Семиречье, долине Иртыша и Джунгарии, восстали против жужаней и в 482 году создали собственное государство. Оно просуществовало недолго, и в 516 году теле вновь попали в зависимость от жужаней. Одно из алтайских племён Ашина поставляло для жужанской империи железо. Этому племени суждено было сыграть особую роль в истории Евразии. Именно подданные Ашина стали впоследствии называться тюрками.

Само слово «тюрк» значит «крепкий», «сильный». До настоящего времени у многих тюркоязычных народов слово «тюрк» используется в первоначальном значении как «вместе, сообща». Согласно А. Кононову, первоначально это был политический термин, означавший членов семьи степной аристократии, составлявшей господствующий род племён Ашина, и лишь затем стал названием всех племён, подчинённых тюркскому кагану.

Тюркский Каганат

В 545 году телесские племена вновь восстали против жужаней и во главе нового государства встал правитель тюрок-ашина Бумын. В 551 году он заключил союз с китайским царством Западная Вэй и, разгромив жужаней, принял титул «ильхан» («правитель народов»). После смерти Бумына в 552 году на престол вступил его сын, принявший титул Кара Иссык каган, который нанёс полное поражение жужаням. После победы каган погибает при загадочных обстоятельствах, и государство возглавляет его брат Мукан-каган. В 553 году жужани были вновь разбиты, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая[3]. В следующем году начался поход тюрков на запад, возглавленный младшим братом Бумына Истеми-каганом. Усуни, ослабленные набегами жужаней, не оказали сопротивления, и уже в 555 году войска Истеми достигли Аральского моря. Однако племена уар и эфталитов, живших к северу от Арала, оказали яростное сопротивление и были покорены только к 558 году. Тюрки вышли к Волге, но не стали её переходить. Так, за короткий срок была создана огромная кочевая империя, охватывающая территорию от Волги до Хинганских гор.

В 561—563 годах тюрки заключили с Ираном союз против эфталитов[1][2][4]. В 564 году войска шаха Хосрова Ануширвана заняли стратегически важную область — Тохаристан. В 565 году в битве у Нефеса тюрки одержали победу, и Согд был присоединён к каганату. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 567 году под Бухарой.[2] После завоевания Средней Азии, каганат стал контролировать значительную часть Великого Шёлкового пути.

Тюрки и согдийцы, находившиеся под их властью, были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией. Иран этому препятствовал. В связи с этим в 568 году Истеми-каган направил посольство во главе с согдийским купцом Маниахом вКонстантинополь[1][3]. По итогам переговоров с византийским императором Юстинианом II были подписаны торговое соглашение и военный договор против Ирана[2][3][4]. После заключения византийско-тюркского союза Иран обязался выплачивать каганату дань в размере 40 тысяч золотых динаров ежегодно и не препятствовать торговле[1].

В 575 году Иран и Византия объединились против тюрков. В ответ на это в 576 году тюркские войска разгромили вассала Византии — Боспор Киммерийский, предприняли победоносные походы в Крым и Западный Кавказ. Благодаря этим завоеваниям каганат стал контролировать все важные участки Великого Шёлкового пути, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли.

Распад Каганата

Однако могущество тюркской державы вскоре пошатнулось. После смерти Тобо-хана в 581 году, произошло ослабление Тюркского каганата, основными проявлениями которого стали усиление междоусобных войн, обострение социальных противоречий, наступление Китая на границы каганата, войны с соседними странами. В 603 году Тюркский каганат распался на Западно-тюркский каганат и Восточно-тюркский каганат[1][2][4].

]Государственное устройство

Каган (хан) — высшее правящее лицо в каганате, военачальник[1]. Первым лицом после кагана был ябгу. Наследник престола носил титул тегин. Другие высшие титулы в каганате — шад, эльтебер. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы.

]Войско

Излюбленное оружие тюрок: луки со стрелами, копья, сабли, палаши. Часто применяют броню всадника и лошади. На знамёнах рода Ашина изображена вышитая золотом волчья голова. Каганская гвардия Фули — волки. Смерть в бою считалось лучшей смертью для мужчины.

[Экономика и хозяйство Основным занятием тюркютов было кочевое скотоводство, а также охота на травоядных животных, носившая характер облавы ввиду многочисленности стад степных зверей. Основной пищей тюркютов было мясо, любимым напитком — кумыс. Одежда и шатры шились из шкур животных. Тюрки также изготавливали войлок и шерстяные ткани. Основным видом скота были овцы и лошади. Основной экономической единицей была парная (аильная) семья.

