Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод экономической теории.

Поиск

БИЛЕТ №1

Предмет и метод экономической теории.

Предмет. Экономическая теория – общественная наука, её предмет связан с производством. Специфика современной ЭТ – предметом анализа является рыночная экономика, в центр исследования ставится проблема эффективности, т.е. как в условиях ограниченных экономических ресурсов добиться максимальной отдачи от затрат; экономические законы, действующие в обществе. В западных странах ЭТ получила название экономикс. Предмет экономикс: (Робинс) – изучение, каким образом делают выбор в распределении редких ресурсов, чтобы производить, обменивать и потреблять товары и услуги для своих неограниченных потребностей. (Макконель и Брю, учебник "Экономикс") –исследование поведения людей в процессе производства, распределение и потребление благ в мире ограниченных ресурсов. Общий вывод: предмет экономической теории - изучение совокупности экономических отношений, существующих в обществе в процессе производства благ.

Методы. Современная экономическая наука под влиянием методологических подходов двух типов: позитивного и нормативного. Нормативный подход опирается на заранее провозглашенные определенные положения, которые определяются политическим, философским и религиозным мировоззрением. Навязывают оценку того или иного факта и то, каким он должен быть. Истинность положений считается бесспорной. Оторван от хозяйственной жизни, не получил широкого признания. Позитивный подход: считается неверной любая теория, основанная на нереальных, не подтвержденных фактами экономический жизни постулатах. Видит факты такими, какие они есть на самом деле. Метод научной абстракции: абстрогирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах от преходящего, временного и выделение в них всего прочного, постоянного. Благодаря этому методу можно понять сущность явлений и законы. Для правильных выводов надо принимать во внимание всю совокупность явлений, т.к. аналих отдельных фактов приведёт к ложным результатам. Учет принципа единства логического и исторического: общество на любой стадии развития представляет целостный организм, все его компоненты находятся в определённой взаимосвязи. Логическая связь показывает в сжатом виде исторический процесс становления данной системы. Элементы экономической системы находятся в постоянном историческом движении.

Функции экономической теории: 1. Познавательная функция – она призвана изучать и объяснять экономические процессы. 2. Практическая функция – экономическая теория является жизненно важной дисциплиной, она имеет практическое значение для бизнеса. 3. Методологическая функция – экономическая теория является теоретическим и методологическим фундаментом целого ряда дисциплин – кредита, маркетинга, менеджемента и т.д. Призвана определять методы, средства и научные инструменты для исследования работ в смежных дисциплинах.

Сущность издержек и прибыль. Экономический и бухгалтерский подход.

Любое пр-во всегда связано с вложением труда, капиталов, природных ресурсов. Стоимость их использования для пр-ва товара составляет издержки пр-ва. Их особенность в том, что все издержки измеряются и сопостовляются на основе наилучшей упущенной возможности использования затрачиваемых ресурсов. Издержки пр-ва – альтернативны. Стоимость пр-ва блага, измеряемая с точки зрения возможности заниматься другими видами деятельности, требующими тех же самых ресурсов – это альтернативная стоимость.

Виды издержек пр-ва. 1. Явные (внешние) – сумма платежей на оплату используемых факторв пр-ва, т.е. зарплата, аренда земли, затраты на основной и оборотный капитал, выплаты банкам за кредит и др. Они отражаются в денежных выплатах со счетов фирм. 2. Неявные (внутренние, вменённые) – затраты ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Они равны платежам, которые могли бы быть получены за использование ресурсов при наилучшем применении у другого производителя. Эти издержки не отражаются в бухгалтерской отчётности. Классификацию издержек также можно выполнить на основе учета мобильности факторов пр-ва: 1. Постоянные издержки (FC) – за относительно короткий срок не могут быть изменены с целью изменения обёма пр-ва. Не зависят от объёма производимой продукции. 2. Переменные издержки (VC) – быстро меняются в зависимости от изменения объёма производства (затраты на сырьё, материалы, энергию, сдельную зарплату). 3. Сумма постоянных и переменных издержек составляет общие (валовые) издержки (TC). 4. Средние издержки (ATC) – частное от деления всех издержек на кол-во произведённых фирмой единиц продукции. Закон убывающей производительности – добавление единиц переменного ресурса к фиксированной величине постоянных ресурсов неизбежно приводит к ситуации, когда каждая последующая произведённая единица начинает добавлять к валовому продукту меньше, чем предыдущая произведённая единица. 5. Предельные издержки (MC) – издержки, ведущие к увеличению выпуска продукции на 1 единицу.

