Рынки несовершенной конкуренции: чистая монополия и монополистическая конкуренция.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынки несовершенной конкуренции: чистая монополия и монополистическая конкуренция.



Рынок монополии: 1. Фирма – единственный производитель и продавец данного товара, охватывает 100 % рынка. Фирма тождественна отрасли. 2. Продукт является уникальным, у покупателя нет альтернатив. 3. Монополия диктует цены. Фирма контролирует весь объём предложения. Монополия устанавливает уровень цены, обеспечивающий специальный доход. 4. Барьеры для вступления в отрасль новых фирм. Чистый монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. реально существуют экономические, юридические барьеры. Эти барьеры высоки и практически блокируют доступ на рынок. В ряде отраслей эффективное пр-во может быть тогда, и только тогда, когда пр-во будет достаточно крупным. Это такие отрасли, где при современном уровне технологй низкие издержки на единицу возможны только при большом объёме пр-ва. Мелкие только что пришедшие фирмы не смогут выжить на таком рынке. Вступление в отрасль может быть ограничено государством путём выдачи лицензии.

Рынок монополистической конкуренции: 1. Большое число мелких фирм (25, 50, 70 и т.д.). Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных черт, характерных для такого рынка: 1) каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, следовательно ограниченным контролем над ценами. 2) Тайный сговор об объёме пр-ва и искусственном повышении цен практически невозможен. 3) Исключает тесную взаимозависимость между ними, поэтому каждая их них проводит независимую экономическую политику. 2. Дифференциация продуктов – фирмы производят разновидности одного продукта, различные по качеству, материалу, дизайну и т.д. Отличаются условия продажи, услуги, оказываемые при продаже, послепродажное обслуживание, наличие кредита. Такой рынок предполагает, что покупатель предпочитает товар определённого вида, сорта, качества, это и есть своего рода монополия в условиях дифференциации продукции. Владельцы фирм располагают продукты вблизи от покупателя. 3. Такой рынок предполагает неценовой характер конкуренции, т.е. на основе качества продукции, товарных знаков, рекламы и т.д. 4. Относительная легкость вступления в отрасль новых фирм. Фирмы небольшие, стартовый капитал невелик. Относительность лёгкости – барьеры всё-таки существуют: более выгодное расположение торговой точки, патенты на свою продукцию.

БИЛЕТ № 8

Экономическая система. Виды экономических систем.

Экономическая система – совокупность всех экономических процессов, которые совершаются в обществе на основе действующих преимуществ, т.е. производственных отношений и организационных форм.Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителем и потребителем благ и услуг. Элементы экономической системы: 1. Социально-эконом производственные отношения, которые сложились на основе форм собственности на эк ресурсы и результаты хозяйственной деятельности. 2.Хозяйственный механизм-способ регулирования эк деятельности на макроуровне. 3. Конкретные эконномические связи между хозяйственными субъектами. Экономическая система имеет трудовые, природные ресурсы, средства производства, науч-технич ресурсы, образовательные. В экономической системе имеется общественное разделение труда и специализация производства.

Виды экономических систем. 1. Рыночная экономика – такая форма организации хохяйства, при которой потребители и производители продукции решают свои экономиеские проблемы посредством рынка. Они сами, в основном без давления извне, принимают решения по проблемам пр-ва и реализации товаров. 2. Командно-административная система – основные экономические проблемы решаются централизованно правительством. Она предполагает: 1) Безраздельное господство госсбственности на ср-ва пр-ва, глобальную монополизацию экономики. Монополизация исключает конкуренцию в пр-ве, не способствует снижению издержек и повышению производительности. 2) Эта система предполагает жесткое централизованное руководство с помощью планирования всеми звеньями экономики, т.е. она исключает самостоятельность ппредприятий. Это исключает инициативу предприятия и поиск более эффективных решений. Эта система порождает низкую эффективность пр-ва, нерациональное использование ресурсов. Приоритет в распределении продукции принадлежит центру. Общественные интересы рассматриваются как главные, личные интересы подчиняются интересам общества, государства. Из этого следует низкий уровень оплаты труда, отсутствие материальной заинтересованности людей в результате труда. 3) Тормозила научно-технический прогресс, т.к. внедрение НТП – риск для предприятия. Не было смысла внедрять новшества, главное – выполнить план. Все недостатки проявлялись в низких темпах экономического роста (в 1980х гг. в СССР – менее 1 % в год). 3. В чистом виде ни рыночная, ни командно-административная экономика не существуют. Современная рыночная экономика является смешанной экономикой. Частная система в смешанной экономике действует через рыночный механизм, оно доминирует, но дополняет её и способствует её развитию госсистема. Она действует через административное регулирование и налоговые стимулы.

