Тема № 1: «Философия-предмет,функции,время возникновения,основной вопрос,основные части,мировоззрение.» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1: «Философия-предмет,функции,время возникновения,основной вопрос,основные части,мировоззрение.»



Вопросы.

1. Философия-предмет,функции,время возникновения,основной вопрос,основные части,мировоззрение.

2. Онтология,бытие,материя,движение,пространство,время,отличия духовного и материального бытия.

3. Диалектика бытия:самоорганизация,системность,детерминизм,статические и динамические законы. Три основных закона диалектики. Неосновные законы диалектики.

4. Философия антропологии:определение человека,отличие человека от других живых существ,человек как социально-биологическое существо,человек как единство души и тела,три версии антропогенеза.

5. Сознание,качесво сознания,самосознание,саморефлексия,сознание и язык(способ выражения), функции языка.

6. Гносеология,теория познания,истина,6 концепций истины,виды истины,критерии истины,неистинное знание-ложь,заблуждение,структура и элементы познания,уровни познания чувств и разума.

7. Философия науки,особенности научных знаний,4 этапа развития науки,два основных уровня научных знаний,научные меиоды познания,отличия науки и ненауки,этапы научного исследования,.

8. Аксеология,цепочка:ценности-потребности-инетресы,ценности,виды ценностей.

9. Социальная философия,общество,этапы развития,структура,глобальные проблемы,новейшая проблема мирового терроризма.

10. Индийская философия(Буддизм,Цзен-Буддизм).

11. Китайская философия (Даосизм,Конфуцианство).

12. Античная философия(школы,Героклит,Пифагор,Сократ,Аристотель,Эпикур).

13. Средневековая философия(Августин Блаженный,Фома Аквинский,патристика и схоластика,номиналисты и реалисты).

14. Философия эпохи возрождения и эпохи просвещения.

15. Новое время(Декарт,Бэкон,Беркли).

16. Немецкая классическая философия(Кант,Шопенгауэр,Ницше,Гегель).

17. Русская философия(Соловьев,Федоров,Бердяев,Ломоносов,Чернышевский,Русские марксисты-Плеханов,Ленин,Троцкий,Бухарин,западники и славянофилы,Русские космисты).

18. Современная западная философия.

Тема № 1: «Философия-предмет,функции,время возникновения,основной вопрос,основные части,мировоззрение.»

1. Философия.

Слово «философия» состоит из двух слов — «филия» и «софия» — что в переводе с греческого означает «любовь» и «мудрость». Философия — это «любовь к мудрости».

Данное словосочетание можно перевернуть, и получится не менее интересно и важно — «мудрость любви». Особенно это значимо для христианства, для русской культуры, где Бог понимается как Любовь, а любовь человеческая — как путь к Богу.

2. Предмет философии.

Предметом любой науки называется круг проблем или сумма событий, которую она изучает. Предмет философии — «океанический», охватывающий всё бытие, то есть всё сущее, всю реально существующую действительность, и место человека в ней.

3. Функции философии: задачи, которые она ставит перед собой.

· мировоззренческая функция абстрактно-теоретическое, понятийное объяснение мира;

· прогностическая функция — построение картины будущего;

· критическая функция стремление подвергать сомнению существующее знание и социокультурные ценности;

· аксиологическая функция — стремление не просто проанализтровать, но и оценить исследуемый объект с точки зрения социальных, нравственных, эстетических, идеологических ценностей;

· социальная функция - стремление объяснять социальное бытие и способствовать его изменению;

Время возникновения философии.

Философия возникает в «осевое время истории» (понятие, введённое в 20 веке немецким экзистенциалистом К. Ясперсом в книге «Смысл и назначение истории») в 7-4 вв. до н. э. одновременно в Древней Греции (Гераклит, Платон, Аристотель), Индии (буддизм, чарвака, индуизм, брахманизм) и Китае (конфуцианство, даосизм).

Примерно в одно время, независимо друг от друга, рождаются перекликающиеся философские и религиозно-философские учения. Сходство можно объяснить общеродовой природой человека (отсюда, соотносимость восприятия и осмысления реальности); одновременность — происхождением и расселением человечества из единой прародины, что обусловило сопоставимость прохождения им этапов взросления и достижения зрелости (выражением чего и являются развёрнутые сложные философско-религиозные воззрения о мире).