Экономическая прибыль – разность между доходом и всеми издержками. Бухгалтерская прибыль – разность между доходами и явными издержками. Нормальная прибыль – уровень прибыльности, достаточный, чтобы владельцы предприятий считали выгодным продолжать заниматься этим бизнессом. Её величина тяготеет к средней обычной норме прибыльности в данном секторе экономики.

БИЛЕТ №2

Понятие краткосрочного и долгосрочного периода. Издержки фирмы в краткосрочном периоде.

Производственная функция показывает максимальный выпуск продукции, который может произвести фирма при каждом отдельном сочетании факторов пр-ва. Это зависит от временных возможностей фирмы. Краткосрочный период – это период времени, в течение которого объем производственных мощностей отдельной фирмы и число фирм на рынке неизменны. Долгосрочный период – это период времени, достаточный для того, чтобы изменить величину ресурса и число фирм на рынке. Решения в коротком периоде – оперативные, в долгосрочном – концептуальные. Виды издержек: 1. Постоянные издержки (FC) – за относительно короткий срок не могут быть изменены с целью изменения обёма пр-ва. Не зависят от объёма производимой продукции. 2. Переменные издержки (VC) – быстро меняются в зависимости от изменения объёма производства (затраты на сырьё, материалы, энергию, сдельную зарплату). 3. Сумма постоянных и переменных издержек составляет общие (валовые) издержки (TC). 4. Средние издержки (ATC) – частное от деления всех издержек на кол-во произведённых фирмой единиц продукции. 5. Предельные издержки (MC) – издержки, ведущие к увеличению выпуска продукции на 1 единицу.

БИЛЕТ №3

БИЛЕТ № 4

Понятие общего, среднего и предельного продукта.

Производственная функция показывает максимальный выпуск продукции, который может произвести фирма при каждом отдельном сочетании факторов пр-ва. Это зависит от временных возможностей фирмы. Краткосрочный период – это период времени, в течение которого объем производственных мощностей отдельной фирмы и число фирм на рынке неизменны. Долгосрочный период – это период времени, достаточный для того, чтобы изменить величину ресурса и число фирм на рынке. Решения в коротком периоде – оперативные, в долгосрочном – концептуальные. Для упрощения анализа только один из ресурсов переменный, остальные неизменны. Общий продукт (ТР) – кол-во продукции, полученное от использования всего объема ресурса. Средний продукт (АР) – кол-во продукции, полученной от использования единицы фактора (АР=ТР:F). Предельный продукт (МР) – кол-во продукции, полученной от использования дополнительной единицы ресурса (МР= <>TP: <>F). Изменение этих показателей происходит в соответствии с законом убывающей отдачи – по мере увеличения вложения в пр-во какого-либо продукта одного из переменных ресурсов (при неизменности всех остальных) отдача от этого ресурса, начиная с определенного периода, падает.

БИЛЕТ №5

БИЛЕТ № 6

БИЛЕТ № 7

БИЛЕТ № 8

БИЛЕТ № 9

1.Экономические субъекты и их взаимодействие.

