Для всех направлений магистров 2007-2008 год 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для всех направлений магистров 2007-2008 год



Для всех направлений магистров 2007-2008 год

 

1. Понятие науки. Классификация наук. Особенности научного знания.

2. Философия и наука. Проблема взаимосвязи философии и науки.

3. Наука, лженаука, квазинаука и паранаука

4. Понятие метода. Классификация методов. Общенаучные методы эмпирического познания.

5. Общенаучные методы теоретического познания: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод.

6. Общенаучные методы познания: абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и моделирование.

7. Формы научного знания: факт, проблема, гипотеза, закон

8. Структура и функции научной теории. Познавательная ценность научной теории.

9. Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности.

10. Становление науки: наука античного

11. Становление науки: наука средневекового периода

12. Становление науки: зарождение и формирование механистической картины мира

13. Становление науки: зарождение и формирование эволюционных идей.

14. Становление науки: зарождение и формирование неклассической науки. Особенности неклассической науки

15. Становление науки: зарождение и формирование постнеклассической науки. Своеобразие постнеклассической науки

16. Логика научного открытия в учениях Ф. Бэкона и Р. Декарта

17. Образ науки в концепции логического позитивизма. Принцип верификации

18. «Критический рационализм» К. Поппера. Идея роста научного знания и принцип фальсификации

19. Концепция научных революций Г. Куна

20. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса

21. Основные концепции истины в науке. Проблемы истинности научного знания.

22. Проблема познаваемости мира в философии и в науке.

23. Дифференциация и интеграция в развитии науки

24. Появление и развитие техники с древнейших времен и до эпохи Нового времени

25. Развитие техники с эпохи Нового времени и до наших дней

26. Понятие техники. Особенности технических наук

27. Проблема взаимосвязи науки и техники

28. Понимание сущности техники в концепциях Х. Ортеги-и-Гассета, Ф. Дессауэра, К. Ясперса

29. Понимание сущности техники в концепциях О. Шпенглера, М. Хайдеггера, Л. Мамфорда

30. Наука как социальный институт: становление науки как социального института

31. Научно-техническая революция и особенности современной техники

32. Позитивные и негативные стороны взаимодействия человека и техники

33. Место и роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм

34. Наука как социальный институт: коллективная деятельность в науке и ее функции

35. Особенности математического знания. Онтологический статус математических объектов.

36. Математика в системе наук. Роль математики в развитии научного знания.


Понятие науки. Классификация наук. Особенности научного знания.

Во-первых, наука - это область культуры. представляет собой продукт духовной жизнедеятельности человека, воплощение его творческого порыва. В этом отношении наука является таким же детищем человека, как религия, философия, искусство, мораль, право и т.д. Поэтому развитие науки отражается и на состоянии других областей культуры. И наоборот: состояние культуры в целом обусловливает развитие науки(О. Шпенглер основные идеи классической механики задолго до её появления таились в глубинах религиозного мировоззрения, - скажем, "сила" в механике являлась аналогом "воли бога" в христианской религии)…

Во-вторых, наука - это способ познания мира.. Субъект познания - это "тот, кто познаёт"; объект познания - "то, что познаётся". А конечный результат познания именуют знанием. цели познания, то здесь ключевым понятием является такое понятие как истина - знание, соответствующее действительности.

В-третьих, наука - это социальный институт. В материальной сфере общественной жизни наука – это сеть взаимосвязанных учреждений. Это научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, академии, библиотеки, издательские центры и т.п.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК

Аристотель. выделил сферы познания: теоретическая (где познание ведётся ради него самого у него вошли математика, физика и философия, как учение о первопричинах.), практическая (руководящие идеи для поведения человека) и творческая (познание для достижения чего-либо прекрасного).

Бэкон. возможности человека: память, воображение и рассудок. На памяти, основывалась история как описание фактов, на воображении - поэзия и искусство вообще, на рассудке - философия, которая включала в себя все теоретические науки.

