Методические указания по курсу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по курсу



Методические указания по курсу

«Ф И Л О С О Ф И Я»

 

 

 

Санкт-Петербург

Г.

 

Составители: Липский Б.И., Воробьева С. А., Игнатов А.В., Неронов А.В., Неронова М.Ю.

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор Шилков Ю.М.,

доктор фармацевтических наук, профессор Лин А.А.

 

Методические указания включают введение, содержание курса (лекций и семинарских занятий), основную и дополнительную литературу, темы докладов и рефератов, вопросы для подготовки к экзамену

 

Методические указания по курсу дисциплины «Философия» составлены в соответствии с требованиями (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки по специальности 060108 (Фармация) и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утверждёнными Министерством здравоохранения РФ 09.03.2000 г., а также примерной программой по философии.

В указания включены все дидактические единицы – темы федерального компонента курса “Философия”, учитывающие региональную, профессиональную специфику вуза, научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплины в форме лекционных курсов и практических занятий, заданий и семинаров.

Содержание данного курса “Философия” профессионально ориентированно с учётом профиля подготовки выпускников по специальности «провизор» и содействует реализации задач в профессиональной деятельности.

 

Введение

Курс “Философия” является базовым для бакалавров и дипломированных специалистов всех вузов России, и представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нём, формированию и эволюции философского мировоззрения и мироощущения.

Целью курса является развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. В программе курса рассматривается картина возникновения, развития, современного состояния философии. Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству выдающихся мыслителей, чьи идеи играли ключевую роль в истории культуры, в создании новых принципов и концепций миропонимания. Акцент делается на связь историко-философских идей с современными проблемами культуры и науки. История философии представлена не только в собственных именах, датах, событиях, названиях трактатов, но как основа для уяснения сегодняшних представлений о природе, человеке, познании, социальной жизни, политики, права, морали, религии, искусства, науки и техники.

Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в общенаучном, так и в ценностном планах. Отмечается плюрализм различных подходов, многообразие точек зрения ряда авторов по отдельным философским вопросам.

Задача курса – дать студентам систему философских знаний, научить их ориентироваться в истории философии, прослеживать в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов единство, воспроизведение, дальнейшую проработку “вечных” тем. Курс призван привить навыки определения общего характера концепций, различения типа философских позиций, мировоззренческих установок, включённых в различные области гуманитарного, социального, естественнонаучного и технического знания; развить способность самостоятельного анализа и осмысления принципиальных вопросов мировоззрения, постоянно находящихся в поле внимания философов и глубоко волнующих людей сегодня в XXI веке.

Настоящий курс тесно связан с другими гуманитарными дисциплинами – социологией, политологией, психологией, культурологией, эстетикой, но затрагивает лишь общемировоззренческие проблемы и варианты их решения. Знания, полученные студентами в курсе “Философия” могут быть использованы и конкретизированы в процессе изучения других гуманитарных и философских дисциплин.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

Цели преподавания дисциплины:

 

- сформировать целостное представление о философии как системе знаний о мире в целом, об общих принципах и закономерностях бытия и познания, отношения человека к миру;

- обозначить место философии в системе культуры, ее роль в профессиональном и личностном становлении специалиста, владеющего широким диапазоном мышления и творческим отношением к миру;

- развить у студентов оценочное отношение к миру и человеку, осознанную ориентацию в самостоятельном поиске ответов на основные мировоззренческие вопросы, что является необходимым компонентом любого профессионального образования и предпосылкой нормальной социализации личности;

- стимулировать потребность студентов в духовном и интеллектуальном саморазвитии личности, профессиональном совершенствовании;

- составить представление об основных философских проблемах в их историческом развитии, предполагающих разнообразие подходов и их осмысления, об основных понятиях, законах и категориях философии, ее методах и языке;

- обозначить диалектическую связь философии с естественными науками, прежде всего, медико-фармацевтического профиля, их взаимное историческое и логическое взаимодействие.

