Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 16 (сознание и бессознательное)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Бессознательное — сложный феномен, «свое другое» сознания (неосознанное, подсознательное, досознательное). Хотя человек, прежде всего существо сознательное, но бессознательное занимает большое место в его духовной жизни. Например, далеко не все последствия наших поступков мы осознаем. Многие человеческие действия носят машинальный, автоматизированный характер. Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. Среди них (кроме упомянутых) называютсновидения, обмолвки, оговорки, утрату полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п. Было бы неверно приравнивать бессознательное к животной психике. Однако понятие «психика человека» шире понятия «сознание». Низший уровень человеческой психики и естьбессознательное. Фактически все действия людей оказываютсясоединением сознательного и бессознательного. Предысторией бессознательного можно считать учение Платона об анамнесисе — припоминании душой созерцавшихся ею до вселения в тело всеобщих истин. В дальнейшем стремление осмыслить феномен бессознательного шло как по линиифилософии (Декарт, Лейбниц, Шеллинг, йенские романтики и др.), так и по линии психологии — особенно в связи с изучением патопсихологических процессов и гипнотических явлений(Бернгейм, Шарко, Жане и др.). Однако наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательного были созданы в XX в. австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом (1856—1939) и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом (1875—1961). Кратко суть концепции Фрейда выглядит следующим образом. Разработанные им идеи основаны на представлении одоминирующей роли бессознательного в человеческой жизни,инстинктов — в основном сексуального характера. Именно Фрейду принадлежат слова о том, что «я» «не является хозяином в собственном доме» и что сознание человека вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно. Фрейд развертывает структурную концепцию психики,выводящую всю психическую динамику из взаимодействия трехинстанций — Оно, Я, Сверх-Я. Бессознательное Оно — это, поФрейду, «кипящий котел инстинктов». Задачей сознательного Я является такое удовлетворение импульсов Оно, которое не шло бы вразрез с требованиями социальной реальности. За соблюдением этих требований следит Сверх-Я, представитель общества. Присмотримся ближе к этой структуре. Оно (Ид) — является древнейшим психическим образованием, содержащем в себе безудержные примитивные телесныеинстинкты (сексуальные и агрессивные влечения). Его функции всецело подчинены принципу удовольствия. Простейшие методы раскрытия содержания Оно, по Фрейду, заключаются в анализе снов и свободных ассоциаций. Всей силой Оно управляет «либидо» (лат. «влечение, желание») — психическая энергия сексуальных влечений, желаний, г. е. половой инстинкт. Фрейд описал способы превращения •либидо». Инстинктивный импульс может быть: а) вытеснен неразряженным в бессознательное; б) разряжен в действии либо посредством стыда и морали, либо посредством сублимации. Сублимация (лат. «возвышать, возвеличивать») — психический процесс, представляющий собой переключение энергии полового инстинкта (либидо) с непосредственных целей (низменных) на цели несексуального свойства — социально и культурно приемлемые (высшие), нравственно одобряемые: занятие наукой, создание художественных произведений, саморазвитие человека и т.п. Я (Эго) — та часть личности, которая осознается и реагирует на окружающую среду посредством своих познавательных способностей. Я — посредник между Оно и Сверх-Я. По мере развития индивида происходит дифференциация Я и развитие Сверх-Я. Фрейд установил, что люди существенно различаются между собой в формах и эффективности деятельности Я (вчастности, могут быть сильными или слабыми). Сверх-Я (Супер-Эго) — высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая роль внутреннего цензора. Сверх-Я служит источником моральных и религиозных чувств,контролирующим и наказующим агентом, социокультурно обусловленным Иначе говоря, Сверх-Я — это система социальных фильтров. То, что не пропускается через эти фильтры, загоняется в бессознательное, от которого можно избавиться системой моральных норм и социальных запретов, особенно с помощью чувства совести. Пафос учения Фрейда — в требовании постоянного превращения Оно в Я — подлинно гуманистическая (хотя и очень трудная) и благородная работа, достойная и каждого человека, ичеловечества в целом. К.-Г. Юнг хотя и начинал совместную работу с Фрейдом,однако впоследствии разошелся с ним во взглядах. Их основные расхождения касались двух принципиальных моментов: роли сексуального начала в психической жизни индивида; понимания природы бессознательного. Юнг подверг критике пансексуализм Фрейда, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества только с позиций либидо. Строя свою оригинальную концепцию бессознательного, Юнг исходил из того, что оно: 1.