Три основных закона диалектики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три основных закона диалектики.



Диалектические идеи формулировались с древности («всё течёт, всё меняется» (Гераклит), карма — закон причинно-следственной взаимосвязи (буддизм). Систематизировал и оформил их в три закона Г. Гегель («Наука логики»).

· Закон единства и борьбы противоположностей — отвечает на вопрос «в чём причина развития». Причина развития — борьба противоположных сторон.Противоположности — стороны, существенно отличающиеся друг от друга, не существующие друг без друга, взаимопроникающие и находящиеся в активном взаимодействии. Противоречие — взаимоотношение противоположных сторон. Четыре этапа в развитии противоречия: тождество (противоположности едины, между ними больше сходства, чем различия), накопление различий (но единство ещё доминирует), конфликт (разрушение единства), разрешение конфликта (возникновение нового тождества).

· Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные — отвечает на вопрос «каков механизм развития». Качество — категория, обозначающая наиболее существенную характеристику предмета, принципиально отличающую его от другого предмета. Количество — категория, обозначающая степень развития качества.Количественные изменения накапливаются непрерывно (в силу непрерывной изменчивости бытия), но поначалу они — незаметны, несущественны, не меняют качественного состояния предмета. В какой-то момент, достигая «критической массы», количественные изменения нарушают «меру» («мера» — границы, в рамках которых количественные изменения не приводят к переходу в новое качество), и происходит «скачок» в новое качественное состояние, обуславливающее новые количественные изменения.

· Закон отрицания отрицания — отвечает на вопрос «какого направление развития». «Диалектическое отрицание» — уничтожение отжившего и сохранение не исчерпавшего потенциал своего развития. Развитие происходит по «закону триады»: «тезис» (исходный этап развития), «антитезис» (первое отрицание, уничтожение «тезиса» с сохранением его важнейщих характеристик), «синтез» (уничтожение «антитезиса» с сохранением его важнейших характеристик).Развитие происходит не по «кругу», а по «спирали»: «синтез» «возвращается» к «тезису», но лишь в определённом отношении.

Неосновные законы диалектики.

Неосновными законами диалектики называются парные категории.

· Целое (у чего есть все части (Аристотель)) и часть (компонент целого). Часть не существует вне целого, несёт в себе его характеристики, и в то же время не равна ему. «Целое больше суммы своих частей» за счёт интегративного взаимодействия между ними.

· Содержание (вся внутренняя жизни предмета) и форма (способ организации и внешнего выражения содержания). Содержание — оформлено, форма — содержательна.

· Сущность (самая глубинная, важная характеристика содержания) и явление (внешнее обнаружение сущности). Так как сущность, обычно скрыта, то познание идёт от внешнего к внутреннему, от сущности к явлению. Сущность может быть многопорядковой. Явление может «отрываться» от сущности, отражать её искажённо, и тем самым мешать её познанию.

· Возможное (потенциальное, «спящее», ещё не раскрывшее, не реализовавшее себя, будущее в настоящем) и действительное (актуальное, зрелое, оформленное, раскрывшееся, «единство сущности и существования, внешнего и внутреннего» (Г. Гегель). Возможность формальная (являющаяся делом случая), абстрактная (для реализации которой нет всех условий) и реальная (для осуществления которой есть все условия). Переход от возможности к действительности — становление.

 

Тема № 4 «Философия антропологии: определение человека, отличие человека от других живых существ, человек как социально-биологическое существо, человек как единство души и тела, три версии антропогенеза.»

Антропология — учение о человеке.

Философская антропология отвечает на вопрос о сущности человека, его происхождении, будущем, смысле жизни. Центральный вопрос философии, по И. Канту: «Что есть человек?»

Что есть человек?

Человек есть животное (ничего обидного, это просто значит — живое существо), то есть, биологическое существо. Сходство с животными — и внешнее (с гоминидами), и внутреннее (геном человека на 96-98% - такой же, как у мыши и свиньи).

· Человек есть особое животное, социально-биологическое существо.

А вот как понимать социальное в человеке, большой вопрос. Четыре самые важные трактовки: человек — существо разумное (Р. Декарт: «мыслю, следовательно существую»), общественное (Аристотель: «человек — общественное животное»), нравственное (В. Соловьёв: «стыжусь, следовательно существую»), преобразующее мир (Н. Бердяев: «творю, следовательно существую»).

· Человек — единство души (сверхматериального) и тела (материального). Душа — нематериальная внутренняя жизнь человека, совокупность чувств, его нравственное чувствилище. По Аристотелю, душа — это «скульптор», а тело — «материал». Именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком (Сократ: «человек есть душа»).