Равновесие совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

Основные черты рынка совершенной конкуренции: 1. Основная черта – на рынке существует множество фирм, ни одна из них не занимает значительной доли рынка. 2. Продукция является однородной. Каждая из фирм производит и предлагает стандартизованную продукцию, поэтому при данной цене потребителю безразлично, у кого покупать продукты, т.к. на рынке продукты фрм являются аналогами. Отсутствуют условия для неценовой конкуренции. 3. Отсутствие значительного контроля отдельной фирмы над ценой товара, т.к. здесь каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объёма пр-ва, что это не оказывает влияния на цену. Отдельная фирма находится во власти рынка. 4. Свободное вступление в отрасль и выход из неё любой фирмы. Т.е. любая новая фирма имеет равные возможности производить эту продукцию наряду с существующими (с точки зрения доступа к гослицензиям, цен на ресурсы). 5. Отсутствие на рынке монополии и монопсонии, серьёзного госрегулирования. Валовой доход – это величина продаж фирмы. Он равняется цене того, что фирма производит, умноженной на количество проданных единиц производства. Средний доход – доход на проданную единицу товара. Он равняется цене. Предельный доход – изменение валового дохода разделенное на изменение количества. Т.е., предельный доход – изменение валового дохода, являющееся результатом увеличения на единицу количества продаж. В случае совершенной конкуренции, предельный доход равняется цене и не изменяется при изменении кол-ва. Равновесие на рынке совершенной конкуренции – ситуация, когда предприятие не имеет никаких побудительных мотивов для изменения своего состояния, и любое нарушение равновесия лишь ухудшит ее положение. Равновесие фирмы в условиях, когда она выбирает оптимальный выпуск продукции, достигается, если предельный доход равен предельным издержкам.. В краткосрочном периоде совершенно конкурентная фирма не всегда получает экономическую и нормальную прибыль. Она сможет работать либо с прибылью, либо с убытками, т.к. в краткосрочном периоде невозможно расширить или сократить пр-во.

БИЛЕТ № 9

1.Экономические субъекты и их взаимодействие.

Экономический субъект – это субъект, выполняющий экономические функции. Простые – (чел, дом, фирмы), Комплексные – отрасли эк-ки и гос-во. Домашнее х-во получает доход, предоставляя факторы пр-ва, цель – потребление. Бизнес – цель – максимизация прибыли, увеличение масштабов пр-ва. В процессе их деятельности возникает экономическое явление. Причинно-следственные связи, возникающие между экономическими явлениями в процессе их развития, называются экономическими механизмами. Закон возвышения потребностей – экономические потребности бесконечны и не имеют предела. Потребности личные (первой необходимости и роскоши) и производственные. Форма проявления экономических потребностей – экономические интересы: личные, коллективные, общественные. Экономические стимулы – факторы, усиливающие желание получать экономическую выгоду. Конкуренция – соперничество экономических субъектов за право использования благ. Человек экономический – мах результат при min затратах, он обладает рациональностью (полная и ограниченная) и эгоизмом (сильная, полусильная, слабая).

2. Признаки чистой монополии. Максимизация прибыли.

Монополия ("один продавец"). Признаки чистой монополии: 1. Фирма – единственный производитель и продавец данного товара, охватывает 100 % рынка. Фирма тождественна отрасли. 2. Продукт является уникальным, у покупателя нет альтернатив. 3. Монополия диктует цены. Фирма контролирует весь объём предложения. Монополия устанавливает уровень цены, обеспечивающий специальный доход. 4. Барьеры для вступления в отрасль новых фирм. Чистый монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. реально существуют экономические, юридические барьеры. Эти барьеры высоки и практически блокируют доступ на рынок. В ряде отраслей эффективное пр-во может быть тогда, и только тогда, когда пр-во будет достаточно крупным. Это такие отрасли, где при современном уровне технологй низкие издержки на единицу возможны только при большом объёме пр-ва. Мелкие только что пришедшие фирмы не смогут выжить на таком рынке. Вступление в отрасль может быть ограничено государством путём выдачи лицензии.

