Ф-ие учения нового времени (эмпиризм и рационализм) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ф-ие учения нового времени (эмпиризм и рационализм)



(Социоцентризм)

Философия Нового времени датируется XVII в. Эта эпоха в западноевропейской истории знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики, среди которых ведущей становится физика. Развитие естествоз­нания диктует основную проблему философской рефлексии — проблему построения универсального метода и универсальной науки. Гносеологическая проблематика становится центром философствования в XVII в.

Представителями эмпиризма Нового време­ни являются Фрэнсис Бэкон, Джон Локк и Томас Гоббс. Сен­суалисты в качестве единственного источника познания при­знают опыт, а ведущей познавательной способностью считают сенситивную. Душа человека — чистая доска, на которой природа пишет свои письмена. На этом основании представители эмпиризма называют индукцию универсальным научным методом. При этом, конечно, осознаются проб­лемы, связанные с вероятностной природой индуктивного зна­ния, ищутся способы повышения его достоверности. Источник знания – ощущения и опыт чел-ка.

Представителями рационализма Нового времени являются Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Вильгельм Лейб­ниц. Рационалисты утверждают, что всеобщее и необходимое знание невозможно получить из опыта, достоверное знание выводимо только из разума, который является главной позна­вательной способностью человека. В разуме изначально зало­жены всеобщие и необходимые истины, из которых по опреде­ленным логическим правилам выводится все содержание знания. Мышление действует наподобие духовного автомата, который производит истину по заранее установленным прави­лам. На этом основании универсальным философским мето­дом рационалисты считали дедукцию. Если сенсуалисты стол­кнулись с проблемой достоверности индуктивного знания, то рационалисты не могли удовлетворительно ответить на воп­рос, откуда возникают познавательные ошибки, если истины заранее содержатся в уме и выводятся из него дедуктивным способом. Источник знания- разум, понятийное мышление.

 

Нкф(Кант, Гегель Фейербах)

Во второй половине 18 века, первой половине XIX века в Германии было несколько живших в разное время выдающихся мыслителей, создавших грандиозные философские учения. Их интеллектуальная деятельность вошла в историю под названием немецкой клас­сической философии. Ее родоначальником был Иммануил Кант. Его философское творчество традиционно делят на два периода: докритический —первой работы «Мысли об истинной оценке живых сил» и критический —г. «Критики чистого разума». Деление творчества Канта на два периода имеет смысл: если в первый период Канта интересовали прежде всего философские проблемы мироздания, то во второй период произошла радикальная переориентация его интересов к проблемам нравственности, познания».

Главное познавательное орудие - это разум, а философия должна быть не постижением внешнего мира, а критикой разума, то есть изучением его устройства, специфики и законов.

если мы неизбежно верим в наличие добра в действительности, то вследствие этого мы также обязательно поверим в Бога как в непременную причину этого добра. Такое рассуждение является знаменитым кантовским доказательством существования Бога, кото­рый чаще всего называют нравственным аргументом.

«Критика практического разума» отвечала на второй фундаментальный вопрос философии Канта: «Что я должен делать"!»

Гегель (безграничная вера в разум)был представителем классического идеализма, по которому физический мир есть только проявление или инобытие духовной, незримой реальности. Основной гегелевской мыслью является положение - «все действительное разумно, все разумное действительно»

Абсолютная Идея — это безличное пантеистическое начало, в котором сконцентрировано все вообще, и поэтому оно является Бытием, пребывающем в различных формах или проходящем в своем са­моразвитии три основных этапа.

1.Логикой – идеальным, незримым и умопосягаемым миром.

2.физический или материальный мир

3.человеческим сознанием.

Фейербах Главным делом жизни Ф. была непримиримая борьба против религии. В противовес гегелевской философии религии Ф. рассматривал философию и религию как миропонимания, взаимно исключающие друг друга. Причина живучести религиозных верований, по Ф., – не только обман, использующий невежество; реальная причина религии коренится в "природе человека" и условиях его жизни. Первоисточник религиозных иллюзий Ф. усматривал в чувстве зависимости, ограниченности, бессилия человека по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам.

 

Ф-ия марксизма и ее основные идеи

Философия диалектического и исторического материализма (марксизма) связана с именами Карла Маркса и Фридриха Эн­гельса. В качестве целостной философской концепции марк­сизм сформировался в середине XIX в. Опираясь на идеалисти­ческую диалектику Г. Гегеля, антропологический материализм Л. Фейербаха, политическую экономию А. Смита и Д. Рикар-до, К. Маркс и Ф. Энгельс создали оригинальное философское учение, в котором по-новому переосмыслены проблемы содер­жания и сущности исторического бытия, природы человека, особенностей его познания. Марксизм предложил всеобъемлю­щий материалистический взгляд на бытие и сознание, природу и культуру, общество и человека. Философия предстает в мар­ксизме как инструмент преобразования общества на гуманис­тических началах. В этом вопросе марксизм напрямую пересе­кается с идеями философии Просвещения. Главное достижение марксизма — материалистическая диалектика и материалисти­ческая концепция истории.

Поздний период творчества К. Маркса и Ф. Энгельса сле­дует рассматривать как пример политизированного философ­ствования, когда цели теоретического исследования подчиня­ются решению политических задач. Дальнейшее развитие марксизм получил в советской философии, которая, с одной стороны, развивала основные идеи диалектического и истори­ческого материализма, а с другой — пыталась приспособить некоторые идеологические догмы марксизма к изменившимся историческим условиям

Марксизм видит основу специфического отношения человека к миру в практической деятельности, направленной на преобразование материального мира: как природного, так и социального, который противостоит человеку.

 

Русская ф-ия 19-20

Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфика российской философии во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси.

Феномен мировой философской мысли.

-самостоятельно она развивалась, независимо от европейской и мировой

-на нее не влияли направления запада

-глубина всестороннесть

-религиозность

Основные черты:

1.сильное влияние православия и язычества

2.спецефическая форма выражения физических мыслей: лит-ая критика, искусство, публицистика, худ. тв-во

3. целостность – стремление филосовства заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом проблем

4. нравственность и мораль

5. конкурентность

Проблемы Рус. Философии.

 

космизм (восприятие космоса как ед. организма)

проблемы человека

выбора исторического пути развития России

Проблема власти

соц. Справедливости

Идеального об-ва

проблемы будущего

Этапы рус. Философии

Зарождение Др. Русской философии и раннекрестианской философии на Руси

Относится к 9-13 в. Рус. Фил. Занимается:

-моральными и нравственными ценностями

-объяснение христианства и попытка соединить хр-во с языч.

-проблема права, гос-ва и природы.

Представители-Митрополит Илларион: «слово о законе и благодати»

В основе философско-исторической концепции лежит идея равенства всех народов перед благодатью.

Эпоха закона, символизируется образами тени, луны, рабыни Агры.

Эпоха благодати – образы солнца и свободной Сарой(мать Авеля и Канеля)

 

Философия периода монголо-татарского ига, становление центрального Русского гос-ва

Ф-я 18 в.

19 в

Русская и Советская ф-я 20 и 21 столетия

1 Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа православию. Киреевский, Хомяков

2 Западники считали, что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры. Чаадаев, Станкевич

3 Евразийство рассматривает Россию как Евразию – особый этнографический мир, занимающий срединное пространство Азии и Еврпы (Карсавин, Трубецкой, Норовский)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.011 с.)