12.Западно-тю́ркский кагана́т — раннесредневековое государство, расположенного от Азовского моря и Дона до восточных отрогов Тянь-Шаня и северо-восточная Индии. Ядром государство был район Джунгарии, населёнными племенами дулу, и Западный Тянь-Шань с племенами нушиби. Управлялся каганами из династии Ашина.

657 году каганат был захвачен Китайской империи Тан. Китайская империя разделила каганат на 2 части.

704 году власть в каганате захватили тюргешы. С этого момента каганат перестал существовать.

Образование каганата

В конце VI век (603 год) а от Тюркского каганата отделилась его восточная часть. С тех пор независимо друг от друга стали существовать Западный и Восточный каганаты.

В западный каганат вошли Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ, Крым, Урал и Поволжье. Этнополитическим ядром каганата стали «десять племён» (он ок будун), занимавшие древние усунские земли от гор Каратау до Джунгарии[1][2][3]. К востоку от реки Чу выделились пять племён дулу, а к западу от неё — пять племён нушиби[4].

Столицей стал город Суяб (около города Токмак в Киргизии), а летней резиденцией Минг-Булаг (близ города Туркестана)[1][2][3]. Центр государства находился в Семиречье[4].

[править]Расцвет каганата

Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Джегуй-кагана (610—618 годах) и его младшего брата Тон-джабгу-кагана (618—630 годах). Новые походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государства до северо-западнойИндии. Тон-ябгу каган провел административную реформу и назначил своих представителей - тудунов в области для наблюдения и контроля за сбором дани. Предполагают, что он выпускал свои монеты с согдийской надписью - Тун ябгу каган.

При каганах Шегуе (610—618 годах) и Тон-ябгу (618—630 годах) восстановил границы на Алтае, в бассейне реки Тарим и поАмударье. Ставкой западных тюркских каганов стал Суяб. В союзе с Византийским императором Тон-ябгу каган в 626 году начал войну против Сасанидского Ирана. В 626 году тюркские войска штурмом овладели Тифлисом. Однако заключение мирного договора между Византией и Ираном вынудило Тон-ябгу кагана прекратить военные действия. В 630 году Тон-ябгу каган был убит в результате заговора, организованного его дядей Сибир-ханом. Вскоре был убит и он. Начавшаяся в 630 году борьба за престол переросла в затяжную войну.

Каганат представлял единую систему преимущественно кочевого и полукочевого способа ведения кочевого хозяйства и оседло-земледельческого типа хозяйствования. Население и тюркское и согдийское занималось торговлей, ремёслами, землепашеством и скотоводством. Одной из целей набегов тюрков на соседние племена и народы был захват рабов. На завоёванных землях в основном сохранилось их социальное, экономическое и государственное устройство, но наместники кагана трудны, контролировали сбор податей и посылку дани в Каганскую ставку. В Западно-тюркском каганате шёл процесс образования классов и сравнительно быстрого формирования раннефеодальных общественных отношений. Военно-политические ресурсы центральной власти Западно-тюркского каганата оказались недостаточны для удержания народов и племён в повиновении. В каганате происходили непрерывные междоусобицы, частые смены правителей, сопровождавшиеся неизбежным усилением центробежных сил.Падение каганата

Шестнадцатилетняя межплеменная война и династийная междоусобица (640—657 годах) облегчили вторжение в Семиречьекитайских войск династии Тан[4]. Танские губернаторы пытались управлять западно-тюркскими племенами, опираясь на своих ставленников из Каганского рода. Однако не прекращавшаяся борьба тюрков против танской экспансии и их ставленников привела к возвышению тюргешей и установлению в 704 году их политической гегемонии в Семиречье. В VII веке Восточно-тюркский каганат с многочисленными войсками напал на Западно-тюркский каганат и на непродолжительное время подчинил его себе. Вследствие феодальных междоусобиц в середине VIII века Западно-тюркский каганат как государство распался[2][3].

Эту войну вели друг с другом два главных племенных союза Западно-тюркского каганата — Дулу и Нушиби. Не смогла прекратить войну и административная реформа Ышбара Хилаш-кагана в 634—639 годах, разделившего страну на десять «стрел» — племенных территорий. В 658—659 годах основные земли Западно-тюркского каганата были оккупированы китайскими войсками. В 704 году Западно-тюркский каганат освободился от китайской зависимости, однако нападения агрессивных соседей с севера и внутренние противоречия привели каганат к гибели в 704 году. Западно-тюркский каганат сыграл важную роль в консолидации тюркоязычного населения Евразии и способствовал дальнейшему развитию этнических групп, составивших впоследствии основу современных тюркоязычных народов.