Экономический субъект – это субъект, выполняющий экономические функции. Простые – (чел, дом, фирмы), Комплексные – отрасли эк-ки и гос-во. Домашнее х-во получает доход, предоставляя факторы пр-ва, цель – потребление. Бизнес – цель – максимизация прибыли, увеличение масштабов пр-ва. В процессе их деятельности возникает экономическое явление. Причинно-следственные связи, возникающие между экономическими явлениями в процессе их развития, называются экономическими механизмами. Закон возвышения потребностей – экономические потребности бесконечны и не имеют предела. Потребности личные (первой необходимости и роскоши) и производственные. Форма проявления экономических потребностей – экономические интересы: личные, коллективные, общественные. Экономические стимулы – факторы, усиливающие желание получать экономическую выгоду. Конкуренция – соперничество экономических субъектов за право использования благ. Человек экономический – мах результат при min затратах, он обладает рациональностью (полная и ограниченная) и эгоизмом (сильная, полусильная, слабая).

2. Признаки чистой монополии. Максимизация прибыли.

Монополия ("один продавец"). Признаки чистой монополии: 1. Фирма – единственный производитель и продавец данного товара, охватывает 100 % рынка. Фирма тождественна отрасли. 2. Продукт является уникальным, у покупателя нет альтернатив. 3. Монополия диктует цены. Фирма контролирует весь объём предложения. Монополия устанавливает уровень цены, обеспечивающий специальный доход. 4. Барьеры для вступления в отрасль новых фирм. Чистый монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. реально существуют экономические, юридические барьеры. Эти барьеры высоки и практически блокируют доступ на рынок. В ряде отраслей эффективное пр-во может быть тогда, и только тогда, когда пр-во будет достаточно крупным. Это такие отрасли, где при современном уровне технологй низкие издержки на единицу возможны только при большом объёме пр-ва. Мелкие только что пришедшие фирмы не смогут выжить на таком рынке. Вступление в отрасль может быть ограничено государством путём выдачи лицензии.

Монополист, используя свой монопольное положение, может манипулировать ценой и общим объёмом пр-ва. Поэтому на первый взгляд кажется, что монополия будет устанавливать наивысшую цену, которую она может получить. Монопольная цена – цена, которая устанавливается в целях получения монопольного дохода. Механизм установления монопольной цены в том, что монополии создают зону дефицита, сокращая объём пр-ва, искусственно создают повышенный покупательский спрос и устанавливается наивысшая цена. На практике монополист стремится к максимальной совокупной прибыли – это разница между совокупным доходом и совокупными издержками. Монополист должен также учитывать динамику предельного дохода и предельных издержек. Ценовая дискриминация – фирма для получения дополнительной прибыли продаёт один и тот же товар по разным ценам на разных рынках. Условия, необходимые дя ценовой дискриминации: 1. Покупатель не должен иметь возможности перепродавать купленную продукцию. 2. Продавец должен иметь возможность разделить покупателей на группы, исхода из расчёта эластичности спроса на товар. Для неэластичного спроса – высокая цена, и наоборот. 3. Покупатели имеют разные доходы и готовы платить за один и тот же товар разную цену. За счёт дифференциации цен фирма увеличивает продажи и получает развитие пр-ва и больший доход.

В целом последствия монополизации носят отрицательный характер. 1. Ресурсы общества используются не в полном объёме, часть продукции, необходимой для общества, не производится. 2. Монополия подрывает конкуренцию, исключает возможность сопоставления эффективности пр-ва на разных предприятиях. 3. Монополия не стремится к снижению издержек пр-ва, у неё нет стимула к использованию новейших технических средств. 4. Монополя, завышая цены, усиливает неравенство доходов, снижает жизненный уровень людей.

 

БИЛЕТ № 10

1. Экономические объекты. Экономические блага и ресурсы.

Объектами являются экономические блага. Это средство, которое прямо или косвенно удовлетворяет потребность человека. Выделяют две группы: 1. Экономические – те, которые являются результатом хозяйственной деятельности человека. 2. Свободные или дарованные - блага созданные природой. Экономическое благо обладает полезностью (с его помощью удовлетворяются потребности людей), редкостью (оно производится в ограниченном кол-ве), ресурсоемкостью (использование факторов пр-ва и процесс их создания). С точки зрения вещественного содержания экономические блага делятся на материальные (продукты) и нематериальные (услуги, здоровье, проф мастерство и т.п.). Материальные блага бывают длительного и разового пользования. Услуги делятся на коммуникационные – транспорт, связь; распределительные – торговля, сбыт; деловые – финансовые услуги, страховые, аудита, маркетинга и т.п.; общественные – услуги органов гос власти; социальные – образование, здравоохраниние, культура и т.п.. По назначению экономические блага делятся на потребительские и производственные. По характеру потребления на частные (единица может быть потреблена только одним или обменяться им по наследству) и общественные (производятся для совмествного потребления). Блага делятся на взаимозаменяемые и взаимодополняемые. Все блага делятся на нормальные (с увеличением дохода потребление их растет) и низшие (наоборот).