5. Основной вопрос философии.

Основной вопрос философии (этимологически) — лежащий в основании ответов на главные вопросы, то есть, задающий угол зрения, точку отсчёта во взгляде на мироздание. Основным — является вопрос о соотношении материи и сознания. Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую (что первично: материя или сознание?) и гносеологическую(познаваем ли мир, иными словами, может ли сознание познать себя и материю?).

Первая сторона. Те мыслители, которые считают, что материя первична, называются материалисты (Демокрит, М.В. Ломоносов, Л. Фейербах). В отличие от классического материализма, не отрицающего наличие духовного, сознания, существует ещё вульгарный материализм (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт), считающий, что мир — только материален («Как печень выделяет желчь, так мозг выделяет мысль»(К. Фогт). Те, кто считает, что первично сознание — идеалисты. Различаютсяобъективныеи субъективныеидеалисты. Первые (Платон, Г. Гегель, В. Соловьёв) считают, что до человека, вне и независимо от него существует вечное духовное первоначало мира (Мировой Дух, Мировой Разум, Бог), созидающее человека и весь материальный мир. Вторые (Д. Юм, Дж. Беркли, Й. Фихте) — полагают, что мир — лишь проекция человеческих представлений о нём («Мир — комплекс моих ощущений»(Дж. Беркли).Материалисты и идеалисты, признающие первоосновой мира то или иное единое начало, называютсямонисты.Мыслители, считающие, что у мира — два первоначала (одновременно, и материя, и дух) —дуалисты (Аристотель, Р. Декарт, И. Кант).Мыслители, считающие, что у мира множество первоначал —плюралисты (Эмпедокл).

Вторая сторона. Те маслители, которые считают, что мир непознаваем, называются агностики (софисты (Протагор), скептики, субъективные идеалисты, И. Кант (познаваемо лишь явление, но не сущность), их доводы: мир бесконечен, непрерывно меняется, воспринимается лишь субъективно. Занимающие противоположную им позицию исследователи, считают что мир познаваем, доказательством чему — наука и применение её открытий на практике, и вообще, способность человека (и не только) выживать в мире, то есть верно ориентироваться в нём, распознавая, например, опасности, и избегая их.

Кто придумал философию.

Слово «философ» предложил древнегреческий мыслитель Пифагор (6 век до н.э.). А как же до того называли мыслителей? Их называли мудрецами. Почему же Пифагору не понравилось слово «мудрец»? Это слово значит, что человек знает всё. А знать всё (учитывая неимоверную сложность и безграничность мира) — невозможно. Поэтому, правильнее говорить не «мудрец», а «стремящийся к мудрости», «любящий мудрость».

Кто считается первым философом.

Традиционно первым философом считается Фалес (6 век до н.э.), входящий в самую раннюю — Милетскую — философскую школу Древней Греции. Именно он, отвечая на вопрос о первоначале мира (архе), из всех земных стихий выбрал Воду, в которой рождается всё живое, из которой всё живое состоит, и без которой жизнь невозможна

Почему и зачем зарождается философия.

Философия появляется всилу того, что человек — существо любознательно-взыскующее, наделённое неистребимой, неутолимой жаждой познания всего и вся.

Философия возникает для того, чтобы раздвинуть пределы неизвестного, несущего в себе тайну, тревогу, трепет и страх, то есть, чтобы сделать пребывание человека в мире более понятным, предсказуемым, комфортным Человек есть Вопрос, Философия есть Ответ.Человек рождает философию, чтобы философия родила человека.

Мировоззрение.

Мировоззрение — система обобщенных взглядов на мир (картина мира) и место человека в нем.

Типы мировоззрения:

· житейское(обыденное) — здравый смысл, традиционные взгляды о мире и человеке;

· религиозное — признание сверхъестественного мирового начала;

· философское — обобщение опыта духовного и практического освоения мира.

Структура мировоззрения:

· мироощущение – чувственное восприятие окружающего мира;

· мировосприятие – опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное);

· миропонимание – познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.

Формы мировоззрения:

· мифологическое (mythos – сказание) – первая синкретическая полуфантастическая попытка объяснения мироустройства;

· религиозное – вера в сверхъестественные силы;. У нее следующие функции:

· научное

· художественное

· философское

Мировоззренческие вопросы:

· «о сущем» (что значить существовать и быть действительным или реальным);

· «о должном» (что обладает высшей ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает или является «антиценностью»; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);

· «о реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).