Г. Спенсером - К первому разделу, изучающему формы, в которых предстают явления, он отнес такие абстрактные науки как логика и математика; ко второму изучающему явления в их элементах как механика, физика, химия и др., обозначив их как абстрактно-конкретные науки; а к наукам, изучающим явления как целое, он отнёс астрономию, геологию, биологию, психологию, социологию и др., обозначив их как конкретные науки.

В настоящее время К естественно-научному знанию относят дисциплины, изучающие то, что существует независимо от человека внимание объекту (физика, химия, биология, медицина и т.д.); где чаще всего "естественное" здесь противопоставляется "искусственному", т.е. созданному человеком. К гуманитарному знанию внимание субъекту (от лат. homo - человек) относят дисциплины, изучающие человека и результаты его деятельности (философия, психология, социология, история и т.д.). Помимо естественных наук выделяют также технические науки и математику. В отличие от технических наук естественные науки нацелены в первую очередь на познание, а не на создание средств преобразования действительности. В отличие же от математики естественные науки занимаются исследованием природных, а не знаковых систем.

Фундаментальные науки, такие как физика, химия, астрономия, изучают базисные, основополагающие структуры мира, а прикладные - занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач. В этом плане все технические науки являются прикладными, но далеко не все прикладные науки относятся к техническим. Такие науки, как физика металлов являются теоретическими прикладными дисциплинами, а металловедение - практическими прикладными науками.

Но строгую границу между естественными, гуманитарными и техническими науками, пожалуй, провести нельзя. На стыке естественных и гуманитарных наук находится экономическая география.

Особенности науки

"фрагментарна " (специализирована). Объектом научного познания является фрагмент действительности. Наука, углубляясь в изучении; свойств действительности, делится внутри себя на относительно самостоятельные дисциплины.

результаты фиксируются в виде "закона", представляющего собой наивысшую форму знания. в формулировку закона в обязательном порядке входят те условия, при которых он был найден. И, следовательно, его предписания остаются справедливыми повсюду, где только эти условия соблюдаются.

объективна. В научном знании имеют значимость и сохраняются лишь те моменты, которые соответствуют объекту исследования, "субъективное" же по возможности исключается из него.

систематичность. Наука не является бессвязанным набором частей, как это имеет место, скажем, при обыденно-практическом познании. Множество понятий, суждений и умозаключений образуют некую целостную структуру, поскольку описание и объяснение, соответствующее предмету, строится на основе единых строго сформулированных принципов. За внешней раздробленностью науки на специализированные отрасли скрывается внутреннее единство и взаимосвязанность результатов познания.

эмпиричность научное познание выстраивается на основе эмпирических данных, ­через наблюдение, эксперимент и измерение, - и его результаты, выраженные в виде гипотезы закона или теории, всякий раз проходят стадию эмпирического подтверждения.

рациональна и самокритична. Наука всегда готова поставить под сомнение даже самые основополагающие свои результаты. Это отличает её от, религиозного познания, в котором истины, не подвергаются сомнению.

"незавершенность какими бы богатыми ни были теоретические построения, в них всегда можно найти объекты, которые теорией не объясняются, но зато на их основе объясняются многие явления изучаемой действительности.

преемственность знаний ( новые знания всякий раз соотносятся со всем комплексом уже полученных знаний; старые открытия в научном познании никогда не пропадают бесследно).

особенный язык понятий, свои особенные методы и средства исследований (и, в частности, техническая аппаратура - ускорители, телескопы и т.п.).

 


 

Научные проблемы

Научная проблема представляет собой совокупность вопросов, совокупность исследовательских задач, которые формулируют ученые относительно изучаемого ими предмета.

Научная проблема должна быть актуальной, теоретически или практически значимой.

По своей природе научная проблема парадоксальна, она представляет собой «знание о незнании».

К.Поппер в развити науки выделяет следующие стадии:

исходная проблема– пробные теории – устранение ошибок, выбор и уточнение теории – новая научная проблема

научные проблемы возникают из проблемных ситуаций, из-за противоречий несоответствия науки.

Огромное количество научных проблем возникают после того, как сформулируется новая научная теория и ее начинают применять для объяснения новых научных проблем.