Ресурсы делятся на природные (земля, леса), трудовые (кол-во трудоспособного населения, которое участвует в создании благ), производственные (капитал), предпринимательские способности (способности к организации и комбинированию факторов пр-ва), информация. Все они редки, нужна экономическая эффективность. Все они взаимодополняют и замещают друг друга. Они мобильны, но степень мобильности разная. Меньше - природные, больше - трудовые.

Кругооборот ресурсов и эк благ: товары и услуги (потребляют) - домохозяйства – эк ресурсы – фирмы / товары и услуги (поставляют) – фирмы.

2. Монополистическая конкуренция и ее признаки.

Рынок монополистической конкуренции: 1. Большое число мелких фирм (25, 50, 70 и т.д.). Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных черт, характерных для такого рынка: 1) каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, следовательно ограниченным контролем над ценами. 2) Тайный сговор об объёме пр-ва и искусственном повышении цен практически невозможен. 3) Исключает тесную взаимозависимость между ними, поэтому каждая их них проводит независимую экономическую политику. 2. Дифференциация продуктов – фирмы производят разновидности одного продукта, различные по качеству, материалу, дизайну и т.д. Отличаются условия продажи, услуги, оказываемые при продаже, послепродажное обслуживание, наличие кредита. Такой рынок предполагает, что покупатель предпочитает товар определённого вида, сорта, качества, это и есть своего рода монополия в условиях дифференциации продукции. Владельцы фирм располагают продукты вблизи от покупателя. 3. Такой рынок предполагает неценовой характер конкуренции, т.е. на основе качества продукции, товарных знаков, рекламы и т.д. 4. Относительная легкость вступления в отрасль новых фирм. Фирмы небольшие, стартовый капитал невелик. Относительность лёгкости – барьеры всё-таки существуют: более выгодное расположение торговой точки, патенты на свою продукцию.

БИЛЕТ № 11

БИЛЕТ № 12

Сущность фирмы и ее виды.

Свойства фирмы: 1. Фирма – покупатель факторов производства. Организую производство, она приобретает труд, капитал, оборудование и т.д. 2. Фирма использует приобретённые факторы производства для изготовления благ и выступает в качестве продавца своих товаров и услуг. 3. Стремясь получить максимальную прибыль, фирма принимает самостоятельные решения, связанные с производством.

Виды фирм. Фирмы различаются по форме собственности - частные, государственные и общественные; по размеру – малые, средние и крупные. Малые (в США – до 99 чел., в РФ до 5-100 чел.) и средние предприятия образуются в форме индивидуального предпринимателя или товарищества, крупные – в виде АО.

Малый бизнесс. 1. Малые предприятия – динамично развивающийся сектор экономики, т.к. во многих отраслях минимум издержек достигается при небольших объёмах производства. 2. Низки внутрифирменные издержки, т.е. затраты на подготовку, заключение и реализацию сделок. 3. Динамичны, гибки, способны на быстрое обновление номенклатуры производимых товаров, быстро переворужаются технически. Малый бизнесс – наиболее изменчивый сектор экономики. Формы организации малого бизнесса. 1. Индивидуальное предприятие – самая распространённая и простая форма. Это небольшая фирма, владелец которой одновременно является и её главным служащим. Он и работник, и бухгалтер, и управленец. Фирма является для него основным источником дохода. По всем обязательствам несёт личную ответственность, имущественная ответственность распространяется на всё имущество предпринимателя, в том числе и личное. Формы в РФ – Индивидуальной Трудовой Деятельности (основано на собственной трудовой деятельности) и Индивидуальный Частный Предприниматель (используется труд наёмных работников). 2. Товарищество – деятельность основана на объединении паёв участников предприятия. В зависимости от степени имущественной ответственности различают: полное товарищество (участники отвечают по обязательствам предприятия не только его имуществом, но и своим личным); товарищество с ограниченной ответственностью (участники отвечают по обязательствам предприятия только в пределах пая); смешанные товарищества (включают в себя полных и ограниченных участников).