Черты философского мировоззрения:

· концептуальная обоснованность;

· систематичность;

· универсальность;

· критичность.

 

Духовное бытие.

Духовное бытие рассматривается как некое единое первоначало универсума, выступающее в роли творческой, преобразующей стихии жизни и представляющее собой высшую силу, определяющую бытие мироздания. В данном случае духовное воплощает собой творческую энергию бытия, привносящую в мир гармонию и упорядоченность. В рамках данной концепции дух не имеет отношения к бытию личности, он внеличностен, надындивидуален, хотя вместе с тем находит свое выражение в индивидуальном бытии человека. В философии субъективного идеализма духовное бытие истолковывают как нечто идеальное, зависимое от человеческого сознания, порожденное им.

Бытие духовное (идеальное) разделяется на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

 

Самоорганизация.

Саморганизация — самопроизвольное возникновение из хаоса упорядоченных структур, в результате действия антиэнтропийных сил. Проблему самоорганизации бытия исследует синергетика (от греческого синергиа — содействие, сотрудничество)(Г. Хакен, И. Пригожин).

Системность.

Система — отграниченное множество (комплекс) взаимодействующих элементов (Л. Берталанфи). Системность — неотъемлимое свойство бытия, его атрибут, фиксирующий преобладание в мире организованности над хаотичностью.

Элемент — неразложимая структурная единица системы, без которой она не существует. Структура — совокупность устойчивых отношений и связей между элементами (общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития). Структурность — внутренняя расчлененность бытия. Система — единство элементов и структуры.

Типы систем:

· суммативные (внутренние связи между элементами — слабые, почти равные внешним);

· целостные (внутренние связи между элементами сильнее, чем внешние);

· механические (движимые внешними причинами);

· органические (части подчинены целому, движимы внутренними причинами, способны к саморазвитию).

Детерминизм.

Детерминизм — учение о всеобщей причинной обусловленности бытия, вызванной всеобщей взаимосвязью и развитием.

Индетерминизм — отрицание всеобщей причинной обусловленности бытия, присущей лишь нашему восприятию мира, но не самому миру (Д. Юм, И. Кант).

Закон (в отличие от случайности) — существенная, повторяющаяся, долговременная взаимосвязь.

Статистические и динамические законы — формы проявления закономерной связи между предшествующими и последующими состояниями систем.

Динамический закон — форма причинной связи, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, в силу чего знание начальных условий дает возможность точно предсказать дальнейшее развитие системы. Динамический закон действует во всех автономных, мало зависящих от внешних воздействий системах с относительно небольшим числом элементов (напр., характер движения планет в Солнечной системе).

Статистический закон — форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет все ее последующие состояния не однозначно, а лишь с определенной вероятностью. Статистический закон действует во всех неавтономных, зависящих от постоянно меняющихся внешних условий системах с очень большим количеством элементов.

Различие между статистическим и динамическим законами относительно, т. к. бытие неисчерпаемо, состоит из бесчисленного множества элементов, обладающих многообразием связей, меняющихся с течением времени. Всякий достаточно сложный процесс развития подчиняется статистическим законам, тогда как динамический закон является лишь приближенным выражением отдельных этапов этого процесса.

Тема № 4 «Философия антропологии: определение человека, отличие человека от других живых существ, человек как социально-биологическое существо, человек как единство души и тела, три версии антропогенеза.»

Антропология — учение о человеке.

Философская антропология отвечает на вопрос о сущности человека, его происхождении, будущем, смысле жизни. Центральный вопрос философии, по И. Канту: «Что есть человек?»

Что есть человек?

Человек есть животное (ничего обидного, это просто значит — живое существо), то есть, биологическое существо. Сходство с животными — и внешнее (с гоминидами), и внутреннее (геном человека на 96-98% - такой же, как у мыши и свиньи).

· Человек есть особое животное, социально-биологическое существо.

А вот как понимать социальное в человеке, большой вопрос. Четыре самые важные трактовки: человек — существо разумное (Р. Декарт: «мыслю, следовательно существую»), общественное (Аристотель: «человек — общественное животное»), нравственное (В. Соловьёв: «стыжусь, следовательно существую»), преобразующее мир (Н. Бердяев: «творю, следовательно существую»).

