Валовой внутренний продукт (ВВП) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валовой внутренний продукт (ВВП)



сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны.

1) В экономике различают реальный (объем ВВП выражен в неизменных ценах) и номинальный ВВП (объем выражен в текущих ценах).

2) На основе данных об объеме и динамике ВВП судят об экономическом росте в стране.

Чистый национальный продукт (ЧНП)

это стоимость валового внутреннего продукта за вычетом стоимости той части ВВП, которая пошла на возмещение основного капитала, потребленного в производстве.

Национальный доход (НД)

совокупный доход собственников всех ресурсов, доход, приносимый всеми факторами производства, отражающий долю каждого из собственников в виде зарплаты, процента, ренты, прибыли.

1) НД представляет собой разность между ЧНП и косвенными налогами в пользу государства.

2) Если разделить совокупный НД на численность населения, можно рассчитать НД на душу населения.

Экономический рост

долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на душу населения.

1) Экономический рост является важнейшим критерием прогресса экономики и общества.

2) Цель экономического роста – улучшение уровня и качества жизни населения.

3) В экономике различают экстенсивный и интенсивный экономический рост.

Экстенсивный экономический рост

увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов.

1) Экстенсивный экономический рост основан

на вовлечении в производство дополнительных ресурсов при сохраняющемся уровне технологии и качества самих ресурсов.

2) В современной экономике экстенсивный и интенсивный экономический рост в чистом виде не существуют. Как правило, они сочетаются.

Интенсивный экономический рост

увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.

1) К основным факторам интенсивного экономического роста относят НТП, повышение квалификации работников, рациональное распределение ресурсов, экономию на масштабах производства.

2) Сегодня в большинстве стран осуществляется государственное регулирование экономического роста: финансирование фундаментальных исследований, выделение возрастающих ресурсов на сохранение природной среды.

Экономическое развитие

кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики.

1) Термин «экономическое развитие более применим к развивающимся странам.

2) Цель экономического развития в развивающихся странах – достигнуть роста доходов, сбережений, инвестиций на основе своих внутренних источников.

Экономический цикл

повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады уровней экономической активности, отличающиеся друг от друга продолжительностью и интенсивностью.

1) В соответствии с современной теорией экономического цикла выделяют 4 фазы: рецессия (кризисный спад), депрессия, оживление и подъем.

2) В современных условиях государство использует методы антициклического регулирования, которые сглаживают пики развития и не дают экономике опуститься до самого дна.

Цикличность

движение от одного устойчивого состояния экономики к другому.

1) Цикличность является всеобщей формой развития национальных и мирового хозяйств.

2) Цикличность является одним из способов саморегулирования рыночной экономики.

Экономическая система

способ организации производства, распределения и потребления, основанный на существующих в обществе отношениях собственности.

1) В экономической науке выделяют 4 типа экономических систем: традиционная, командно-административная, рыночная, смешанная.

2) Главные вопросы экономики (что, как и для кого производить) в разных экономических системах решаются по-разному.

Традиционная экономическая система

тип экономической системы, основанный на обычаях и традициях, передающихся из поколения в поколение.

1) В основе традиционной системы лежит натуральное хозяйство (вид хозяйства, в котором все производимое предназначено для удовлетворения собственных потребностей).

2) Для традиционной экономической системы характерны отсутствие технического прогресса, ограниченность числа производимых благ и неразвитость торговли.

Командно-административная система

тип экономической системы, основанный на тотальном вмешательстве государства в экономику.

1) Управление такой экономикой осуществляется при помощи командно-административных методов.

2) Самостоятельность производителей отсутствует, вопросы производства и распределения решаются государством.

3) Для этого типа экономики характерна централизованная система цен, не позволяющая оценивать экономическую эффективность.

 

Рыночная экономика

тип экономической системы, основанный на частной собственности и экономической свободе производителей и потребителей.

1) В основе рыночной экономике лежит товарное хозяйство (вид хозяйства, в котором связь производителей и потребителей осуществляется через куплю-продажу).

2) Основные вопросы экономики в рыночной системе производитель решает самостоятельно, ориентируясь на соотношение спроса и предложения на рынке.

Смешанная экономика

тип экономической системы, основанной на рыночном механизме ценообразования, но включающий вмешательство государства в экономические взаимоотношения.

1) В смешанной экономике сочетаются экономическая свобода производителей и регулирующая роль государства.

2) Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит смешанный характер: многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются государством.

 

Рынок

совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся

купли-продажи товаров и услуг.

1) Признаками рынка являются нерегулируемые спрос, предложение и цена.

2) К основным видам рынка относятся потребительский рынок, рынок капитала, рынок труда, фондовый рынок.

3) Основными функциями рынка являются посредническая, функция ценообразования, регулирующая, информационная и санирующая.

Спрос

желание и возможность потребителя купить товар или услугу по конкретной цене в определенный период времени

1) На объем спроса влияют такие факторы, как цена блага, доходы потребителей, инфляционные ожидания и экономическая политика государства.

2) Ценой спроса называют максимальную цену, по которой потребитель готов купить товар.

Закон спроса

величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара

1) В условиях рынка при уменьшении цены единицы товара спрос на него растет.

2) В условиях рынка при увеличении цены единицы товара спрос на него падает.

Предложение

количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время по конкретным ценам из ряда возможных цен.

1) На объем предложения влияют такие факторы как издержки производства, технология производства, колебания цен, инфляционные ожидания.

2) Ценой предложения называют минимальную цену, по которой производитель готов продать товар.

Закон предложения

величина предложения находится в прямой зависимости от изменения цены единицы товара

1) В условиях рынка при уменьшении цены единицы товара предложение этого товара падает.

2) В условиях рынка при увеличении цены единицы товара предложение этого товара возрастает.

Рыночная цена

цена, при которой объем спроса в точ­ности равен объему предложения

1) Рыночная цена не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и под­ниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не смо­жет купить предлагаемый товар). 2) В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя повышение производитель­ности труда, внедрение новых технических достижений и тех­нологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом у потребителя.

Рыночное равновесие

ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

1) Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения.

2) Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Конкуренция

соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и купли-продажи товаров

1) Конкуренция способствует рациональному использованию ограниченных ресурсов, снижению издержек производства и повышению его эффективности.

2) Существует ценовая (снижение цен на однотипную продукцию по сравнению с конкурентами) и неценовая конкуренция (предложение более качественного товара, реклама товара и т.п.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.018 с.)