Природа человека и смысл его существования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа человека и смысл его существования



 

Проблема человека в истории философии. Отношение человека к миру в объективистских (натурализм, бихевиоризм) и субъективистских (экзистенциализм, психоанализ) концепциях человека.

Биосоциальная природа человека. Биологизаторство, его специфика и разновидности (расизм, социобиология) и социологизаторство (марксизм). Современные представления о биосоциальности человека. Теория антропосоциогенеза. Основные факторы антропосоциогенеза

Природа и сущность человека. Духовно-экзистенциальные аспекты человеческого существования. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человека. Основные ценностные ориентации человека и понятие смысла жизни. Вопрос о смысле человеческой жизни в философии и религии. Современные концепции решения этого вопроса. Принципы классификации ценностей. Проблема эвтаназии в современной медицине.

Человек в социуме. Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество, его сущность, этапы, механизмы. Особенности творческой личности. Понятие свободы в его эволюционном развитии. Свобода и произвол, свобода и анархия. Свобода и необходимость, свобода и ответственность. Аспекты свободы (философский, этический, религиозный, экономический, политический).

Индивид, личность, индивидуальность. Концепция личности как социального качества человека. Личность и общество. Основные факторы формирования личности. Социальные роли личности в обществе. Понятие социально зрелой личности. “Я-образ” человека, его влияние на становление личности. Индивидуальность как характеристика личности. Обобщенный портрет человеческой индивидуальности.

Медико-биологическая форма бытия человека Состояния человека, изучаемые медициной (организм как биологическая подструктура, личность как социальная подструктура человека). Телесные, психические и духовные функции индивида, их взаимосвязь. Дух и здоровье тела человека. Человек и факторы его жизнедеятельности. Человек как целостный организм и сумма биологических и социальных качеств. Дискуссия в естествознании о границах изменяемости человека. Здоровье как социальная ценность. Болезнь как стесненная свобода человека.

 

Тема 13. Проблема сознания

 

Проблема сознания в истории философии. Понятие сознания. Идеальное и материальное. Генезис сознания с позиций естествознания, психологии, космологии. Концепция отражения. Формы отражения. Сознание как эволюция форм отражение. Понятие “опережающего отражения”.

Сознание и мозг. Психофизиологическая проблема в истории философии и современные подходы к ее решению. Целостность функционирования головного мозга.

Психика, интеллект, сознание. Сознание, подсознание, бессознательное. Структурные элементы сознания. Познавательные психические процессы. Ощущение, восприятие, представление Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Интегративная природа сознания.

Проблема происхождения сознания. Основные этапы становления человека. Отличие зачатков психической деятельности животных от сознательной деятельности человека. Интеллект и его структура. Уровни и стадии развития интеллекта.

Свойства сознания. Активность сознания и особенности ее проявления. Взаимосвязь психического, интеллектуального, духовного и культурного в сознании.

Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль).

Проблемы искусственного интеллекта. Возможность моделирования функций головного мозга.

Проблема сознания в медицине и фармации. Взаимодействие психического и соматического. Проблема души и тела в истории философии. Современные подходы к проблеме психосоматики. Влияние психики на функции организма, на возникновение патологических состояний и возможность выздоровления организма; учет психического состояния человека в фармакологической практике. Влияние болезни на психику человека. Социальная значимость психосоматической проблемы в настоящее время.

Взаимосвязь свойств головного мозга и особенностей практики лечения и назначения лекарств. Учет действия различных химических средств и составов (транквилизаторов, стимуляторов, депрессантов и др.) на головной мозг, а также веса мозга в применении фармакологических средств. Понятие анатомической нормы головного мозга.

 

Познание (гносеология)

 

Познание как философская проблема. Проблема познания в истории философии. Агностицизм и его формы (античный скептицизм, агностицизм Беркли и Юма; Канта).

Субъект и объект познания. Сознание и познание. Познавательные возможности человека. Знание и информация: общее и отличия. Объяснение и понимание. Познание как деятельность и отражение. Знание и оценка. Операциональный характер знания.

Чувственное познание и его элементы. Понятие как основная форма рационального познания. Суждения и умозаключения. Роль абстракций в процессе познания. Взаимосвязь чувственного и рационального познания.

Истина и заблуждение. Абсолютная и относительная истина. Истина как процесс. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, практика, верификация, фальсификация, когеренция, корреспонденция и др. Интуиция, ее роль в познании. Истина и правда. Истина и оценка. Факторы, стимулирующие и искажающие истину.

Закономерности процесса познания в медицинской деятельности. Значение чувственного опыта врача при постановке диагноза. Соотношение чувственного и абстрактного познания во врачебной деятельности. Чувственная деятельность и клиническое направление в деятельности врача. Понятие клинического мышления и его влияние на диагностику заболевания и назначение лекарственных средств. Типы клинического мышления. Диагностический процесс как процесс взаимодействия субъекта и объекта. Возможность диагностических ошибок, их объективные и субъективные причины. Роль интуиции в деятельности врача.

Повышение статуса биотехнологического знания в медицине. Роль медицинских биотехнологий в определении диагностических веществ и параметров их обмена, а также определении особенностей физических процессов организма с целью более точной диагностики и эффективного лечения.

Относительность понятия “неизлечимая болезнь”. Современные подходы фармацевтического знания в решении проблем борьбы с различными болезнями, старением организма. Изменение представления о традиционных и нетрадиционных лекарственных средствах.

 

Тема 15. Научное познание

 

Наука как специфическая форма познания. Наука как форма духовного производства и социальный институт. Научное и вненаучное знание: критерии отличия. Проблема возникновения науки. Наука и практика. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм. Традиции и новаторство в науке.

Общие закономерности развития науки (преемственность, дифференциация и интеграция, взаимодействие наук, свобода критики и др.).

Генезис научного знания. Научные революции и смена типов научной рациональности. Понятие “этики науки”.

Основные направления философии науки ХХ века (постпозитивизм: концепция науки и развития научного знания К.Поппера, методология концепция смены парадигм и “методологические директивы” Т.Куна, методология исследовательских программ И.Лакатоса, реконструкция истории науки и теоретико-методологический плюрализм П.Фейерабенда).

Эмпирический и теоретический уровни научного познания: основные отличия. Особенности эмпирического познания Специфика теоретического познания и его формы. Основные формы организации эмпирического и теоретического познания (научный факт, проблема, гипотеза, теория). Научное предвидение.

Методология научного познания. Понятие научного метода. Классификация методов. Научные методы эмпирического исследования. Научные методы теоретического исследования. Общелогические методы. Взаимодействие методов.

Проблема метода. Роль научно-теоретических принципов и методов естественных и общественных наук в разработке собственно медицинских и фармацевтических методов и методик исследования. Роль эксперимента и теоретического синтеза в медицине, биологии, химии, фармации. Внедрение кибернетических методов в медико-биологические науки. Единая теория медицины – теория здоровья и болезней.

Медико-биологические науки и социум. Императивы гуманистических идеалов и ценностей медико-биологических наук. Биоэтика и ее основные проблемы. Фармацевтическая биоэтика. “Нравственный кодекс” фармацевта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.007 с.)