Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема истины в философии .истина и заблуждение

Поиск

Проблема истины является центральной в гносеологии.

Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное от­ражение действительности — в живом созерцании или в мыш­лении. Поэтому первый и исходный признак (свойство) исти­ны — объективность: конечная обусловленность реальной дей­ствительности, опытом, практикой и независимость содержа­ния истинного знания от отдельных людей. Истина не есть свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.

Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним иде­альным содержанию и форме: истину познают люди, выража­ющие ее в определенных субъективных формах (понятиях, за­конах, теориях и т.п.).

Абсолютная истина понимается

во-первых, как полное, исчерпывающее зна­ние о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему.

Во-вторых, как тот элемент знаний, ко­торый не может быть никогда опровергнут в будущем. Это так называемые веч­ные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного зна­ния, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания скла­дывается из суммы относительных, но не путем механическо­го соединения готовых истин, а в процессе исторического раз­вития познания и синтеза его результатов.

Заблуждение — знание, не соответствующее своему пред­мету, не совпадающее с ним. Заблуждение по своей сути есть иска­женное отражение действительности, возникающее как абсо­лютизация результатов познания отдельных ее сторон.

Знание в форме заблуждения — это инфор­мация о том, чего нет в действительности, но что человек мыс­лит или представляет как существующее.

 

48. Об-во как система. структура об-ва.

Общество — целостная самоорганизующаяся система от­ношений между людьми. Сущность общества заключается во взаимодействии людей, общество есть процесс такого взаимо­действия, его форма и результат. Общественные отношения — наиболее устойчивые и значимые взаимодействия между людь­ми, в которых индивидуальное сведено к социальному.

В структуре общества выделяют несколько сфер: экономи­ческую, политическую, социальную, духовную. Каждая из сфер удовлетворяет определенные потребности человека. Так, экономическая сфера выделяется на базе материальной по­требности людей в пище, одежде, материальных средствах су­ществования. Потребность организованности удовлетворяет­ся благодаря политико-правовой сфере. Социальная сфера соответствует потребности человека в общении, духовная — потребности самореализации и развития своих способностей.

Общество есть целостная система, поэтому все его элемен­ты тесно связаны между собой, существуют в единстве.

Общество — органическая система, из которой невозможно вычленить одну из подсистем, не затронув при этом другие. Каждую сферу общества, в свою очередь, следует рассматри­вать как целостную систему со множеством элементов.

Общество обладает определенной структурой. Каковы же критерии выделения структурных частей – подсистем общества? Этих критериев несколько: одни из них строятся на выделении социальных групп, другие – сфер жизнедеятельности общества, третьи – способов взаимосвязи людей

 

Природа как предмет фил-го осмысления

В предельно широком смысле понятие природы обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. В своем содержании оно совпадает с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.

 

1) Природа в смысле внутренних особенностей, сущности той или иной вещи (явления, системы и пр.)..

2) Природа в смысле сущего в целом, во всем многообразии его существования в мире. В этом своем значении термин "природа" синонимичен с -материя, Вселенная, космос, универсум и т.д.

3) Природа как материальное начало в самом человеке. В этом смысле "природа", "природное" противопоставляется "духу", "духовному" в человеке как основе его нравственной свободы.

4) Природа как совокупность естественных условий существования человека, человеческого общества и человеческой культуры и как источник необходимых ресурсов (материальных, энергетических)

5) Природа как объект специального научного познания в рамках целого комплекса дисциплин - "наук о природе" или "естественных наук" (естествознания

 

Свобода и ответственность


Проблема свободы не возникала в средние века. Во времена просвещения возникло понятие свободы как политико-правовой автономии.

Ф. Аквинский: Свобода – отсутствие препятствий к действиям, так как они не содержатся в природе и внутри субъекта.

Бердяев: Свобода есть свобода духа. Она есть внутренняя динамика духа, иррациональная тайна бытия. Личность характеризует его социально значимые черты, определяет включённость человека в социальные отношения.

Ответственность— обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

единственное в чем мы свободны в своем внутреннем мире, свободны, отвергать или соглашаться с желаниями или стремлениями...

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека.

 

Исторический процесс: формационный и цивилизационный подходы к истории

Цивилизация - есть собственно социальная организация

общества.

Цивилизация представляет собой этап истории, начинающийся

вместе с выходом истории из естественного, т.е. первобытного состояния и

развивающийся далее на основе им самим создаваемых предпосылок.

учения цивилизационного подхода больше опираются на своеобразие культуры, религии, этническое самосознание, экономику

Цивилизационный подход вполне согласуется с современными

представлениями о культуре. Более того, цивилизационный подход

позволяет рассматривать культуру во всем ее объеме, не исключая ни одного

структурного элемента.

Таким образом, цивилизационный подход позволяет глубоко вникнуть в еще

один очень важный срез исторического процесса — цивилизационный.

С точки зрения формационного подхода, человечество в своем историческом развитии проходит пять основных стадий - формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (социализм - первая фаза коммунистической формации).

Формационный подход - исследование состояния и развития общества,

закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения

качественных изменений в экономическом базисе общества, его

производственных отношениях и классовой структуре.

современном мире, полном

противоречий, развивающемся нестабильно, просто необходимо рассматривать

общественные процессы со стороны и цивизационного и формационного походов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.136 (0.007 с.)