 

Задачи изучения дисциплины:

 

- усвоение знаний об основных разделах, понятиях и категориях философии, соответствующих требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования и объему программы курса «Философия»;

- знакомство с интеллектуальными, нравственными, эстетическими, социальными, политическим ценностями в историко-философском и современном контекстах;

- формирование у студентов собственной мировоззренческой позиции в результате рефлексии мировоззренческих парадигм на протяжении истории философской мысли, а также современных общечеловеческих ценностей;

- выработка навыков самостоятельной оценки философских и научных течений, направлений и школ;

- формирование способности выявления сущностных аспектов различных проблем, что содействует комплексному их пониманию, творческому и аргументированному решению;

- знакомство с основными философскими проблемами науки, а также отдельными областями медико-фармацевтического знания;

- определение проблем современной мировой и российской цивилизации, глобального характера основных проблем современности и перспектив их возможного решения;

- овладение приемами ведения полемики и дискуссии;

- выработка умения самостоятельно работать с научной литературой и другими источниками информации, библиографией, методической и справочной литературой, а также правильно составлять библиографический аппарат научной работы на основе практики работы с рефератами;

- определение своеобразия философии, её места в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле человеческой жизни;

- понимание смысла взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

- уяснение условий формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; роли насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

- выработка представления о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

- уяснение роли науки в развитии цивилизации, современных социальных и этических ее проблемах.

Студент должен уметь:

- вести полемику и дискуссию;

- самостоятельно работать с научной литературой и другими источниками информации, библиографией, методической и справочной литературой, а также правильно составлять библиографический аппарат научной работы на основе практики работы с рефератами.

- осмысливать ранее существовавшие и новые философские школы;

- применять общенаучные и специальные методы при изучении естественнонаучных, технических, социально-философских дисциплин и рассмотрении конкретных практических вопросов;

- сравнивать ценностно-нормативные ориентации конкретных культурно-исторических эпох;

- квалифицированно и корректно доказывать и обосновывать собственную точку зрения при анализе философских проблем

 

 

Учебно-методическое обеспечение курса:

Основная рекомендуемая литература (учебники, учебные пособия, хрестоматии):

 

1. Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

2. Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

3. Алексеев, П.В. История философии: учебник. - М., 2005.

4. Бобров, В.В. Введение в философию: учебное пособие. - М., 2000.

5. Введение в философию. Ч.1,2. - М., 2003.

6. Голубинцев, В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов.- Ростов-на-Дону: Серия «Высшее образование», 2004.

7. Ермаков, Е.Е. Философия: учебник для вузов. - М., 2002.

8. Зотов, А.Ф. Современная западная философия: учебник для вузов. - М., 2001.

9. Ильин, А.А. Истории философия. - М., 2003.

10. Канке, В.А. Философия: учебник для вузов. - М., 2006.

11. Новая философская энциклопедия в 4-х томах. - М., 2001.

12. Петрова М.А. Проблема личности в философии. Текст лекций. - СПб., 2000.

13. Скирбекк, Г. История философии. - М., 2001.

14. Cпиркин, А.Г. Философия. - М., 2002.

15. Философия: учебник / под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. - М., 2004.

16. Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 2003.

17. Философия: учебник для вузов / под ред. Л.А. Никитич - М., 2000.

18. Философия / под ред. В.П. Кохановского. - Ростов на / Д., 2003.

19. Философия:учебное пособие. - Ростов на / Д., 2000.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС

 

РАЗДЕЛ 1.

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

Тема 3.Античная философия

 

Космологизм ранней греческой философии. Рационалистический характер мышления первых греческих философов: Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра. Проблема первоначала. Становление античной диалектики. Гераклит. Пифагорейская школа. Онтологизм античной классики: проблема бытия в философии элеатов (Ксенофан, Парменид). Проблема бытия и движения в философии Зенона.

Атомистическая трактовка бытия. Предпосылки атомистики: философия Эмпедокла и Анаксагора. Атомистика Демокрита.

Идеалистическая трактовка бытия. Открытие идеальной реальности. Бытие как мир бестелесных идей у Платона. Теория “трех миров” Платона. Познание как “припоминание”. Проблема души и тела. Понятие материи. Теория “идеального государства” Платона.

