Вопрос 16 (сознание и бессознательное) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 16 (сознание и бессознательное)



Бессознательное — сложный феномен, «свое другое» сознания (неосознанное, подсознательное, досознательное). Хотя человек, прежде всего существо сознательное, но бессознатель­ное занимает большое место в его духовной жизни. Например, далеко не все последствия наших поступков мы осознаем. Многие человеческие действия носят машинальный, автома­тизированный характер.

Разнообразие форм и проявлений бессознательного исклю­чительно велико. Среди них (кроме упомянутых) называютсновидения, обмолвки, оговорки, утрату полноты ориентиров­ки во времени и пространстве, некоторые патологические явле­ния (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п.

Было бы неверно приравнивать бессознательное к живот­ной психике. Однако понятие «психика человека» шире поня­тия «сознание». Низший уровень человеческой психики и естьбессознательное. Фактически все действия людей оказываютсясоединением сознательного и бессознательного.

Предысторией бессознательного можно считать учение Платона об анамнесисе — припоминании душой созерцавших­ся ею до вселения в тело всеобщих истин. В дальнейшем стрем­ление осмыслить феномен бессознательного шло как по линиифилософии (Декарт, Лейбниц, Шеллинг, йенские романтики и др.), так и по линии психологии — особенно в связи с изучени­ем патопсихологических процессов и гипнотических явлений(Бернгейм, Шарко, Жане и др.).

Однако наиболее распространенные и влиятельные концеп­ции бессознательного были созданы в XX в. австрийским пси­хологом и психиатром Зигмундом Фрейдом (1856—1939) и швей­царским психологом Карлом Густавом Юнгом (1875—1961).

Кратко суть концепции Фрейда выглядит следующим об­разом. Разработанные им идеи основаны на представлении одоминирующей роли бессознательного в человеческой жизни,инстинктов — в основном сексуального характера. Именно Фрейду принадлежат слова о том, что «я» «не является хозяи­ном в собственном доме» и что сознание человека вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно.

Фрейд развертывает структурную концепцию психики,выводящую всю психическую динамику из взаимодействия трехинстанций — Оно, Я, Сверх-Я. Бессознательное Оно — это, поФрейду, «кипящий котел инстинктов». Задачей сознательного Я является такое удовлетворение импульсов Оно, которое не шло бы вразрез с требованиями социальной реальности. За соблюдением этих требований следит Сверх-Я, представитель общества. Присмотримся ближе к этой структуре.

Оно (Ид) — является древнейшим психическим образова­нием, содержащем в себе безудержные примитивные телесныеинстинкты (сексуальные и агрессивные влечения). Его функ­ции всецело подчинены принципу удовольствия. Простейшие методы раскрытия содержания Оно, по Фрейду, заключаются в анализе снов и свободных ассоциаций.

Всей силой Оно управляет «либидо» (лат. «влечение, желание») — психическая энергия сексуальных влечений, желаний, г. е. половой инстинкт. Фрейд описал способы превращения •либидо». Инстинктивный импульс может быть: а) вытеснен неразряженным в бессознательное; б) разряжен в действии либо посредством стыда и морали, либо посредством сублимации.

Сублимация (лат. «возвышать, возвеличивать») — психический процесс, представляющий собой переключение энергии полового инстинкта (либидо) с непосредственных целей (низ­менных) на цели несексуального свойства — социально и культурно приемлемые (высшие), нравственно одобряемые: занятие наукой, создание художественных произведений, саморазвитие человека и т.п.

Я (Эго) — та часть личности, которая осознается и реагиру­ет на окружающую среду посредством своих познавательных способностей. Я — посредник между Оно и Сверх-Я. По мере развития индивида происходит дифференциация Я и развитие Сверх-Я. Фрейд установил, что люди существенно различаются между собой в формах и эффективности деятельности Я (вчастности, могут быть сильными или слабыми).

Сверх-Я (Супер-Эго) — высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая роль внутреннего цензора. Сверх-Я служит источником моральных и религиозных чувств,контролирующим и наказующим агентом, социокультурно обусловленным

Иначе говоря, Сверх-Я — это система социальных фильтров. То, что не пропускается через эти фильтры, загоняется в бессознательное, от которого можно избавиться систе­мой моральных норм и социальных запретов, особенно с по­мощью чувства совести.

Пафос учения Фрейда — в требовании постоянного превра­щения Оно в Я — подлинно гуманистическая (хотя и очень трудная) и благородная работа, достойная и каждого человека, ичеловечества в целом.

К.-Г. Юнг хотя и начинал совместную работу с Фрейдом,однако впоследствии разошелся с ним во взглядах. Их основные расхождения касались двух принципиальных моментов:

роли сексуального начала в психической жизни индивида;

понимания природы бессознательного.