Гипотеза.

Гипотеза – предположение, вводимое в качестве предварительного условного объяснения явления или группы явлений;

Гипотеза всегда проходит через стадию эмпирического подтверждения или опровержения.

Подтверждаясь, она принимает форму достоверного знания. Опровергаясь, она отбрасывается.

Закон – это утверждение, фиксирующее существенную связь предметов, процессов и явлений в той области, к которой он относится.

Законы ограничивают предметную область, к которой могут относиться приобретаемые с их помощью эмпирические знания. (Например, первый закон Ньютона выделяет предметную область, ограниченную инерциальными системами отсчёта.)

Законы содержат в себе информацию об условиях, в которых могут проводиться наблюдения и эксперименты.

Законы позволяют осуществить формальный вывод одних единиц знания из других.

Законы указывают, какие ситуации, свойства, отношения и процессы запрещено рассматривать в рамках данной теорииЧерты законов:

- общность: связь относится не к отдельным явлениям и предметам, а ко всем явлениям и предметам определенного типа, выделяет общее, а не индивидуальное

- существенность: связь выделяет наиболее значимые стороны явления или предмета

- необходимость: связь проявляется с необходимостью при соответствующих условиях

- повторяемость

- устойчивость

В науке существуют разные типы законов:

1) по степени общности:

- общие законы, характерные для большого круга явлений и применяющиеся в разных науках, например, закон сохранения энергии

- частные законы, отражающие связи определенного класса явлений, например, биологические, социальные, химические и т.д.

2) - законы функционирования – фиксируют моменты устойчивости, повторяемости, в функционирующих системах. их последующее состояние закономерно воспроизводит предыдущее (колебание маятника, ДВС).

- законы развития – фиксируют связь между различными стадиями развивающейся системы.

3) - динамические законы – устанавливают однозначную связь между предметами или разными состояниями изучаемой системы

- статистические законы – устанавливают вероятностную связь между предметами или разными состояниями изучаемой системы.

, помимо законов компонентами научной теории являются и понятия.

Иногда научные понятия берутся из словаря обыденного языка,.; но научные понятия имеют строго фиксированное значение и вводятся в язык науки только с соответствующими обоснованиями., если для построения теории достаточно двух принципов, то учёные никогда не станут вводить три принципа (“лезвие” Оккама

8. Структура и функции научной теории. Познавательная ценность научной теории.

в начале ХХ в. сторонники неопозитивизма, в числе которых были такие выдающиеся учёные и мыслители, как Б. Рассел,, Р. Карнап, и др. была предложена концепция: любые научные утверждения и высказывания должны быть “сводимы” к набору “элементарных” предложений наблюдения (“лебеди белые”, “луна круглая” и т.п.). Те же высказывания, которые не сводятся к предложениям наблюдения (и, стало быть, не несут в себе эмпирического содержания), следует устранить из языка науки. Далее, опираясь на эту концепцию, свести различные языки науки (химический, биологический, психологический, социологический и др.) к языку физики, а через него – к языку наблюдения. Таким образом, они попытались реализовать программу создания универсального языка науки, основывающегося на логико-математических правилах.

проект “стандартизации” всех языков науки был подвергнут суровой критике. одной теории не всегда могут быть переведены на язык другой теории. В языке науки не существуют абсолютно достоверных, не “нагруженных” теорией элементарных предложений наблюдения, Идеальная модель научного знания, видит в истории науки только кумулятивный процесс создания теорий –концепция неопозитивизма по своей сути является антиисторичной…

В конце XIX начале XX в. в научных и философских кругах обсуждался и вопрос о познавательных функциях научной теории.