Метафизика Аристотеля. Понятие сущности (субстанции). Учение о первых причинах сущего. Материя и форма. Энциклопедический характер философии Аристотеля. Система логики. Учение о человеке. Теория идеального государства Аристотеля.

Релятивизм софистов (Протагор). Сократ: субъективное и объективное содержание сознания. Метод субъективной диалектики. Этический рационализм Сократа.

Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники).

Натурфилософские идеи древних греков как предпосылка становления естественнонаучного знания. Пифагор. Эмпедокл. Демокрит. Платон. Аристотель и его роль в становлении теоретического подхода медико-биологическом знании. Основные школы и теории античной медицины. Гиппократ, его роль в становлении античной медицины.

 

Тема 8. Русская философия

 

Специфика и основные периоды развития русской философии. Религиозные и светские тенденции в русской мысли. Проблема начал русской философии, ее связь с историей и культурой России. Формирование самобытной философской проблематики (IX-XIII в.в.). (Илларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах). Развитие религиозно-философской мысли в Московском государстве (XV-XVI в.в.) (Нил Сорский, И.Волоцкий. А.Курбский).

Русская философия XVII-ХVIII вв. Социально-культурный аспект старообрядческого движения на Руси (Аввакум). Раннепросветительское мировоззрение (С.Полоцкий, Ю.Крижанич).

Социально-философские идеи русского Просвещения XVIII - 1 пол. XIX в.) (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев). Русское масонство (Н.И.Новиков).

Философские идеи декабристов (М.В.Фонвизин, Д.Якушкин)

Проблема “Восток-Запад-Россия” в русской философии XIX века (западники и славянофилы). А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, В.Г.Белинский, К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин.

Философия и социология русских революционных демократов (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов).

Идейное содержание народничества (П.Л.Лавров. М.А.Бакунин. П.А.Кропоткин).

Русский “религиозный ренессанс” XIX - нач. ХХ века (В.С.Соловьев. Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, И.А.Ильин).

Консервативно-охранительное направление русской мысли (Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев).

Философия марксизма в России (Г.В.Плеханов, Н.И.Бухарин, Л.Д.Троцкий. Ленинизм и сталинизм.

“Философия естествознания” в России и ее основные проявления (позитивистское, социологическое, космистское). В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский.

Основные этапы развития фармацевтического знания в России. Традиции русской народной медицины и формирование русской государственной медицины (1Х-ХVI вв.). Деятельность Аптекарского приказа (ХVII в.в). Аптечное дело и медицина в России при Петре 1. Реформа медицинского и аптечного дела. Клиническая медицина России (XVIII-XIX в.в.). Возникновение российской фармакогнозии. Земская медицина России (ХIХ в.). Создание больниц и медицинской газеты (ХIХ в.). Создание химико-фармацевтической промышленности (ХХ в.). Дальнейшее развитие отечественной фармации.

Философия и методологические проблемы медицины, биологии и фармации в России XIX - нач. ХХ в.в. Деятельность И.М.Сеченова и новые представления о психике человека. Рассмотрение И.И.Мечниковым проблем жизни и смерти. И.П.Павлов о взаимоотношении организма с окружающей средой.

 

 

РАЗДЕЛ 2.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Тема 11. Учение о развитии

 

Идея развития и ее исторический смысл. Изменение, движение, развитие. Прогресс и регресс. Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика – противоположные подходы к развитию. Современные подходы к диалектике. Категории, принципы, законы развития.

Принцип системности. Понятие системы, структуры, элемента, функции. Сильные и слабые системные связи. Основные типы поведения систем. Понятие “системного эффекта”. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность, хаос и порядок; упорядоченность и гармоничность. Характеристика самоорганизующейся системы. Вселенная как самоорганизующаяся система.

Принцип детерминизма. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма. Статистические и динамические закономерности. Дискуссия по поводу детерминизма в естествознании.

Основные этапы становления идеи развития в биологии (античная натурфилософия – становление первых биологических дисциплин Нового времени: создание эволюционной биологии (Х1Х век); переход к систематическому экспериментальному исследованию отдельных факторов эволюции, формирование новых направлений в генетике и экологии (нач. ХХ в. – сер. 30-х гг. ХХ в.); синтез знания о факторах, движущих силах и закономерностях в эволюции живой материи (40-е гг. ХХ в. до настоящего времени)).