[править]Государственное устройство

Этническим ядром Западно-тюркского каганата стали «10 племён», к востоку от Чу выделялись 5 племён — дулу, а к западу от неё 5 племён — нушиби. В исторических источниках Западно-тюркский каганат по другому называют «Он ок будун» (Страна десяти стрел).

 

13.Тюрки в системе международных отношениях в VI в. (тюрко-эфталитские, тюрко-иранские и тюрко-византийские отношения)

Мы знаем, что тюркское государство, созданное Бумин-ханом и Истеми Ябгу, было разделено на восточную и западную части. Ханы обеих частей находились в политических отношениях с китайцами. Мы ограничимся рассказом лишь о тех связях, которые были важными для тюркской истории.

Тюрки и китайцы постоянно соперничали и враждовали между собой за политическое господство в Азии. На Дальнем Востоке превосходство было то у тюрков, то у китайцев. В середине VI века, когда ханы Бумин и Истеми создавали в Центральной Азии великое тюркское государство, Китай потерял политическое единство, и превосходство перешло к тюркам. На территории Китая появилось несколько самостоятельных владений. На западе Китая правила династия Ци. На севере было два государства, которыми владели династии Тоба. Эти государства назывались восточный Вей и западный Вей. Тюрки называли династии Тоба «Табгач» (733). Это были окитаившиеся тюркские роды. Ни один из них не был достаточно сильным, чтобы подчинить себе другой.

Сначала мы поговорим о политических отношениях китайских государей с династией Бумина.

Китайцы всегда строили свои отношения с тюрками на дву х основных предпосылках:

1) стараться сосуществовать в мире с тюркскими правителями, которые были сильными в политическом и военном аспектах;

2) вносить раскол между разными тюркскими группировками, сталкивать их друг с другом и таким образом ослаблять тюрков.

В середине VI века, в период, когда создавалось тюркское государство и даже после его создания, китайцы предпочитали мирные отношения с тюрками. Они проявляли к тюркам уважение. Ранее мы уже говорили об отношениях Бумин-хана с представителями рода Табгач, известного под именем «династия западный Вей». Бумин был женат на дочери одного из правителей рода Табгач и, пользуясь нейтралитетом этого рода, сумел победить «жу-жанов».

Уничтожение государства «жу-жанов» было на руку и китайцам. Коло-хан (552-553), правивший после Бумин-хана, продолжал отношения дружбы с китайцами. В период правления другого сына Бумин-хана, Букана (553-573), правитель из династии «Чу», пришедшей на смену «западному Вей», женился на дочери Букана и также поддерживал с ним добрососедские отношения.

Так же как правитель славного государства Сасанидов, Нуширван считал честью взять себе в жены дочь Истеми-хана, властителя западной части Тюркского государства, также и правитель китайской династии «Чу» надеялся на укрепление своей власти, будучи зятем Букан- хана.

Все крупные властители Азии чувствовали необходимость в опоре на дружбу с тюрками, которая давала гарантии безопасности их правлению. Таким образом, периоды властвования Букан-хана и Истеми-хана были одними из блестящих периодов тюркской истории.

Наследовавший Букан-хану Тапу-хан (573-583) также поддерживал отношения дружбы с китайцами. Очевидно, что при Талу китайцы предпринимали усилия для распространения буддизма среди тюрков. В первые годы (570-576) царствования Талу правитель династии «северный Ци» Вен Кунг велел перевести на тюркский язык одно из значительных произведений буддизма - книгу «Нирвана сутра», для представления ее в дальнейшем Тапу-хану. Кроме того, во дворец Тапу-хана был направлен буддийский монах, который смог убедить хана принять буддизм. Тапу-хан исполнял обряды буддийской религии, возвел в столице памятник Будды и отправил в Китай послов с тем чтобы они доставили оттуда книги по буддизму (734).

Тапу-хан не ограничился тем, что лично принял буддийскую веру. Он предпринял усилия, чтобы склонить к ней тюрков. Однако буддизм не получил распространения среди тюрков области Орхона.

Также нет данных о том, что ханы, правившие после Тапу, были буддистами.