Крупный бизнесс. Доля крупных компаний в развитых странах относительно невелика (в США – до 20 %), но их производительность до 50 % от общей. Формы организации крупного бизнесса. 1. Акционерное общество – деятельность основана на объединении капиталов его участников. Свидетельство вложения денег в фирму – акция. Она даёт право на получение дивидентов и управление. Такая форма управления даёт возможность привлекать крупные финансовые ресурсы. Это общество является обществом с ограниченной ответственностью, при ликвидации предприятия акционер теряет только вложенную сумму. Выход акционеров не ведёт к остановке производства. Наиболее устойчивая форма. 2. Закрытое акционерное общество – предприятие, капитал которого распределяется среди замкнутого круга лиц, как правило, членов трудового коллектива и учредителей. Эта форма собственности защищена от захвата со стороны скупкой акций. 3. Открытое акционерное общество – акции свободно продаются любому.

Государство в рыночной экономике выступает как предприниматель. Оно занято в отраслях, жизненно важных для безопасности страны и в тех предприятиях, которые должны быть сохранены, хотя мало рентабельны.

 

БИЛЕТ №13

Недостатки. 1. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов. 2. Рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды, т.к. его цель – только получить прибыль. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать ср-ва в пр-во экологически чистых товаров. 3. Рынок не создаёт стимула для пр-ва товаров и услуг общественного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт). 4. Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке, т.к. затраты велики, а эффект весьма неопределён, и может быть получен через значительный промежуток времени. 5. Рынок ориентирован не на производство социально значимых товаров, а на платежеспособный спрос.

Функции гос-ва в рыночной экономике. Госсистема дополняет частную систему и способствует её развитию. Она действует через административное регулирование и налоговые стимулы. 1. Обеспечение экономики нужным количеством денег, т.к. рынок не может регулировать денежное обращение. 2. Контроль сфер общественной жизни, лежащих за пределами действий рыночного механизма – социальной сферы, гос. управление, правопорядок, обороноспособность страны, фундаментальные научные исследования, экология и т.д. 3. Контролировать отлаженность действия рыночного механизма, так называемые "болезни" рынка (монополизм, инфляцию, безработицу). Но вмешательство гос-ва в экономику не должно быть чрезмерным, это приводит к замедлению темпов экономического роста, лишению пр-ва стимулов к совершенствованию и т.д.

БИЛЕТ № 14

БИЛЕТ № 15

БИЛЕТ № 16

БИЛЕТ № 17

Эластичность спроса.

Каждое предприятие, планируя структуру и объём пр-ва, должно чётко себе представлять, от чего зависит спрос на его продукцию. Величина спроса зависит от многих факторов. Предприятию важно знать, как изменится спрос на его продукцию при изменении цен на товары других предприятий. Ответить на эти вопросы можно, зная эластичность. Эластичность – мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Это число, показывающее процентное изменение 1ой переменной в результате изменения другой переменной на 1 %.

Эластичность спроса от цены: насколько изменится в % величина спроса на товар при изменении его цены на 1 %. . В практике могут иметь место различные варианты ценовой эластичности спроса. Эластичный спрос – величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с эластичным спросом. Например, если цена на товар со 100 р. снизилась до 90 р., а спрос увеличился с 10 до 12 единиц, (цена на 10 %, спрос на 20 %), то это эластичный спрос. Неэластичный спрос – величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос неэластичен. Спрос с эластичностью 1 – это ситуация, при которой цена и величина спроса изменяются на одинаковое кол-во процентов.