Нормальный человек, по Канту, "никогда не свободен от вины", которая составляет основу морали. Человек, который всегда прав и у которого всегда спокойная совесть, - такой человек, по Канту, не может быть моральным.

· Человек — существо развивающееся.

Человек — биологически слаб, у него нет ни острых клыков и когтей, ни мощной физической силы. Биологически он проигрывает крупным млекопитающим. Человек — «биологически ущербен», поэтому он не может быть результатом естественного отбора (А. Гелен). Но именно слабость становится источником силы. Биологическая слабость компенсируется социальной силой.Человек — единственное на земле существо, способное не только к биологической, но и к социальной, духовной эволюции. Человек не завершён биологически («человек — недоношенное животное» (Ф. Ницше). Главный недостаток человека — близость к обезьяне, главное достоинство — способность развиваться (человек — пластичен, как никто, он — самый большой трансформер). Человек — единственное существо, которому дана возможность достроить себя самому

Когда возник человек?

Рождение человека происходит одновременно с рождением общества. Поэтому данный период называется антропосоциогенез. Он начинается 20 – 14 млн лет назад (рамапитек),

Завершается 200 – 150 тыс. лет назад с появлением Homosapiens («человека разумного»), и Homosapienssapiens (кроманьонского человека (50 – 40 тыс. лет назад).

Как возник человек?

· Эволюционная теория

Человек возник в результате эволюции жизни путём естественного отбора. Доказательства: наличие переходных состояний между обезьяной и человеком (австралопитек, неандерталец, питекантроп). Механизм перехода: мутации, обусловившие скачок от обезьяны к человеку, объясняют климатическими катаклизмами (наступление ледников, «тепловой стресс») (Дж. Нейман), сменой магнитных полюсов Земли (Г. Матюшин), вспышками активности Солнца (А. Чижевский) воздействием радиации (Бьюси, Клювер), трудовой деятельностью (Ф. Энгельс).

Контрдоводы: проблема недостающего звена (не все переходные состояния между обезьяной и человеком выявлены; однако, переход (поТейяр де Шардену) мог осуществиться внутри и потому не оставил заметных следов), невозможно объяснить, откуда у человека появились те качества, которых нет у обезьян (абстрактное мышление, чувства красоты, справедливости, духовной любви).

· Внеземная

Разумная жизнь — результат космических палеовизитов внеземных развитых цивилизаций. Доказательства: загадочные рисунки (рисунки в пустыне Насха), находки (древнейшие карты звёздного неба, мегалиты), мифы (о «богах-астронавтах»), неполная раскрытость потенциала мозга человека (Н. Бехтерева).Механизм: палеоконтакт (И. Лисевич, К. Саган), направленнаяпасспермия (Ф. Крик), «космические прививки» (В. Яворский). Контрдоводы: существование внеземной жизни не доказано; в прошлом на Земле, возможно, существовала высокоразвитая цивилизация (Атлантида?), и таинственные находки являются её «осколками».

· Религиозная

Человек сотворён Богом. Доказательства: прежде всего, это предмет веры; у человека есть ряд качеств, которых нет в природе, и которые есть только у Бога (свобода выбора, нравственность, творчество, стремление познать всё, чувство красоты); «метафизическая тоска» (порывы к вечному, абсолютному, совершенному); соединить несоединимое в человеке (душу и тело, атомы углерода и стыд) по силам только Богу.Механизм: таинство. Контрдоводы: человек слишком биологичен, материален, несовершенен, «заземлён».

Зачем возник человек?

Вселенная рождает человека, наделяя его способностью познавать и действовать, чтобы он нашёл возможности для сохранения, спасения Вселенной.

Бог создаёт человека для благоустройства мира (Аристотель).

Мировой дух создаёт человека, чтобы «посмотреть в его сознание, как в зеркало, и увидеть в нём самого себя» (Г. Гегель).

Бог создаёт человека для богосотворчества, превращающего его в богочеловека (В. Соловьёв, Н. Бердяев).

«Жить надо ради того, ради чего ты готов умереть» (И. Ильин). То есть, ради близких, ради Бога, ради Родины, ради любимого дела... Пик жизни человека. Любовь... понимаемая как синоним жизни («люблю — значит, живу»). Если я не люблю, то доказать что я живу невозможно. Любовь — максимальное напряжение и выражение человеческой индивидуальности («скажи, кого ты любишь, и я скажу, кто ты»). Любовь (в противоположность ненависти и эгоизму) соединяет человека с человеком, Богом, природой, родиной, делом, самим собою. Самое короткое определение любви — библейское «и стали два одним», кем, новым человеком, «единством множественности»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.161.165 (0.11 с.)