Юнг подверг критике пансексуализм Фрейда, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессозна­тельного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить проис­хождение человеческой культуры и творчества только с пози­ций либидо.

Строя свою оригинальную концепцию бессознательного, Юнг исходил из того, что оно:

1.вовсе не является темным океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе историческогоразвития человека;

2.вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат
интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания;

3.действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя пере­ходу личности на определенную, более высокую, ступень развития.

Одна из самых кардинальных идей Юнга в психологии: кроме личного, индивидуального бессознательного, существует более глубокий пласт внутреннего мира — коллективное бес­сознательное, которое имеет всеобщую сверхличностную при­роду. Носителей коллективного бессознательного Юнг назвалархетипами (греч. «начало, образ»), которые и составляют егосодержание (структуру) и присущи от рождения всем людям. Архетипы многообразны, важнейшие из них: Анима (жен­ское начало), Анимус (мужское начало), Тень, Персона, Са­мость, Герой, Спаситель, Чудовище и др. Архетипы не могут быть схвачены разумом, это некие мифические вневременные и внепространственные образования, общие для всех людей. Это некие «дремлющие мыслеформы», в которых сосредоточе­на колоссальная энергия. Архетипы — это «образы-символы»,представляющие собой адекватные выражения всеобщих человеческих нужд, инстинктов, стремлений и потенций, и, в ко­нечном счете, предшествуют человеческой истории. Архетипы— некие доопытные структуры, которые являются человеку через сны, образы, мифы, фантазии, воображение.

 

 

Вопрос 17 (сознание и его структура)

Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

Ядро сознания:

— ощущения;

— восприятия;

— представления;

— понятия;

— мышление.

Компоненты структуры сознания — чувства и эмоции.

Сознание выступает как результат познания, а способом его существования является знание. Знание — это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.

 

Вопрос 18 (французский материализм второй половины 18 века)

В Европе философия XVIII в. продолжает и развивает идеи XVII в. В этот период происходит дальнейшая разработка философской мыслью достижений науки и общественной практики.

Философские сочинения пишутся и издаются на языке народа, который знакомится с сочинениями мыслителя.

Основные мысли философии XVIII в.:

— исходный пункт философствования — человек разумный;

— законы природы и разума не отличаются, потому что законы природы переходят в законы разума;

— философия в первую очередь — это искусство жить в соответствии с законами разума;

— философия — основание всех наук;

— понятие теории познания определяется как теоретико-познавательный сенсуализм;

— главная причина неудач человека — в недостатке морального сознания;

— человек не свободен в своих действиях, потому что он включен в систему необходимых связей;

— религия и мораль не совместимы, совместимы только атеизм и мораль.

Онтологические проблемы рассматриваются философами XVIII в.:

— в материалистическом аспекте;

— в атеистическом аспекте.

В философии XVIII в. большое развитие получает материализм во взглядах на объяснение явлений природы. Выдающееся историческое значение имеет французский материализм, потому что он:

— выступал против средневековой схоластики и всех тех учреждений, которые несли на себе печать антигуманизма Средневековья;

— обосновывал свое миропонимание и человеческие интересы.

Самым ярким выразителем философских взглядов французского материализма был Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723–1789). Он написал поучительные атеистические памфлеты: «Система природы», «Разоблаченное христианство», «Религия и здравый смысл», «Карманный богословский словарь» и др. Его произведение «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», появившееся в печати в 1770 г., содержало изложение важнейших онтологических проблем: материи; природы; движения; пространства; времени; причинности; случайности; необходимости и др.

Дени Дидро (1713–1784) дает свое понимание важнейших онтологических проблем в работах: «Философские принципы материи и движения», «Мысли об объяснении природы», «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Сон Д'Аламбера». Дидро ввел диалектику в рассмотрение проблем бытия. По мнению Дидро, чувствует вся материя (это точка зрения гилозоизма), но различают:

— «чувствительность инертную»;

— «чувствительность деятельную». Французский материализм попытался преодолеть разрыв между природой (растительным, животным миром) и человеком.

Проблемы гносеологии наряду с онтологическими являются важнейшими в философии XVIII в. Источником знаний философы XVII в. называют внешний и внутренний мир человека.

Материалисты видели роль как чувственного, так и рационального моментов в познании: разум не может отрываться от чувств, но он и не должен чрезмерно доверять им.

Методами познания являются:

— наблюдение;

— эксперимент.

Переход от мышления чувственного к абстрактному, по мнению философов-материалистов, происходит как непрерывный процесс: вслед за желанием, памятью возникает сравнение и суждение.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.013 с.)