Так, В. Дильтей – представитель неокантианства – в качестве главной позитивной функции “наук о природе” выделил объяснение. Ибо суть всех наук о природе состоит в том, чтобы подвести единичный объект под общий закон (понятие, теорию), – а объяснение как раз и подводит единичное под общее. Как противоположность наукам о природе В. Дильтей выделяет также “науки о духе”, комплекс гуманитарных дисциплин. познавательной функцией является понимание, то есть. эти науки стремятся постичь смысл изучаемого объекта в его индивидуальности\

эмпириокритицизм выделил такую познавательную функцию естественных наук как описание. Естественнонаучная теория, основывается на эмпирическом материале. у учёного появляется возможность оценивать правильность. Однако если теория будет производить не только описание, но и объяснять сущность явлений, тогда как же учёный сможет судить об истинности теории? “очистить” научные теории от утверждений философского характера, смысл которых и состоит в объяснении сущности явлений.

О. Конта –позитивизм– основная функция научной теории состоит в предвидении. Отличительная черта наук, как раз и заключается в “прорыве” из настоящего в будущее, в выходе за пределы изучаемого мира.

 


 

9. Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности.

Период приблизительно с VI в. до н.э. (начало зарождения философии) и до XVI – XVII в.в. характеризуется существованием натурфилософии. Далее, с XVI – XVII в.в. появляется классическое естествознание, которое завершается на рубеже XIX – XX в.в. Этот исторический период, в свою очередь, можно разделить на два этапа: этап становления механистической картины мира (до 30-х годов XIX в.) и этап зарождения и формирования эволюционных моделей мира (до конца XIX – начала XX в.). Затем следует так называемый период неклассического естествознания, который завершается к середине XX в. И, наконец, последний период постнеклассического естествознания.

Каждая новая веха в истории естествознания является результатом не только революционных открытий, но и изменений, происходящих в сфере мышления. Именно поэтому в переломные для науки моменты истории как бы из глубины на поверхность всплывают многие философские проблемы, – проблемы, которые раньше может быть считались неактуальными.

Объектом исследования классического естествознания был знакомый человеку “макромир” – действительность, состоящая из предметов размеры которых сопоставимы с размерами человеческого тела, – т.е. это, можно сказать, был видимый и осязаемый нами мир. Однако к концу XIX в. учёные-естествоиспытатели, благодаря уникальным экспериментальным постановкам, смогли проникнуть в структуру вещества на атомном и субатомном уровнях на основе результатов исследования “микромира” начали складываться идеи неклассического естествознания.

В классическом естествознании XVII – XIX в.в. познающий субъект был полностью устранён из научной картины мира. По одну сторону существовал “объективный мир” – мир объектов познания, по другую сторону – “субъективный мир” – мир субъекта познания, включавший в себя и техническую аппаратуру, и накопленные знания, и методы исследования. Но в XX в. развитие науки разрушило эту форму познания. Теперь субъект с помощью приборов, проникая в “микромир”, оказывал очень сильное воздействие на изучаемые явления.. И чем более точными требовались результаты, тем более энергичным оказывалось это вмешательство. В неклассическом естествознании описанию подлежит не то, что существовало бы вне познающего субъекта, а то, что получается в результате взаимодействия субъекта с тем, что он познает.

В неклас все относительно и вероятностно, а не абсолютно как в класс. Объектами познания классической науки были простые системы, состоящие из ограниченного набора элементов. Объектами познания неклассической науки были сложные системы (например, термодинамические системы). В постнеклассической же науке внимание учёных всё больше и больше стали привлекать исторически развивающиеся системы, которые с течением времени способны формировать всё более новые уровни своей организации. Причём возникновение каждого нового уровня сопровождается воздействием на ранее сформировавшиеся уровни, что приводит к изменению композиции их элементов.

Добавим также, что в современной науке теперь стали изучаться “человекоразмерные” системы, к которым, в частности, относятся медико-биологические системы, экологические системы или, например, система “человек-машина”.

 


 

10. Становление науки: наука античного

Возникновению философии способствовали изменения в общественном производстве (развитие земледелия, ремесла), связанные с этим перемены в социально-эономических отношения, образе жизни.

появились первые научные сообщества (милетская школа, платоновская академия, школа пифагорейцев). Познавательный интерес первых древнегреческих мыслителей был направлен на космос, который означал одновременно и порядок, и вселенную. Комомцентризм Упорядоченность природы заключала в себе тайну, которая побуждала к размышлениям.