На практике спрос может изменяться не только в результате изменения цены на этот товар, но и в результате изменения цены на другой товар. Это перекрёстная эластичность – отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному проценту изменения цены некоторого другого товара. Перекрёстная эластичность спроса связана с понятием субститутов и взаимодополняющих товаров. Эластичность предложения.

Каждое предприятие, планируя структуру и объём пр-ва, должно чётко себе представлять, от чего зависит спрос на его продукцию. Величина спроса зависит от многих факторов. Предприятию важно знать, как изменится спрос на его продукцию при изменении цен на товары других предприятий. Ответить на эти вопросы можно, зная эластичность. Эластичность – мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Это число, показывающее процентное изменение 1ой переменной в результате изменения другой переменной на 1 %.

Эластичность предложения по цене – это процентное изменение предложения в результате изменения цены товара на 1 %. Предложение, т.к. оно связано с изменением производственного процесса, медленне адаптируется к изменениям цены, чем спрос. Фактор времени играет важную роль в определении показателя эластичности. Различают 3 временных периода. 1. Краткосрочный – период, когда фирма не может внести изменения в объем пр-ва. Предложение неэластично. 2. Среднесрочный – период, достаточный для расширения или сокращения пр-ва на уже существующих производственных мощностях. 3. Долгосрочный – предполагает расширение или сокращение пр-ва, а также приток новых фирм в эту отрасль всвязи с увеличением спроса. Предложение эластично.

БИЛЕТ № 18

БИЛЕТ № 19

БИЛЕТ №1

Предмет и метод экономической теории.

Предмет. Экономическая теория – общественная наука, её предмет связан с производством. Специфика современной ЭТ – предметом анализа является рыночная экономика, в центр исследования ставится проблема эффективности, т.е. как в условиях ограниченных экономических ресурсов добиться максимальной отдачи от затрат; экономические законы, действующие в обществе. В западных странах ЭТ получила название экономикс. Предмет экономикс: (Робинс) – изучение, каким образом делают выбор в распределении редких ресурсов, чтобы производить, обменивать и потреблять товары и услуги для своих неограниченных потребностей. (Макконель и Брю, учебник "Экономикс") –исследование поведения людей в процессе производства, распределение и потребление благ в мире ограниченных ресурсов. Общий вывод: предмет экономической теории - изучение совокупности экономических отношений, существующих в обществе в процессе производства благ.

Методы. Современная экономическая наука под влиянием методологических подходов двух типов: позитивного и нормативного. Нормативный подход опирается на заранее провозглашенные определенные положения, которые определяются политическим, философским и религиозным мировоззрением. Навязывают оценку того или иного факта и то, каким он должен быть. Истинность положений считается бесспорной. Оторван от хозяйственной жизни, не получил широкого признания. Позитивный подход: считается неверной любая теория, основанная на нереальных, не подтвержденных фактами экономический жизни постулатах. Видит факты такими, какие они есть на самом деле. Метод научной абстракции: абстрогирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах от преходящего, временного и выделение в них всего прочного, постоянного. Благодаря этому методу можно понять сущность явлений и законы. Для правильных выводов надо принимать во внимание всю совокупность явлений, т.к. аналих отдельных фактов приведёт к ложным результатам. Учет принципа единства логического и исторического: общество на любой стадии развития представляет целостный организм, все его компоненты находятся в определённой взаимосвязи. Логическая связь показывает в сжатом виде исторический процесс становления данной системы. Элементы экономической системы находятся в постоянном историческом движении.

Функции экономической теории: 1. Познавательная функция – она призвана изучать и объяснять экономические процессы. 2. Практическая функция – экономическая теория является жизненно важной дисциплиной, она имеет практическое значение для бизнеса. 3. Методологическая функция – экономическая теория является теоретическим и методологическим фундаментом целого ряда дисциплин – кредита, маркетинга, менеджемента и т.д. Призвана определять методы, средства и научные инструменты для исследования работ в смежных дисциплинах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.86 (0.01 с.)