Когда человек «увидел» себя? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когда человек «увидел» себя?



Переход от изучения природы, космоса к изучению самого себя («антропологическая революция») совершают в 5-4 веках до н.э. Сократ («познай себя, чтобы стать счастливым») и Протагор («человек есть мера всех вещей»). Тем самым, формируется антропоцентричная картина мира. Свобода (внешняя и внутренняя) — условие самораскрытия человека. Свобода — отсутствие внутреннего и внешнего принуждения, к каким-либо действиям или поведению, возможность мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями. Свобода всегда ограничена необходимостью (внешним принуждением, поэтому она — «осознанная необходимость» (Б. Спиноза); и ответственностью (внутренними ограничениями) (поэтому «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека»). Две крайности: фатализм (от человека ничего не зависит) и волюнтаризм («что хочу, то ворочу»). Внешняя свобода для современного человека, чаще — уже данность; внутренняя свобода (индивидуального, творческого, конструктивного самораскрытия), для многих — ещё перспективная цель.

Тема №5: «Сознание, качество сознания, самосознание, саморефлексия, сознание и язык(способ выражения), функции языка.»

Сознание — свойственная человеку способность отражения, идеального воспроизведения, продуцирования и преображения действительности, субъективный образ объективного мира. Важнейшие качества сознания:

· идеальность — составляющиеся сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых в нём предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли;

· интенциональность - выражает направленность сознания на какой-либо предмет, сознание есть всегда «сознание о…» внешнем и внутреннем бытие (самосознание);

· инструментальность — оперирование познавательными средствами (образы, понятия, знаки, символы, метафоры, методы);

· активность — избирательность и целенаправленность, выделение главного, продуцирование новых идей;

· системность — взаимосвязь мыслительных процессов (ощущений, восприятий, представлений, воспоминаний, фантазий, воображения, интуиции, психических переживаний);

· эпистемичность — выражение в сознании внутреннего мира человека (его сомнения, веры, убеждения, уверенности).

Сознания нет без самосознания. В акте самосознания сознание само себя знает, проясняет свое содержание и структуру.

Язык – система знаков, с помощью которой люди общаются, осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию, управляют поведением друг друга.

Функции языка:

· номинативная (способность языка обозначать и представлять мир вещей и предметов),

· познавательная (участие в процессе познания), коммуникативная (участие в процессе общения людей).

Тема №6: «Гносеология, теория познания,истина,6 концепций истины, виды истины, критерии истины, неистинное знание-ложь, заблуждение, структура и элементы познания, уровни познания чувств и разума.»

Гносеология – теория познания.

Познание — деятельность по обретению знаний, постижению истины. Истина - точное и достоверное отображение реальности в знании.

 

Существует несколько концепций истины:

 

· Корреспондентская или классическая концепция трактует истину как соответствие знания своему объекту.

· Когерентная (согласованная)концепция усматривает критерий истинности нового знания в его логической согласованности с уже известным, надежно доказанным знанием или с более общей, охватывающей системой знания.

· Конвенциональная концепция предлагает оценивать знание как истинное, если оно разделяется большинством людей или является результатом соглашения (конвенции) ученых.

· Прагматическая концепция рассматривает знание как истинное, если оно полезно, выгодно субъекту, имеет благие последствия для человеческой жизни, может успешно применяться на практике, приводит к успеху.

· Экзистенциалистская концепция трактует истину как «правду, которая у каждого своя». Единой, общей, объективной истины не существует. Истина понимается как индивидуальное и необъективируемое явление, не разделяющее объект и субъект познания. Поэтому за истину можно умереть. «Моя» истина никому другому пригодиться не может, бытие открывает каждому свой собственный смысл.

· Постмодернистская концепция исходит из множественности несоизмеримых между собой, «размытых» человеческих истин. О природе истины ничего нельзя сказать с определенностью, общих истин, абсолютной истины не существует. Мы не знаем, какая истина, а знаем лишь, как нам её описывают.

 

Виды истины:

· Абсолютная – полное, всестороннее, исчерпывающее знание об объекте.

· Относительная – неполное, неточное, приблизительное знание. Конкретная — знание, верное лишь для определённого явления в определённых обстоятельствах.

· Абстрактная — обобщённое, отвлечённое от конкретной реальности знание.

· Объективная — знание, независимое от субъективного мнения человека.

· Субъективная — знание, которое человек считает верным.

 

Критерии истины:

· логичность, непротиворечивость

· соответствие уже прошедшим проверку знаниям

· эксперимент

· «научные знания — те, которые можно опровергнуть» (Поппер)

· время («время покажет»)

· красота(«некрасиво поступил», «некрасиво сказал»)

· душа (что «греет душу»)

· практика(шире, жизнь, которая «покажет», «научит», «рассудит», всё расставит по своим местам»)

Заблуждение – непреднамеренное искаженное представление об объекте.

Ложь — сознательное, преднамеренное искажение истины.

 

Составляющие процесса познания:

· субъект — носитель познавательного действия,

· объект — совокупность событий или проблем, на которые направлено познание,

· предмет — грань объекта, на исследование которой непосредственно направлена деятельность субъекта,

· средства — познавательные методы.

 

Формы познания:

 

· обыденно-практическое — элементарные сведения о природе, людях, условиях их жизни, общении, социальных связях. В основе его — опыт повседневной жизни, здравый смысл, верования, приметы, традиции, предания, предчувствия.

· мифологическое — фантастическо-художественное отражение реальности, в котором вырабатывались определенные знания о природе, космосе, самих людях.

· художественно-образное(искусство) Художественно осваивая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его - в том числе и по законам красоты.

· религиозное

· философское

 

Уровни познания:

 

· Чувственное познание осуществляется посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильности. Его основные формы: ощущение, восприятие и представление.

· Ощущение — отражение отдельных свойств, сторон предметов.

· Восприятие – это целостное отражение предметов в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

· Представление– образ ранее воспринятого предмета (в данный момент непосредственно не воспринимаемый), а также образ созданный продуктивным воображением.

 

· Рациональное познание (мышление) – целенаправленное логическое, обобщающее чувственное познание, творческое отражение реальности, её существенных связей.

· Уровни мышления – рассудок (познает все относительное, земное и конечное), разум (открывает абсолютное, божественное и бесконечное).

· Формы мышления: понятия, суждения, и умозаключения.

· Понятие отражает в обобщенной форме предметы действительности (их признаки, свойства, взаимосвязи). Предельно общие понятия называются категориями(бытие, человек, развитие, свобода).

· Суждение выражает оценочное отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и сопряжено обычно с психологическим состоянием сомнения, знания, убежденности или веры.

· Умозаключение связывает в ряд посылок и следствий мысли различного содержания.

Подходы, отрицающие познание:

 

· Агностицизм(от греч. agnostos – недоступный познанию), утверждение о невозможности познания мира, выявления его закономерностей (так как мир бесконечен, изменчив, а его постижение субъективно).

· Скептицизм — сомнение в достоверности знания.

· Нигилизм – полное отрицание истинности и ценности познания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.008 с.)