Истеми-хан и Иран

Бумин-хан умер в 552 году (735). После этого в восточной части Тюркского государства сначала правили его сыновья, а затем внуки. Брат Бумина и его постоянный соратник Истеми-хан создал новое государство в Западном Туркестане. Оно простиралось от Китайского Туркестана до бассейна Волги и от казахских степей до границ Ирана. В период, когда Истеми-хан создавал государство в Западном Туркестане, в Иране властвовал представитель династии Сасанидов Нуширван (531— 570). Время Нуш ирвана-один из лучших периодов иранской истории. Но уже при отце Нуширвана, Кобаде, Сасанидское государство стало проявлять признаки упадка. В эту эпоху Иран после мощного культурного подъема переживал события, способствовавшие его регрессу, подобно тому как это происходило в истории всех крупных народов.

Причин политического и культурного регресса в Иране было несколько. Главной из них. была ужасающая несправедливость в распределении богатств страны. Именно поэтому в последние годы правления Кобада Иран потрясли в ыступления сторонников уравнительства. Нуширван смог подавить их. Он провел целый ряд реформ и сумел на время устранить экономический кризис. Однако сил на противостояние внешним врагам у государства не осталось.

У Ирана того периода было два главных врага: на востоке и севере (Туркестан) - белые гунны (тюрки-эфталиты), на западе - Восточная Римская империя. В год восшествия Нуширвана на престол (531) в Западном Туркестане правили эфталиты (736) (белые гунны).

Белые гунны в течение двух веков были соседями и врагами иранцев. Между ним и произошло немало войн, впрочем, были и мирные периоды (737).

Согласно договору, который заключил правитель Ирана Бехрам Гур, граница, разделявшая белых гуннов и иранцев проходила по реке Аму-дарье, как это было с древнейших времен в истории Ирана и Турана (738). Около 484 года хан белых гуннов Аксунвар победил в сражении царя-сасанида Пируза и велел убить его. После этого иранцы стали выплачивать белым гуннам дань (739).

В 494 г. иранский правитель Кобад, принявший сторону радикальной секты маздакитов, был схвачен своими подданными и брошен в темницу. Сумев бежать из нее, он нашел убежище у царя белых гуннов и женился на гуннке (740). Вскоре он с войском белых гуннов вернулся в Иран и вновь занял престол.

Хотя центром государства белых гуннов был Западный Туркестан, Северный Афганистан также подчинялся им. В конце концов белые гунны заняли и часть Северной Индии. В период своего расцвета государство белых гуннов занимало территорию от Карашара в Китайском Туркестане до Каспийского моря и от казахских степей на севере до Газны на юге. На севере Индии несколько областей также были во владении белых гуннов. Их столица меняла свое местонахождение по мере расширения государства. В начале это был один из городов Западного Туркестана. После овладения Северным Афганистаном у белых гуннов было две столицы: Бамиян и Балх. В одно время столицей белых гуннов был город, который иранцы называли Вариджан, а арабы - Эль-Валидже (741).

14-15.Образование каганата Туркешей. (704-756) Западные тюрки тяжело переживали свое подчинение Китаю, который требовал участия своих новых подданных во всех завоевательных походах. Кроме того, невыносимым оказался и налоговый гнет. В среде тюрок была сильна идея независимости и воспоминания о былом могуществе каганата. В 679 г. одновременно вспыхнули два восстания - в Монголии и Жетысу. Но если первое привело к восстановлению Восточно-Тюркского каганата, то второе было жестоко подавлено.

Кровопролитная война между восточными тюрками и китайцами отвлекла силы последних, и в 699 г. Западно-Тюркское государство было восстановлено, однако во главе его встало не племя ашина, атюркеши, поэтому каганат стал именоваться Туркешским.

Туркеши входили в племенной союз дулу и в свою очередь делились на кара- и сары-туркешей. Их вождь Ушлик сверг китайского губернатора и направил в Китай посольство с требованием признать его каганом.

Восточные тюрки также вынуждены были признать существование нового государства, В начале VII в. каган Ушлик переносит свою ставку в г. Суяб и делит всю территорию каганата на 20 областей "тутук". В каждой области насчитывалось до 7 тыс. хозяйств. Большая ставка кагана находилась в Суябе, а малая - в г. Кунгуте долины реки Или.

Походы арабов и распад государства Туркешей. В.705г. вплотную к южным границам туркешей подошли арабские войска, воевавшие с согдийскими государствами. Ушлик заключает союз с Китаем и Согдом и дважды разбивает арабов под Пайкендом и Бухарой. Только разногласия между туркешами и согдийцами позволили арабам отступить и избежать полного разгрома. Сын Ушлика Согэкаган изгнал арабовиз Средней Азии и стал фактически гегемоном в этом регионе. Однако успех этот был недолог.