Основные концепции эволюции (ламаркизм, катастрофизм, униформизм) и их принципы. Принципы эволюционной теории Ч.Дарвина. Основы синтетической теории эволюции. Понятие микроэволюции и макроэволюции.

Мир живого как система. Энтропия, саморегуляция, принцип обратной связи живых систем. Основные уровни организации живых систем и их диалектическая связь.

Принцип глобального эволюционизма в биологии.

Методологическая роль категорий диалектики в медицине и фармации. Особенности принципа целостности (структурный, генетический, функциональный типы целостности; болезнь как целостная реакция организма). Единство общего и местного воздействий в медицине и фармации. Методологическое значение категорий общего и единичного, формы и содержания, необходимости и случайности, сущности и явления, структуры и функции, возможности и действительности, использование их в клинической практике.

Особенности принципа детерминизма в медико-биологическом познании (понятие функциональной, вероятностной причинности; моноказуализм, кондиционализм, полиэтиологизм).

Особенности действия законы диалектики в медицине и фармации (понятие меры, нормы и патологии в медицине и лекарствоведении, диалектика здоровья и болезни, противоположные тенденции в развитии болезни и тактика применения лекарственных средств).

Особенности действия законов диалектики в химии. Характер и формы проявления внутренних противоречий в химических веществах. Качество и количество в химии. Особенность действия закона отрицания отрицания в развитии атомно-молекулярного учения и в химических превращениях.

 

Тема 13. Проблема сознания

 

Проблема сознания в истории философии. Понятие сознания. Идеальное и материальное. Генезис сознания с позиций естествознания, психологии, космологии. Концепция отражения. Формы отражения. Сознание как эволюция форм отражение. Понятие “опережающего отражения”.

Сознание и мозг. Психофизиологическая проблема в истории философии и современные подходы к ее решению. Целостность функционирования головного мозга.

Психика, интеллект, сознание. Сознание, подсознание, бессознательное. Структурные элементы сознания. Познавательные психические процессы. Ощущение, восприятие, представление Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Интегративная природа сознания.

Проблема происхождения сознания. Основные этапы становления человека. Отличие зачатков психической деятельности животных от сознательной деятельности человека. Интеллект и его структура. Уровни и стадии развития интеллекта.

Свойства сознания. Активность сознания и особенности ее проявления. Взаимосвязь психического, интеллектуального, духовного и культурного в сознании.

Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль).

Проблемы искусственного интеллекта. Возможность моделирования функций головного мозга.

Проблема сознания в медицине и фармации. Взаимодействие психического и соматического. Проблема души и тела в истории философии. Современные подходы к проблеме психосоматики. Влияние психики на функции организма, на возникновение патологических состояний и возможность выздоровления организма; учет психического состояния человека в фармакологической практике. Влияние болезни на психику человека. Социальная значимость психосоматической проблемы в настоящее время.

Взаимосвязь свойств головного мозга и особенностей практики лечения и назначения лекарств. Учет действия различных химических средств и составов (транквилизаторов, стимуляторов, депрессантов и др.) на головной мозг, а также веса мозга в применении фармакологических средств. Понятие анатомической нормы головного мозга.

 

Познание (гносеология)

 

Познание как философская проблема. Проблема познания в истории философии. Агностицизм и его формы (античный скептицизм, агностицизм Беркли и Юма; Канта).

Субъект и объект познания. Сознание и познание. Познавательные возможности человека. Знание и информация: общее и отличия. Объяснение и понимание. Познание как деятельность и отражение. Знание и оценка. Операциональный характер знания.

Чувственное познание и его элементы. Понятие как основная форма рационального познания. Суждения и умозаключения. Роль абстракций в процессе познания. Взаимосвязь чувственного и рационального познания.

Истина и заблуждение. Абсолютная и относительная истина. Истина как процесс. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, практика, верификация, фальсификация, когеренция, корреспонденция и др. Интуиция, ее роль в познании. Истина и правда. Истина и оценка. Факторы, стимулирующие и искажающие истину.