Единство мира воспринималось как факт, но что основа вещей, из чего все возниает (натурфилософы -вода, воздух, Пифагор-число, атомисты-атомы-чувственно не воспринимаемые частицы)

Черты античности:

1Наивный материализм-пытались объяснить мир из него самого (мифы на втором месте), но предположения не были подреплены научными данными (Демокрит)

2. Стихийная деалектика – осозновали взаимосвязи и развитие объектов, но нельза доказать, т.к. недостаточно знаний, хотя прогрессивны.

Начало борьбы идеалистов (сорат,Платон) и материалистов (демокрит)

Разные взгляды способствовали развитию логики

приверженцы пифагорейской школы гармонию мира объясняли при помощи числа. верили, что в числовых закономерностях спрятана тайна мира. С деятельностью этой школы связывают открытие иррациональных чисел, введение доказательств в геометрию

Наблюдаемые явления Демокрит объяснял при помощи ненаблюдаемого: недоступных глазу мельчайших и неделимых частиц – атомов. И в основе всех возникновений и уничтожений в мире, по убеждению мыслителя, стоял хаос (случай).

Аристотель построил классификацию наук, разработал принципы формальной логики, которые оставались неизменными до конца XIX в.; он дал объяснение очень большому кругу физических явлений, который исследовался им в трактате “

в III в. до н.э. Евклид, используя аксиоматический метод, полностью построил здание геометрии.

Архимед определить значение числа π, начало гидростатики, сформулировал закон рычага, нашел сумму бесконечной геометрической прогрессии.

 


 

11. Становление науки: наука средневекового периода

Ср века V-XV вв н.э..

Переход к феодал строю, выгодно было христианство наиболее соответствовавшее социальным и полит взглядам, единобожие.Теоцентризм., эпоха ср-век-я прошла под влиянием религ мвзрения.

Природа понималась, прежде всего, как творение Бога (креационизм – учение о сотворение Богом); её истины скрывались от человека за символами, знаками и приметами. Борьба с язычеством требовала философского способа рассуждения и доказательства, усвоение элементов античности. Активное начало из человека, космоса, из природы передается богу.

Схоластика- учение рассматривающее себя кА науку оторванную от мира на службу теологии., для обоснования религиозных догматов (Аквинский). Само религ мвосприят служ сти-мулом для науч изыск-ий.

Споры по понятиям (универсалиям) реалисты – общие понятия существуют реально, независимо от созн ния, в разуме Бога.. Номиналисты – общие понятия это всего лшь имена вещей, существую после вещей.

Появ университеты (бакалавры, магистры Мир – сост из знаков, примет, симв-в, к-е чел-ку н-но разгадать, истолк-ть. Герменефтика – иск-во толк-я

знания, полученные в период., характеризуют как преднаучные знания, подчёркивая, тем самым, отличие науки от того, что было открыто античной и средневековой культурой.

Знания преимущественно рецептурный характер. Они не были нацелены на описание и объяснение мира; им не свойственны были доказательность, обоснованность и т.п. Они являлись предписаниями, схемами, рецептами практических действий.

В 11-12 веках начинается подьем экономики, культуры, философмм, переводятся античные авторы, развивается математика, появляются сочиненеия, о необходимости изучать не только сущность бога и души, но и сущность природы.


 

12. Становление науки: зарождение и формирование механистической картины мира

в недрах феодализма зачатки капитализма., который способствует развитию инициативы и активности личности. Ренессанс (Антропоцентрическое мировоззрение. Ориентация на искусство в центре человек.) Новое время (вследствие развития промышленности, мореплавания, новые отрасли естествознания, чем больше научных проблем тем больше потребность в общей методологии познания (гносеология –учение о познании) появление рационалистов (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и эмпиристов (Бэкон, Локк)) Все большай критика схоластики, острая борьба идеалистов и материалистов, развитие материалистических теорий для борьбы с теологией. Для потребностей производства развивалась математика, физика, механика.