· Человек — единство души (сверхматериального) и тела (материального). Душа — нематериальная внутренняя жизнь человека, совокупность чувств, его нравственное чувствилище. По Аристотелю, душа — это «скульптор», а тело — «материал». Именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком (Сократ: «человек есть душа»).

Нормальный человек, по Канту, "никогда не свободен от вины", которая составляет основу морали. Человек, который всегда прав и у которого всегда спокойная совесть, - такой человек, по Канту, не может быть моральным.

· Человек — существо развивающееся.

Человек — биологически слаб, у него нет ни острых клыков и когтей, ни мощной физической силы. Биологически он проигрывает крупным млекопитающим. Человек — «биологически ущербен», поэтому он не может быть результатом естественного отбора (А. Гелен). Но именно слабость становится источником силы. Биологическая слабость компенсируется социальной силой.Человек — единственное на земле существо, способное не только к биологической, но и к социальной, духовной эволюции. Человек не завершён биологически («человек — недоношенное животное» (Ф. Ницше). Главный недостаток человека — близость к обезьяне, главное достоинство — способность развиваться (человек — пластичен, как никто, он — самый большой трансформер). Человек — единственное существо, которому дана возможность достроить себя самому

Когда возник человек?

Рождение человека происходит одновременно с рождением общества. Поэтому данный период называется антропосоциогенез. Он начинается 20 – 14 млн лет назад (рамапитек),

Завершается 200 – 150 тыс. лет назад с появлением Homosapiens («человека разумного»), и Homosapienssapiens (кроманьонского человека (50 – 40 тыс. лет назад).

Как возник человек?

· Эволюционная теория

Человек возник в результате эволюции жизни путём естественного отбора. Доказательства: наличие переходных состояний между обезьяной и человеком (австралопитек, неандерталец, питекантроп). Механизм перехода: мутации, обусловившие скачок от обезьяны к человеку, объясняют климатическими катаклизмами (наступление ледников, «тепловой стресс») (Дж. Нейман), сменой магнитных полюсов Земли (Г. Матюшин), вспышками активности Солнца (А. Чижевский) воздействием радиации (Бьюси, Клювер), трудовой деятельностью (Ф. Энгельс).

Контрдоводы: проблема недостающего звена (не все переходные состояния между обезьяной и человеком выявлены; однако, переход (поТейяр де Шардену) мог осуществиться внутри и потому не оставил заметных следов), невозможно объяснить, откуда у человека появились те качества, которых нет у обезьян (абстрактное мышление, чувства красоты, справедливости, духовной любви).

· Внеземная

Разумная жизнь — результат космических палеовизитов внеземных развитых цивилизаций. Доказательства: загадочные рисунки (рисунки в пустыне Насха), находки (древнейшие карты звёздного неба, мегалиты), мифы (о «богах-астронавтах»), неполная раскрытость потенциала мозга человека (Н. Бехтерева).Механизм: палеоконтакт (И. Лисевич, К. Саган), направленнаяпасспермия (Ф. Крик), «космические прививки» (В. Яворский). Контрдоводы: существование внеземной жизни не доказано; в прошлом на Земле, возможно, существовала высокоразвитая цивилизация (Атлантида?), и таинственные находки являются её «осколками».

· Религиозная

Человек сотворён Богом. Доказательства: прежде всего, это предмет веры; у человека есть ряд качеств, которых нет в природе, и которые есть только у Бога (свобода выбора, нравственность, творчество, стремление познать всё, чувство красоты); «метафизическая тоска» (порывы к вечному, абсолютному, совершенному); соединить несоединимое в человеке (душу и тело, атомы углерода и стыд) по силам только Богу.Механизм: таинство. Контрдоводы: человек слишком биологичен, материален, несовершенен, «заземлён».

Зачем возник человек?

Вселенная рождает человека, наделяя его способностью познавать и действовать, чтобы он нашёл возможности для сохранения, спасения Вселенной.

Бог создаёт человека для благоустройства мира (Аристотель).

Мировой дух создаёт человека, чтобы «посмотреть в его сознание, как в зеркало, и увидеть в нём самого себя» (Г. Гегель).