Монополист, используя свой монопольное положение, может манипулировать ценой и общим объёмом пр-ва. Поэтому на первый взгляд кажется, что монополия будет устанавливать наивысшую цену, которую она может получить. Монопольная цена – цена, которая устанавливается в целях получения монопольного дохода. Механизм установления монопольной цены в том, что монополии создают зону дефицита, сокращая объём пр-ва, искусственно создают повышенный покупательский спрос и устанавливается наивысшая цена. На практике монополист стремится к максимальной совокупной прибыли – это разница между совокупным доходом и совокупными издержками. Монополист должен также учитывать динамику предельного дохода и предельных издержек. Ценовая дискриминация – фирма для получения дополнительной прибыли продаёт один и тот же товар по разным ценам на разных рынках. Условия, необходимые дя ценовой дискриминации: 1. Покупатель не должен иметь возможности перепродавать купленную продукцию. 2. Продавец должен иметь возможность разделить покупателей на группы, исхода из расчёта эластичности спроса на товар. Для неэластичного спроса – высокая цена, и наоборот. 3. Покупатели имеют разные доходы и готовы платить за один и тот же товар разную цену. За счёт дифференциации цен фирма увеличивает продажи и получает развитие пр-ва и больший доход.

В целом последствия монополизации носят отрицательный характер. 1. Ресурсы общества используются не в полном объёме, часть продукции, необходимой для общества, не производится. 2. Монополия подрывает конкуренцию, исключает возможность сопоставления эффективности пр-ва на разных предприятиях. 3. Монополия не стремится к снижению издержек пр-ва, у неё нет стимула к использованию новейших технических средств. 4. Монополя, завышая цены, усиливает неравенство доходов, снижает жизненный уровень людей.

 

БИЛЕТ № 10

1. Экономические объекты. Экономические блага и ресурсы.

Объектами являются экономические блага. Это средство, которое прямо или косвенно удовлетворяет потребность человека. Выделяют две группы: 1. Экономические – те, которые являются результатом хозяйственной деятельности человека. 2. Свободные или дарованные - блага созданные природой. Экономическое благо обладает полезностью (с его помощью удовлетворяются потребности людей), редкостью (оно производится в ограниченном кол-ве), ресурсоемкостью (использование факторов пр-ва и процесс их создания). С точки зрения вещественного содержания экономические блага делятся на материальные (продукты) и нематериальные (услуги, здоровье, проф мастерство и т.п.). Материальные блага бывают длительного и разового пользования. Услуги делятся на коммуникационные – транспорт, связь; распределительные – торговля, сбыт; деловые – финансовые услуги, страховые, аудита, маркетинга и т.п.; общественные – услуги органов гос власти; социальные – образование, здравоохраниние, культура и т.п.. По назначению экономические блага делятся на потребительские и производственные. По характеру потребления на частные (единица может быть потреблена только одним или обменяться им по наследству) и общественные (производятся для совмествного потребления). Блага делятся на взаимозаменяемые и взаимодополняемые. Все блага делятся на нормальные (с увеличением дохода потребление их растет) и низшие (наоборот).

Ресурсы делятся на природные (земля, леса), трудовые (кол-во трудоспособного населения, которое участвует в создании благ), производственные (капитал), предпринимательские способности (способности к организации и комбинированию факторов пр-ва), информация. Все они редки, нужна экономическая эффективность. Все они взаимодополняют и замещают друг друга. Они мобильны, но степень мобильности разная. Меньше - природные, больше - трудовые.

Кругооборот ресурсов и эк благ : товары и услуги (потребляют) - домохозяйства – эк ресурсы – фирмы / товары и услуги (поставляют) – фирмы.

2. Монополистическая конкуренция и ее признаки.

Рынок монополистической конкуренции: 1. Большое число мелких фирм (25, 50, 70 и т.д.). Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных черт, характерных для такого рынка: 1) каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, следовательно ограниченным контролем над ценами. 2) Тайный сговор об объёме пр-ва и искусственном повышении цен практически невозможен. 3) Исключает тесную взаимозависимость между ними, поэтому каждая их них проводит независимую экономическую политику. 2. Дифференциация продуктов – фирмы производят разновидности одного продукта, различные по качеству, материалу, дизайну и т.д. Отличаются условия продажи, услуги, оказываемые при продаже, послепродажное обслуживание, наличие кредита. Такой рынок предполагает, что покупатель предпочитает товар определённого вида, сорта, качества, это и есть своего рода монополия в условиях дифференциации продукции. Владельцы фирм располагают продукты вблизи от покупателя. 3. Такой рынок предполагает неценовой характер конкуренции, т.е. на основе качества продукции, товарных знаков, рекламы и т.д. 4. Относительная легкость вступления в отрасль новых фирм. Фирмы небольшие, стартовый капитал невелик. Относительность лёгкости – барьеры всё-таки существуют: более выгодное расположение торговой точки, патенты на свою продукцию.

БИЛЕТ № 11



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.012 с.)