Закономерности процесса познания в медицинской деятельности. Значение чувственного опыта врача при постановке диагноза. Соотношение чувственного и абстрактного познания во врачебной деятельности. Чувственная деятельность и клиническое направление в деятельности врача. Понятие клинического мышления и его влияние на диагностику заболевания и назначение лекарственных средств. Типы клинического мышления. Диагностический процесс как процесс взаимодействия субъекта и объекта. Возможность диагностических ошибок, их объективные и субъективные причины. Роль интуиции в деятельности врача.

Повышение статуса биотехнологического знания в медицине. Роль медицинских биотехнологий в определении диагностических веществ и параметров их обмена, а также определении особенностей физических процессов организма с целью более точной диагностики и эффективного лечения.

Относительность понятия “неизлечимая болезнь”. Современные подходы фармацевтического знания в решении проблем борьбы с различными болезнями, старением организма. Изменение представления о традиционных и нетрадиционных лекарственных средствах.

 

Тема 15. Научное познание

 

Наука как специфическая форма познания. Наука как форма духовного производства и социальный институт. Научное и вненаучное знание: критерии отличия. Проблема возникновения науки. Наука и практика. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм. Традиции и новаторство в науке.

Общие закономерности развития науки (преемственность, дифференциация и интеграция, взаимодействие наук, свобода критики и др.).

Генезис научного знания. Научные революции и смена типов научной рациональности. Понятие “этики науки”.

Основные направления философии науки ХХ века (постпозитивизм: концепция науки и развития научного знания К.Поппера, методология концепция смены парадигм и “методологические директивы” Т.Куна, методология исследовательских программ И.Лакатоса, реконструкция истории науки и теоретико-методологический плюрализм П.Фейерабенда).

Эмпирический и теоретический уровни научного познания: основные отличия. Особенности эмпирического познания Специфика теоретического познания и его формы. Основные формы организации эмпирического и теоретического познания (научный факт, проблема, гипотеза, теория). Научное предвидение.

Методология научного познания. Понятие научного метода. Классификация методов. Научные методы эмпирического исследования. Научные методы теоретического исследования. Общелогические методы. Взаимодействие методов.

Проблема метода. Роль научно-теоретических принципов и методов естественных и общественных наук в разработке собственно медицинских и фармацевтических методов и методик исследования. Роль эксперимента и теоретического синтеза в медицине, биологии, химии, фармации. Внедрение кибернетических методов в медико-биологические науки. Единая теория медицины – теория здоровья и болезней.

Медико-биологические науки и социум. Императивы гуманистических идеалов и ценностей медико-биологических наук. Биоэтика и ее основные проблемы. Фармацевтическая биоэтика. “Нравственный кодекс” фармацевта.

 

Учение об обществе

 

Эволюция представлений об обществе в истории философии. Проблема построения теоретической модели общества. Философские основания теоретических моделей общества.

Общество как подсистема объективной реальности, социальный способ бытия человека. Структура общества. Гражданское общество и государство.

Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Методология формационного анализа, ее значение.

Цивилизация как философская категория. Культура и цивилизация: критерии их типологии. Эволюционизм и теория “локальных культур”.

Общественное сознание и его структура. Понятие общественного сознания. Формы общественного сознания. Менталитет. Общественное и индивидуальное сознание.

Логика истории и ее смысл. Специфика социального детерминизма. Основные законы социума и сознательная деятельность людей. Роль субъекта в историческом процессе. Фатализм и волюнтаризм. Соотношение стихийности и сознательности. Вариативность конкретных исторических процессов (прогресс, регресс, отставание и др.).

Проблема типологизации исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс. А.Тойнби, М.Вебер). Философия истории о динамике общественного развития (Ж.Б.Вико, И.Гердер, Ж.-Ж.Руссо, Г.В.Ф.Гегель, Н.Я.Данилевский, К.Маркс, Н.А.Бердяев).

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

 

 

Тема 11. Учение о развитии

 

План:

  1. Идея развития и ее историческое изменение.
  2. Понятие материалистической диалектики.
  3. Диалектические категории.
  4. Диалектические законы.
  5. Диалектические принципы (детерминизм, целостность, системность).