вовсе не является темным океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе историческогоразвития человека; 2.вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат 3.действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную, более высокую, ступень развития. Одна из самых кардинальных идей Юнга в психологии: кроме личного, индивидуального бессознательного, существует более глубокий пласт внутреннего мира — коллективное бессознательное, которое имеет всеобщую сверхличностную природу. Носителей коллективного бессознательного Юнг назвалархетипами (греч. «начало, образ»), которые и составляют егосодержание (структуру) и присущи от рождения всем людям. Архетипы многообразны, важнейшие из них: Анима (женское начало), Анимус (мужское начало), Тень, Персона, Самость, Герой, Спаситель, Чудовище и др. Архетипы не могут быть схвачены разумом, это некие мифические вневременные и внепространственные образования, общие для всех людей. Это некие «дремлющие мыслеформы», в которых сосредоточена колоссальная энергия. Архетипы — это «образы-символы»,представляющие собой адекватные выражения всеобщих человеческих нужд, инстинктов, стремлений и потенций, и, в конечном счете, предшествуют человеческой истории. Архетипы— некие доопытные структуры, которые являются человеку через сны, образы, мифы, фантазии, воображение.
Вопрос 17 (сознание и его структура) Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Ядро сознания: — ощущения; — восприятия; — представления; — понятия; — мышление. Компоненты структуры сознания — чувства и эмоции. Сознание выступает как результат познания, а способом его существования является знание. Знание — это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.
Вопрос 18 (французский материализм второй половины 18 века) В Европе философия XVIII в. продолжает и развивает идеи XVII в. В этот период происходит дальнейшая разработка философской мыслью достижений науки и общественной практики. Философские сочинения пишутся и издаются на языке народа, который знакомится с сочинениями мыслителя. Основные мысли философии XVIII в.: — исходный пункт философствования — человек разумный; — законы природы и разума не отличаются, потому что законы природы переходят в законы разума; — философия в первую очередь — это искусство жить в соответствии с законами разума; — философия — основание всех наук; — понятие теории познания определяется как теоретико-познавательный сенсуализм; — главная причина неудач человека — в недостатке морального сознания; — человек не свободен в своих действиях, потому что он включен в систему необходимых связей; — религия и мораль не совместимы, совместимы только атеизм и мораль. Онтологические проблемы рассматриваются философами XVIII в.: — в материалистическом аспекте; — в атеистическом аспекте. В философии XVIII в. большое развитие получает материализм во взглядах на объяснение явлений природы. Выдающееся историческое значение имеет французский материализм, потому что он: — выступал против средневековой схоластики и всех тех учреждений, которые несли на себе печать антигуманизма Средневековья; — обосновывал свое миропонимание и человеческие интересы. Самым ярким выразителем философских взглядов французского материализма был Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723–1789). Он написал поучительные атеистические памфлеты: «Система природы», «Разоблаченное христианство», «Религия и здравый смысл», «Карманный богословский словарь» и др. Его произведение «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», появившееся в печати в 1770 г., содержало изложение важнейших онтологических проблем: материи; природы; движения; пространства; времени; причинности; случайности; необходимости и др. Дени Дидро (1713–1784) дает свое понимание важнейших онтологических проблем в работах: «Философские принципы материи и движения», «Мысли об объяснении природы», «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Сон Д'Аламбера». Дидро ввел диалектику в рассмотрение проблем бытия. По мнению Дидро, чувствует вся материя (это точка зрения гилозоизма), но различают: — «чувствительность инертную»; — «чувствительность деятельную». Французский материализм попытался преодолеть разрыв между природой (растительным, животным миром) и человеком. Проблемы гносеологии наряду с онтологическими являются важнейшими в философии XVIII в. Источником знаний философы XVII в. называют внешний и внутренний мир человека. Материалисты видели роль как чувственного, так и рационального моментов в познании: разум не может отрываться от чувств, но он и не должен чрезмерно доверять им. Методами познания являются: — наблюдение; — эксперимент. Переход от мышления чувственного к абстрактному, по мнению философов-материалистов, происходит как непрерывный процесс: вслед за желанием, памятью возникает сравнение и суждение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.151 (0.007 с.) |