Бог создаёт человека для богосотворчества, превращающего его в богочеловека (В. Соловьёв, Н. Бердяев).

«Жить надо ради того, ради чего ты готов умереть» (И. Ильин). То есть, ради близких, ради Бога, ради Родины, ради любимого дела... Пик жизни человека. Любовь... понимаемая как синоним жизни («люблю — значит, живу»). Если я не люблю, то доказать что я живу невозможно. Любовь — максимальное напряжение и выражение человеческой индивидуальности («скажи, кого ты любишь, и я скажу, кто ты»). Любовь (в противоположность ненависти и эгоизму) соединяет человека с человеком, Богом, природой, родиной, делом, самим собою. Самое короткое определение любви — библейское «и стали два одним», кем, новым человеком, «единством множественности»

Особенности научного знания

(критерии научности,отличающие его от обыденного, религиозного, эстетического знания):

 

· обнаружение объективных законов действительности;

· прогнозирование(научное предвидение) дальнейшего познания и преобразования действительности

· системность,взаимосвязанность знаний, образующих определенное единство;

· постоянная методологическая рефлексия (осознание методов, с помощью которых исследуются данные объекты);

· получение знаний, обладающих объективной значимостью (то есть, непредвзятых);

· логическая доказательность(последовательность, аргументированность);

· опытная обоснованность.

В своем развитии она проходит четыре этапа:

· романтический — наука перестает быть любительским занятием и становится профессией; возникает опытное эмпирическое естествознание, внутри науки формируются отдельные дисциплины;

· классический (XVII - XIX вв.) — стремление исключить всё, что относится к субъекту, средствам его деятельности, господствует объективный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения;

· неклассический (первая полов. ХХ в.) отвергает объективизм, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора;

· постнеклассический (вторая половина ХХ в.) учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с его ценностно-целевыми структурами.

Два основных уровня научного знания:

· эмпирический — получение и описание фактов, живое созерцание, рациональный момент здесь имеет подчиненное значение, используются сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ;

· теоретический — создание идеальных моделей, разработка теорий с помощью математической и логической обработки эмпирического материала, преобладание рационального.

 

 

Основных группы научных методов:

· общенаучные(модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент)

· частнонаучные, применяемые в определенной отрасли науки.

· философские

 

Из философских методов наиболее древними являются диалектический и метафизический.

Диалектический метод исходит из того, что если в объективном мире происходит постоянное развитие, возникновение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях.

В противоположность диалектическому, метафизический метод исходит из возможности «вырвать» явление их непрерывной живой процессуальности и взаимосвязанности («остановить мгновение»), чтобы пристальнее всмотреться в него.

 

Общенаучные методы:

· анализ – реальное или мысленное разделение предмета на составные части, переход от простого представления о предмете к сложному;

· синтез– соединение различных предметов или их сторон в единую общность на основании существенного общего признака, (составление родов, видов, классификаций, систематизаций);

· абстрагирование — отвлечение от второстепенных свойств для концентрации внимания на главном, углубление познания предмета за счёт упрощения представления о нём;

· идеализация— конструирование объекта, не существующего в действительности, чтобы её оценить и задать направление для совершенствования;

· моделирование— создание искусственного аналога (копии) действительности, исследование его, перенесение полученных результатов на оригинал;

· индукция— движение познания от единичного, частного (опыта, фактов) к общему, обобщённому представлению;

· дедукция – движение познания от общего к частному, единичному;

· аналогия — перенесение свойств одного явления на другое на основании существенного сходства между ними.

Глобальные проблемы

(возникновение — вт. пол. 20 века)

 

Во – первых, научно - технический прогресс значительно ускорил социально – экономические процессы во всем мире. Именно в ХХ веке научных и технических открытий было сделано больше, чем за всю предшествующую человеческую историю Во – вторых, могущество человека, вооруженного современной техникой, выросло до такой степени, что способно нанести непоправимый ущерб природе.

