Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Когда человек «увидел» себя? ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Переход от изучения природы, космоса к изучению самого себя («антропологическая революция») совершают в 5-4 веках до н.э. Сократ («познай себя, чтобы стать счастливым») и Протагор («человек есть мера всех вещей»). Тем самым, формируется антропоцентричная картина мира. Свобода (внешняя и внутренняя) — условие самораскрытия человека. Свобода — отсутствие внутреннего и внешнего принуждения, к каким-либо действиям или поведению, возможность мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями. Свобода всегда ограничена необходимостью (внешним принуждением, поэтому она — «осознанная необходимость» (Б. Спиноза); и ответственностью (внутренними ограничениями) (поэтому «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека»). Две крайности: фатализм (от человека ничего не зависит) и волюнтаризм («что хочу, то ворочу»). Внешняя свобода для современного человека, чаще — уже данность; внутренняя свобода (индивидуального, творческого, конструктивного самораскрытия), для многих — ещё перспективная цель. Тема №5: «Сознание, качество сознания, самосознание, саморефлексия, сознание и язык(способ выражения), функции языка.» Сознание — свойственная человеку способность отражения, идеального воспроизведения, продуцирования и преображения действительности, субъективный образ объективного мира. Важнейшие качества сознания: · идеальность — составляющиеся сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых в нём предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли; · интенциональность - выражает направленность сознания на какой-либо предмет, сознание есть всегда «сознание о…» внешнем и внутреннем бытие (самосознание); · инструментальность — оперирование познавательными средствами (образы, понятия, знаки, символы, метафоры, методы); · активность — избирательность и целенаправленность, выделение главного, продуцирование новых идей; · системность — взаимосвязь мыслительных процессов (ощущений, восприятий, представлений, воспоминаний, фантазий, воображения, интуиции, психических переживаний); · эпистемичность — выражение в сознании внутреннего мира человека (его сомнения, веры, убеждения, уверенности).
Сознания нет без самосознания. В акте самосознания сознание само себя знает, проясняет свое содержание и структуру. Язык – система знаков, с помощью которой люди общаются, осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию, управляют поведением друг друга. Функции языка: · номинативная (способность языка обозначать и представлять мир вещей и предметов), · познавательная (участие в процессе познания), коммуникативная (участие в процессе общения людей). Тема №6: «Гносеология, теория познания,истина,6 концепций истины, виды истины, критерии истины, неистинное знание-ложь, заблуждение, структура и элементы познания, уровни познания чувств и разума.» Гносеология – теория познания. Познание — деятельность по обретению знаний, постижению истины. Истина - точное и достоверное отображение реальности в знании.
Существует несколько концепций истины:
· Корреспондентская или классическая концепция трактует истину как соответствие знания своему объекту. · Когерентная (согласованная)концепция усматривает критерий истинности нового знания в его логической согласованности с уже известным, надежно доказанным знанием или с более общей, охватывающей системой знания. · Конвенциональная концепция предлагает оценивать знание как истинное, если оно разделяется большинством людей или является результатом соглашения (конвенции) ученых. · Прагматическая концепция рассматривает знание как истинное, если оно полезно, выгодно субъекту, имеет благие последствия для человеческой жизни, может успешно применяться на практике, приводит к успеху. · Экзистенциалистская концепция трактует истину как «правду, которая у каждого своя». Единой, общей, объективной истины не существует. Истина понимается как индивидуальное и необъективируемое явление, не разделяющее объект и субъект познания. Поэтому за истину можно умереть. «Моя» истина никому другому пригодиться не может, бытие открывает каждому свой собственный смысл. · Постмодернистская концепция исходит из множественности несоизмеримых между собой, «размытых» человеческих истин. О природе истины ничего нельзя сказать с определенностью, общих истин, абсолютной истины не существует. Мы не знаем, какая истина, а знаем лишь, как нам её описывают.
Виды истины: · Абсолютная – полное, всестороннее, исчерпывающее знание об объекте. · Относительная – неполное, неточное, приблизительное знание. Конкретная — знание, верное лишь для определённого явления в определённых обстоятельствах. · Абстрактная — обобщённое, отвлечённое от конкретной реальности знание. · Объективная — знание, независимое от субъективного мнения человека. · Субъективная — знание, которое человек считает верным.
Критерии истины: · логичность, непротиворечивость · соответствие уже прошедшим проверку знаниям · эксперимент · «научные знания — те, которые можно опровергнуть» (Поппер) · время («время покажет») · красота(«некрасиво поступил», «некрасиво сказал») · душа (что «греет душу») · практика(шире, жизнь, которая «покажет», «научит», «рассудит», всё расставит по своим местам») Заблуждение – непреднамеренное искаженное представление об объекте. Ложь — сознательное, преднамеренное искажение истины.
Составляющие процесса познания: · субъект — носитель познавательного действия, · объект — совокупность событий или проблем, на которые направлено познание, · предмет — грань объекта, на исследование которой непосредственно направлена деятельность субъекта, · средства — познавательные методы.
Формы познания:
· обыденно-практическое — элементарные сведения о природе, людях, условиях их жизни, общении, социальных связях. В основе его — опыт повседневной жизни, здравый смысл, верования, приметы, традиции, предания, предчувствия. · мифологическое — фантастическо-художественное отражение реальности, в котором вырабатывались определенные знания о природе, космосе, самих людях. · художественно-образное(искусство) Художественно осваивая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его - в том числе и по законам красоты. · религиозное · философское
Уровни познания:
· Чувственное познание осуществляется посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильности. Его основные формы: ощущение, восприятие и представление. · Ощущение — отражение отдельных свойств, сторон предметов. · Восприятие – это целостное отражение предметов в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. · Представление– образ ранее воспринятого предмета (в данный момент непосредственно не воспринимаемый), а также образ созданный продуктивным воображением.
· Рациональное познание (мышление) – целенаправленное логическое, обобщающее чувственное познание, творческое отражение реальности, её существенных связей. · Уровни мышления – рассудок (познает все относительное, земное и конечное), разум (открывает абсолютное, божественное и бесконечное). · Формы мышления: понятия, суждения, и умозаключения. · Понятие отражает в обобщенной форме предметы действительности (их признаки, свойства, взаимосвязи). Предельно общие понятия называются категориями(бытие, человек, развитие, свобода). · Суждение выражает оценочное отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и сопряжено обычно с психологическим состоянием сомнения, знания, убежденности или веры. · Умозаключение связывает в ряд посылок и следствий мысли различного содержания. Подходы, отрицающие познание:
· Агностицизм(от греч. agnostos – недоступный познанию), утверждение о невозможности познания мира, выявления его закономерностей (так как мир бесконечен, изменчив, а его постижение субъективно). · Скептицизм — сомнение в достоверности знания. · Нигилизм – полное отрицание истинности и ценности познания.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.008 с.) |