Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Вопрос 5 (философия эпохи возрождения)
С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха — эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви. Антропоцентризм — учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий. Гуманизм — разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму: — Боккаччо высмеивает развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан; — Эразм Роттердамский и Рабле выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии. Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи (его произведения посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти (в его произведениях утверждается физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности). Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Этапы развития гуманизма: — светское свободомыслие; — ценностно-моральный акцент философии и литературы. Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы. Основные черты философии эпохи Возрождения: — отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы; — использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура); — тесная связь с естествознанием; — исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Никколо Макиавелли (1469–1527) — один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства. Он обосновал необходимость светского государства, доказав, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло человеческой природы, стремление к обогащению любыми способами выявляют необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью особой силы — государства. Необходимый порядок в обществе создает юридическое мировоззрение людей, которое не может воспитать церковь, а только государство, вот основная идея Никколо Макиавелли.
Вопрос 6 (новое время: становление научной рациональности)
Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию. В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания. Крупными философами в Европе XVII в. являются: Ф. Бэкон (Англия); С. Гоббс (Англия); Дж. Локк (Англия); Р. Декарт (Франция); Б. Спиноза (Голландия); Г. Лейбниц (Германия).
В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции — онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.
По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). Запахи, звуки, цвета, вкус — это вторичные качества, они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.
Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии ), главными стали: — проблемы философского научного метода; — методологии познания человеком внешнего мира; — связи внешнего и внутреннего опыта; — задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления: эмпиризм (основоположник — Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени: — принцип автономно мыслящего субъекта; — принцип методического сомнения; — индуктивно-эмпирический метод; — интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод; — гипотетико-дедуктивное построение научной теории; — разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.
Вопрос 7 (немецкая классическая философия)
Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества.
Она представлена философским творчеством: Иммануила Канта; Иоганна Готлиба Фихте; Фридриха Вильгельма Шеллинга; Георга Вильгельма Фридриха Гегеля; Людвига Андреаса Фейербаха. Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций.
1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры.
2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история: — для Канта человек — нравственное существо; — Фихте рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума; — Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного; — Фейербах определяет новую форму материализма — антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека.
3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей: — Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику; — Шеллинг — натурфилософию, онтологию; — Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический; — Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.; — Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики.
4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики: — диалектика Канта — это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума; — диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека; — Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического развития, природа у него — развивающийся дух; — Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении; — Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа).
|