Первая научная революция произошла в период конца XV – XVI в.в., в период, относящийся к эпохе Возрождения.. на смену геоцентрической системы мира Птолемея приходит гелиоцентрическая система мира Н. Коперника. наука впервые указала на то, какую существенную роль она может играть в решении мировоззренческих проблем. Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника подорвала догматы религиозного мировоззрения, которые опирались на геоцентрическую систему мира Птолемея. Истинное движение, оказывается, может обладать иной наглядностью, чем та, которая даёт визуальное наблюдение это можно расценивать как переворот в научном мышлении. Гелиоцентрическая система не имела прочной механической базы и стимулировала её создание.

Д. Бруно, который вообще отрицал наличие какого-либо центра вселенной. вселенная, будучи бесконечной, заключала в себе множество систем подобных нашей солнечной системе…

Вторая научная революция произошла ориентировочно в XVII в., в эпоху Нового времени. связывают с эпохой рождения современной науки, фундамент заложен Г. Галилей, И. Кеплер и И. Ньютон.

В учении Г. Галилея, применявшим научные методы познания, содержались основы – фундаментальные принципы и законы – классической механики открыл законы колебания маятника

И. Кеплер формулировкой трех законов движения планет относительно солнца, теорию солнечных и лунных затмений,

Научное наследие И. Ньютона., дифференциальное и интегральное исчисление, открытие законов динамики и закона всемирного тяготения.

Таким образом, к концу XVII в., благодаря ряду революционных открытий, была почти полностью построена классическая механика.

Результаты классической механики легли в основу механистической картины мира, которая с единых позиций объясняла строение всего Мироздания.

Весь мир, вся вселенная (от атомов до человека) представляет собой совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц, которые перемещаются в абсолютном пространстве и времени; они взаимодействуют между собой силами тяготения, мгновенно распространяющимися от тела к телу через пустоту, – это так называемый принцип дальнодействия.

К. Ясперс.

Несомненно одно: техника направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности человека преобразовать и самого человека. Человек уже не может освободиться от воздействия созданной им техники. И совершенно очевидно, что в технике заключены не только безграничные возможности, но и безграничные опасности.

Техническое мышление распространяется на все сферы человеческой деятельности. Человек подпал под ее власть, не заметив, что это произошло и как это произошло. Механизм техники может оказывать на людей в массе совсем иное давление, чем это было возможно прежде. Так, например, если исчерпывающие сведения вначале давали людям духовное освобождение, то теперь распространение информации обратилось в господство над людьми посредством контролируемых сведений. Воля государства может при современных средствах сообщения охватить самые отдаленные области и в любую минуту заявить о себе в каждом доме.


 

29. Понимание сущности техники в концепциях О. Шпенглера, М. Хайдеггера, Л. Мамфорда

О. Шпенглер:. Жизнь борьба, решающую роль играет тактика жизни. Техника – тактика всей жизни в целом, представляет собой внутреннюю форму способа борьбы, которые равнозначны самой жизни. Техника выходит за пределы человеческой жизни, также есть техника у животных и у растений.

Существует очень много техники без орудий, без инструментов. Существует неисчислимое множество примеров этого (техника дипломатии, техника управления);

Речь идет не о вещах, а о целенаправленной деятельности, техника распространяется далеко за пределы человеческой жизни (например, у животных, растений).

М. Хайдеггер:

В центре его работ - онтологическая интерпретация техники. Он не приемлет представление о технике как средстве и как воплощении человеческой деятельности - инструментальный и антропологический подходы к технике. Хайдеггер видит в технике способ конструирования мира. Техника выражает в себе новое отношение человека к миру, новый способ раскрытия бытия.

Современная техника связана с забвением бытия и его открытости. В этом исток той угрозы, которую несет с собой техника. Она формирует сугубо технический способ конструирования мира, где природа оказывается поставщиком энергии и материалов, ставится на службу производству как добыванию новых материалов, новой энергии, нового сырья.