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов. - М., 2008, С. 521-565.
  2. Введение в философию: учебник для вузов / под ред. И.Т.Фролова: в 2 ч., - М., 1989. Часть 2. С. 96-171.

 

Дополнительная:

  1. Грант, В. Эволюционный процесс. - М., 1991.
  2. Диалектика вчера, сегодня, завтра: учебное пособие / под ред. Б.А.Кислова. Иркутск, 1996.
  3. Категории диалектики (Теор.-методол. пособие по курсу “Онтология и теория познания” / И.Я.Лойфман и др. - Екатеринбург, 2003.
  4. Кедров, Б.М. Беседы о диалектике. - М., 1989.
  5. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.
  6. Моисеев, Н.Н. Алгоритма развития. - М., 1987.
  7. Селиванов, Ф.А. В мире причин и следствий. - М., 1991.

 

Тема 13. Проблема сознания

 

План:

  1. Проблема сознания в истории философии.
  2. Идеальное и материальное. Мозг, психика, интеллект, сознание.
  3. Интегративная структура сознания. Элементы сознания.
  4. Активность сознания и особенности ее проявления. Язык и сознание.
  5. Самосознание и его структура (убеждения, самооценка, самоконтроль).
  6. Проблема искусственного интеллекта.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

 

  1. Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов. - М., 2003. Гл. XV.
  2. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. 2-е изд., доп. и перераб. - М., 2002. [Раздел II, главы 5-6, 10].
  3. Философия: учебник / под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова. - М., 2004. С.215-256.

 

Дополнительная:

  1. Бескова, И.А. Эволюция сознания: новый взгляд. - М., 2002.
  2. Дубровский, Д.И. Проблема идеального: субъективная реальность. - М., 2002.
  3. Иконникова, Г.И., Ляшенко В.П. Основы философии права. - М., 2001. [Раздел IV].
  4. Лившиц, М.А. Диалог с Эвальдом Ильенковым: проблема идеального. - М., 2003.
  5. Основы теории познания: учебное пособие / под ред. Б.И.Липского. - СПб., 2000.
  6. Петрунин, Ю.Ю. Искусственный интеллект: история, методология, философия. - М., 2002.
  7. Суворов, В.В. От искусственного интеллекта к “интеллектуальным объектам” - М., 2003.
  8. Философия: учебник для вузов / под ред. В.В. Миронова. - М., 2005.

 

Тема 14. Познание

 

План:

  1. Специфика познавательного отношения человека к миру. Субъект и объект познания.
  2. Знание, отражение, информация.
  3. Роль деятельности человека в процессе познания.
  4. Чувственное и рациональное познание.
  5. Проблема истины в философии. Абсолютная и относительная истина.
  6. Знание и вера.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов. - М., 2008. С. 242-284.
  2. Введение в философию: учебник для вузов / под ред. И.Т.Фролова: - М., 1989. С. 317-358.
  3. Степин, В.С. Теоретическое знание. - М., 2000.
  4. Философия: учебник / под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова. - М., 2004. С.257-295.

 

Дополнительная:

 

  1. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия. - М., 2000.
  2. Основы теории познания: учебное пособие / под ред. Б.И.Липского. - СПб., 2000.
  3. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки. - М., 1991.
  4. Туровский, М.Б., Туровская С.В. Мифология и философия как формы знания // Философские науки. – 1991. - № 10.
  5. Философия науки / под ред. С.А.Лебедева: учебное пособие для вузов. - М., 2004.

 

 

Тема 15. Научное познание

 

План:

  1. Научное знание и его характерные черты.
  2. Уровни научного познания. Критерии отличия эмпирического и теоретического познания.
  3. Методы научного познания (общелогические, эмпирические и теоретические).
  4. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории развития науки. Философия науки ХХ века. Теории Т.Куна, К.Поппера, И.Лакатоса, П.Фейерабенда.
  5. Научные революции как смена типов научной рациональности.
  6. Научное творчество, его специфика и методы.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов. - М., 2008. С. 370-422.
  2. Введение в философию: учебник для вузов/ под ред. И.Т.Фролова. - М., 2002.
  3. Философия науки: словарь основных терминов. - М., 2004.
  4. Философия: учебник / под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова. - М., 2004. С.297-342.