В 708 г. в Туркешском каганате началась междоусобная война между каганом и его вассалом Кули-Чурн. Кроме того, родной брат.Согэ, Чжен перешел на сторону Восточно-Тюркского кагана и обратился к нему за помощью в борьбе за престол. Восточно-тюркские войска выступили в поход и в 710 году на реке Волочу туркешское войско было разбито. Согэ начал собирать новые войска, но вновь потерпел поражение и попал в плен, а каганат практически развалился.

Поражение туркешей позволило арабам возобновить наступление на Среднюю Азию и в 711 г. взять Самарканд. В 713 г. арабы захватили Ходжент, Фергану и попытались завладеть Ташкентом, а в 715 г. проникнуть в Восточный Туркестан. Однако арабская экспансия вновь была остановлена туркешами, которые в том же 715г. очистили от захватчиков Фергану, а уже в 717 г. талантливый каган Сулук сумел восстановить прежнюю мощь каганата.

Арабы пытались добиться союза с туркешами путем пропаганды ислама, однако эти попытки не имели успеха, и Сулук остался союзником согдийцев. В 724 г. туркеши поддержали восстание в Согде и начали вести там партизанскую войну против арабов. Однако в 737 г. мир с Китаем был нарушен, и Сулуку пришлось вести войну на два фронта. Кроме того, вспыхнула вражда между кара- и сары-туркешами.

В 738 г. вождь сары-туркешей Бага-Тархан убил Сулука и пытался захватить власть. Под его знаменем собрались правители Ферганы и Ташкента, кроме того, поддержку обещали и китайцы. В битве на р. Шу кара-туркеши были разбиты, а столица каганата, город Талас, разрушен. В 740 г. был убит и Бага-Тархан, а главой кара-туркешей стал Кутлуг Бильге.

Пользуясь усобицами туркешей, арабам удалось завершить завоевание Согда, подавить сопротивление Самарканда, Ташкента и Отрара и к 738 г. установить твердую границу с туркешами. Возобновили наступление и китайцы, которые в 748 г. разрушили г. Суяб. Две армии, арабская и китайская, встретились в 751 г. у р. Талас. Ожесточенная битва продолжалась пять дней и закончилась победой арабов. Китайцы были изгнаны из Жетысу, но и арабы были вынуждены отступить из-за постоянных восстаний в покоренном Согде.

В 756 г. война между кара- и сары-туркешами возобновилась и окончательно обескровила каганат. В 759 г. власть в Жетысу перешла к другому тюркскому племени - карлыкам.

Карлуки, (756-940) расселявшиеся на склонах Алтая, входили в состав Западного Каганата и имели правителя с титулом ельтебер. С ослаблением власти кагана карлуки все более стремились к самостоятельности, периодически поднимая восстания и переходя в подданство восточных каганов. После падения Западно-Тюркского каганата карлуки попадают под влияние Китая, их вожди принимают китайские титулы, но относительная самостоятельность сохраняется. С начала VIII в. начинается постепенное переселение карлуков на территорию Жетысу. Именно вмешательство карлукских отрядов позволило арабам победить в Таласской битве в 751 г. После ряда побед над туркешами и восточными тюрками карлукский правитель - джабгу был признан "царем Алтая".

В 758 г. карлуки начали наступление в Жетысу против туркешей. Через семь лет, овладев Суябом, перенесли сюда свою столицу. Туркеши частью подчинились, частью откочевали на восток. Карлукские отряды быстро достигли западных отрогов Тянь-Шаня, очистили от арабов Фергану и среднее течение Сырдарьи. Однако череда побед, обусловленных слабостью противника, сменилась вскоре тяжелыми поражениями.

В 791 г. уйгуры разгромили карлуков и тибетцев у Беш-балыка, а в следующем году карлуки были разбиты арабами в Фергане. В 798 г. уйгурам покорились западные карлуки, а в 812 г. джабгу потерпел полное поражение, и войска уйгур дошли до Ферганы, захватив огромное количество скота и людей. Арабы воспользовались ситуацией и заставили бежать джабгу на Ертис. Карлыки были вынуждены подчиниться уйгурам. Только после поражения Уйгурии в 840 г. карлыкам удалось освободиться. Правитель Испиджаба джабгу Билые-Кюль Кадыр хан принял новый титул каган и объявил о независимости карлуков.

Укрепление карлуков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию Саманидов, правитель Самарканда в 840 г. объявил "священную воину" против тюрков, овладел Испиджабом, который стал центром распространения ислама в Южном Казахстане.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.059 с.)