Учение Хайдеггера о технике, с особой силой подчеркнувшего риск и опасность техники для современной цивилизации и одновременно неустранимость технического орудования человеком вещами, является составной частью его критики современной цивилизации.

Л.Мамфорд: В изготовлении орудий труда первобытным человеком не было ничего специфически человеческого до тех пор, пока изготовление техники не модифицировалось языковыми символами, эстетическими замыслами и знаниями. На эволюцию человечества оказало большее значение создание символического мира. Отдаление человека от животных осуществлялось именно благодаря символам, а не орудием. Создавая символический мир, человек ускорил эволюционный процесс. Человеческая техника неотделима от контекста культуры. Благодаря символическому миру выделился разум, стало формироваться человеческое «Я». ««Техника, являясь частью символического мира, представляет собой один из способов самовыражения и самосовершенствования человека». Сейчас техника перестала быть способом самовыражения и самосовершенствования.


Математика как язык науки

Математика выступает способом выражения сущности явлений. Математические понятия есть не что иное, как особые идеальные формы освоения действительности в ее количественных характеристиках. Однако невозможно математически точно выразить рост сознательности человека, степень развития его умственных способностей, эстетические достоинства художественных произведений и т.п.

Математика как методология науки. Математика является инструментом мышления, познания, выполняет функцию общенаучного метода познания. Особенность математических методов в том, что математика вместо оперирования реальными предметами получает результат путем решения уравнений, а потом этот результат переносится на реальные предметы. Математика позволяет строить аналогии между качественно различными областями реальности.

Математика как источник представлений и концепций в науке. Математика является важным источником представления явлений. "Математику можно представить как своего рода хранилище математических структур. Некоторые аспекты физической или эмпирической реальности удивительно точно соответствуют этим структурам, словно последние "подогнаны" под них".

 

 

Для всех направлений магистров 2007-2008 год

 

1. Понятие науки. Классификация наук. Особенности научного знания.

2. Философия и наука. Проблема взаимосвязи философии и науки.

3. Наука, лженаука, квазинаука и паранаука

4. Понятие метода. Классификация методов. Общенаучные методы эмпирического познания.

5. Общенаучные методы теоретического познания: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод.

6. Общенаучные методы познания: абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и моделирование.

7. Формы научного знания: факт, проблема, гипотеза, закон

8. Структура и функции научной теории. Познавательная ценность научной теории.

9. Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности.

10. Становление науки: наука античного

11. Становление науки: наука средневекового периода

12. Становление науки: зарождение и формирование механистической картины мира

13. Становление науки: зарождение и формирование эволюционных идей.

14. Становление науки: зарождение и формирование неклассической науки. Особенности неклассической науки

15. Становление науки: зарождение и формирование постнеклассической науки. Своеобразие постнеклассической науки

16. Логика научного открытия в учениях Ф. Бэкона и Р. Декарта

17. Образ науки в концепции логического позитивизма. Принцип верификации

18. «Критический рационализм» К. Поппера. Идея роста научного знания и принцип фальсификации

19. Концепция научных революций Г. Куна

20. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса

21. Основные концепции истины в науке. Проблемы истинности научного знания.

22. Проблема познаваемости мира в философии и в науке.

23. Дифференциация и интеграция в развитии науки

24. Появление и развитие техники с древнейших времен и до эпохи Нового времени

25. Развитие техники с эпохи Нового времени и до наших дней

26. Понятие техники. Особенности технических наук

27. Проблема взаимосвязи науки и техники

28. Понимание сущности техники в концепциях Х. Ортеги-и-Гассета, Ф. Дессауэра, К. Ясперса

29. Понимание сущности техники в концепциях О. Шпенглера, М. Хайдеггера, Л. Мамфорда

30. Наука как социальный институт: становление науки как социального института

31. Научно-техническая революция и особенности современной техники

32. Позитивные и негативные стороны взаимодействия человека и техники

33. Место и роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм

34. Наука как социальный институт: коллективная деятельность в науке и ее функции

35. Особенности математического знания. Онтологический статус математических объектов.

36. Математика в системе наук. Роль математики в развитии научного знания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.13 с.)