Дополнительная:

  1. Канке, В.А. Концепции современного естествознания: учебник для вузов. - М., 2004.
  2. Кохановский, В.П. Философия и методология науки: учебник для вузов. - Ростов на/Д., 2005.
  3. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: традиции и новации: учебное пособие для вузов. - М., 2001.
  4. Найдыш, В.М. Концепции современного естествознания: учебник. - М., 2005.
  5. Семенов, В.С. Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы // Вопросы философии. – 2006. - № 6.

 

 

Тема 17. Учение об обществе

 

План:

  1. Общество и природа. Общество как социальный способ бытия человека.
  2. Социальная система и ее особенности.
  3. Общественное воспроизводство. Человек в системе социальных связей.
  4. Основные сферы общества, их взаимосвязь.
  5. Экономическое бытие общества. Общественное производство как объект философского анализа.
  6. Роль политических, правовых, моральных отношений в общественном развитии.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Алексеев, П.В. Социальная философия. - М., 2003, Гл.IV.
  2. Крапивенский, С.Э. Социальная философия: учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высших учебных заведений. 4-е изд. - М., 2003.
  3. Соколов С.В. Социальная философия: учеб. пособие для вузов. - М., 2003.
  4. Социальная философия. Учебник / под ред. И. А. Гобозова. - М., 2003. [лекция II, XV, XVII].

Дополнительная:

  1. Андренов, Н.Б. О механизмах истории. - М., 2005.
  2. Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М., 2000.
  3. Поппер, К.: альтернатива обществу будущего // Вопросы философии. – 2002. - № 6.
  4. Каган, М.И. О ходе истории (Сб. статей). - М., 2004.
  5. Очерки социальной философии: учебное пособие / под ред. К.С.Пигрова. - СПб., 1998.
  6. Перов, Ю.П. Историчность и историческая реальность. - СПб., 2000.
  7. Семенов, В.С. Уроки ХХ века и путь в ХХ1 век. - М., 2000.

 

 

Методические указания по курсу

«Ф И Л О С О Ф И Я»

 

 

 

Санкт-Петербург

Г.

 

Составители: Липский Б.И., Воробьева С. А., Игнатов А.В., Неронов А.В., Неронова М.Ю.

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор Шилков Ю.М.,

доктор фармацевтических наук, профессор Лин А.А.

 

Методические указания включают введение, содержание курса (лекций и семинарских занятий), основную и дополнительную литературу, темы докладов и рефератов, вопросы для подготовки к экзамену

 

Методические указания по курсу дисциплины «Философия» составлены в соответствии с требованиями (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки по специальности 060108 (Фармация) и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утверждёнными Министерством здравоохранения РФ 09.03.2000 г., а также примерной программой по философии.

В указания включены все дидактические единицы – темы федерального компонента курса “Философия”, учитывающие региональную, профессиональную специфику вуза, научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплины в форме лекционных курсов и практических занятий, заданий и семинаров.

Содержание данного курса “Философия” профессионально ориентированно с учётом профиля подготовки выпускников по специальности «провизор» и содействует реализации задач в профессиональной деятельности.

 

Введение

Курс “Философия” является базовым для бакалавров и дипломированных специалистов всех вузов России, и представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нём, формированию и эволюции философского мировоззрения и мироощущения.

Целью курса является развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. В программе курса рассматривается картина возникновения, развития, современного состояния философии. Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству выдающихся мыслителей, чьи идеи играли ключевую роль в истории культуры, в создании новых принципов и концепций миропонимания. Акцент делается на связь историко-философских идей с современными проблемами культуры и науки. История философии представлена не только в собственных именах, датах, событиях, названиях трактатов, но как основа для уяснения сегодняшних представлений о природе, человеке, познании, социальной жизни, политики, права, морали, религии, искусства, науки и техники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.186 с.)