В – третьих, в ХХ в. стремительный рост населения («демографический взрыв») – с 2 млрд. человек в начале столетия до 6 млрд. в его конце; это усилило давление на природу и до предела обострило проблемы экологии и обеспечения человечества необходимыми средствами существования (качественная питьевая вода, продовольствие, энергоресурсы и т.п.), В – четвертых, над человечеством со второй половины ХХ навис дамоклов меч ядерной катастрофы. Социально – политические глобальные проблемы относятся к взаимодействиям между государствами (проблема мира и разоружения, мирового социального и экономического развития, преодоление разрыва в уровнях экономического развития и др.). К рассматриваемой группе глобальных проблем относится и проблема международного терроризма - редкий день обходится без сообщений СМИ о террористических актах. Социально – экологические глобальные проблемы, возникшие в результате стихийного, зачастую хищнического использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов – продовольствия, промышленного сырья, водных запасов, источников энергии. Социально – экономические глобальные проблемы связаны с отношениями человека и общества (проблемы научно- технического прогресса, образования и культуры, роста народонаселения и здравоохранения, биосоциальной адаптации человека и его будущего).

Решение глобальных проблем предполагает определенную стратегию мирового сообщества, несущую с собой изменения господствующего количественного настроя современной цивилизации, что в первую очередь требует радикального пересмотра отношения человека к окружающей реальности, изменения социальных институтов и сознания отдельного человека.

 

 

 

 

 

 

Вопросы.

1. Философия-предмет,функции,время возникновения,основной вопрос,основные части,мировоззрение.

2. Онтология,бытие,материя,движение,пространство,время,отличия духовного и материального бытия.

3. Диалектика бытия:самоорганизация,системность,детерминизм,статические и динамические законы. Три основных закона диалектики. Неосновные законы диалектики.

4. Философия антропологии:определение человека,отличие человека от других живых существ,человек как социально-биологическое существо,человек как единство души и тела,три версии антропогенеза.

5. Сознание,качесво сознания,самосознание,саморефлексия,сознание и язык(способ выражения), функции языка.

6. Гносеология,теория познания,истина,6 концепций истины,виды истины,критерии истины,неистинное знание-ложь,заблуждение,структура и элементы познания,уровни познания чувств и разума.

7. Философия науки,особенности научных знаний,4 этапа развития науки,два основных уровня научных знаний,научные меиоды познания,отличия науки и ненауки,этапы научного исследования,.

8. Аксеология,цепочка:ценности-потребности-инетресы,ценности,виды ценностей.

9. Социальная философия,общество,этапы развития,структура,глобальные проблемы,новейшая проблема мирового терроризма.

10. Индийская философия(Буддизм,Цзен-Буддизм).

11. Китайская философия (Даосизм,Конфуцианство).

12. Античная философия(школы,Героклит,Пифагор,Сократ,Аристотель,Эпикур).

13. Средневековая философия(Августин Блаженный,Фома Аквинский,патристика и схоластика,номиналисты и реалисты).

14. Философия эпохи возрождения и эпохи просвещения.

15. Новое время(Декарт,Бэкон,Беркли).

16. Немецкая классическая философия(Кант,Шопенгауэр,Ницше,Гегель).

17. Русская философия(Соловьев,Федоров,Бердяев,Ломоносов,Чернышевский,Русские марксисты-Плеханов,Ленин,Троцкий,Бухарин,западники и славянофилы,Русские космисты).

18. Современная западная философия.

Тема № 1: «Философия-предмет,функции,время возникновения,основной вопрос,основные части,мировоззрение.»

1. Философия.

Слово «философия» состоит из двух слов — «филия» и «софия» — что в переводе с греческого означает «любовь» и «мудрость». Философия — это «любовь к мудрости».

Данное словосочетание можно перевернуть, и получится не менее интересно и важно — «мудрость любви». Особенно это значимо для христианства, для русской культуры, где Бог понимается как Любовь, а любовь человеческая — как путь к Богу.

2. Предмет философии.

Предметом любой науки называется круг проблем или сумма событий, которую она изучает. Предмет философии — «океанический», охватывающий всё бытие, то есть всё сущее, всю реально существующую действительность, и место человека в ней.

3. Функции философии: задачи, которые она ставит перед собой.

· мировоззренческая функция абстрактно-теоретическое, понятийное объяснение мира;

· прогностическая функция — построение картины будущего;

· критическая функция стремление подвергать сомнению существующее знание и социокультурные ценности;

· аксиологическая функция — стремление не просто проанализтровать, но и оценить исследуемый объект с точки зрения социальных, нравственных, эстетических, идеологических ценностей;

· социальная функция - стремление объяснять социальное бытие и способствовать его изменению;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.109 с.)